Регулирование мобильных переводов в РК уничтожит мелкий бизнес - эксперты

2 Декабря 2021, 18:12
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
inform.kz 2 Декабря 2021, 18:12
2 Декабря 2021, 18:12
4636
Фото: inform.kz

Неделю назад Парламент Казахстана принял поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие регулирование мобильных переводов. Несмотря на заверения Минфина о том, что меры не коснутся физических лиц, новость всколыхнула общественность и казахстанцы стали отказываться от банковских переводов в пользу наличных. Некоторые эксперты предполагают, что регулирование мобильных переводов повлечет рост цен на продукты и услуги, в то время как другие считают, что это, наоборот, положительное нововведение. Каковы будут возможные последствия поправок в Налоговый кодекс, корреспондент BaigeNews.kz поинтересовался у экономистов и опросил жителей Нур-Султана.

По информации Нацбанка, за восемь месяцев 2021 года объем платежей и переводов денег, совершенных онлайн, составил 35,9 триллиона тенге.

Эксперты отмечают, что сначала нововведение охватит микро и малое предпринимательство или свыше двух миллионов человек. А затем коснется и средний бизнес. Особо остро на поправки отреагировали таксисты.

"Сейчас пока принимаю переводы, а после Нового года посмотрим. Наверное, буду заранее звонить и предупреждать клиента, чтобы готовил наличку. От наличных мы уже отвыкли. Но теперь придется снимать деньги с банкомата. Главное, чтобы банк потом не установил проценты на снятие", – говорит водитель таксопарка в Нур-Султане.

В Минфине еще раз разъяснили, что налогообложение субъектов бизнеса максимально упрощено, а таксисты могут работать в рамках специального налогового режима на основе патента, ставка по которому составляет всего один процент от общего дохода. К примеру, если доход составляет 100 тысяч тенге, то налог будет составлять тысячу тенге.


Вслед за таксистами отказаться от мобильных переводов решили владельцы продуктовых магазинов: фото объявлений с просьбой платить наличными все чаще появляются в соцсетях.

"Все пользовались переводом, налички вообще нет. Теперь не знаю, время покажет. Пока же еще официально не принят закон. Тем более у нас же мораторий действует еще год. А так, да, 90 процентов покупателей переводили деньги", – рассказала владелица магазина в Нур-Султане.

Напомним, что поправки в Налоговый кодекс обяжут субъектов бизнеса при использовании интернет-банкинга использовать отдельный счет, предназначенный для предпринимательских целей. По мнению Минфина, мера позволит исключить факты использования личных мобильных переводов в предпринимательской деятельности.

При этом поправки не затрагивают личные переводы физических лиц, но, по мнению простых граждан, усложнят жизнь.

"Конечно, нововведение создаст трудности. Это не только оплата услуг, покупка продуктов, одежды. К примеру, меня попросили со следующего месяца платить за аренду квартиры наличными. Это очень неудобно. Мобильные переводы экономили наше время и упрощали жизнь, мы вышли вперед по банковским технологиям, а теперь откатываемся назад", – считает жительница столицы.

Интересные цифры озвучил в интервью корреспонденту BaigeNews.kz экономист Эльдар Шамсутдинов.

"Если посмотреть статистику Нацбанка, то переводы по карточкам за 11 месяцев 2021 года составили около 56 триллионов тенге. Получается пять наших республиканских бюджетов: республиканский бюджет - 11 триллионов тенге. Какие социальные последствия у всего этого? Крайне важно моделировать такие налоги, потому что они касаются большой группы людей", – отметил Эльдар Шамсутдинов.

Он привел в пример крупнейший отечественный банк, услугами которого пользуются около пяти миллионов человек, и налог на мобильные переводы может коснуться половины из них, то есть 2,5 миллиона казахстанцев. Также экономист предположил, что поправки повлекут удорожание товаров и услуг на 15 процентов. Кроме этого, эксперт предположил, что после внедрения поправок определенные субъекты бизнеса уйдут с рынка.

"Теневая экономика существует не потому, что люди укрываются от налогов, а потому, что они эффективны только в "сером" секторе. Когда выходят в "белый", то не могут конкурировать. Мы можем сейчас угробить "серый" сектор, нелегальный. У нас люди либо туда идут заниматься, либо ничего не делают. Выбор: лучше чем-то заниматься, чем ничем. И эта мера может подтолкнуть определенное количество людей уйти с рынка. Они просто станут неэффективны", – говорит экономист.

По мнению Шамсутдинова, Налоговый кодекс неточный и требует периодического толкования, а сама по себе поправка – это странный конструктор, выполняющий функцию костыля.

"Если ты зарабатываешь деньги как предприниматель, ты должен оформиться как предприниматель и платить с этого налог. Но если ты не оформлен как предприниматель и зарабатываешь деньги, то на тебя максимум наложат административный штраф два раза, около 40 тысяч тенге. А дальше что с тобой делать - непонятно, то есть ты можешь не оформляться как предприниматель и дальше. Это сама по себе недоработка, и вместо того, чтобы доработать, мы создаем дополнительный костыль: "Вот мобильные платежи, мы обяжем тебя платить по ним налог и будем удерживать с платежа". Я думаю, что даже до такой степени может в какой-то момент дойти", – предположил наш собеседник.

По подсчетам Эльдара Шамсутдинова, в лучшем случае в бюджет поступит 800 миллиардов тенге, в худшем случае - 100 миллиардов тенге.

"Стоит ли ради 100 миллиардов тенге (вводить поправки - прим.авт)? Наверное, нет. Не такая большая прибыль. Такие вещи нужно моделировать и обсуждать, нельзя внедрять просто потому, что так надо. А профиты пока нам не презентовали", – подытожил эксперт.

Гораздо больше денег государство недополучает, когда не платят налоги недропользователи, считает другой эксперт Расул Рысмамбетов.

"Есть еще одна дырка – недропользователи и экспортеры, которые часто по заниженной цене экспортируют, и часть денег у них оседает в офшорах. Один такой недропользователь может, наверное, принести гораздо больший ущерб , чем тысяча мелких предприятий", – говорит финансовый консультант.

Однако он поддержал поправку о регулировании переводов, чтобы граждане переводили деньги на счет предприятия, а не на личный счет владельца предприятия.

Экономист Арман Байганов уверен, что на обычных гражданах нововведения скажутся положительно.

"Не думаю, что услуги и продукты подорожают, просто люди перейдут на наличку, и будут работать как раньше. Те, кто не платил налоги раньше, они и сейчас не будут платить. Уже сегодня в кафе, в котором я обычно обедаю, попросили оплатить наличкой. То, что мы вновь переходим на наличку, да, мы откатываемся назад. Проблема решится только, когда мы перейдем на цифровой тенге. Люди всегда воспользуются возможностью скрыть свои налоги, но при этом страдает простое население. Предприниматели даже не хотят платить свои три процента по "упрощенке". Налог на мобильные переводы позволит мониторить, сортировать, выявлять зоны риска", – сказал Арман Байганов.

Он отметил, что со временем удельный вес налогов от субъектов малого и среднего бизнеса будет увеличиваться и налог на мобильные переводы – это подготовка к их эффективному мониторингу.

"Это одна из моих версий. Во-вторых, от поступления налогов валюта крепче. А если валюта крепче, то она реже девальвирует, а значит цены будут стабильнее. Мы постоянно слышим в конце года, когда бюджет утверждают, что в Казахстане растет государственный долг. С 2013 года и по сегодняшний день госдолг вырос в шесть раз. Сейчас у нас госдолг 30 процентов от ВВП, в России намного ниже. О чем это говорит? О том, что мы налоги мало собираем, и те, кто платит низкие налоги, еще стараются не платить и переходят на "наличку". А когда бюджет не пополняется, что происходит? Государству приходится выпускать облигации, занимать деньги у бизнеса из-за рубежа. Растет госдолг, а по госдолгу мы платим высокий процент. При этом у нас идет расхождение бюджета: расходы растут с инфляцией, а доходы не растут из-за уклонения налогов, и это ведет к девальвации тенге. Это экономика, здесь все взаимосвязано. Нам бы еще кроме собираемости налогов снизить коррупцию и увеличить эффективность госаппарата", – заключил эксперт.

Наверх