Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, +6 ℃
  • Алматы, +7 ℃
  • Шымкент, +13 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

 
   < 2020
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс


Семнадцать уроков независимости гражданина РК Адила Ахметова | BaigeNews.kz 21 июня, 2020, 16:38
7717
Фото: Адил Ахметов, Болашақ- қазына, 2019

Семнадцать уроков независимости гражданина РК Адила Ахметова

Беседа о самых разных моментах из истории независимости нашей Родины, которые стали уроками жизни профессора Ахметова.

Вопросы для интервью, посвященного теме 30-летия независимости Казахстана, корреспондент BaigeNews.kz задавал 79-летнему доктору филологических наук, бывшему руководителю отечественной системы образования, экс-послу Казахстана в Великобритании, экс-сенатору, а также известному писателю и профессору Адилу Ахметову по телефону. Беседа растянулась на несколько часов с небольшими перерывами. Но она была настолько живой и насыщенной живыми мыслями и малоизвестными фактами, что при подготовке интервью пришлось по несколько раз перечитывать и переосмысливать целые фрагменты истории независимого Казахстана.

О чем шла откровенная беседа? О самых разных моментах из истории независимости нашей Родины, которые так или иначе входили в резонанс с личной, общественной и богатой на свои плоды государственной деятельностью моего визави. Конечно, Адил Курманжанович начал с рассказа о своей работе в системе просвещения, поскольку в совокупности почти полвека трудился на благо развития сферы образования сначала в Казахской ССР, а затем и в независимом Казахстане.

Будучи одним из инициаторов внедрения системы тестирования, профессор четко высказал свое видение того, где нужно применять тестирование, а где стоит отказаться от него. Затронули актуальную для школьников и их родителей тему качества учебников, обсудили проблемы возвратившихся в страну "болашакеров". Между плавными поворотами нашей беседы мы коснулись и дипломатической работы, а также того, о чем, в первую очередь, должен думать истинный посол своего государства.

Не обошли вниманием темы латиницы и государственного языка. А также наш спикер поделился своими интереснейшими и поучительными изысканиями в области лингвистической археологии. Итак, встречайте семнадцать уроков независимости гражданина Ахметова!

Урок первый. Невидимая голова министра

Адил Курманжанович! Скоро исполняется уже 30 лет независимости Казахстана. В первые годы независимости вы были ректором Алматинского педагогического института иностранных языков, переименованного затем в Казахский университет международных отношений и мировых языков (КазУМОиМЯ). Далее возглавляли профильный Комитет образования Министерства образования, культуры и здравоохранения РК, а затем снова возглавили КазУМОиМЯ. Расскажите, пожалуйста, что было сделано в 90-е годы Казахстаном для сохранения и развития образовательной системы страны?

— Я был назначен ректором Алматинского педагогического института иностранных языков (АПИИЯ) по возвращении из США, где я два года был представителем города Алматы в городе-побратиме Тусоне (штат Аризона).

Это были первые годы независимости. Экономика у нас тогда была слабая, финансов было мало. Поэтому Правительству пришлось несколько министерств объединить в одно, где они превратились в комитеты объединенного Министерства образования, культуры и здравоохранения РК. В период с 1997 по 2000 годы это министерство возглавлял нынешний Госсекретарь Крымбек Кушербаев. Он же и пригласил меня возглавить Комитет образования.

Таким образом, я стал председателем комитета, который, по сути, был целым министерством по объемам задач и направлениям деятельности. Пахали с 8 часов утра до 12 часов ночи, так как самые срочные и неотложные письма заносились на подпись к министру вечером.

В это время все председатели комитетов стояли в очереди в приемной министра, чтобы подписать свои документы. Когда я впервые зашел в кабинет Кушербаева, то с удивлением обнаружил, как из-за кипы документов на столе еле-еле проглядывала его голова.

Конечно, все сильно уставали, но находились на работе. Иногда казалось, что проще переночевать на работе, чем идти ночью домой и возвращаться снова рано утром следующего дня. Вот такое было время...

Почему именно меня пригласили работать председателем Комитета образования? Видимо из-за того, что я уже имел свежий зарубежный преподавательский опыт в Аризонском университете, где обучалось 32000 студентов. До работы представителем города Алматы в городе-побратиме Тусоне я, будучи проректором АПИИЯ, я уже был куратором группы наших студентов в Аризонском университете по программе межвузовского обмена.


Урок второй. Как эмиссары советовать приезжали

— Какие задачи в Комитете образования стояли передо мной?

Наше министерство тогда располагалось в здании бывшего ЦК Компартии Казахстана, где в настоящее время размещается акимат Алматы. Однажды мне позвонили из Правительства и сообщили, что приехала группа иностранных экспертов, которые хотели бы дать нам советы по реформированию системы нашего образования. Я обрадовался, что на ловца и зверь бежит!

Прибыла группа из пяти-шести человек, я их принял. Общались на английском, поговорили и перешли к делу. Спрашиваю: "С какой целью приехали?" Они: "Помочь хотим вам". Я: "Хорошо, изложите ваши предложения". И один из них говорит: "Оказывается, у вас есть государственные стандарты!". Отвечаю: "Да! Есть и все вузы Казахстана занимаются по государственным стандартам". Они: "Этого не должно быть! Ничего хорошего от этого вы не получите, отмените все стандарты!". Я: "Хорошо, а дальше как? Что вы предлагаете вместо наших стандартов?". Они в ответ: "Ничего!".

Это теперь я понял, что тогда они хотели просто развалить нашу систему образования. Если бы мы последовали совету этих "визитеров" и полностью отменили бы госстандарты, то сели бы в калошу и до сих пор бы там сидели.

Тогда я им дипломатично ответил: "Хорошо, подумаем!". Затем проводил их. И советы их просто проигнорировал. В противном случае это б стало катастрофой для всей системы образования республики! Худо-бедно, но каждый вуз проводил обучение по государственным стандартам СССР. При этом отмечу, что система образования при Советском Союзе была одной из лучших в мире.

Урок третий. Петля Болонского процесса

— Европа 19 июня 1999 года приняла так называемую Болонскую декларацию. Таким образом, началось продвижение трехступенчатой системы из четырехгодичного бакалавриата, затем магистратуры и потом докторантуры PhD. Если сравнить эту систему с нашей бывшей советской, где обучение во многих университетах было пятилетним… Знаете, я сам проучился десять лет в среднеобразовательной школе, затем пять лет проучился в вузе и не жалуюсь! Обучение было очень качественным!

Что предлагала тогда Европа?

Она предлагала гранты вузам в рамках программы Tempus/Tacis для финансирования так называемых совместных проектов, по которым надо было обмениваться знаниями и опытом между европейскими высшими учебными заведениями и учебными заведениями стран-партнеров. Естественно, наши вузы с радостью старались выиграть эти гранты. И я, когда был ректором вуза, тоже выиграл грант.

Как мы рассуждали? Это всё же европейское образование, гранты Евросоюза, надо использовать шанс! Наши вузы составили специальные программы, разработали проекты. И министерство направило меня, поскольку я отлично владел английским языком, в итальянский город Турин, защищать эти проекты от имени всех вузов, которые приняли участие в этом процессе. Наши вузы, конечно, направляли туда и своих представителей, но не каждый из них тогда владел английским языком. Поэтому представлять их интересы довелось мне.

И до сих пор помню, как на одной из таких защит принял участие профессор из Англии, фамилию уже, к сожалению, подзабыл. В перерыве этот английский профессор подошел ко мне и высказал: "Слушайте, зачем вы собираетесь вступать в это Болонское соглашение? Зачем вам Tempus/Tacis? Я несколько раз бывал в Советском Союзе и знаю уровень вашей системы образования, уровень ваших студентов, ваших аспирантов и ваших докторов. Это очень высокий уровень, очень большая широта знаний! Зачем вам лезть в эту петлю?".

Ему, конечно, хорошо заплатили за то, чтобы он принимал участие в оценивании проектов программы Tempus/Tacis. Но этот профессор оказался честным человеком, поэтому и высказал мне свое личное мнение. Вот тогда я и задумался — куда мы вообще "влезаем"?

Что такое бакалавриат?

Это, по сути, неоконченное высшее образование. Бакалавру очень трудно устроиться на работу. Сравните, например, наших новых академиков и PhD-докторов с теми, кто получил степень доктора наук в советское время. У докторов PhD в ряде случаев, не во всех, конечно, окажутся посредственные докторские диссертации на уровне обычных дипломных работ прежних рядовых советских выпускников вузов и даже еще ниже. Раньше, чтобы нам стать доктором наук, нужно было ехать в Москву и три года учиться в аспирантуре и изучать соответствующую специальную литературу в библиотеках Москвы.

Что же получилось в итоге?

Все страны СНГ вошли в этот Болонский процесс, переняв эту систему бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD. Таким образом, советская система образования оказалась полностью разрушена. Исключение сейчас составляет, насколько я знаю, МГУ имени Ломоносова, который до сих пор обучает студентов по своей старой системе, разве что, наверное, отчетность сдает в министерство по новой системе.

Какой урок отсюда для независимого Казахстана?

Не стоит увлекаться советами псевдолибералов, а также превращать даже самые передовые экономические и политические теории в догмы, не надо идти на поводу модных трендов и авторитетных имен порой вопреки здравому смыслу. Всегда стоит помнить о том, что в развитых странах с рыночной экономикой отнюдь не отданы на откуп частному предпринимательству ни развитие общедоступного здравоохранения, ни финансирование фундаментальной науки, ни решение в целом такой важной задачи, как совершенствование человеческого капитала. Есть вещи, которыми обязано заниматься именно государство.

Урок четвертый. ЕНТ, коррупция и честные люди

Как вы относитесь к тестированию учащихся и исчезновению феномена экзаменов? Так ли они не нужны? Один известный казахстанский политолог недавно призвал отменить Единое национальное тестирование (ЕНТ), мотивируя тем, что заточенность образовательной системы на прохождение учащимися тестов во главу угла поставила банальную зубрежку, а не культ свободного мышления...

— Почему мы перешли к тестированию, к ЕНТ?

Перешли к тестированию, чтобы полностью исключить человеческий фактор, который присутствовал при сдаче экзаменов экзаменаторам. Тогда вузы принимали студентов через приемные комиссии и систему экзаменов. В комиссиях заседали по пять-шесть человек, которые зачастую проталкивали своих подопечных. Поэтому случалось так, что троечник мог поступить в вуз, а отличник легко мог "провалить" экзамен. Такая несправедливость имела место при поступлении в вузы как коррупционная ее составляющая.

Поэтому, когда я руководил комитетом образования, то мы приняли решение внедрить тестирование и, прежде всего, сделали это, чтобы исключить человеческий фактор. Это, действительно, хорошая система, но ее надо использовать именно при приеме абитуриентов в вузы.

Нет особого смысла применять тестирование для проверки знаний по литературе, истории, гуманитарным предметам. Человек по этим предметам должен, прежде всего, рассказать и уметь защитить свою точку зрения, в этом один из ключевых смыслов гуманитарного образования. Когда человек раскрывает душу, то экзаменатор сразу видит какими знаниями обладает экзаменующийся. Тестирование в этом направлении абсолютно вредно, поскольку абитуриент зачастую механически получает баллы.

Сейчас многие выступают за отмену тестирования. Может быть и нужно вернуться к старой системе экзаменов, но при одном условии: коррупционную составляющую человеческого фактора нужно исключить. Тут нужно хорошо подумать, как это сделать наиболее правильным способом. Ведь даже супер-отличника легко можно завалить, задав ему несколько каверзных вопросов, на которые он затруднится ответить. А троечника при желании, легко вытянуть, задавая ему наводящие и легкие вопросы.

Всё начинается со школьного образования. Если школьная база у абитуриента качественная, то поступая в университет он, вместе с ему подобными, сразу поднимает качественный уровень самих вузов. Скрывать не буду, но у нас профессия учителя на протяжении десятилетий независимости была не очень престижной, поэтому на педагога шли учиться, в основном, самые слабые выпускники, точнее, выпускницы средних школ. Парни туда априори не шли, потому что они считались будущими кормильцами своих семей, а зарплата учителей в Казахстане была, к сожалению, очень маленькой.

Поэтому реформа, начатая сейчас Президентом Касым-Жомартом Кемелевичем Токаевым, стала очень необходимой и долгожданной. Надеюсь, что двухкратное повышение зарплат педагогам, а также их социального статуса положительно повлияет на рост качества обучения в школах. Правда полноценный эффект этой реформы мы ощутим только через лет пять, не раньше.

Правильно и то, что теперь учителя не будут задействованы в разных предвыборных мероприятиях, перестанут собирать деньги у родителей учеников на ремонт классов и прочие нужды.

Теперь, после старта этих важных педагогических реформ, парни тоже пойдут учиться на учителей! Ведь хорошая зарплата является в сегодняшней рыночной среде одним из основных мотиваторов выбора профессии, она на корню меняет всю сложную ситуацию в сегодняшней образовательной системе страны.

Если снова говорить о тестировании, то его нужно сохранить при приеме абитуриентов в вузы. А вот во всем остальном нужно вернуться к старой системе. Однозначно считаю, что подавляющее большинство профессоров и преподавателей являются честными людьми. Они нормально и качественно преподают, читают лекции, проводят практические семинары и занятия. Коррупция в системе образования появляется при низкой оплате труда учителей. И это неоспоримый факт.


Урок пятый. Онлайн-обучение в нефтяной башне

В связи с пандемией развились формы дистанционного и онлайн-обучения. В соседней России давно существуют официально разрешенные онлайн-школы, которые имеют право выдачи аттестатов о школьном образовании. В Казахстане такие школы вроде как есть, но они не имеют таких прав. Как вы прокомментируете это обстоятельство?

— Отрицательная сторона пандемии в том, что мы стали сидеть дома — попали в замкнутое пространство. С другой стороны, мы начали изучать новые технологии. В этом и проявляется то хорошее, что принесла эта пандемия: все научные конференции, рабочие встречи стали проводиться в онлайн-режиме, вузы и школы перешли на дистанционный формат работы.

Например, Международная Тюркская академия (я в ней несколько лет работал) в этом году провела уже ряд научных конференций в режиме-онлайн с участниками из ЮНЕСКО, Турции, Азербайджана, Узбекистана и других стран. Участникам не пришлось тратиться на командировку (проезд, проживание в гостиницах и питание). Это же благо своего рода — экономия и оперативность! Как говорится: "Худа без добра не бывает".

Дистанционное, онлайн-обучение востребовано уже давно. Когда я работал послом Казахстана в Великобритании, то уже в 2001 году сам видел, как английский нефтяник, сидя на рабочем месте в нефтяной башне, защищал свою научную диссертацию в режиме онлайн! У них уже тогда все было в онлайн-режиме, у английских студентов был онлайн-доступ ко всем научным источникам.

На западе есть так называемые всеобъемлющие или многоаспектные университеты — comprehensive universities, где обучаются до 200 тысяч и более студентов. Туда поступают в онлайн-режиме и получают дипломы о высшем образовании. Люди учатся в них онлайн, не покидая рабочих мест, и получают таким образом, дополнительное образование. Вот это нужно перенимать Казахстану.

Урок шестой. Как филолог создал КБТУ

— Будучи послом в Великобритании, я посетил Оксфордский, Кембриджский, Вестминстерский и Абердинский, а также ряд других, в основном нефтегазовых, университетов. Посещал я их по заданию Первого Президента Нурсултана Назарбаева, который поручил мне создать Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ) в Алматы. Я выполнял его поручение, хотя и являлся по специальности филологом. По завершении всей предварительной работы по созданию КБТУ в Великобритании я был отозван в Казахстан.

По возвращении на родину Президент мне сказал следующее: "Ты сам создал этот КБТУ, так вот сам его и возглавляй!". Я ответил: "Спасибо! Но я же филолог! А университет технический". В ответ же Нурсултан Абишевич привел мне следующий аргумент: "Слушай, ты же возглавлял Комитет образования, правильно? И все вузы подчинялись тебе, в том числе и технические! Поэтому набирай хороших специалистов и возглавляй!". Мне пришлось согласиться с его предложением, о чем я не сожалею по сей день.

Нужно отметить, будучи послом в Великобритании, я также был послом в Ирландии и Норвегии по совместительству. В 2001 году организовывал официальные визиты Первого Президента в эти страны.

Во время официального визита Президента в Норвегию мне удалось обсудить с ним некоторые организационные вопросы по определению учебного корпуса для нового университета. Этот вопрос нашел свое решение довольно просто! Накануне визита Президента я прочел в интернете новость о том, что аппарат акима Алматинской области, занимавший здание бывшего Парламента в городе Алматы, передислоцируется в город Талдыкорган. И у меня сразу же возникла идея предложить Президенту рассмотреть возможность предоставления этого здания для нового университета. Такая возможность появилась у меня во время его официального визита в Осло.

Президенту я сказал следующее: "Нурсултан Абишевич, Вы же лично являетесь инициатором создания КБТУ! Было бы здорово, если КБТУ получил именно здание бывшего Парламента в Алматы!". Президент засомневался: "Не слишком ли огромным будет это здание для университета?". Пришлось парировать: "Никак нет! Через несколько лет и этого здания станет мало!". В итоге Президент принял решение определить это здание для размещения университета.


Как я уже и говорил, меня потом отозвали из Лондона и с 6 декабря 2002 года я был назначен ректором КБТУ. Сейчас этот вуз является одним из лидеров высшего образования в Казахстане и имеет международный статус.

Урок седьмой. Технопарки и семинары Британского совета

— Казахстану нужно активно перенимать опыт создания университетских технопарков, научных парков (science park) и бизнес-инкубаторов у Великобритании. Некоторые такие объекты уже созданы и в нашей стране, но нам нужно еще многому учиться. До ума, как говорится, мы не довели еще многое. Что такое технопарк? Это когда каждое уважающее себя крупное предприятие открывает свое представительство в этом университетском учреждении, хотя бы комнату арендует.

Целью жестко конкурирующих между собой представителей бизнеса в технопарке является буквально высасывание наукоемких идей из вузов. Далее эти идеи ведь нужно превращать в бизнес, поэтому вузы также создают свои бизнес-инкубаторы, где начинающим предпринимателям-студентам предоставляют офисы, компьютеры, а опытные специалисты из реального бизнеса читают лекции по законодательству и финансам, учат студентов ведению бизнеса и ряду сопутствующих вещей.

Таким образом, конечной целью технопарков является создание новых высокотехнологичных бизнесов. К сожалению, мы до этого все никак не дойдем. Поэтому я всегда настоятельно рекомендую посещать на ежегодной основе недельные специальные семинары Британского совета. В свое время я не пропускал их на протяжении нескольких лет подряд. Они в разных местах проводятся: в Манчестере, Лондоне, Оксфорде, Кембридже и так далее.

На эти недельные семинары приглашаются из разных британских вузов лучшие профессора разных специализаций: по юриспруденции, финансам, медицине и самым разным дисциплинам. Спикерами и коучами этих семинаров подбирают, ориентируясь на известный заранее профессиональный состав участников семинаров. Эти семинары дают невероятное обогащение знаниями и новыми идеями.

Вспоминаю один случай, связанный с технопарками. Министром науки и образования был тогда Бакытжан Жумагулов, я же был депутатом Сената Парламента. Принимался очень серьезный закон "О науке", нацеленный на создание исследовательских университетов в Казахстане. Поскольку министр не каждый раз может приходить в Парламент и лично защищать законопроект, на обсужении законопроекта в непрофильных комитетах Сената его замещали ответственные представители министерства. И я им задал вопрос: "Скажите, пожалуйста, как вы собираетесь создавать исследовательские университеты? Что такое бизнес-инкубатор, технопарк или science park?".

Ответа не последовало... Но чиновники, не дав мне ясного ответа на поставленный им конкретный вопрос, сказали следующее: "Агай, если Парламент примет этот закон, то появятся деньги и мы все это сделаем!". Никаких идей в их головах не увидел! Вот такие "ответственные сотрудники" приходили "протащить" такой важный закон. Я тогда ужаснулся низкому уровню их подготовки. Многие вузы Казахстана до сих пор еще не достигли уровня, чтобы генерировать новые идеи и выращивать отечественных ученых, особенно в технических дисциплинах.

Отмечу, что среди казахстанцев очень много талантливых молодых ребят, которые получили качественное образование. Я часто встречался с ними в самолетах, когда вместе возвращались из-за рубежа. Многие являются победителями разных международных олимпиад, многие окончили лучшие университеты мира. А то ведь их таланты потом потухают.

Молодых студентов и выпускников нужно поддерживать, именно поэтому нужны технопарки и научные парки, а также бизнес-инкубаторы, чтобы они могли не просто выйти из вуза с корочкой, а уже были бы готовыми специалистами, сумевшими внедрить свои идеи в жизнь на практике!

Откуда у молодых людей будут практические знания, знание бизнеса и опыт в реальной научной деятельности, если они не пройдут практику через технопарк, научный парк или бизнес-инкубатор? Мы сильно отстаем в этом деле.


Урок восьмой. Горе-вундеркинды в авторах учебников

— Плохо, что учебники казахстанские страдают низким качеством. Например, в прошлом бывало, что один тот же человек принимал участие в создании десятков учебников, являясь руководителем авторских групп по каждому из них. Куда это годится?! Он что, вундеркинд? Причина-то проста и банальна: погоня за получением авторского гонорара.

Над учебниками должны трудиться асы, профессионалы высшего класса! Пока этого не будет, будет страдать уровень учебников. Также большое внимание должно уделяться психологическим моментам. Ведь излагаться учебный материал должен с учетом возраста ученика, чего тоже совершенно не придерживаются авторы отечественных учебников. Первокласснику бесполезно что-то говорить на научном языке! Нужно стараться все объяснять просто и доступно.

Если школа поднимет свой уровень, то и вузы сразу вырастут в качестве обучения. Хорошие выпускники школ непременно станут хорошими студентами как колледжей, так и вузов. Это взаимосвязанно. Все зависит от школ. Если мы хотим поднять уровень человеческих ресурсов Казахстана, то в первую очередь, надо заняться школой!

Например, коронавирусная пандемия показала, вынудив всех учеников школ перейти на дистанционное обучение, насколько различны условия между городской и сельской школами! Так, оказалось, что несмотря на прежние заверения профильных технических министерств, интернет в сельских школах оказался слабеньким. Не получилось проводить полноценные онлайн-занятия.

Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности вроде бы пообещал модернизировать сельскую инфраструктуру, поднять ее уровень, сделать так, чтобы Интернет был молниеносным, но как скоро это будет реализовано?

Урок девятый. Когда будущее "болашакеров" затуманилось

— По программе "Болашак" многие ребята отучились за рубежом. Как они используются сейчас? Мы создали для них рабочие места? Если болашаковец не находит себе работу по специальности в Казахстане, то он обязательно уедет за рубеж! Это нормально и естественно для человека. Но тут возникает закономерный вопрос — для кого тогда готовились и готовятся кадры по программе "Болашак"?

Проводился ли системный анализ того, где и по каким специальностям сейчас работают "болашакеры" и почему? Возможно, такой анализ и проводился, но в публичном доступе его нет.

Уверен, что большинство выпускников "Болашака" работают не по своим специальностям. Сколько от этого дисбаланса, от этих просчетов потеряла наша экономика? А ведь кроме "болашакеров" очень много отучившихся самостоятельно в лучших вузах мира.

Когда я работал послом в Великобритании только там обучалось порядка 400 юношей и девушек, причем в Оксфорде, Кембридже или, к примеру, в Лондонской школе экономики, которая является британским аналогом Гарварда. Очень талантливые ребята, скажу вам. Как состоялась их интеграция с казахстанской экономикой и состоялась ли вообще? Кто даст ответ на это вопрос?

Как решить эту проблему? Нужно сделать анализ общего количества этих компетентных специалистов, выявить основные кластеры специализаций и, получив результаты, уже строить соответствующую инфраструктуру — заводы, фабрики, научные и высокотехнологичные предприятия, чтобы использовать этих высококвалифицированных людей по своим направлениям. Причем, это решит проблему не только для выпускников вузов, но и для выпускников колледжей.

В Германии, например, много заводов, и средний выпускник школы не думает о вузе, он идет в колледж, затем приходит на завод, где с удовольствием работает и получает высокую зарплату. Понятное дело, что тут нужна командная и четкая, скоординированная работа между профильными министерствами и ведомствами, а также с бизнес-ассоциациями и ассоциациями выпускников.

Конечно, в один день все дисбалансы и диспропорции невозможно устранить, но нужно планомерно работать в этом направлении.

Урок десятый. Нужны такие как Аймагамбетов

— Мне очень импонирует нынешний министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, он начал системную работу над улучшением качества учебников. Активно работает над повышением статуса педагогов. Отлично владеет казахским, русским и английскими языками! Вот таких трехъязычных специалистов надо отбирать в министерства, чтобы там сидели грамотнейшие люди. Меритократы, достойные люди должны быть на госслужбе.

Приведу в пример Ли Куана Ю, первого Премьер-Министра Сингапура, одного из создателей сингапурского "экономического чуда". Нефти и других ресурсов нет. А ведь он за 30 лет создал из этого болотистого крошечного острова изюминку! По рейтингу Fortune, это третья богатейшая страна мира, а по рейтингу швейцарской бизнес-школы IMD, экономика Сингапура и вовсе является самой конкурентоспособной в мире. Валовый внутренний продукт на душу населения у них достигает уже почти 60 тысяч долларов!

Спрашивается, тогда чем наш Казахстан хуже? Сравните болотистую сингапурскую землю с казахстанской землей, чего только у нас не растет и чего только нет в недрах Казахстана! С такими богатствами каждый казахстанец мог бы жить достойно. За 30 лет очень много было сделано в Казахстане. Но сингапурский пример говорит о том, что нам предстоит сделать еще очень многое! У нас и земля богатая, и народ умный! Просто надо создать все условия для народа!

Урок одиннадцатый. Президент с характером

— Всячески поддерживаю политику Касым-Жомарта Токаева, которая сложилась в эффективную формулу: сильный президент — влиятельный парламент — слышащее (подотчетное) правительство. То есть, с народом надо на "ты" разговаривать. У нас в Конституции ведь записано, что главная ценность нашего государства — это наш народ, каждый человек. С каждым человеком надо считаться, вот о чем говорит Токаев. Мне нравится его позиция. Я прочитал много статей о его политике и искренне обрадовался за то, как много уже сделано в этом направлении.

Он достойный человек. Тут отмечу его полиязычность. Если он в Китае выступает, то говорит по-китайски. Если в Лондоне — то по-английски, во Франции — по-французски. Причем, не просто говорит на китайском, а владеет двумя его диалектами: мандариновым (путунхуа) и кантонским. Он еще при Советском Союзе работал в посольстве в Сингапуре, потом вернулся в аппарат МИДа в Москву, затем уже работал в посольстве СССР в Китае.

Случались и курьезы. В одной из своих книг он пишет, что при одном из визитов советского руководителя Михаила Горбачева в Китай сопровождал его супругу, Раису Максимовну. После нескольких дней пребывания она решила поблагодарить своего гида: "Вам большое спасибо! Первый раз встречаюсь с китайцем, так хорошо владеющим русским языком". Вот такой комплимент получил тогда наш нынешний Президент.

Хочу добавить еще один штрих, который касается начала деятельности Касым-Жомарта Кемелевича на посту заместителя генерального секретаря ООН, когда он только пришел руководить в Женевский офис. Мы как раз встретились тогда с ним в Женеве, я был в командировке по линии ОБСЕ, а у него еще не было служебной квартиры. Мы оба жили в одной гостинице, где обосновались, в основном, дипломаты. И там один из дипломатов ООН предложил ему выступить с докладом на следующий день на каком-то совещании, намекнув Касым-Жомарту Кемелевичу, что хотя бы вступительную часть своего доклада желательно озвучить на французском языке.

Он спокойно принял это предложение и ушел к себе в номер. А утром следующего дня он выступил с докладом полностью на французском языке. Дипломат был ошарашен отличным французским Токаева, да так, что он на протяжении всего выступления казахстанца смотрел себе под ноги, до того ему было стыдно за вчерашнее свое предложение...

Считаю, что Касым-Жомара Кемелевича нужно сейчас поддержать. Работы много. Тут и экономика, и медицина, и образование, и вопросы внешней политики. Но самое главное то, что мы являемся независимым государством! Помните последний саммит ЕАЭС? Он там открыто высказал свое личное и очень правильное мнение. Речь шла о том, что это объединение чисто экономическое. И в этом союзе нет места крену на политическое слияние, так как Казахстан и другие страны-участницы ЕАЭС являются суверенными, независимыми и равноправными государствами!


Урок двенадцатый. Латиница или зри в Конституцию

Сравнительно недавно вы встречались с Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. В кратком релизе была упомянута большая тема перехода казахского языка на латиницу. Можете, если не секрет, поподробнее рассказать о встрече с Главой государства? На каком этапе, на ваш взгляд, находится системная подготовка к реформе языка?

— Насчет латиницы Касым-Жомарт Кемелевич совершенно справедливо отметил имеющиеся в варианте казахского алфавита на латинице недостатки и поручил министру культуры и спорта Актоты Раимкуловой усовершенствовать его.

Если помните, то в 2018 году при Минкультуры был создан центр "Тіл қазына" для координации всей работы по созданию нового алфавита на латинице. Но научный потенциал этого центра, к большому сожалению, оказался очень низким.

Сама передача этого серьезного проекта непрофильному министерству было большой ошибкой! Так как в Казахстане есть свой знаменитый Институт языкознания имени Ахмета Байтурсынова, который просто задвинули в сторону, что совершенно неправильно с научной точки зрения. А вот вернув ответственность за реализацию программы по переходу казахского языка на латиницу профильному госоргану — министерству образования и науки, Президент принял правильное решение! Теперь реализация этого серьезного проекта находится на верном пути.

Хотел также отметить по поводу государственного языка. Статус казахского как государственного языка прописан у нас в Конституции. Но в то же время второй язык — русский, тоже получается де-факто имеет статус государственного, хотя у него прописан статус как официального языка. Вот поэтому определенная часть нашего населения и не владеет казахским языком.

Мы сами закрепили это двусмысленное положение в Конституции, отсюда и проблемы. Несмотря на огромное количество учебников, программ и методик обучения, а также вложенных финансовых средств, такой двойной подход всегда будет давать двойные результаты. Логично?

Поэтому этот вопрос нужно решать конкретно. Государственный язык обязан знать каждый гражданин! Как казахи изучили русский язык и наравне разговаривают с русскоязычными, так и русскоязычные вполне могут освоить государственный казахский язык. У всех людей способности к освоению языков имеются, поскольку они уже владеют логикой того языка, на котором разговаривают.

Люди осваивают новый язык только в силу необходимости — научной, технической, культурной, коммуникационной или законодательной. На текущий момент, по объективным причинам, нашему государству под силу задействовать единственный эффективный рычаг — законодательный, конституционный.

Надо создать правовую необходимость для изучения казахского языка как единственного государственного и де-юре, и де-факто. Если мы этого не сделаем, наш язык попросту исчезнет уже через несколько десятилетий, не выдержав ежедневно усиливающейся конкуренции с мировыми языками. Любые другие языки граждане Казахстана свободно изучают и пользуются ими. И этого им никто не запрещает.

Когда только объявили о переходе Казахстана на латинскую графику, сразу же поднялся шум. К тому же утвержденный и предложенный народу вариант латиницы оказался не без изъянов и стал проблематичен для его понимания, для чтения, для отображения на компьютерной клавиатуре в соответствии со стандартами Unicode. Конечно, в экспериментальных школах сейчас изучают четыре графики и три языка. Но это значительно усложняет изучение всех языков для учеников.

Тут надо учитывать языковую ситуацию. Будут большие проблемы в написании международных терминов, перевода литературы, будет отток учеников из казахских школ в русскоязычные. Пока русский язык — второй, нет смысла спешить. Семь раз отмерь и один раз отрежь гласит пословица! Она касается и перехода казахского алфавита на латиницу. Возможно, отмерив семь раз и резать не придется.

Урок тринадцатый. Кириллица есть подправленная латиница

— Почему может и не нужно переходить на латиницу?

Потому что даже на базе кириллицы можно прекрасно исправить застарелый языковой дисбаланс в нашем государстве. Ведь, по сути, та же кириллица есть нечто иное как латиница, только слегка подкорректированная святыми Кириллом и Мефодием. А затем казахи еще раз её подкорректировали, добавив свои специфические буквы. Иными словами, мы и так пользуемся латиницей, пусть модернизированной, но латиницей. Поэтому, имеет смысл просто изменить конституционный статус языков — надо менять причину, а не бороться с ее последствиями.

Многие наши уважаемые русскоязычные казахстанцы прекрасно разговаривают на русском и на английском языках, что им мешает выучить казахский? Не поверю, что у них нет способностей к изучению казахского языка. "Путь в тысячу ли начинается с первого шага!" — говорят китайцы. "Глаза боятся, а руки делают!" — говорят русские. Ну, а сами казахи говорят: "Көз қорқақ, қол батыр!".

С другой стороны, все вышесказанное абсолютно не означает, что мы не должны изучать русский язык. Нет.

Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Шолохов, Пастернак, Бродский — это и наше, казахстанское достояние. Я лично через произведения Абая впервые встретился с Пушкиным, Крыловым, Лермонтовым, а потом уже самостоятельно изучил прекрасные произведения русских классиков и на русском языке.

Я сам трехъязычный, и приветствую изучение всех трех языков: казахского, русского и английского. У нас в стране около 90 процентов населения хорошо знает русский язык. Около 20-30 процентов владеют английским, это большей частью молодежь. Теперь нужно включить конституционный стимул учить казахский язык. Нужно, чтобы все стремились знать все три главных для нас языка.

Самое главное, чтобы все наши языковые реформы не разъединяли, а объединяли народ Казахстана! Если хорошенько подумать, то ведь нам совершенно не мешает кириллица. Я, например, все свои книги написал на казахском языке с применением кириллицы. Вся наша казахоязычная наука делается сейчас на этом алфавите, все отрасли экономики функционируют на казахской кириллице.

Огромное количество научных и литературных трудов написано на кириллице! Сколько журналистских статей написано на кириллице! Сколько печатных изданий вышло на кириллице казахской! Ведь своим переходом на латиницу мы расколем не столько страну, а сколько уже саму казахоязычную часть страны на два культурных лагеря. Вместо объединения народа получим противостояние и раскол! А надо ли это нам — казахстанцам?

Урок четырнадцатый. Котел Бжезинского надо превращать в тайказан

Вы написали около полусотни научных публикаций и, судя по докторской диссертации, специализируетесь на табу и эвфемизмах в тюркских языках ("Түркі тілдеріндегі табу мен эвфемизмдер"). Однако более понятным для большинства простых граждан наверняка является ваш труд "Код Евразии". Ваша монография является сплавом истории и современности, антропологии и лингвистики, метафизики, политологии и эволюционизма. В ней можно встретить имена Владимира Вернадского и писателя-мистика Даниила Андреева. Почему вы ее написали, что вас побудило? Насколько эта книга, ее мировоззренческий посыл актуален сейчас?

— Знаете, в 2017 году я написал и выпустил книгу "Ғасыр ғибраты" ("Уроки столетия"), а уже в 2019 году вышло ее второе издание и выпускалось тем же столичным издательством "Фолиант". Как возникла эта книга? Находясь в Лондоне, будучи еще послом, я все время размышлял: "Что можно перенять от этого государства, чтобы потом это применить в своей стране?". Я считаю, что каждый посол обязан так думать. Поэтому я начал публиковать в газете "Егемен Қазақстан" свои статьи-размышления. С тех пор я опубликовал уже 60 аналитических статей, в том числе про взаимоотношения Казахстана с США и Евросоюзом.


Вы, наверное, прекрасно знаете таких авторов как Генри Киссинджер или как Збигнев Бзежинский, который в 1997 году написал книгу "Великая шахматная доска". В этой книге Бзежинский "бросил" Казахстан в числе девяти бывших республик СССР в так называемый "евразийский котел этнических противоречий". Он полагал, что наша страна не состоится как государство и быстро распадется наподобие бывшей Югославии. Если вы помните, то югославов они раздробили, поскольку Западу не нравилось социалистическая направленность страны. А в Казахстане до 130 этносов насчитывается, потому Бзежинский даже присвоил нашей стране ярлык "Евразийские Балканы". Он считал, что Казахстан постигнет участь Югославии.

Но благодаря мудрости нашего Первого Президента Нурсултана Назарбаева и созданию Ассамблеи народа Казахстана, мы выстояли. Причем Ассамблею мы создали-то гораздо раньше, чем вышла книга Бзежинского. Этнический вопрос очень тонкий вопрос, поэтому нам, казахстанцам, нужно укреплять единство нашего народа.

Нам надо беречь нашу полиэтничность, так как это не наш недостаток, а наше достояние! Это наше богатство и наше преимущество! При правильном взаимоотношении национальностей и народностей нашей страны, вместившей в себя 130 этносов, становится не котлом, готовым взорваться, а скорее наоборот — тайказаном центральноазиатского благосостояния! Это только у плохого повара котел может взорваться!

Урок пятнадцатый. Золото истории ждет исследователей

— В книге "Код Евразии" я пишу о том, что будущее за Евразией. Это же огромный ресурсный центр планеты, где есть и вода, и леса, и нефть, и металлы… В современных научных публикациях пишется о том, что если лед в Арктике, Антарктике и Гренландии растает, то уровень океанической воды поднимется на 12 метров. Многое на Земле уйдет под воду, появятся "экологические беженцы", которые смогут спастись только на территории Сибири и Казахстана. Не дай Бог, конечно, если это станет реальностью! Мы же не сможем их прокормить…

Поэтому нам всем вместе нужно беречь Землю, развивать зеленые технологии. Поднимать экономику материка Евразия вместе с Россией, Китаем и Европой.


Чтобы понять роль Евразии в мировом историческом процессе, нужно очистить от пыли многие исторические истины. Нам, казахстанцам, нужно еще очень многое переосмыслить, более объективно рассмотреть историю той же Золотой Орды, которая легла в основу государственности Российской империи, затем СССР, а потом и современной России. Об этом, например, очень хорошо написал доцент кафедры государственного права Института истории и права Хакасского государственного университета Геннадий Тюньдешев. Его книга "Великий Хан Батый — основатель российской государственности" была издана в 2013 году в Минусинске и вызвала большой резонанс в тюркском мире, в том числе и в Казахстане.

Книга эта показывает, что Золотая Орда для русских князей являлась важнейшим источником легитимности и престижности их власти. А двуглавый орел на гербе России являлся одновременно и гербом Золотой Орды. Официально считается, что герб заимствован у Византии, поскольку московский царь считался правопреемником Рима. Но ведь в том же Константинополе до этого побывали татаро-монголы и как раз после них у византийских императоров появился двуглавый орел в качестве герба. До этого в Византии гербом был одноглавый орел.

Книга Тюньдешева также поясняет, почему на воинском шлеме знаменитого русского полководца Александра Невского арабской вязью золотыми буквами написан стих из Корана: "Аллах велик, победа за нами!". Знают ли это наши учителя? Наши школьники?

Урок шестнадцатый. "Лягушкина гора" и лингвистическая археология

— Историю надо изучать более системно, избегая однобоких выводов и акцентируя внимание на то, что истории евразийских народов очень тесно переплетены между собой. Например, русский, казахский, татарский и другие тюркские народы органично дополняют друг друга. В русском языке огромное количество тюркизмов.

В 1991-1992 годы, находясь в служебной командировке в городе Тусон (США, штат Аризона), я начал исследовать языки американских индейцев и обнаружил их сходство и связь с тюркскими языками — очень многие слова ряда индейских языков буквально были калькой казахских слов.

Во время этой заграничной командировки я преподавал казахский язык в университете Аризоны. Однажды после одной из лекций ко мне в кабинет зашел пожилой американец немецкого происхождения по фамилии Диссауэр. Оказалось, что его отец был бизнесменом и 18 лет в Стамбуле продавал рентгеновские аппараты. Поэтому он и сам прекрасно овладел турецким языком. Когда он выяснил, что я являюсь уроженцем горной местности возле пика Хан-Тенгри, то обрадовался и предложил показать мне местные горы вокруг Тусона.

Въезжая на его машине в одно ущелье, я заметил дорожный указатель с надписью "Ваbа Тоак". У меня тут же возникло смутное подозрение в том, что на указателе зафиксировано название горы, уж очень легко узнавалось тюркское "тау", "тоо" или "даг". Я попросил моего гида остановить машину и сфотографировал эту надпись, затем спросил у него, что означает это название? "Лягушкина гора", — ответил Диссауэр. Я уже не смог скрыть своего восторга, мои предположения были подтверждены!


Tucson, Arizona, picgalleria.com

Утром следующего дня я сразу направился в университетскую библиотеку искать местные топонимы (то есть географические названия). И, представьте себе, нашел там 360 слов, в которых явно прослеживались тюркские корни. Итогом моего дальнейшего кропотливого исследования, как я ее потом назвал, "лингвистической археологией", стала книга "Азия — Берингия — Америка, или Азиатские корни американских "индейцев". О том, как я работал над этой книгой, а также результаты исследований связей номадических цивилизаций древних тюрков с цивилизациями ацтеков и майя приводятся в книге "Код Евразии".

Урок семнадцатый. Как тюрки и викинги породнились

— Древнейшие тюркские цивилизации насчитывают, как минимум, порядка 40 тысяч лет истории. Есть также свидетельства того, что корни скандинавских викингов нужно искать в Казахстане. Так, к примеру, знаменитый норвежский исследователь, писатель и путешественник Тур Хейердал завещал своей дочери изучить корни скандинавских предков на месте древней Скифии. Хейердал очень сильно интересовался древней историей. Он также показал, что путешествия через океан были технически возможными для человека эпохи неолита. В итоге его дочь приехала в Казахстан и провела исследование, где сравнивала генетический материал с древних курганов в Норвегии (там таких курганов около 150) и с сакских курганов в Казахстане, в частности в городище Ботай на Улытау в Костанае.

ДНК оказались идентичными, иными словами, древние жители поселений на территории Казахстана оказались прямыми родственниками древних жителей Европы. В мире это вызвало огромный резонанс.

В свою очередь, когда я сам был в Осло и взял в руки словарь норвежского языка, то обнаружил много исторически устойчивых слов, имеющих прямые сходства по произношению и смыслу со словами из тюркской языковой семьи. Например, такое слово как "земля" (земной шар, грунт, почва) на английском языке пишется как "earth", на немецком как "erde", на шведском и норвежском как "jord". Сравните это с казахскими словами "жер" или "жұрт", имеющими абсолютно те же самые смысловые значения.

И таких неслучайных сходств оказалось множество. Получается такое родство между скандинавами и cаками/казахами зафиксировано уже, как минимум, с двух научных точек зрения — лингвистики и генетитики.

Скоро выйдет моя новая книга, которая является продолжением предыдущих моих книг, рассказывая о культуре и ритуалах древних тюрков, а также об их связях с цивилизациями древних индейцев. По сути, книга станет подарком к 30-летию независимости нашей страны. Ведь истинная независимость начинается с осознания своих духовных и исторических корней.

Спасибо, Адил Курманжанович за столь содержательное интервью, успехов вам в Вашем творчестве!

not findimage
Наверх