Top.Mail.Ru
  • font size Размер текста

Лента новостей



Жамалов: "Самрук-Казына" стало сильнее правительства, у которого "руки в брюках" | BaigeNews.kz 8 июня, 14:55
3505
Фото: elitar.kz

Жамалов: "Самрук-Казына" стало сильнее правительства, у которого "руки в брюках"

Ежегодное обсуждение отчётов правительства по исполнению бюджета напоминает бесконечный "день сурка", считает депутат Аманжан Жамалов.

Правительству пора "вынуть руки из карманов", чтобы найти лестницу и взобраться на нужные этажи новой экономической политики Казахстана. Об этом, как передаёт агентство BaigeNews.kz, заявил депутат мажилиса парламента Аманжан Жамалов, выступив 8 июня с уничтожающей критикой отчёта правительства страны об исполнении республиканского бюджета за 2021 год, прозвучавшего сегодня на пленарном заседании мажилиса парламента.

До него со своим аудиторским отчётом выступила председатель Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Наталья Годунова, первой раскритиковав действия правительства за прошлый год.

Однако хлёсткий спич депутата Аманжана Жамалова заставил беспокойно поёрзать многих членов правительства.

"Ежегодное обсуждение отчётов напоминает бесконечный "день сурка". Из года в год мы обсуждаем одни и те же проблемы, но ситуация не меняется. Первое — продолжается практика неэффективного планирования. Второе — правительство проедает резервы и накапливает долги. ...Третье — слабая работа по повышению доходов бюджета. Четвертое — резерв правительства затыкает дыры в бюджете. Пятое — бюджет становится основным кредитором экономики", — заявил Жамалов, выступая на заседании палаты.

"Таблица с расходами — это не стратегия"

По словам депутата, практика неэффективного планирования сказывается на том, что с 2009 года правительство вроде как перешло на трёхлетнее планирование, "но до сих пор так и не научилось планировать бюджет хотя бы на один год".

"Республиканский бюджет на 2021 год корректировался девять раз, порядка 19 процентов расходов подверглись пересмотру. Но даже при этом неосвоенными остались 68,8 миллиарда тенге. В прошлом году вместо госпрограмм правительство разработало 10 национальных проектов, начата их реализация. Но ситуация с планированием не улучшилась", — раскритиковал правительство депутат.

По мнению народного избранника, "госпрограммы и нацпроекты, как их не назови, не стали документами стратегического планирования".

"Взять к примеру, проект "Ауыл — Ел бесігі". Это просто сводная таблица бюджетных программ, направленных на развитие села. Там есть строительство школ, поликлиник, объектов культуры и спорта. Но в нацпроекте по образованию также есть строительство школ на селе. А в нацпроекте по здравоохранению также есть строительство поликлиник и больниц. Фактически это просто разная группировка бюджетных программ. На самом деле бюджетные программы можно группировать по любому принципу. И не важно, как это называть, нацпроектом или госпрограммой. Основным элементом всей системы планирования всё равно остаётся бюджетная программа", — жёстко замечает доктор экономических наук Жамалов, который в своё время кандидатскую диссертацию защитил по теме управления финансами.

Один из самых прожжённых депутатов-экспертов по части экономики и финансов продолжил "разбор полётов" правительственных отчётов.

"Правительство уже много лет говорит о необходимости внедрения проектного управления. А ведь у каждой бюджетной программы есть цель, задачи, показатели прямого результата, руководители. Чем это не проектное управление? Поэтому совершенствование системы госпланирования надо начинать с ревизии бюджетных программ и их правильной классификации. Не нужно придумывать новые стратегические документы — нацпроекты или другие. Стратегические документы — это послание главы государства, национальный план развития, программа партии парламентского большинства. А таблица с расходами — это не стратегический документ, это просто аналитическая разбивка бюджета", — иронизирует мажилисмен.

"Проел резервы — получи наказание!"

Жамалов подробно остановился и на втором пункте, касающемся "проедания резервов и накопления долгов".

"Всего лишь 50 процентов расходов покрываются "чистыми доходами". Это значит, что половина бюджета финансируется за счет Нацфонда и займов. На сегодня активы Нацфонда составляют 52,5 миллиарда долларов. А государственный долг превышает 47 миллиарда долларов. К этой сумме можно прибавить долг квазигоссектора — еще 40 миллиардов долларов. Итого — 87 миллиардов долларов. Баланс отрицательный. Правительство уже должно больше, чем накоплено в Нацфонде!" — бьёт тревогу депутат.

Он не преминул напомнить об ответственности первых руководителей госорганов за неэффективное планирование.

"В 2021 году лимит правительственного долга был превышен на 470 миллиардов тенге, а на обслуживание и погашение долга уже тратится 16,5 процента всех доходов бюджета. В то же время 25 миллиардов тенге привлечённых займов остались неосвоенными. Кстати, в прошлом году мы прописали ответственность первых руководителей госорганов за неэффективное планирование и использование внешних займов. Считаю, что пора уже использовать эту норму на практике", — эта реплика Жамалова, пожалуй, заставила крепко понервничать первых руководителей ведомств.

"Самрук-Казына" вертит правительством

Жамалов охарактеризовал работу чиновников по повышению доходов бюджета как "слабую".

"Правительство расслаблено в отношении дополнительных источников доходов, поскольку всегда есть вариант взять деньги из Нацфонда или взять новый займ. По данным Минфина, в 2021 году дополнительные поступления в бюджет (за счет налогового и таможенного администрирования) составили в сумме 684 миллиарда тенге. Однако аудитом эти данные подтверждены лишь на 55%. Напрашивается вопрос, а где результаты реализации проекта "Реформирование системы налогового администрирования", на который потрачено 3,9 миллиарда тенге? Ведь доля налоговых поступлений в ВВП не увеличилась. По итогам 2021 года она составила всего 16,2% ВВП, что ниже уровня 2017 года", — заострил постановку вопроса доктор экономических наук.

И раскрыл подноготную того, за счёт чего всё же обеспечивается исполнение доходной части бюджета.

"Аудитом установлено, что исполнение плана доходов бюджета традиционно обеспечивается за счёт авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу. Общая сумма авансовых платежей по КПН в 2021 году составила "космические" 2,5 триллиона тенге", — указал депутат.

Жамалов также попенял на нерешительность кабинета министров в отношении фонда "Самрук-Казына".

"Нет отдачи и от квазигоссектора. Правительство — единственный акционер ФНБ "Самрук-Казына", но не может заставить фонд платить положенные дивиденды в бюджет. По итогам 2020 года чистая прибыль ФНБ "Самрук-Казына" составила 558 миллиардов тенге. А в бюджет перечислено лишь 88 миллиардов тенге, или всего 16 процентов", — разводит руками Жамалов.

Ошибки планирования приравнены к ЧС

По мнению Аманжана Жамалова, бюджетные дыры затыкаются резервом правительства.

"Согласно Бюджетному кодексу, резерв правительства используется при ликвидации чрезвычайных ситуаций, устранении ситуаций, угрожающих стабильности страны, или в случае непредвиденных затрат. Но в последние годы новой фишкой правительства стало использование резерва для исправления ошибок планирования. К примеру, в 2021 году резерв правительства был использован на реализацию "Дорожной карты бизнеса — 2025", на кредитование приоритетных проектов, на благоустройство территории культурных центров и жилых массивов. То есть на текущие расходы, никак не связанные с чрезвычайными ситуациями. Но они должны были быть запланированы в бюджете изначально!" — вновь обрушился с критикой на головы правительственных чиновников разгневанный учёный-депутат.

В этой связи Жамалов высказал мнение, что в Бюджетном кодексе необходимо закрепить лимит на общий объем резерва правительства на уровне двух процентов от объёма поступлений, как это сделано для местных бюджетов.

Правительству пора "вынуть руки из карманов"

Пятым пунктом гневной депутатской филиппики в адрес правительства стал тот факт, что бюджет становится основным кредитором экономики.

"Из-за высокой базовой ставки в 14 процентов, которая сейчас выше, чем в России (там 11 процентов), правительство вынуждено осуществлять льготное финансирование и субсидирование бизнеса. Реализуются программы "Дорожная карта бизнеса 2025", "Экономика простых вещей", "Енбек", льготное финансирование БРК, Фонда развития промышленности, Аграрной кредитной корпорации. Сотни миллиардов тенге выделяются каждый год. Десятки инструментов и продуктов. Но при этом нет единого учета этих инструментов, оценки их эффективности", — указал эксперт на давно известную ахиллесову пяту казахстанской экономики.

Жамалов заметил, что Нацбанк упорно не хочет снижать базовую ставку, поэтому "льготное финансирование будет продолжаться ещё долгие годы". И предложил произвести интеграцию всех мер финансовой помощи в один нацпроект для обеспечения чёткого мониторинга за расходом средств.

"Целесообразно интегрировать все меры финансовой поддержки бизнеса в одну программу, или нацпроект, чтобы обеспечить единство планирования, учета и мониторинга всех мер поддержки. Тем более есть холдинг "Байтерек", который оперирует всеми этими мерами поддержки", — предложил экономист.

В заключение он напомнил, что Токаев предложил новую экономическую политику.

"Фактически правительству сказали, что надо делать. И теперь им надо срочно определиться, как это сделать. Поручение президента по диверсификации экономики — это лестница, на которую невозможно взобраться, держа руки в карманах", — так образно подытожил свой ёмкий спич депутат мажилиса.