Построить новую деревню и вернуть закон о тунеядстве – акмолинские фермеры о том, как преодолеть дефицит кадров в АПК

30 Мая 2021, 23:55
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Асель Турар 30 Мая 2021, 23:55
30 Мая 2021, 23:55
2992
Фото: Асель Турар
Построить новую деревню и вернуть закон о тунеядстве – мнения акмолинских фермеров, как преодолеть дефицит кадров в АПК

Акмолинским сельхозпредприятиям и фермерским хозяйствам катастрофически не хватает кадров. Не хочет молодежь ехать в село: неразвитая инфраструктура, скромная зарплата и отсутствие жилья. Проблема характерна для всего Казахстана, как, впрочем, и для других стран мира. Пару месяцев назад министр сельского хозяйства Сапархан Омаров заявил: отрасли ежегодно не хватает более 2 800 человек – агрономов, зоотехников, ветеринаров, инженеров-технологов. Корреспондент BaigeNews.kz записал несколько мнений акмолинских фермеров, в том числе самого авторитетного в республике – Ивана Сауэра. На образцовой агрофирме "Родина" вакансий нет, а из желающих устроиться – очереди. Главный вопрос – как привлечь людей в сельское хозяйство?

Свои элеваторы, мельница, крупо- и комбикормовый заводы, котельная и пекарня

ТОО "Урожай" – одно из самых крупных и успешных сельхозпредприятий в Акмолинской области. Оно расположено в райцентре Жаксы и входит в состав группы компаний "Агрофирмы TNK". Занимается приемкой, хранением и подработкой зерна. Для этого здесь работают четыре элеватора, которые могут одновременно вмещать 300 тысяч тонн зерна. Во время уборки урожая принимают по шесть-семь тысяч тонн зерна. Плюс в хозяйствах сеют более 200 гектаров пашни; там также есть элеваторы, которые зерно сушат и очищают. Поэтому уборочная страда проходит в максимально короткие сроки.

Фото: Асель Турар

Производство проходит полный цикл – как говорится, от поля до тарелки. Это значит, что здесь не только сеют, выращивают пшеницу (твердых и мягких сортов), также ячмень, овес... Все, что принимается на элеваторах, не продают, а перерабатывают сами. Для этого на территории предприятия работают четыре мельницы. Они могут перерабатывать по 1 020 тонн в сутки.

Один из "свежих" проектов – мельница, которая перерабатывает 500 тонн зерна в сутки. Выпускают крупу: крупозавод – еще один относительно новый проект "Урожая". Его мощность – 50 тонн продукции в сутки: пшеничная, овсяная крупа, перловка, ячневая, а также хлопья – геркулес, смешанные по три, четыре злака. Всего здесь производят восемь-девять наименований. Все – на натуральном сырье, без усилителей вкуса и искусственных добавок. Один из четырех элеваторов – емкостью 60 тысяч тонн – новый проект по модернизации предприятия. Все три проекта – мельница, крупозавод и элеватор – введены за последние три года, их общая стоимость, по словам директора Габидена Бралина, более 8,5 миллиарда тенге собственных средств.

Фото: Асель Турар

Оборудование в "Урожае" предпочитают закупать в Европе, у лидеров-производителей. Например, на крупозаводе оно германское, фасовочное – чешское. Крупы упаковываются, начиная от 400 граммов и далее до 25 кило. И если экспорт крупы и хлопьев в соседние страны и дальнее зарубежье пока в планах, то муку уже знают во всем мире, в том числе в России, Китае, Афганистане.

На предприятии также гранулируют отруби. Как отметил Бралин, в Казахстане это делают всего две-три фирмы.

Семь лет назад "Урожай" запустил комбикормовый завод.

Фото: Асель Турар

"Мы выпускаем комбикорма для всех видов животных – для дойных коров - отдельно, телят - отдельно, откормовых бычков, лошадей… Для каждого из категорий – своя рецептура. Например, для дойных коров используют жмых, кальция фосфат, мел, соль, премиксы, отруби, овес, зерноотходы – 11 или 12 ингредиентов. Это все закладывается в компьютер – он выдает точную дозировку. Учитывается даже возраст животных. В итоге наши корма – сбалансированные, они дают хорошие привес, удои. Но и увеличивается себестоимость – пока мы производим комбикорма только для "Агрофирмы TNK".

Территория ТОО "Урожай" - 33 тысячи гектаров, очень большая. Свои подъездные пути, два маневровых поезда, автопарк, самая передовая техника – производства США и Германии. Работают вспомогательные цеха – электро-, аккумуляторный. Свои котельная, скважина. Хозяйство полностью обеспечивает райцентр хлебом: есть собственная пекарня.

"Нужны все специалисты, вплоть до кочегаров"

Кадры нужны и в головной компании – ТОО "Агрофирма TNK". Компания занимается растениеводством, семеноводством и животноводством (свыше 10 тысяч голов КРС), мясопереработкой, производит муку, крупы, макаронные изделия, сыр и кисломолочную продукцию.

Фото: Асель Турар

"Нам легче, потому что мы находимся в райцентре, - говорит глава ТОО "Урожай". – А у нас еще есть семь совхозов, где мы сеемся, так там сложнее ситуация. Мы работаем согласно мощностям, срывов нет. Но нехватка ох как чувствуется! Нужны почти все специалисты. Вплоть до кочегаров. В первую очередь, требуются инженеры, технологи, начальники участков на элеваторе, сварщики, электрики, лаборанты. Водителями более-менее укомплектованы, но тоже нужны. Например, сейчас требуются - на автобус, пожарную машину. Очень ждем инженеров контрольно-измерительных приборов: сейчас ведь все оборудование автоматизировано".

Из рабочих вакансий - мельники, транспортерщики на элеватор, слесари.

Фото: Асель Турар

"На данный момент нужны человек сорок. Особенно во время посевной и уборочной кампаний. Да и сейчас тоже сезон. Мы, конечно, участвуем в ярмарках вакансий, на всех сайтах вакансий висят наши объявления. Так приняли несколько хороших специалистов, в том числе из Кокшетау, Нур-Султана, с юга. Несколько лет сотрудничаем со столичным аграрным университетом и колледжем в поселке Чаглинка. Их студенты помогали нам во время уборки урожая, трудились в лаборатории, на элеваторах. Мы обеспечивали им проживание, питание, зарплату наравне с нашими работниками. Ну и, практика для ребят. Думаю, сотрудничество было взаимовыгодным. В прошлом году они не приехали из-за пандемии. В этом, чувствую, тоже не будет", – разводит руками собеседник.

"Достойную зарплату и жилье предлагаем, а желающих нет"

Зарплату, уверяет директор сельхозпредприятия, предлагают достойную для села. В среднем в "Урожае" зарабатывают по 160-170 тысяч тенге.
Фото: Асель Турар

"Конечно, все индивидуально. Больше или меньше - зависит от позиции, компетентности, профессионализма. Например, инженер получает порядка 400 тыс тенге, технологи примерно так же - 350 тысяч. Зарплата поступает стабильно, десятого числа. В конце года – две премии: по итогам года плюс по выслуге лет", - дополнил Габиден Бралин.

На предприятии понимают: не решив квартирный вопрос, за кадровый и браться не стоит. Поэтому строят дома для своих сотрудников.

"Построили двухэтажный дом на 18 квартир. Плюс внутри столовая на 100 мест. Питание здесь, к слову, льготное: обед обходится нашим работникам всего лишь в 200 тенге. Остальное – за счет компании. В этом году сдали трехэтажку. Квартиры – 1, 2, 3-комнатные, центральное отопление, санузел. Евроремонт, встроенная мебель, бытовая техника. Там живут только сотрудники "Урожая" и несколько человек из "Агрофирмы TNK". Платят только за комуслуги – за свет, отопление, воду. И то тарифы комфортные, ведь у нас собственные котельная и скважина", - пояснил директор ТОО.

Таким образом, на сегодня предприятие построили для своих сотрудников два многоэтажных дома. В планах на следующий год еще один – 27-квартирный. Также покупаются дома на земле. Жилье – служебное, но после отработки энного количества лет, допустим, не менее пяти, оно переходит в собственность.

Компания "Урожай" - частная, поэтому условия для разных сотрудников могут быть разными. Для этого составляется индивидуальный договор, отметил Бралин.

В рамках соцпакета – льготная выдача отходов, сена и соломы, помощь в приобретении угля, служебный автобус.

"Не дай Бог эпидемия, а у нас ветеринаров нет"

Агрономы, ветеринарные врачи, инженеры, зоотехники. Вот список вакансий другого сельхозпредприятия в Акмолинской области. ТОО "Каменка", Сандыктауский район.

"Нет ветврачей. Это очень плохо, не дай Бог, эпидемия какая среди животных, спасать некому будет", - переживает директор Алексей Джейранов.

Фермер уверяет: готов обучить за свой счет по любой из этих специальностей. Разумеется, чтобы потом работал в "Каменке" - хорошая зарплата тоже гарантируется.

"Специалистам я предоставляю квартиру. Сначала как служебное – на пять лет. Как отработает – подарю. Отремонтирую, если надо. Достойную зарплату дам. Однозначно. Но – хорошему специалисту", - подчеркнул Джейранов.

Аграрий здесь же рассказывает об условиях на одноименном селе.

"У нас водопровода нет, в этом году начали финансирование. Я обещал акиму области: как водопровод будет, построю здесь спорткомплекс – с бассейном, со всеми делами. А пока у каждого своя скважина. Работают школа, детсады, амбулатория. Хлеб – килограммовую булку – продаем местным по 45 тенге", - отметил Алексей Иванович.

Фото: Асель Турар

В среднем рабочие в "Каменке" получают, по словам Джейранова, по 170 тысяч. Вернее, будут в скором времени – после модернизации предприятия.

"Мы обновились в этом году - почти на пять миллиардов тенге. Купили комбайн, два комплекса, КамАЗы, трактора. Строим элеватор на 1,4 миллиард тенге. Фонд зарплаты увеличили с 240 миллиона до 360 миллионов. Механизаторов у меня, в принципе, хватает. Они в сезон получают хорошие деньги – по 600-700 тысяч тенге", - уточнил директор сельхозпредприятия.

"Каменка" занимается растениеводством и животноводством. Общая площадь земель у компании – 24 тысяч га, большая часть – пашня. В последние годы поголовье скота пришлось сократить.

"Года три назад у меня было 700 голов КРС и 1 200 – лошадей. Сегодня - 300 и 150, соответственно, - уточнил аграрий. А все из-за сложностей получить землю. Аграрий уверен: землю нужно в первую очередь предоставлять местным. Тем более, что социальные обязательства по содержанию села лежат на таких предприятиях. Будь то помощь школе и больнице, очистка дорог от снега, строительство клубов и спортплощадок. В противном случае фермеры теряют доход и не могут предложить достойные зарплату и соцпакет.

Одним словом, проблему кадрового голода в агропромышленном комплексе, по мнению Джейранова, нужно решать комплексно.

"Я буду строить бизнес, я буду делать бабки"

Не хочет "мараться" молодежь в земле-навозе, печально констатируют фермеры.

"Казахстан весь Союз обеспечивал мясом. В мясокомбинаты очереди были. А сейчас пастуха не можем найти, чтоб частный скот пасти. Тридцать с лишним тысяч поголовья скота частного подворья в этом селе было, а сейчас 500 голов. Какая разница огромная! Хозяйства имели по 7-10 тысяч голов скота… А теперь не идет к земле молодежь. В сельском хозяйстве работает старая гвардия. У нас есть хозяйство под Астаной в селе Софиевка по павлодарской трассе, так там 67 процентов – пенсионеры от 63 до 70 лет. Молодежь где?", - сетует Алексей Джейранов.

Ни один из ребят-студентов, которые приезжали в "Урожай" на практику во время посевной и уборочной, по словам директора, не собирается работать по специальности. Все мечтают остаться в городе. Или на селе открыть бизнес, ведь сейчас государство выделяет малопроцентные ссуды на развитие животноводства. А кто будет работать на этих хозяйствах?..

"Прикрываются модным словечком "самозанятые"

Габидену Бралину, прошедшему путь от сменного мастера до главы крупнейшего предприятия, такая позиция кажется легкомысленной.

"Мы сами разбаловали наших людей. Здоровые мужики получают всякие пособия. Работы валом, а они стоят на бирже труда и получают выплаты. У меня сидит охранник на проходной. Я говорю: идем на мельницу или элеватор, там зарплата больше. А он удивляется: мол, зачем, пособие потеряю. Многие сейчас любят калымы, ведь там не нужно пахать с полдевятого утра до вечера. И пять дней в неделю. Сегодня закалымил – завтра отдыхает. Будет день – будет пища", - сокрушается Бралин.


Фото: Асель Турар

По мнению Алексея Джейранова, пришло время вернуть закон о тунеядстве.

"У нас в селе Каменка 30 процентов молодежи не работает. Спрашиваю, почему. Вы ж молодые, сильные. Один умный оказался, говорит, дескать, мы самозанятые. Какое слово придумали! Тунеядцы стали самозанятыми. У тебя скот есть? - Нет. Огород? - Нет. Куры-утки? - Нет. Так какой ты самозанятый?! Пора вводить закон о тунеядстве, ужесточить дисциплину. Чтобы люди были заняты трудом, а не болтологией. Я консерватор, конечно. Но в этом случае оправданно. Между демократией и анархией граница очень тонкая", - уверен аграрий.

Сегодня ни для кого не новость, что важно повысить престиж села и рабочих профессий. Выброшенный около десятилетия назад лозунг пока результатов не дал. Судя по ситуации с кадрами.

"Все орденоносцы – носители чинов. Раньше депутатами были простые работники – механизаторы, трактористы, доярки. Но – лучшие. Они ездили на съезды, ВДНХ. А сейчас куда простых работяг впускают?! Нужно усиливать идеологию. Чтобы вернуть почет, уважение и чувство гордости за профессионалов на селе, которое кормит страну", - заключил Габиден Бралин.

Образцовая "Родина": вакансий нет

Село "Родина" - желанное место жительства для казахстанцев и не только. Блог акима села по-прежнему забрасывают письмами с просьбой принять к себе, в том числе и жители соседних регионов России.

Сегодня в образцовом селе живут 1 800 человек. Ровные улочки, высокие дома, сказочный парк, бесплатный детсад и бесплатное горячее питание в школе, местные продукты бренда "Родина" на прилавках магазинов, премии по важным случаям для сотрудников агрофирмы… И самое главное – решенный квартирный вопрос. Вакансий на предприятии, как и в селе, нет.


Фото: Асель Турар

"Сегодня "Агрофирма "Родина" - это более 750 рабочих мест. У нас нет вакансий, более того, приняты с запасом – на случай, если кто-то заболеет или приспичит в отпуск во время посевной. Такой каприз мы можем себе позволить, - признается генеральный директор компании Иван Сауэр.

Производительность труда на сегодня составляет 13,5 миллионов тенге. Среднемесячная заработная плата за первый квартал составила 248 тысяч тенге. Каждый день на предприятии производят 65 тонн молока, перерабатывают и реализуют в столицу.

За последние пять лет агрофирма построила 68 квартир. И еще порядка полусотни капитально отремонтировала.

"Сейчас закладываем средства на строительство двух 8-квартирных домов, освободили землю. Где-то купили, где-то обменяли, старое ветхое жилье, которому по 50-60 лет, сносим. И на их месте строим новые", - отметил аграрий.

Причем фирма стремится обеспечить жильем всех, кто живет в сельском округе Родина. И это беспрецедентный, человеческий подход.

"Мы не делим, в бюджете работает человек или на агрофирме. Это наш житель - и точка. Раз мы не можем обойтись без учителя, врача, спортивного тренера, участкового полиции, - значит, нужно их обеспечить квартирой. Завтра директор школы придет и скажет: у меня учительница ушла на пенсию. Надо взять другую, ей нужна квартира. Мы же не скажем предыдущему педагогу, мол, дорогая, отработала – съезжай. Мы даем служебное жилье и гарантируем пожизненно. Поэтому постоянно строим", - подчеркнул Иван Адамович.

Четкий контроль за рынком жилья. В этом, пожалуй, главный секрет кадровой стабильности.

"Помимо строительства, мы выкупаем квартиры, дома. Допустим, кто-то ушел в мир иной - приобрели, отремонтировали. Наша молодежь не заморачивается ипотекой, как купить-получить заветные квадраты. Они создают семью, пишут заявление. И если их три месяца не вызывают и не вручают ключи, они приходят ко мне на прием повторно. И говорят, мол, не забыл ли про нас? Так должно быть, если мы хотим, чтобы на селе работали люди. Так нам удалось не превратиться в дачную зону. Когда приезжают на выходные повеселиться, а в понедельник - в столицу на работу. У нас нет дефицита кадров", - поделился Иван Сауэр.

Его имя уже много лет звучит для казахстанцев как легенда. По выходным глава агрофирмы ведет прием граждан.

"Честно говоря, устаю, потому что 90 процентов – приезжие. Я говорю, что вакансий нет, а они не хотят меня услышать, понять. Мол, ну как так, мы хотим здесь пожить, мы вам пригодимся", - без ложной скромности признался бизнесмен.

"Кадры – это качество жизни" – взгляд Ивана Сауэра

"Можно, конечно, заманить хорошего специалиста обещаниями радужных перспектив. Но убедившись, что его провели, он развернется и уедет. Поэтому нужно создавать условия. Во-первых, это стабильная, гарантированная, конкурентная зарплата. Причем в течение всего года – без скачков. Второе – полная занятость людей. То есть если мы говорим, что у нас нет безработицы, то это значит, что ее у нас нет ни среди мужского, ни женского населения. Более того, мы летом на разные работы – территорию убирать, траву рвать, подметать - привлекаем школьников и студентов. Они - с удовольствием. Это и воспитательная мера, и подспорье для родителей. Семья, где есть два работника, - абсолютно независима. Ей не нужны дополнительные заработки, не обязательно вести большие огороды и подсобные хозяйства", - рекомендует глава передового хозяйства.

Далее – условия труда. С применением современной, эффективной и комфортной аппаратуры, техники. Чтобы не как в каменном веке, на надрыве и героически преодолевая препятствия.

"Отдых. У людей должна быть возможность отдыхать. Что такое сельское хозяйство? Это круглый год без выходных, особенно на личных подсобных хозяйствах. Молодежь поэтому бежит. Проблема АПК не только Казахстана, но и Европы, Америки. Там у них счет идет на сотни тысяч фермеров, где дети категорически не хотят продолжать линию родителей", - считает собеседник агентства.

Ну и разумеется, жилье.

"Вы, наверно, не слышали, чтобы кто-то заморачивался о строительстве в деревне. Только недавно вышло постановление правительства, где предлагается субсидировать строительство служебного жилья на селе. Почему-то считалось, что кто-то приедет в тьмутаракань и на какие-то мифические подъемные останется работать без условий и перспектив", - отметил аграрий.

"Люди хотят жить в новой, современной деревне"

Бедная, долготерпящая, безнадежно отставшая от города деревня должна остаться в прошлом, уверен Иван Сауэр.

"Я могу дать пессимистический прогноз, - предложил собеседник. - Если в ближайшие три, от силы пять лет мы кардинально не поменяем ситуацию, не примем за аксиому подход как у лучших хозяйств Казахстана, как "Родина", Зенченко, Акулов, Князев, Даниленко и так далее, то через 10-12 лет на селе работать будет некому. Потому что уже люди в той деревне жить не хотят. Они заслуживают жить в новой деревне, современной. Например, мы реализовали совместный с "Казактелекомом" проект. В 100 тысяч тенге нам обошелся каждый дом с широкополосным скоростным интернетом. Сегодня у местных интернет похлеще чем в городах. Запаутинистей будет".

Агрофирма по полной вложилась в детсад, школу, клубы, построили первый крытый хоккейный корт – такого ни в одном райцентре не было. В каждом доме водопровод.

Фото: Асель Турар

"Таскать вечно уголь, дрова заготавливать, печки топить – это все надо забывать. Мы живем в 21 веке. Почему считается, что сельским жителям пойдет?! Даешь рабочее место – не абы какое. Не какой-то потогонный труд. А современное, с комфортными условиями. Повторюсь, для всех членов семьи.

Детсад – не какой-то примитивный мини-центр, а полнокровный, развивающий. И школу. И культурные учреждения. Был на днях на последнем звонке, у нашего выпускника стали перечислять спортивные титулы. У меня уши завернулись. Где он только не был чемпионом. Ну это же не в домашних условиях он занимался!", - говорит Сауэр.

В заключение авторитетный аграрий подчеркнул: он верит, что все еще можно исправить. Если трезво смотреть на ситуацию. Ресурсы-то у Казахстана огромные.

"Мне мало, что на "Родине" хорошо. Я хочу чтобы на всей моей родине было хорошо", - роскошно скаламбурил Иван Адамович.
Наверх