Саботаж акиматов, гигантомания и низкие зарплаты тренеров — главные проблемы массового спорта в Казахстане

иллюстративное 25 Октября 2021, 22:22
25 Октября 2021, 22:22
28446
Фото: иллюстративное

Пора прекратить строительство дворцов спорта и стадионов стоимостью по 100-200 миллионов долларов, которые потом камнем виснут на шее государства.

Развитие массового спорта является одной из тем, которая в последнее время активно обсуждается. О том, что нужно отдавать приоритет массовому спорту говорил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев еще в прошлогоднем послании народу. Корреспондент Baigenews.kz побеседовала с экспертами и узнала их мнение о том, какие проблемные вопросы в канун наступающего 30-летия независимости в спорте остаются нерешенными.

Спорт-инвестиции должны приносить пользу детям

Уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Аружан Саин принимала участие в разработке правил подушевого финансирования детей на занятия спортом и искусством за счет бюджета. Президент подписал 30 декабря 2020 года поправки в законодательство. А уже 1 мая правила подушевого финансирования кружков и секций вступили в силу. В беседе Аружан Саин рассказала, как принимались эти поправки, а также поделилась своим видением развития массового спорта.

— Правила подушевого финансирования приняты при вашем непосредственном участии. Расскажите сталкивались вы с трудностями при их разработке? Сколько времени у вас ушло на это?

— В августе-сентябре 2019 года, то есть сразу после вступления в должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Казахстан, я написала письма в акиматы, где призывала их перестать тратить значительные суммы на профессиональные спорт, на неоправданно пышные мероприятия и концерты. И предложила направить эти деньги на массовый детский спорт и детское творчество.

К сожалению, ни один регион не ответил мне адекватно. Тогда я озвучила свои мысли президенту страны Касым-Жомарту Токаеву на нашей первой встрече с ним 5 ноября 2019 года — и он поддержал меня. В своем послании народу 1 сентября 2020 года он озвучил концепцию финансирования сферы детского спорта и детского творчества. Но кто-то же должен был начать процесс! И мы создали группу волонтёров, экспертов в различных областях, которая подготовила проект изменений в законы о культуре и спорте, прописав них механизм подушевого финансирования занятий детей в секциях спорта и кружках искусств через государственные спортивные и творческие заказы.

3 ноября 2020 года этот законопроект ушел в мажилис. И я очень благодарна председателю мажилиса парламента Нурлану Нигматулину и администрации президента, которые отстояли закон, несмотря на сопротивление. 30 декабря глава государства подписал этот закон, и 1 мая 2021 года он вступил в силу. Но для того, чтобы закон заработал, нужны нормативно-правовые акты (НПА). Эти документы также разработала наша команда. Причем все они были размещены на нашем сайте и прошли через народное обсуждение. В опросах было задействовано более 35 тысяч человек, задействованы десятки руководителей секций и кружков.

— Закон принят, не сталкивались ли вы с сопротивлением его реализации в регионах?

— Закон вступил в силу, нормативно-правовые акты приняты, портал ArtSport.edu.kz заработал. Но тут начинается тихий саботаж со стороны акиматов, которые волокитят процесс утверждения заявок со стороны поставщиков услуг, не выделяют достаточно средств на реформу. Приходится вести жесткую, с обращением на самый верх, борьбу за бюджеты.

— Есть ли у вас данные, сколько детей будут охвачены подушевым финансированием?

— В Казахстане насчитывается 6,12 миллиона детей, около 4,5 миллиона из них подпадает под эту реформу. И я сделаю всё возможное, чтобы каждый ребёнок получил от государства как минимум две секции, кружка, а это шесть занятий в неделю по 1-1,5 часа.

Важно понимать, что вовлечением детей в спорт и творчество мы отвлекаем их от всего дурного. Это всё положительно отразится на статистике детской и подростковой преступности и суицидов, а в перспективе — и на статистике взрослых правонарушений.

Я всегда говорю, что главные инвестиции государства должны быть направлены на детей. Когда мы вкладываем средства в младенческое здоровье, мы экономим на здравоохранении, на социальных выплатах. Когда мы инвестируем в образование и развитие способностей, то в итоге инвестируем в будущую экономику.

— Ранее вы заявляли о том, что есть расхождения в статистике по охвату детей спортом. Как вы считаете, в чем причина? Местные органы специально завышают эти показатели? Можете назвать цифры?

— По тем данным, что озвучивают регионы, в Казахстане регулярно занимаются спортом свыше 30% населения. В случае с городами республиканского значения, где проживают свыше миллиона человек, это должны быть следующие цифры: Алматы — около 700 тысяч, Астана и Шымкент — свыше 300 тысяч. Получается, что все существующие в городах спортсооружения, бассейны, залы, корты должны быть загружены под завязку круглые сутки. Но мы видим, что это не так. Кроме этого, для работы с этими людьми нужны тысячи, десятки тысяч специалистов, тренеров. Откуда берутся, кем и как считаются эти цифры? Непонятно…

Та же ситуация и с детским массовым спортом. По статистическим данным, опубликованным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, в 2020 году в Казахстане проживало 4 586 837 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет. Сейчас эта цифра ещё возросла. Из них в 442 ДЮСШ, согласно отчётам, предоставленным нам или опубликованным на сайтах областных управлений спорта, занималось 328 656 детей (7,16%). При этом, есть регионы, где этот показатель превышает 10%, а есть регионы, где не достигает и 4-5%.

Безусловно, есть дети, которые занимаются в частных кружках и секциях, но и в этом случае цифра регулярно занимающихся спортом детей не превышает 10%.

— Также вы проводили опросы в течение нескольких месяцев о доступности бесплатного спорта. Каковы его результаты? О каких проблемах вам сообщили участники опроса?

— Как правило, родители сообщали о том, что не могут оплачивать тренировки ребенка в таких видах спорта, как плавание, хоккей, фигурное катание, горные лыжи, футбол и многие другие. В некоторых регионах Казахстана стоимость занятий в этих секциях превышает 50 тысяч тенге в месяц. Если в семье несколько детей, то для них занятия в спортивных секциях становятся не по карману.

Родители и тренеры из сельской местности поднимали вопрос об отсутствии спортивных сооружений. А там, где они имеются, зачастую не соответствуют современным международным стандартам.

Кроме того, существует проблема с обеспечением современным спортивным инвентарём и качественной спортивной формой.

— Есть ли у вас данные о том, в каких регионах наиболее низкий охват детей спортом и где наихудшая инфраструктура спортивных школ?

— Наиболее низкие показатели по охвату детей тренировками в ДЮСШ — в ВКО, ЗКО, Алматы, Нур-Султане, Шымкенте и Жамбылской области. И это притом, что в Алматы, Нур-Султане, Шымкенте и Усть-Каменогорске — лучшие в республике спортсооружения, залы, бассейны и т. д. Такой вот парадокс…

— Действительно, интересно, что в самых крупных городах такой низкий охват спортом… А есть ли у Вас информация о том, какой вид спорта сейчас в Казахстане в недостаточном количестве представлен в спортивных школах и секциях?

— Самыми популярными видами в Казахстане традиционно считаются футбол, бокс, все виды борьбы, а также другие виды единоборств — каратэ, таэквондо и прочие.

В то же время явно недостаточно уделяется внимания таким олимпийским видам спорта — лёгкой атлетике, плаванию, гимнастике. Достаточно сказать, что на двухмиллионный Алматы имеется всего одно отделение лёгкой атлетики — в СДЮШОР №2. Для сравнения: до 1991 года их было шесть. Школа гимнастики в южном мегаполисе тоже всего одна. Та же ситуация в Нур-Султане. Для развития массового спорта остро не хватает бассейнов, современных стадионов, подготовленных тренеров.

— Говоря о спорте, я, конечно, не могу спросить о футболе. К сожалению, в этом году сборная Казахстана не выиграла ни один официальный матч. Но есть успехи в футзале. Все мы знаем об успешном выступлении команды на чемпионате мира, где она была в шаге от бронзы. Ранее в СМИ появлялась информация о том, что Казахстанская федерация футбола (КФФ) ежегодно получает от УЕФА и ФИФА немалые суммы, которые, в том числе, предназначены и для развития детско-юношеского футбола. Изучали ли вы информацию о том, как распределяются эти деньги?

— Да, в наших СМИ регулярно публикуются сообщения об этом. Но на что расходуются эти деньги? Вот, например, на сайте Prosports.kz выходила новость о том, КФФ распределила солидарные выплаты от УЕФА между казахстанскими клубами. Получается, что деньги уходят в профессиональные клубы, но дойдут ли они дальше до тех, кому нужны в первую очередь — до детских тренеров и их воспитанников? Судя по состоянию детского футбола у нас в стране, по отношению к нему продолжает действовать остаточный принцип финансирования. А все деньги достаются руководителям клубов и их покровителям в верхах власти...

— Как вы считаете, какие еще меры, поправки необходимо принять для развития массового спорта?

— Необходимо, чтобы заработала реформа по внедрению подушевого финансирования для развития детского спорта. Чтобы финансирование детского и подросткового спорта стало приоритетным для законодательных и исполнительных органов власти наверху и на местах. Чтобы успехи профессиональных атлетов и команд достигались не ценой покупки легионеров или талантом и усилиями отдельных личностей, а становились вершиной пирамиды, в основании которой был детский и массовый спорт и физкультура;

Также необходимо изменить подход к строительству спортивных сооружений. Пора прекратить строительство дворцов спорта и стадионов стоимостью по 100-200 миллионов долларов, которые потом камнем виснут на шее государства из-за огромных средств на их содержание. Необходимы современные, недорогие, но, в то же время отвечающие всем требованиям и правилам, спортсооружения, особенно в маленьких городах и сельской местности.

Нужно отменить или значительно снизить (на 50-75%) стоимость оплаты аренды спортсооружений, находящихся в государственной собственности и используемых для тренировок детьми и подростками. Нынешняя практика государственно-частного партнёрства, когда государство в лице акиматов передает в частные руки государственные, построенные за счет налогоплательщиков, спортсооружения, при этом оплачивает все расходы по содержанию этого сооружения, а частники потом стараются извлечь из этого максимальную прибыль, забывая о детском и подростковом спорте — абсолютно неприемлема.

Комитету спорта надо вернуть рычаги влияния

Экс-государственный тренер РК Сергей Шавернев — знаковая фигура в казахстанском хоккее. В свое время он был тренером клуба «Енбек» из Алматы. Сейчас он возглавляет детский хоккейный клуб «Торнадо» в Шымкенте.

— Сергей Викторович, как вы оцениваете сейчас развитие массового спорта в Казахстане?

— В целом, безусловно, есть шаг вперед. Ведется строительство спортивных площадок во дворах. Есть такие проекты, как велопробеги, которые популяризируют спорт. Стало много частных футбольных площадок, где компании могут снять это поле. Практически у каждой компании, будь это коммерческая или государственная, есть свои команды по мини-футболу. Другое дело, что активность должны показывать федерации. Потому что в этом сегодня есть минус. Нужно, чтобы эти люди продвигали спорт в массы и чтобы была правильная программа. И чтобы она работала постоянно, чтобы это не было разовой акцией. Да, есть определенный прогресс. Но мы отстаем именно в организаторах.

— Вы говорите о специалистах по организации массового спорта?

— Да, сегодня они отсутствуют. Раньше их подготовка была отдельна. Если в 90-х годах в Казахском институте физической культуры было отделение массовой работы и туризма, то потом его упразднили, и сегодня нет таких инструкторов на местах. Нужно отметить, что работа специалистов спорта оплачивается мизерной зарплатой. Людям приходится подрабатывать. Профессия спортивного инструктора или работника сегодня не в приоритете. Потому что молодые специалисты лучше пойдут работать на стройку, так как нужно создавать семьи, обеспечивать детей. В этом большая проблема. Поэтому, я считаю, что нужно сконцентрироваться на работе инструкторов, специалистов.

— Как вы считаете, по каким видам спорта у нас наиболее меньшие условия для развития?

— Безусловно, это виды спорта, где меньше спортивных баз. Или те, которые недоступны для общего пользования. Как хоккейный специалист, хочу привести такую статистику. С момента суверенитета, когда мы начинали чемпионат Казахстана в 1999 году, у нас насчитывалось шесть-девять ледовых арен. Сегодня их больше тридцати. Это огромный прогресс, огромный прорыв. Но эти площадки мало доступны для массового спорта. Да, есть массовое катание. Например, в Алматы, в Нур-Султане, в Шымкенте. В Алматы построены две арены — «Алматы» и «Халык». «Халык» из-за пандемии была перепрофилирована под госпиталь. Это, конечно, огромный минус для общественности. Потому что такой уникальный дорогущий объект перепрофилировали. Он и там определенной пользы не принес, и у хоккея его забрали.

— Давайте подробнее остановимся на хоккее. Каково положение сейчас в школах по этому виду спорта?

— В Алматы, в самом крупном городе страны, до сих пор нет школы по хоккею. Она была, но ее упразднили по прихоти начальника спорта. Это просто нонсенс. Второй момент — сегодня детский хоккей в период начальной подготовки игрока обходится его родителям в 40-50 тысяч тенге ежемесячно. Это огромные деньги. Ребенок растет, нужна замена экипировки. Родители ее покупают сами. Также растет количество поездок, чтобы ребята росли, им нужны спарринги. И здесь возникают расходы на поездки. И получается, что до выхода, до выпуска, этих ребят мы теряем. У кого-то финансовое положение может стать хуже, кто-то в связи с тем, что отстал, когда-то не заплатил, теряет возможность заниматься. Потому, что те ребята, которые не пропускают, выходят вперед, и этот ребенок начинает думать, что хоккей — это не его вид спорта. Если мы вспомним советский подход, то тогда были клубы, ДЮКИ… Почему эту старую систему мы не можем применить сегодня? Но опять же, здесь нужны будут инструкторы. А так, получается, что команды детские создаются до определённого возраста, а потом они теряются.

— Если я не ошибаюсь, то вы принимали участие в создании школы хоккея в Алматы.

Да, в свое время я ее создавал с нуля. Также в ней было фигурное катание. Сейчас в Алматы шесть ледовых дворцов, но нет школы по хоккею. Ее упразднили. Это просто нонсенс. Я вношу предложения, что готов возглавить эту школу и заняться ее развитием и навести порядок в развитии алматинского хоккея. Для меня это травма. Потому что руководители школы стали меняться — сначала пришел лыжник, затем боксер — им это не нужно было.

— А каково положение хоккейных школ в других городах?

— Более-менее они работают в Караганде, Усть-Каменогорске, Нур-Султане, где базовый клуб сборной «Барыс». Все остальное школами назвать трудно. Это отделения, в лучшем случае. А директоры там не «зимники» даже, а например, боксеры.

— Вы, наверное, в курсе о поправках в закон о физической культуре. Как думаете, это окажет сильное влияние на развитие массового спорта?

— Поправки в закон о физической культуре важны. Время идет вперед, наши соседние государства также вносят изменения, поэтому нужно следить не только за внутренним состоянием, но и за внешним окружением. Это важно для спорта высших достижений. Люди из массового спорта попадают в спортивные секции, школы, интернаты, школы олимпийского резерва. Но для этого исполнительные органы должны быть компетентными. И должны работать не просто номинальные люди, которые удобны акиму или какой-то федерации, а должны быть назначенцы, которые являются воспитанниками и представителями именно профильного вида спорта. Причем, именно те, кто знает проблемы и детского и юношеского спорта. Именно такой кадровый подбор будет работать.

Комитет спорта, Министерство спорта должны курировать управления спорта. А сейчас, к сожалению, Комитет спорта не может никак повлиять на местного «царька», начальника управления спорта, потому что его поставил какой-то крутой агашка. Важно, чтобы министр спорта был спортивным человеком, а не удобным для кого-то в правительстве. Чтобы он мог вникать и решать проблемы спорта на месте. Нужно пересмотреть вопросы с начислением баллов, пересмотреть, за что они отвечают. Потому, чтобы эти поправки заработали, к ним нужно отнестись серьезно и правильно.

Кроме того, нужно уделять внимание и науке в спорте. Это у нас запущенный момент. Нет у нас своих специалистов, мы смотрим на соседей. Переписываем их книги. В спорт приглашаем иностранных специалистов. Не выращиваем тренерские кадры. Это огромная проблема. А лучшие наши умы переманивают в соседние страны. Это проблема федерации. Но там сидят номинальные люди, которые кому-то удобны. И не каждый может осмелиться критиковать их работу, что уж тут скрывать. Это проблема спорта номер один.

Дефицит грамотных специалистов

Легкоатлет Дмитрий Карпов является бронзовым призером Олимпийских игр 2004 года. Сейчас он возглавляет сборную Казахстана по легкой атлетике. После завершения профессиональной карьеры он был руководителем специализированной детско-юношеской спортивной школы Караганды, а также руководителем управления физической культуры и спорта Карагандинской области.

— В целом, как сейчас оцениваете развитие массового спорта сейчас в Казахстане?

— Маленькими шагами к большим победам, как говорится. Хорошо оцениваю. Всегда поддерживаю идею о том, что именно детский массовый спорт рождает профессионалов. Нужно уделять большое внимание воспитанию детей и прививать им любовь к спорту. Согласно Посланию нашего Президента развитие массового спорта приоритетная задача, и я с этим полностью согласен.

— За вашими плечами — несколько лет работы на руководящих должностях в сфере спорта. Какие проблемы в развитии массового спорта вы бы выделили?

— Проблемы в развитии массового спорта не зависят от наличия спортсооружений и других условий. Я считаю, что основная проблема — это недостаточный потенциал тренерского состава и учителей физической культуры. Потому что профессионалов очень мало, учителя и тренеры есть, не спорю, работа идет. Но не такая, как хотелось бы. Главная проблема — в отсутствии мотивации к развитию, нет стремления улучшать свои профессиональные способности. На дворе XXI век, мы просто не успеваем за тем, сколько новых методик создается, сколько новых проектов в развитии тренировочного процесса. Этому всему нужно учиться. Но единственная мотивация сейчас — это деньги. Из-за того, что заработная плата начинающего тренера мала, они не видят смысла дальше идти.

— Да, зарплаты одна из главных вопросов в развитии спорта. Об этом говорят все эксперты, тренера, с которыми я беседую. А каково ваше мнение по укомплектованию школ? По каким видам спорта у нас туго со спортивными секциями, школами, клубами?

— Я считаю, что у нас все виды спорта развиваются практически в полном объеме, и практически для всех созданы условия для обеспечения качественного тренировочного процесса. С каждым годом в Казахстане строится все больше спортивных объектов, делается все для развития спорта. Однако спортивные организации на этих объектах испытывают страшный дефицит грамотных специалистов. Поэтому и хромает развитие массового спорта и спорта высших достижений.

— То есть, в стране достаточно укомплектованы детско-спортивные школы?

— В Казахстане много регионов, и везде своя система, у всех по-разному. В этом и проблема. Если бы была определенная техническая сетка, то бишь государственное задание, подписанное для каждой школы в каждом регионе о том, как должна быть укомплектована та или иная школа…

Хорошие условия — это ведь и защита детей от травм. В легкой атлетике, например, все зависит от беговой дорожки и оборудования. Если ты с детства тренируешься в качественных условиях, то и результат в будущем будет отличным. А ребёнок вырастет здоровым и сильным! Вот это и будет показателем работы по развитию массового спорта в нашей республике.

— Какие еще меры, по вашему мнению, нужно принять для развития массового спорта в Казахстане?

— Строить спортивные объекты для любительского спорта, которые будут доступны для населения — для бесплатного посещения.

Детский спорт сухим языком цифр

За годы независимости Казахстана были реализованы четыре госпрограммы развития физической культуры и спорта: «О Государственной программе развития массового спорта в Республике Казахстан на 1996-2000 годы», утвержденный Указом Президента РК №3276 от 19 декабря 1996 года; «О Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 годы», утвержденный 28 декабря 2006 года указом №230; «О Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 годы», утвержденный 12 марта 2001 года указом №570; «Об утверждении отраслевой Программы развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2011-2015 годы», утвержденный постановлением Правительства РК №1399 от 30 ноября 2011 года.

Что изменилось? Если говорить языком цифр, то в 1991 году в республике насчитывалось почти 200 ДЮСШ, в которых занималось спортом до 90 тысяч детей и подростков, а в 2021 году в республике насчитывается почти 500 ДЮСШ, где занимается почти 370 тысяч человек. Таким образом, за 30 лет независимости в республике открылось до 300 ДЮСШ (их число увеличилось более чем в 2,5 раза), а количество занимающихся в них выросло почти на 300 тысяч человек. Конечно, как и говорится выше, количество далеко не всегда означает качество, но тем не менее, определенный прогресс — налицо.

Добавим к этому, что в апреле 2021 года (во исполнение поручений Президента РК, озвученных в прошлогоднем Послании — именно о них говорила выше детский омбудсмен Аружан Саин) в стране были приняты все необходимые нормативно-правовые акты по подушевому финансированию спортивных секций и творческих кружков в рамках госзаказа, создан специальный портал по функционированию госзаказа Artsport.edu.kz, даны поручения акиматам областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент о выделении соответствующих бюджетных средств. А уже с 1 мая 2021 года внедрен механизм государственного спортивного заказа (программа подушевого финансирования), который обеспечивает бесплатное посещение спортивных секций детьми и подросткам в возрасте от четырех до 17 лет.

На 2021 год акиматы областей и городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент выделили бюджетные средства на подушевое финансирование секций, благодаря чему из 370 тысяч занимающихся в них детей и подростков — более полусотни тысяч казахстанских детей на сегодня посещают их бесплатно.

В результате принятых госпрограмм сейчас охват населения занятиями физкультурой и спортом составляет 31 процент, это около 5,9 миллиона человек.

На сегодня проведено более 21 тысячи спортивно-массовых мероприятий с общим охватом более 1,5 миллиона человек, из которых более 12 тысяч проведены в сельской местности.

Олимпиада дала новый повод для увеличения подушевого финансирования детского спорта, и в ближайшие два-три года число детей значительно преумножится. Принятые меры должны обеспечить развитие спорта во всех регионах республики.

Только у здоровой нации, которая с трепетом относится к детскому спорту и всячески культивирует его — будут стабильные достижения и в спорте высших достижений. В нашей стране для этого есть все условия.

Наверх