- Главная
- Новости
- Полномочия в создании новых органов управления могут передать правительству и парламенту
Полномочия в создании новых органов управления могут передать правительству и парламенту
В ходе заседания Глава государства отметил, что вопрос перераспределения полномочий между ветвями государственной власти является последовательным и закономерным этапом развития республики, сообщает Акорда.
«Реализация одной из пяти институциональных реформ, предложенных мной, предполагает наделение правительства дополнительными исполнительными полномочиями в сфере экономики. При этом в компетенции Президента будут оставаться основные вопросы обороноспособности, внешней политики, государственного управления, защиты Конституции и обеспечения эффективной работы между ветвями государственной власти», - сказал Нурсултан Назарбаев.
Глава государства обратил внимание на снижение количества полномочий, отнесенных изначально сугубо к компетенции Президента Казахстана.
«К примеру, полномочия в части утверждения программ, вопросы кадровых изменений в правительстве, создания новых органов управления могут быть переданы в компетенцию правительства и парламента», - отметил Нурсултан Назарбаев.
Также Президент Казахстана подчеркнул необходимость действенного усиления роли Парламента в системе государственного управления.
«В наших условиях правительство формируется победившей партией или фракциями. Таким образом, должна быть пересмотрена роль парламента в отношении правительства по многим вопросам», - подчеркнул Глава государства.
Кроме того, Нурсултан Назарбаев отдельно остановился на вопросах ответственности государственных органов за проводимые реформы и их успешную реализацию.
Руководитель Рабочей группы доложил Главе государства о выработанных предложениях по перераспределению полномочий между ветвями государственной власти.
«В соответствии с поставленной задачей сформулированы предложения по трем направлениям.
Первое. Это предложения по перераспределению законодательно установленных полномочий Главы государства, которые не требуют внесения изменений в Конституцию. В этой части обобщены предложения государственных органов. В целом предложения касаются полномочий, которыми регулируются вопросы социально-экономической сферы. Это вопросы управления экономикой, финансами, государственным имуществом, полномочия, связанные с решением отдельных вопросов административно-территориального устройства.
Второе. Верховным Судом и Генеральной прокуратурой представлены предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности судебной и правоохранительной систем, которые также не требуют внесения изменений в Конституцию. Это предложения, касающиеся усиления судебного контроля, дальнейшего сокращения участия прокуроров в гражданском и административном процессе. Всего в судебно-правовой сфере представлено 13 предложений, не требующих конституционных изменений.
Третье. Рабочей группой отдельно рассмотрены порядка 40 предложений, предполагающих коррекцию норм Конституции. Активность в этом вопросе проявили представители депутатского корпуса, научно-экспертного сообщества. Внесенные предложения предусматривают расширение полномочий Парламента и его палат, в том числе при формировании правительства. Также предложено усилить подотчетность правительства перед парламентом и его палатами.
Кроме того, поступили предложения по усилению самостоятельности и ответственности правительства. Часть предложений, направленных на модернизацию судебно-правовой сферы также связана с изменением Конституции. В частности, речь идет о возможном уточнении статуса и функций Верховного Суда и определении требований, предъявляемых к судьям. Было предложено скорректировать нормы, определяющие статус и полномочия органов прокуратуры. Внесены предложения о совершенствовании механизма конституционного контроля.
Таким образом, на Ваше рассмотрение вносятся базовые подходы, предполагающие перераспределение законодательных установленных полномочий без изменения Конституции.
Также выработаны и вносятся на Ваше рассмотрение подходы по возможному изменению норм Конституции, направленные, прежде всего на расширение полномочий парламента, а также усиление самостоятельности и ответственности правительства», - сказал А.Джаксыбеков.
Член Рабочей группы З.Федотова отметила конструктивный характер представленных поправок.
«Мы передаем в основном организационно-исполнительные функции, которыми должно обладать правительство. Это теперь и ответственность правительства.
В части деятельности парламента, мы видим, что Мажилис в основном наделяется полномочиями по согласованию», - сказала профессор Академии государственного управления.
Наряду с этим членом Рабочей группы Б.Бекетаевым был представлен проведенный правительством анализ по определению норм, закрепляющих полномочия Президента.
«Были проанализированы 11 конституционных законов, 20 кодексов и 298 законов. Нормы, которые устанавливают полномочия Президента, содержатся в 11 нормах и 80 законах. Правительством совместно с рабочей группой выработаны 32 предложения по перераспределению полномочий Главы государства. Данные предложения предполагают внесение изменений в законы, не требуя изменений Конституции», - подчеркнул министр юстиции.
Также председатель республиканского общественного объединения «Казахстанский союз юристов» отметил, что во всех филиалах идет обсуждение на основе проведенного анализа.
«Юридическая общественность поддерживает проводимые реформы, отмечая их актуальность и своевременность», - сказал Р.Мукашев.
На заседании также выступили другие члены Рабочей группы.
Самое читаемое
- Депутатов возмутил ответ вице-министра здравоохранения о системе ОСМС в Казахстане
- Куандык Бишимбаев: У меня не было возможности рассказать свою историю
- Нарушения при распределении вакансий выявили в Мангистауской области
- Число погибших при теракте в "Крокусе" возросло
- Жамбылские фермеры бесплатно раздают лук, чтобы не обанкротиться