"Плоть от плоти". Изменит ли выборность акимов отношение населения к ним?

31 Мая 2021, 16:35
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
kzvesti.kz 31 Мая 2021, 16:35
31 Мая 2021, 16:35
4005
Фото: kzvesti.kz

Во втором полугодии казахстанцев ждут первые выборы акимов районов и сел. Какими они будут по новому законодательству?

Президент уже подписал поправки в выборное законодательство. Что изменится для казахстанцев, изучала корреспондент BaigeNews.kz.

"Графа "против всех" будет занимать второе место на выборах"

Важным событием считается появление в бюллетенях графы "против всех". Это было инициативой Касым-Жомарта Токаева.

"На самом деле, понятие альтернативных взглядов и голосования против всего должно быть нормальным и для нас. Поэтому бюллетени всех уровней должны иметь отметку "против всех", - заявил Президент 15 января на совместном заседании палат Парламента.

Такая форма голосования считается протестной.

"Раньше протестные голоса уходили разным партиям. И тем, и другим. Это была такая существенная вещь, которая прибавляла им большое количество голосов на выборах. Теперь это уходит в прошлое. Люди будут голосовать против всей действующей системы. И все партии, кроме Nur Otan, будут терять голоса. Это ставит для других партий очень высокие стандарты, которые им придется соблюдать и быть гораздо активнее. Уже все идет по взрослому. Уже просто так, только за то, что они другие - голоса не получат", - считает политолог Марат Шибутов.


Он считает, что процент протестных голосов может быть достаточно большим.

"Я думаю протестные голоса - это 12-20 процентов от общих голосов. Учитывая настроение граждан, графа "против всех" будет занимать второе место на выборах. С другой стороны, возможно, повысится явка. Люди пойдут голосовать, чтобы именно показать свой протест против всей системы", - считает политолог.

Не так много стран, которые применяют подобную практику. Возможно, и для Казахстана она будет лишь временной.

"В большинстве стран нужно голосовать за кого-то. Все зависит от политического спектра. Нам надо больше партий, больше кандидатов. Возможно, если у нас будет снова, как до 2002 года, 19 партий, если они все будут активны, то графа "против всех" уже не будет работать. Когда будет более широкий спектр партий. А дальше мы посмотрим, нужно будет это или нет", - сказал Марат Шибутов.

Снижение порога для партий

Еще одна немаловажная поправка - снижение порога для прохождения политических партий в Мажилис и маслихаты с семи процентов до пяти процентов .

"Мы знаем, что множество политических партий не смогли пройти семипроцентный барьер. Если мы будем иметь пятипроцентный барьер, то многие партии смогут попасть в Парламент, а значит, в Парламенте будет представлена широкая палитра политических мнений и увеличится степень плюрализма. Чем больше партий представлено в Мажилисе, тем лучше будет совершенствоваться принцип народовластия", - говорил ранее политолог Ерлан Саиров.

Но эксперт Максим Казначеев считает эту поправку больше косметической.

"Просто для расширения представленности партий в Мажилисе и маслихатах, может быть, это сработает. В любом случае, у нас всего шесть политических партий. Даже семипроцентная норма позволила проводить их в Мажилис и маслихат, никаких сложностей я в этом не вижу. Тот результат, который был у Nur Otan на последних выборах в Мажилис, позволял по остающейся квоте в 28 процентов провести оставшиеся политические партии. Снижение порога с семи до пяти процентов, не думаю, что будет каким-то судьбоносным изменением для партийной системы. Партии-старожилы итак этот барьер преодолевали. А новым нужно очень много внутри работать, есть риск что молодые партии даже пяти процентов не наберут", - считает политолог Максим Казначеев.

Выборность акимов сел - первый шаг к слышащему государству

Одна из главных поправок - прямые выборы акимов районов и сел. Раньше кандидатуру предлагал вышестоящий аким, а депутаты маслихатов голосовали.

Баллотироваться на посты акимов смогут граждане страны не моложе 25 лет, а финансировать избирательный процесс будут за счёт местного бюджета. Своих кандидатов смогут выдвигать политические партии, акимы районов, а также к участию в выборах допускаются и самовыдвиженцы, которые должны собрать в свою поддержку не менее одного процента подписей жителей своего села.

Акимы районов будут рекомендовать своего кандидата для усиления альтернативности, в случае, если выдвинуто менее двух кандидатов.

Выборы объявят за 40 дней, а сами выборы пройдут за 10 дней до истечения срока полномочий действующего акима. После проведения выборов в течение трех дней подведут итоги.

В течение семи дней после проведения выборов территориальная избирательная комиссия регистрирует избранного акима, после чего он вступает в свои полномочия. Срок этих полномочий не изменился - четыре года.

"С учетом норм бюджетного законодательства, в период действия трансфертов общего характера на 2021 - 2022 годы финансирование выборов будет осуществляться целевыми трансфертами из республиканского бюджета. В последующем, с 2023 года, эти расходы будут включены в базу расходов местных бюджетов и учтены при расчете трансфертов общего характера. Во втором полугодии текущего года на внедрение прямых выборов потребуется 4,8 миллиарда тенге", - сообщал министр национальной экономики Асет Иргалиев на пленарном заседании Сената.

Разработчиком законопроекта является Министерство экономики. Там считают, что новый закон позволит избирать акимов непосредственно населением и реализует концепцию "Слышащего государства".

Максим Казначеев с этим согласен, но с оговоркой, что нужно время, чтобы население научилось работать с выборными акимами, поняло их круг ответственности и функционал.

"Понятно, что сейчас речь идет о выборах акимов первичного уровня и очевидно, что финансовых возможностей, бюджета, у них будет немного. Как первый шаг - да, полезно. А о каких-то больших ожиданиях в плане управления бюджетом говорить не приходится. Просто первый этап. Если потом будет принято решение о расширении количества избираемых акимов, то да, там будут уже совсем другие полномочия, совсем другой набор бюджетных средств. Тогда это будет работать более эффективно", - считает Максим Казначеев.

И постепенно мы к этому придем, считает он.

"Я думаю, через избирательный цикл. Мы посмотрим, как отработают выборность акимов сел в рамках одного избирательного цикла. Они будут по мере ротации вступать в должности на срок выполнения своих полномочий. Поэтому выводы будут сделаны нескоро, в среднесрочной перспективе, примерно через три-пять лет", - сказал политолог.

Сейчас в стране насчитывается 2345 городов районного значения, сел и поселков. В этом году к концу подходят сроки полномочий у более 800 акимов. То есть во втором полугодии проведут первые выборы по новой системе.

У депутатов маслихата появляется способ давления на акима

Теперь депутаты маслихата могут выразить вотум недоверия избранному акиму.

"Основанием для прекращения полномочий избранного акима может являться выражение вотума недоверия. То есть, если граждане видят, что аким не справляется со своими обязанностями, не исполняет данных им обещаний, то у них будет возможность выразить вотум недоверия. Инициировать вопрос прекращения полномочий акима можно будет через собрания местного сообщества и маслихаты районов (городов областного значения). Следовательно, аким сельского округа будет не только избранной, но и подконтрольной должностью перед избравшим его сообществом", - сказал вице-министр национальной экономики РК Алишер Абдыкадыров в интервью Primeminister.kz.

Но будут ли пользоваться такой возможностью маслихаты или проигнорируют ее?

"Скорее всего это будет крайняя мера, как своеобразное дисциплинарное наказание для акима, который не выполнил, допустим, партийной установки, либо то, что ставилось в плане работы с населением. Это достаточно жесткая мера, не думаю, что к ней будут очень часто прибегать. Но как инструмент усиления маслихатов - очень даже не плохо. У маслихатов, которые по большому счету представляют региональные элиты, появляется механизм своеобразного политического давления на представителей центральной власти", - сказал политолог Максим Казначеев.

Есть и риск, что неместного акима региональная элита в виде депутатов маслихата может не принять. Но опять же, нужно понаблюдать за тем, как пройдет новый избирательный цикл, считает политолог.

Также в выборном законодательстве предусмотрено стандартное прекращение полномочий в следующих случаях:

  • признание акима по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим;
  • прекращение членства в политической партии либо прекращение деятельности политической партии, от которой он был выдвинут;
  • по собственному желанию по согласованию с собранием местного сообщества;
  • наличие гражданства иностранного государства;
  • увольнение по собственному желанию.

"Избранные акимы будут облачены в доверие населения"

Также поправки исключают аттестацию и ротацию для избираемых акимов и введения нового порядка проведения специальной проверки.

"Сейчас принято такое решение, что Агентство по делам госслужбы будет разрабатывать необходимые документы именно для этого сегмента госслужащих. К ним, после того как их изберут, будут относиться все требования государственной службы: этический кодекс, сдача декларации и так далее. Но при этом нужно понимать, что в отличие от назначенных акимов, избранный имеет все-таки немного другой статус. Если классический госслужащий периодически должен сдавать тесты, проходить проверки. То избранный, поскольку это решение населения, облачен в доверие населения и само это доверие фактически будет означать, что он уже прошел некое большое сито", - считает депутат Мажилиса Айдос Сарым.

Но вместо тестов добавляется другая спецпроверка во время электоральной компании.

"Могут быть такие случаи, что человек имеет двойное гражданство, которое не указал, либо незадекларированное имущество. За это любого другого госслужащего могут лишить этой должности. Поэтому такая спецпроверка будет проводиться, чтобы обеспечить честность, законность избрания", - объяснил депутат.

Оценивая поправки, он считает, что в них нет мелочей, это "большой революционный шаг".

"Мы будем избирать практически 90 процентов акимов всей страны. Несколько тысяч человек. Это нужно для того, чтобы сблизить население и власть. У нас же часто бывает, что если где-то в районе нет воды, то в этом виноват Президент, Правительство. А разумная децентрализация позволит людям тоже брать ответственность за власть. Чтобы они понимали, что избранный аким - их плоть от плоти, кровь от крови, их человек. Ему нужно помогать. Нам важно сделать граждан сопричастными. Постепенно приближая власть к нуждам населения, вызвать ответную реакцию", - сказал Айдос Сарым.


Казахстан - первая страна в центрально-азиатском регионе, которая пошла на такой шаг. По мнению депутата, наша страна задала "новый тренд и стала заводилой и начинателем многих демократических реформ". И этот опыт будет интересен и важен для соседних стран, которые внимательно за нами наблюдают.

Наверх