Побои, ожоги, гнилые продукты. Что происходит в специнтернатах Туркестанской области

3 Июля 2020, 18:29
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Побои, ожоги, гнилые продукты. Что происходит в специнтернатах Туркестанской области 3 Июля 2020, 18:29
3 Июля 2020, 18:29
15255

Истории об учреждениях для пациентов с инвалидностью, где происходили побои, воровство и преступления против здоровья. И практически никто за это не ответил.

Истории об учреждениях для пациентов с инвалидностью, где происходили побои, воровство и преступления против здоровья. И практически никто за это не ответил. Обзор корреспондента Baigenews.kz.

"По бумагам - картофеля 3 тонны 800 килограммов, а на складе – только 200 килограммов"

То, что творится в Тасарыкском детском центре социальных услуг, чиновники Туркестанской области сначала категорически не хотели выносить на публику. Первые сообщения, что в этом учреждении бьют детей-инвалидов и кормят их гнилыми продуктами, появились в феврале 2020 года.


Фото Акмарал Омралиновой

Активистка Акмарал Омралинова на своей странице в Facebook заявила, что один из воспитанников центра получил сильные ожоги ноги. По ее словам, это случилось ночью во время сна – мальчик обжег ногу обогревателем, который поставили между кроватями, чтобы согревать холодное помещение. Так как у ребенка отсутствует чувствительность ног, он до утра не замечал, что нога горит. Увидев следы от ожогов, сотрудники не стали сообщать об этом родителям мальчика, а просто обработали мазью и перевязали раны. Мать воспитанника узнала о случившемся только спустя месяц, когда забрала сына домой на карантин.


Фото Акмарал Омралиновой

Опубликованные фотографии шокировали пользователей социальных сетей. Акмарал Омралинова заявила, что в этом в спецучреждении калечат детей-инвалидов: регулярные побои и протухшие продукты, которыми кормили воспитанников, оказались еще цветочками.


Фото Акмарал Омралиновой

Подгузники, в которых нуждались дети, закупали меньшего размера, чем требовалось – в результате у некоторых воспитанников появились пролежни. А из-за холода внутри помещения дети стали чаще болеть. Благодаря публикациям активистки, на проблему в Тасарыкском центре социальных услуг обратила внимание детский омбудсмен Аружан Саин, которая заявила, что ситуацией должна заинтересоваться Генеральная прокуратура. Детский омбудсмен также заявила, что недовольна качеством проверок в специнтернатах.


Однако внутренние проверки, проведенные управлением занятости, координации и социальных услуг Туркестанской области, никаких нарушений в детском спецучреждении не выявили.


"Только в мае меня включили в состав проверяющей комиссии. Когда до этого они ездили проверять без меня, сотрудники центра все обвинения опровергали, - рассказывает активистка Акмарал Омралинова. - А потом соответственно курирующее управление мне отвечало, что якобы гнилые овощи были взяты из отходов, и что, мол, подгузники закупает не центр, а родители. Но когда я приехала туда с комиссией, я попросила принести акт, и мы вместе актировали гнилые овощи, и директор и замдиректора признали, что гнилье были. С подгузниками мне тоже пришлось доказывать, что маленького размера "памперсы" покупает центр, а не родители. Тогда они признали и этот факт. (…)

Вся беда, знаете, не в директорах таких центров, а в курирующих чиновниках. Я не знаю, по какой причине они не хотят признавать проблему, они верят на слово директору центра. Когда они выезжают на проведение служебной проверки, они же должны провести честное расследование, а не ограничиться объяснениями директора? После этого я неоднократно обращалась к Аружан Саин, и в Антикоррупционную службу. Мы несколько раз выезжали в Тасарыкский центр, где выявили, что там ко всему прочему спонсорская помощь не фиксируется, а также выявили огромную разницу между отчетами о продуктах и действительностью: по бумагам, к примеру, картофеля 3 тонны 800 кг, а на складе – только 200 кг. Ко мне подходила бухгалтер и просила не указывать об этом, мол, недостачу потом завезут…"

Фото Акмарал Омралиновой

В ходе собственного расследования активистка застала совместное застолье директора Тасарыкского центра Динары Жантаевой с руководителем управления занятости и социальных услуг Туркестанской области Асией Темирбаевой, которая должна была провести проверку в отношении первой. Увиденное Акмарал Омралинова записала на камеру. На видео областные чиновники и директора двух спецучреждений сидят за накрытым дастарханом.


Фото Акмарал Омралиновой

Эти кадры многие сравнили с фотографией воспитанницы Тасарыкского центра, которой на обед дали лишь небольшую чашку еды.


Фото Акмарал Омралиновой

Спустя несколько дней глава управления занятости и соцуслуг Асия Темирбаева провела брифинг, где сообщила, что все нарушения, о которых писала общественница Омралинова, нашли свое подтверждение. Полиция начала расследование по факту ожогов и избиения воспитанников Тасарыкского центра социальных услуг. К побоям оказались причастны четыре сотрудника учреждения. Их имена Темирбаева не назвала, лишь сообщила, что троих уволили, а к еще двум виновным в произошедшем (медработнику и санитару) применили административные меры.


Фото Акмарал Омралиновой

Директора центра Динару Жантаеву временно отстранили от должности, а ее заместителя уволили. Сотрудников спецучреждения отныне будут проверять на соответствие занимаемым должностям. Так по крайней мере пообещала глава управления занятости и соцуслуг Асия Темирбаева. Чиновница сказала, что в Тасарыкском центре будут проводить мониторинг закупаемых продуктов и отремонтируют детскую площадку. Кроме того, для воспитанников в срочном порядке нашли восемь инвалидных колясок, а также нужного размера подгузники.

"Когда я хотела промониторить списание лекарственных препаратов, директор мне дала бумаги только в шестом часу вечера, и у меня было всего лишь полчаса на их прочтение, - вспоминает Акмарал Омралинова. - Но даже за такое короткое время я обнаружила недостачу - 239 000 тенге – только за один месяц, декабрь. А на следующий день эти бумаги мне больше не дали, сказав, что их забрала директор. И сейчас этот вопрос они (управление занятости и соцзащиты) не хотят, как мне кажется, поднимать. Вообще у меня складывается такое твердое впечатление, что даже если директора уволят по статье, то с наименьшими для нее последствиями".

Педагог заставляла слабослышащих детей мыть ее машину, убирать ее дом и менять подгузники ее ребенку

У активистки есть причины сомневаться в справедливости местных властей. Год назад аналогичная история произошла с другим детским учреждением – Ленгерской школой-интернатом для слабослышащих детей. Там тоже после вмешательства Омралиновой обнаружилось регулярное хищение продуктов со склада. Некоторые ученики сообщили, что часто голодают и замерзают в интернате, где живут пять дней в неделю. Выяснилось, что дети вынуждены на карманные деньги, которые им дают родители, покупать хлеб и майонез в ближайшем магазине.


Фото Акмарал Омралиновой

Публикации с фотографиями в соцсетях стали причиной проверки со стороны мониторинговой группы при Антикоррупционной службе. В полиции даже завели уголовное дело по факту пропажи 60 килограммов продуктов со склада. Правда, в итоге во всем обвинили кладовщика интерната, и его уволили. Директор учреждения Забира Айтуганова тоже потеряла должность, однако эта история на ее репутации никак не сказалась.


Впрочем, не впервые руководству Ленгерской школы-интерната удается выйти сухим из воды. В 2012 году родители детей-инвалидов обвинили завуча Аян Рысбаеву в эксплуатации учеников. Выяснилось, что педагог заставляла слабослышащих детей мыть ее машину, убираться у нее дома и менять подгузники ее ребенку. Уволенная со скандалом завуч через пару месяцев восстановилась в должности через суд.

Вспышка туберкулеза, непонятная жижа вместо еды и насильственное лечение от шизофрении здоровой пациентки

И это далеко не самая вопиющая история, произошедшая с учреждениями, которые должны помогать детям и взрослым с инвалидностью. В 2017 году в Туркестанском центре социальных услуг, где живут пациенты с психоневрологическими отклонениями, выявили вспышку туберкулеза. Зараженными был 61 человек.


Годом ранее в этом же учреждении мать одного из пациентов заявила, что из-за ужасных условий содержания ее сын, страдающий эпилепсией, впал в кому. Лаура Сардарбекова сфотографировала центр изнутри и поделилась шокирующими кадрами с журналистами.


На снимках – полуголые и истощенные пациенты учреждения обедают хлебом и непонятной жидкостью. Публикации в СМИ наделали много шума – и руководителя Туркестанского центра социальных услуг уволили. Снова без каких-либо последствий.


В том же 2016 году одна из пациенток этого учреждения через социальные сети попросила о помощи: 18-летняя Маржан Турлыбай рассказала, что ее насильно лечат от шизофрении, хотя она абсолютно здорова. Врачи Туркестанского центра социальных услуг категорически опровергли эти заявления, настаивая на ее болезни. История стала резонансной: алматинские специалисты решили проверить девушку на наличие психических отклонений и признали Маржан … полностью вменяемой. Итог – ее выпустили из диспансера.

Этот инцидент так же не стал причиной полномасштабной проверки учреждений, где находятся пациенты с ограниченными возможностями. Как только утихает общественное возмущение, такие истории быстро забываются, а центры социальных услуг и интернаты возвращаются к привычному укладу жизни.

Наверх