Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -14 ℃
  • Алматы, -1 ℃
  • Шымкент, +7 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

 
   < 2021
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31


Родителям нужно научить детей учиться для себя, а не для оценки – педагог высшей категории | BaigeNews.kz 25 июня, 2019, 23:11
3012
Фото: из открытых источников

Родителям нужно научить детей учиться для себя, а не для оценки – педагог высшей категории

В летний период ребенок в первую очередь должен отдохнуть и набраться сил для освоения новых знаний.

Согласно государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 гг., все школы республики перешли на обновленную систему образования. С какими трудностями пришлось столкнуться в течение года, как удалось их устранить, а также как подготовить детей к получению новых знаний рассказала педагог высшей категории, учитель начальных классов Ирина Вялая в интервью с корреспондентом BNews.kz.

- В чем заключается принципиальное отличие обновленной системы образования? Действительно ли она лучше?

- В обновленную систему больше включены групповые и парные работы, принцип самооценивания и взаимооценивания. Даже при написании диктанта допускается взаимопроверка, когда передаёшь свою работу проверить соседу, и сосед, читая, может быстрее указать на твою ошибку. Каждый ребенок стоит на своей «ступени». Любое оценивание начинается с положительной части, сначала ребенка нужно похвалить и указать на те моменты, которые были выполнены хорошо, и только потом идёт пояснение, что не получилось и по какой причине. Предусмотрено много интересных видов работы по литературе, направленных на развитие речи.

- Многие родители убеждены, что предыдущая методика образования была более продуктивной. Согласны ли вы с этим мнением?

- Раньше был репродуктивный метод. Учитель говорит, а ученик должен понять и запомнить. Сейчас, наоборот, опора идёт на действие, ученику предоставляется материал, и он сам или в команде должен найти метод решения. В команде конечно легче, у каждого ребенка свой подход, и сообща находят наиболее удобный, объясняя друг другу свои методы.

Нынешние дети очень закрыты, а эта методика направлена на устранение этой проблемы. Дети начинают друг другу доверять. Группы детей меняются на каждом уроке, и пропадает стеснение друг перед другом, необходимость прятаться и боязнь быть обсмеянным одноклассниками.

Минус на самом деле только один – это количество детей в классах. Программа предполагает не больше 15 человек. Должно быть 4 группы, а их 7-8. При делении просто катастрофически не хватает времени на опрос мнений каждого.
Кроме суммативного итогового оценивания, существует формативное оценивание. Которое может проводится хоть на каждом уроке, в виде небольшой самостоятельной работы. Буквально 1-2 вопроса или примера. Оно показывает учителю, как усвоил ребенок информацию конкретного урока.

Так же обновленная методика является сквозной. Это значит, что по всем предметам в одно время проходят темы, объединенные каким-то общим направлением. Например, «Продукты питания». Значит на естествознании читаем о полезных и вредных продуктах, на казахском изучаем национальную кухню, на английском учим слова и выражения, необходимые для похода в магазин, а на математике высчитываем соотношение белков, жиров и углеводов. Это дает возможность не выходить из темы, переходя от урока к уроку.

- В чем плюсы и минусы новой системы оценивания и выставления итоговых оценок?

- Новая система оценивания является критериальной. То есть, устанавливаются определенные критерии, и по ним оцениваются действия ученика. Исключаются понятия «некрасиво написал», «неправильный ответ», если этот критерий изначально не имеет значения в данном задании. Например, ребенок на вопрос по литературе, дал правильный ответ, но допустил орфографическую ошибку, но орфография не установлена критерием оценки данного вопроса, тогда эта ошибка зачтена не будет. Раньше такого не было, все орфографические ошибки учитывались. Это исключает предвзятое отношение учителя, которого нельзя допускать. Вроде работа хорошая, но написанная грязновато, и знаки пунктуации не четкие, и ребенку ставилось «4» или «3». Сейчас такого не может быть. Если смысловое содержание ответа верно, то весь ответ верен. При решении задач учитывается не только правильный ответ, но и весь ход решения, правильно составленное условие, успешно выбранное действие, точность вычисления. Получить «0 баллов» за ответ можно только в случае, если не выполнены все критерии. И это очень большой плюс.
Минус в том, что не все учителя доносят до родителей итоговые рубрики, предусмотренные обновленной системой. В рубрике четко указано, с какими заданиями на каком уровне справился ребенок. И тогда родители не остаются в неведении, и понимают, за что у ребенка низкая оценка в четверти. Рубрики предусмотрены с 1 по 11 класс. Родители должны поднимать этот вопрос.

Итоговые оценки высчитывает программа. Это тоже большой плюс, учитель никому не может «подарить» балл, дать дополнительную возможность и т.д. Годовая оценка высчитывается из всех суммативных оценивайний за год.
В конце года было много недовольных родителей и детей. Вроде в одной четверти четыре, в остальных пять, и годовая вышла «4», а у другого две четверти «4» и две четверти «5», и вышла пятерка. Это значит, что общее количество балов у ученика с итоговой оценкой «5» было больше. Родители должны понимать, что учителя не участвуют в выставлении четвертных и годовых оценок. Весь процесс полностью компьютеризирован.

- Какие чаще всего возникают трудности у учащихся и как с ними справиться?

- Отсутствие тотального оценивания приводит к расслаблению. Дети в основной массе учатся для родителей, а не для себя. И с учетом того, что до итоговых оценок родители не увидят текущей ситуации, пропадает стимул. Повысился процент отсутствия домашнего задания, «раз не ставят оценки, можно и не делать». Родителям нужно понять, что задание домашнее есть практически всегда, и отсутствие оценок не повод не выполнять. И даже если домашнего задания нет, нужно посмотреть следующую тему, и попробовать разобрать ее дома самостоятельно, тогда у ребенка будет возможность самому объяснить тему в классе. Дома ребенок закрепляет полученную информацию в школе. Родители должны осознавать сами и объяснять детям, что в школу ходят за знаниями, а не за оценками.

Нужно уделять больше времени детям, и участвовать в выполнении домашнего задания. Но ни в коем случае не делать его за них.

Если какая-то страница учебника была пропущена, ребенок должен дома обязательно ее изучить. Так как в суммативных работах может попасться вопрос именно с этой страницы. И учителя говорят об этом ученикам постоянно. То есть, если проходят сказки Пушкина, то биографию Александра Сергеевича нужно тоже знать.
В связи с отсутствием самоконтроля у детей, родители должны всячески пытаться его развивать дома. В этом заключается залог успешной учёбы.

- Как адаптироваться детям и родителям, столкнувшимся с данной системой, после нескольких лет обучения по старой программе?

Для детей, начавших сразу учиться по обновленной системе, конечно, трудностей нет, они другого и не знали. Но и для тех, кто учился и перешел на обновленную систему, адаптироваться не особо сложно. Учителя все равно проверяют домашнее задание, и ставят оценки в тетрадях, делают записи в дневниках. Сами знания, получаемые в школе, не изменились. Изменилось отношение учеников и родителей. Поэтому в первую очередь, родителям нужно сжиться с нововведением и принять его как факт. Попытаться разобраться самим или, в случае необходимости, задавать вопросы учителям. Тогда и отношение детей изменится. Проблемы с адаптацией, на самом деле, есть только у единиц. Кто хорошо учился, тот и продолжает. И не важно ставят за это оценки на каждом уроке, или всего несколько раз в четверти.

Родителям нужно научить детей учиться для себя, а не для оценки. Не все могут быть выдающимися математиками, но это не делает человека хуже или лучше. У родителей должна быть более тесная взаимосвязь с детьми, и конечно же с классным руководителем, и это решит все проблемы.

- Как вы считаете, чем нужно заниматься ребенку летом, чтобы быть готовым к усвоению знаний в учебном году?

- В летний период ребенок в первую очередь должен отдохнуть и набраться сил для освоения новых знаний. Первые два месяца больше времени проводить на улице, меньше в интернете, и родители должны контролировать, что смотрят дети. Много развивающих дополнительных знаний можно получить в интернете, но можно и просто засорять голову, так что для полезных знаний просто не будет места. В августе же нужно просто дать ребенку немного поскучать, т.е. сократить или полностью исключить гаджеты на какой-то период. Скука – великая движущая сила, заставляющая ребенка раскрывать свой потенциал. Тогда найдется время и на чтение, и на повторение физики.
Читать же нужно все лето. Родители должны грамотно подобрать литературу, в соответствии с интересами ребёнка, чтобы привить любовь к чтению, а не отбить охоту насовсем.

- Какими навыками должен обладать первоклассник к своему первому дню в школе?

- Самая большая проблема, с которой сталкиваются учителя, это переученность пришедших в школу детей. Ребенок умеет писать, считать, читать, и родители довольны. Но обновленная система подразумевает, что ребенок в первую очередь должен уметь слышать, слушать, анализировать и строить элементарные логические цепочки. Родители сами допускают главную ошибку в возрасте «почемучек», отвечая на все вопросы, заданные ребёнком, не давая ему получить ответ ходом рассуждения и нахождения каких-то логических связей. Взрослые должны дать возможность ребенку подумать, но обязательно спустя время спросить о результате раздумий.

Нужно развивать мелкую моторику, помогать им познавать мир. Первоклассник должен уметь ориентироваться в пространстве, различать времена года, знать месяцы, дни недели, профессии, имена родителей, бабушек и дедушек. Не нужно всё делать за детей, лучше уделить время на то, чтобы дать ребенку быть самостоятельным.

Teги: #школа
not findimage
Наверх