ФОТОРЕП с передовой: Как столица собирает первым делом вертолёты - простые и сложные, как конструктор лего

7 Мая 2018, 12:12
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Бауыржан Жуасбаев 7 Мая 2018, 12:12
7 Мая 2018, 12:12
7427
Фото: Бауыржан Жуасбаев

Немногие знают, что в Астане есть уникальное СТО. Здесь не меняют масло или резину на машину, здесь собирают и чинят вертолеты.

Корреспонденты BNews.kz побывал на заводе компании ТОО "Еврокоптер Казахстан инжиниринг" и не только поговорили со специалистами, которые "умеют летать", но и "нащёлкали" производство на фотоаппаратуру, да столько, что на целый фоторепортаж материал тянет.

ТОО "Еврокоптер Казахстан инжиниринг" – совместное предприятие, созданное в апреле 2011 года по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева и экс-президента Франции Николя Саркози. Проект по сборке вертолётов в Казахстане осуществляется на паритетной основе: 50% доли принадлежит АО "Казахстан инжиниринг" и 50% - компании Airbus Helicopters. Открытие завода состоялось 29 июня 2012 года.

На сегодняшний день совместное предприятие "Еврокоптер Казахстан Инжиниринг" занимается продажей вертолётов и сборкой, техническим обслуживанием вертолётов ЕС145, H125, H130, а также обучением техников (механики и авионики) и пилотов на русском и английском языках на территории СНГ и Центральной Азии.

"В нашем департаменте работают 10 человек: авионики, механики и инженеры по покраске вертолетов", - рассказывает руководитель технического отдела Eurocopter Kazakhstan Engineering Русланбек Исетов.

"Первичная сборка вертолётов производится в Германии. Затем техника разбирается на десять частей и отправляется в Казахстан, где мы силами нашей команды собираем вертолёт", - сообщил инженер.

Завод по сборке вертолётов оснащён мастерскими по обслуживанию механических узлов, ремонту изделий из листового металла, ремонту электрооборудования и бортовой радиоэлектроники, ремонту изделий из композиционных материалов. Отапливаемый ангар площадью 1500 кв.м с контролируемой температурой и влажностью, оснащённый кран-балкой и всем передовым оборудованием и инструментами, ежегодно проходящим метрологический контроль; многие инструменты и оборудование присутствуют в СНГ в единичном экземпляре.

В это сложно поверить, но вот такого "красавца" пять сотрудников казахстанского завода могут собрать за месяц.

"В среднем на сборку одного воздушного судна уходит чуть больше 25 дней. Сроки зависят от того, сколько специалистов задействовано. После сборки производятся тестовые полеты и передача заказчику, - продолжает собеседник. – Здесь нужно учитывать, что первичная сборка проходит в Германии, а здесь мы уже делаем вторичную сборку. Я могу сравнить это с конструктором лего. Фюзеляж, кабина, всё оборудование приходит в Казахстан готовым. Отдельно хвостовая балка, которую мы стыкуем с остальными частями. Это занимает немного времени".

По словам Исетова, чтобы научиться собирать вертолёты нужно обязательно иметь авиационное образование.

"Если сотрудник приходит к нам, уже пройдя обучение в авиационном училище, мы отправляем его на стажировку в Германию, где больше двух месяцев специалист учиться тому, как заниматься сборкой, ремонтом, техническим обслуживаем воздушного судна", - пояснил собеседник.

Иметь вертолёт достаточно дорогое удовольствие. Для примера, такой вертолёт обойдется покупателю в семь миллионов евро. Однако цена может меняться в зависимости от предпочтетий заказчика.

В среднем, цена подобной "вертушки" H130 от трех до четырех миллионов. Уже сейчас частные лица из Алматы, Шымкента приобретают его для личных задач.

Русланбек Исетов достаточно скромен и даже немного смутился, когда мы спросили у него, не считает ли он свою профессию элитной, ведь далеко не так много людей, знающих все тонкости работы с воздушным судном.

"Сейчас на технические специальности студентов идёт немного. Инженеров, умеющих работать с иностранной техникой, можно посчитать по пальцам. Я не знаю, можно ли назвать нашу работу элитной, но она мне нравится, и я получаю удовольствие от причастности к созданию вертолётов", - добавил он.

Авиационный учебный центр (АУЦ), созданный для региональных нужд Казахстана и Центральной Азии, является единственным центром в мире, предоставляющим обучение техников по категории В1 и пилотов на вертолёте ЕС 145 на русском языке.

АУЦ предлагает теоретическое и практическое обучение на самом высоком уровне подготовки, сертифицированные курсы с использованием новейших мультимедийных средств, авиатренажера последнего поколения - FNPT III, макетов двигателей и других систем (Программы и процедуры обучения с использованием тренажёра согласованы с КГА МИР РК и Airbus Helicopters), а также технической документации. Подобный подход гарантирует эффективность обучения, что, в свою очередь, снижает риск возникновения опасных ситуаций при полетах на вертолёте ЕС 145.

АУЦ ЕСКИ осуществляет обучение на основании в рамках закона "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации", процедур компании Airbus Helicopters, соблюдая стандарты и рекомендации EASA и ИКАО. Также в скором времени авиационного законодательства Российской Федерации ФАВТ283.

На заводе есть специальный тренажёр, который позволяет на себе ощутить все риски и сложности управления вертолётом.

Пилот-инструктор Андрей Феофанов, непосредственно задействованный на обучающем тренажёре вертолёта ЕС145, рассказал об его уникальных характеристиках. К слову, данный тренажёр был выставлен на выставке KADEX-2016.

"Данный тренажёр вполне можно назвать уникальным. Мы выполняем подготовку и переподготовку пилотов на типы вертолётов ЕС145. Также мы можем выполнять переподготовку на лёгкие типы. ЕС145 - вертолёт, который сейчас находится на вооружении у сил воздушной обороны РК и Министерства по чрезвычайным ситуациям, технически он может быть модифицирован как ударный вертолёт, но в основном используется в транспортных целях", - говорит Андрей Феофанов.

Он признается, что пилоты учатся своему ремеслу почти всю жизнь.

"У нас, наверное, самая обучаемая профессия, постоянно нужно повышать и поддерживать уровень профессиональной подготовки", - отметил он. 

По словам Феофанова, научиться водить воздушное судно вполне по силам каждому.

"Если, допустим, вы захотите научиться управлять вертолётом, то ничего невозможного нет. После того, как пройдете определённое количество теоретической и практической подготовки. Для профессионалов - это довольно длительный процесс, нужно получить профессиональное образование. Ну, а непрофессионал может в течение года освоить один не слишком сложный тип вертолёта", - продолжает инструктор.

- Как у вас появилась мечта стать лётчиком?

- Мой отец летал на вертолётах и привил любовь к авиации.

- Расскажите об историях из жизни, когда условия для посадки было весьма опасными?

- Полёты, сами по себе сложная работа. Приходится учитывать много параметров, ссылаться на многое, в том числе на собственный опыт. А как вы знаете, чем моложе человек, тем сильнее завышена у него оценка собственных возможностей.

Как-то раз мы выполняли транспортный полёт из Алматы в Астану и планировали остановку для дозаправки в аэропорту города Балхаш. Рассчитали всё правильно, но волею судьбы погода нам подкинула неприятный сюрприз в виде сильного встречного ветра, борьба с которым отняла у нас много топлива.

Находясь ровно над озером Балхаш, наше топливо начало кончаться. Мы должны были принимать решение – то ли лететь назад на берег, то ли дальше продолжать "тянуть". В итоге, мы благополучно долетели до точки назначения, но понервничать пришлось прилично. Таких историй немало. Особенно при полётах в горах. Очень сложно визуально представить, какой будет погода на другой стороне горы. Поэтому погодные условия всегда имеют большое значение.

- Самый странный груз, который вы когда-либо перевозили?

- Как-то раз мы считали поголовье морских котиков на Каспийском море. Так вот, однажды, везли маленького белька, который отбился от матери. Начнём с того, что это всё равно хищник, у него есть зумы. После того, как мы убедились, что спокойно он сидеть не собирается, пришлось садиться, чтобы каким-то образом его успокаивать. Это было непросто, поскольку зверёнок оказался весьма неспокойным, и было трудно совладать с ним. Каким бы он милым не был, пришлось его усмирять.

- Кто, помимо казахстанских лётчиков, проходит обучение у вас?

- С недавнего времени одобрили сертификата нашего авиационного центра на территории России. Теперь мы осуществляем подготовку и переподготовку лётного и технического состава для Российской Федерации. Здесь на территории Казахстана мы проводим первоначальную подготовку на типы вёртолетов ЕС145, H125, H130. Лётный состав Казахстана сейчас заметно помолодел, средний возраст казахстанских пилотов - 30 лет.

В Казахстане сейчас немного людей, готовых приобретать вертолёты. Это связано в том числе и с инфраструктурой, потому что содержать вертолёт - достаточно затратно. В Америке очень много компаний, которые выполняют частные полёты. Думаю, со временем и к нам это тоже придет.

- Последний вопрос – как эта груда железа летает по небу?

- Это серьёзный и глубокий вопрос. Нужно понимать, что огромное количество людей трудилось, потратили много сил и времени, чтобы сделать это возможным. Это ещё один признак величия человеческой мысли. Однако, точного ответа на ваш вопрос нет даже у меня.

 

Наверх