Послание об образовании: проекция на Акмолинскую область

5 Сентября 2019, 13:02
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
из открытых источников 5 Сентября 2019, 13:02
5 Сентября 2019, 13:02
3406
Фото: из открытых источников

В акмолинских общеобразовательных школах сегодня учатся более 124 тыс. школьников.  

В послании президента страны Касым-Жомарта Токаева "Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана" значительное внимание уделено развитию сферы образования. Как намерены выполнять новые задачи в акмолинском регионе - в интервью корреспонденту BNews.kz заместителя руководителя облуправления образования Валерия Гамазова.

- Сельские школы и городские. Валерий Георгиевич, в послании главы государства поставлена задача сократить разрыв. Задача для Казахстана не новая, как она выполняется в нашем регионе?

- В Акмолинской области высока доля сельских школ, в том числе малокомплектных. Тем важнее выполнить задачу. Она, действительно, не новая. И решаем её разными способами. Например, привлекая в аулы квалифицированные кадры. В этом эффективно нам помогает программа "С дипломом в село", подъёмные и льготный кредит на приобретение и возведение жилья. За последние три года этой возможностью воспользовались более 800 педагогов. За это же время на жилищное кредитование по этой программе выделено более 2 млрд тенге.

Педагоги проходят курсы повышения квалификации, ими охвачены как городские, так и сельские школы - в рамках перехода на обновлённое содержание образования. Также у сельских учителей есть возможность сдавать национальный квалтест, повышая свой квалификационный уровень.

На качество знаний влияет, разумеется, и оснащение. Сельские педагоги пользуются электронными учебниками, компьютерами и т.д.

- Около 21 тысячи выпусников школ, отмечается в стратегическом документе, не поступают в вузы и колледжи… Эта категория молодёжи составляет основу для безработных и маргиналов, попадают под влияние преступных и экстремистских течений. "Мы должны перейти к политике профориентации, сделать её основой национального стандарта среднего образования", - говорится в послании.

- По Акмолинской области такая статистика: в прошедшем учебном году 11-ый класс окончили 4 606 ребят. Что с ними стало дальше? Почти 72% выбрали вузы (поступили по грантам, на платные отделения), 23% - колледжи. Порядка 3% не определелились с выбором профессии и никуда не поступили. Это незначительное, надо отметить, число – порядка 100-120 ребят. Здесь же и молодые люди, которые осенью будут призваны в армию, они, возможно, решили сначала отслужить… Задача – акимата, педагогов, полиции – не выпустить из поля зрения этих выпускников. Например, предложить им участвовать в программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства "Енбек". Она у нас реализуется третий год. Предлагается не только полный цикл профессионального обучения на базе 9 или 11 классов, но и краткосрочные курсы от 1 до 6 месяцев. Их слушатели получают рабочую квалификацию. Обучение – бесплатное, со стипендией. В течение трёх лет 3 тыс. молодых людей выучились и продолжают учёбу по этой программе.

- В школах с этого года вводится новый предмет "Основы предпринимательства и бизнеса". И это – часть профориентационной работы.

- Решено внедрять в старших классах этот предмет. К слову, этот курс вот уже три года как включён в программу колледжей. У нас он проходил факультативно. Мы считаем, это нужная дисциплина. Ведь не все молодые люди после колледжа выбирают найм по профессии. Многие сегодня - сами, или объединяются и открывают своё дело.

- Кстати, таких ребят сегодня всё больше. Из раза в раз убеждаюсь в этом, беседуя со студентами старших курсов.

- Да, и на таких факультативах студентам колледжей помогают определиться, допустим, открыть ИП или товарищество, как зарегистрировать своё дело. Ребята узнают основы бизнеса, как составить бизнес-план, как получить кредит и др. Решение же ввести этот курс уже в старших классах школы, - думаю, очень вовремя. Это поможет ребятам в профилизации, выборе будущей профессии.

- Кто будет преподавать?

- В колледжи мы приглашали специалистов Палаты предпринимателей. В школах это могут делать преподаватели общественных дисциплин, они прошли соответствующие курсы. Конечно, будут привлекаться и специалисты из других сфер, например, экономисты.

- В новом учебном году десятиклассники уже начали обучаться по новым ТУПам – типовым учебным программам, ориентированным на выбор будущей профессии. В дальнейшем профилизация должна начаться с 7 класса. Будут внедрены новые дисциплины – "Графика и проектирование" по выбору учащихся, а также обновлённая учебная программа "Начальная военная и технологическая подготовка". Расскажите об этом подробнее.

- Это факультативы, они - по желанию, с учётом интересов и наклонностей. Начальная военная подготовка – НВП – трансформирована в начальную военную и технологическую подготовку. То есть, включены элементы не только военного дела, но и других профессий. Например, технических, STEM-образования.

"Графика и проектирование" – для тех, кто в будущем подумывает выбрать архитектуру, дизайнерское искусство.

В прошлом году с 3 класса внедрили "Информационно-коммуникационные технологии". Считаю, что вовремя: новая дисциплина позволяет осмысленно осваивать цифровые технологии, в игровой форме – азы программирования.

- С 2021 года начнётся поэтапный переход на 12-летнее обучение по схеме "5+5+2". При его внедрении уменьшится нагрузка на детей и будет обеспечена ранняя профилизация. Расшифруйте цитату, озвученную на августовской конференции, что она означает?

- До настоящего времени у нас реализуется схема обучения "0+11". То есть предшкольная подготовка, так называемый нулевой класс, и 11-летний цикл обучения.

"5+5+2": пятилетние начальная и основная школы и двухлетняя – старшая. Это означает, что программы начального звена будут реализовываться не в течение 4-летнего, как раньше, а 5-летнего цикла. Конечно, то, что входило в предшколу – азы чтения, счёта, перейдёт в программу 1 класса. Полагаем, что будет возвращён әліппе, букварь. Потом 5 лет основного обучения и 2 года старшего звена – профилизация, ориентация на выбранную профессию.

- В послании президента страны поставлена задача готовить талантливую сельскую молодёжь для поступления в вузы Казахстана и зарубежья. Это для неё и благо, и вызов. Насколько акмолинские абитуренты из аулов готовы его принять?

- Талант, мне кажется, не имеет географии. В области 4 606 выпускников, доля сельских - значительная. Конечно, по ряду школ в качестве обучения отставания есть. Но немало и таких, где хорошие показатели по ЕНТ, количеству алтынбельгистов и обладателей грантов в вузы. В области 4 специализированные школы для одарённых детей, в них учатся более 800 ребят. Это, как правило, и дети из аулов: при школе есть интернат. Но, конечно, их недостаточно. В акмолинских общеобразовательных школах учатся более 124 тыс. школьников. Поэтому ставится задача на базе лучших школ открывать лицеи, гимназии. В регионе таких - 19. Если такой возможности нет, можно открывать лицейские или гимназические классы. Они позволяют предложить в одной школе разные программы, в том числе для способных детей, - расширенные, углубленные, и дополнительные факультативные. Тем самым мы увеличиваем их шансы поступать в лучшие вузы страны и зарубежья.

- Поручено разработать Дорожную карту поддержки одарённых детей. Как, на Ваш взгляд, должен выглядеть этот документ и какие пункты в нём нужно предусмотреть?

- В области работает республиканский центр поддержки одарённых детей "Дарын". Уже два года как в Кокшетау организован также областной учебно-методический центр по работе с одарёнными детьми. Мы полагаем, что Дорожная карта может включать в себя мероприятия по поддержке способных ребят, подготовку педагогов и учебно-методических материалов, конкурсы, олимпиады, научные соревнования. Полагаю, что речь должна идти об укреплении школ-интернатов для одарённых детей и гимназий, лицеев.

 - STEM-образование. Сегодня немало открывается кабинетов, центров. Но хотелось, чтобы оно было доступным для школьников, бесплатным. Как поспевает оснащённость таких классов за поручениями руководства страны?

- Цифровизация сегодня проникла во все сферы. Пока невысока доля школ, оснащённых кабинетами робототехники, их около 140. Над этим работают местные власти, потому что оборудование дорогое. Готовим кадры. Хорошую поддержку оказала реализацичя партийного проекта "IT-классы для школьников". У нас сегодня почти все школы IT-классы открыли. Так увеличивается охват ребят, которые изучают азы программирования по доступным и интересным программам, разработанным нашими опытными педагогами. 3D-моделирование, программы для роботов, деталей и конструкций на 3 D-принтерах... Но это делается поэтапно. Сначала - крупные школы, потом в малокомплектных.

- Любые инновации предполагают, прежде всего, оснащение компьютерами.

- В школах более 14 тыс. компьютеров, почти 30% из них требует обновления, ведь техника закупалась в разное время. И на августовской конфреции аким области Ермек Маржикпаев дал поручение дополнительно в будущем году закупить более тысячи компьютеров в акмолинские школы. Все альма-матер сегодня оснащены, вплоть до начальной, где учатся 5 учеников, там есть по 2-3 компьютера. В основных (где по 40-60 учащихся) - по 5-6. В средних школах есть компьютерные классы, где-то – по два.

- Низкое качество учебников – острый на сегодня вопрос. Как прокомментируете? Эта проблема также упоминается в Послании.

- Учебники пишут авторские коллективы. Теперь, помимо учёных, в их состав будут включаться практики, преподаватели, опытные методисты. Предусмотрено прохождение экспертизы, а она очень серьёзная, разноуровневая. Ещё одно новшество – размещение учебников, которые будут внедряться, в открытом доступе на сайтах Министерства образования и науки, центра "Учебник". Чтобы любой педагог, родитель, ознакомившись с проектом учебника, мог высказать своё мнение, пожелания. МОН принимаются любые предложения, чтобы сделать учебники эффективными, интересными и доступными.

- Каким будет оснащение учебниками в новом учебном году?

- В этом году закупали учебники для 4, 9, 10 классов. Именно они перешли на обновлённые программы. В 2020-м заканчиваем этот переход 11 классом. Закуплено более 700 тысяч учебников по заявкам школ, потребностям. По информации отделов, оснащение - в полном объёме, на эти цели направлено более 1,4 млрд. тенге. 

 

Наверх