Оправдало ли импортозамещение надежды казахстанских компаний?

19 Октября 2020, 12:05
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
erg.kz 19 Октября 2020, 12:05
19 Октября 2020, 12:05
3384
Фото: erg.kz

Политика импортозамещения стала притчей во языцех. Предприятия чаще не готовы приобретать товар made in Казахстан. Причина в качестве и цене. Хотя сегодня делается ставка на поддержку экспортеров. Как продвигается местный товар на региональном уровне, разбиралась корреспондент BaigeNews.kz.

Объявленный десять лет назад курс на независимость казахстанской экономики от импорта успешным, скорее, назвать нельзя. Отечественная перерабатывающая промышленность отнеслась к новому направлению с энтузиазмом, увидев в данной идее патронирование со стороны государства. Представители малого и среднего бизнеса решили, что программа способствует получению заказов от крупных, как казахстанских, так и зарубежных компаний, которые все это время осуществляли поставку комплектующих извне. Но время показало, что от декларирования до ощутимой отдачи достаточно далеко.

Что пошло не так?

Стоит вспомнить многочисленные отчеты крупных отечественных компаний, работающих в сырьевом секторе, о росте заказов у казахстанских заводов. Речь шла о многомиллиардных сделках. Но эти самые заводы жаловались на "старших" товарищей, играющих в одни ворота. Например, отсутствие предоплаты со стороны крупных компаний. Последние установили длительный период расчета, сроки которого составляли от 90 до 180 дней. Для небольших предприятий это стало непосильной финансовой нагрузкой.

Сегодня перед Правительством РК стоит та же задача, что и десять лет назад – максимально развивать местное производство, избавляясь от зависимости ввоза комплектующих и продуктов. В начале текущего года был создан Совет по импортозамещению, который должен способствовать развитию местного содержания и системы регулируемых закупок, таможенно-тарифной политики, технического регулирования и много другого. Удастся ли ему справиться с поставленными задачами, покажет время.

Свой путь

Предприятия группы ERG пошли своим путем, выстроив схему импортозамещения внутри самой компании. Например, литейно-механический цех компании освоил новый вид продукции, изготовив комплектующие для вакуум-ковша, который используется на Казахстанском электролизном заводе для забора и транспортировки расплавленного алюминия. До этого трубы закупали в Китае. Поскольку они, в силу высокой изнашиваемости, быстро выходят из эксплуатации, необходимо было создать свою альтернативу. По словам начальника литейно-механического цеха Виктора Теплова, расходный материал не должен быть дорогостоящим.

"Подбор оптимальных материалов и технологических решений позволяет сделать эффективную замену дорогостоящих импортных комплектующих, что позволит предприятиям Группы реально сэкономить", – отметил генеральный директор ТОО "ERG Service" Сергей Ельчищев.

Другое предприятие группы – АО "Шубарколь комир" получило первую партию активированного угля, изготовленного из мелочи спецкокса. Данный проект по созданию опытно-промышленного производства предусматривает внедрение технологии, разработанной учеными Казахстана. Аналога ему на территории СНГ нет. Производственная мощность – одна тысяча тонн активированного угля в год. Область применения весьма широка: гидрометаллургическая, золотодобывающая, фосфатная промышленность, водоочистка. Если учесть, что годовая потребность в данном продукте составляет свыше семи тысяч тонн, а его завозят из Китая и России, то вопрос импортозамещения, пусть и частично, но решен. При этом стоимость местного продукта будет в 1,5-3 раза ниже импортной. Дело осталось за малым: получить сертификат качества.

Только в прошлом году компания ERG закупила товаров, работ и услуг на сумму более 280 миллиардов тенге у более, чем двух тысяч отечественных предприятий малого и среднего бизнеса. Что немаловажно, вопрос импортозамещения здесь поставлен на научную основу: сформированы потребности предприятий Группы на пять лет.

"Это актуальная долгосрочная потребность по всем предприятиям Группы, с указанием суммы для оценки потенциала для импортозамещения. В перечень включены товары, которые не производятся в стране или в недостаточном объеме, либо отечественные товары, несоответствующие заявленным требованиям. По всем товарам из перечня Группа готова рассмотреть заключение долгосрочных или оффтейк-контрактов", – говорит директор по методологии и контроллингу закупок Евразийской Группы Анатолий Демидов.

Есть прорыв?

Зависимость от импорта – угроза экономике. Поэтому любое государство, заинтересованное в здоровой экономике, стремится максимально обеспечить внутреннее потребление за счет собственной продукции. И чтобы казахстанские товары не вытеснял импорт, необходимо чтобы они стали конкурентоспособными хотя бы по одному из двух направлений: цене или качество. И определенный тон последнему задал закон "О техническом регулировании", где четко определены правила игры.

К слову, данная тема стала поводом для обсуждения многих форумов. В конце прошлого года в Алматы на международном форуме в очередной раз поднимали вопрос, как сделать отечественный товар конкурентоспособным на мировом рынке. По мнению председателя комитета технического регулирования и метрологии Армана Шаккалиева, у нас не так уж все плохо, мы в крепких "середняках".

Примером может служить павлодарское ТОО "Темирмаш" – машиностроительное предприятие с законченным производственным циклом от заготовки до выпуска готовой продукции, является обладателем индустриального сертификата и входит в реестр отечественных производителей товаров, работ, услуг. Растет здесь и объем местного содержании, цифра варьируется от 20 до 50 процентов. По словам директора предприятия Берика Биятова, предприятие намерено и дальше наращивать долю отечественного содержания в производстве. Для этого приобретается современное оборудование, позволяющее расширять линейку выпуска комплектующих.

"Мы готовы к вызовам и поставили перед собой цель – оказаться в пуле поставщиков для транснациональных компаний. Для этого имеются ресурсы, выстроена структура производства: свое конструкторское технологическое бюро, отдел сертификации, отдел сервисной службы, технологического контроля. Проходим обучение, совершенствуем систему менеджмента качества, проходим аудиты", – отмечает руководитель предприятия.

Курс на экспорт

Сегодня немало сказано о необходимости перехода от импортозамещения к ориентированности на экспорт. Ставка делается на несырьевой экспорт и к 2022 году этот объем Казахстана намерен увеличить в 1,5 раза. В первую очередь, это планируется сделать за счет рынков приграничных стран – России, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Китая. Там уже отмечается положительная динамика. Например, основным импортером произведенных в Казахстане автомобилей в 2020 году является Узбекистан. По информации Ассоциации казахстанского автобизнеса, за восемь месяцев текущего года туда реализовали свыше 2,7 тысяч автомобилей.

Хорошим примером может служить Шымкентский трансформаторный завод – ТОО "Asia Trafo". В прошлом году здесь, впервые в истории независимого Казахстана, наладили выпуск самых крупных трансформаторов высокого напряжения. Если прежде их импортировали, то теперь казахстанскую продукцию приобретает Таджикистан. В этом году компания заключила первый экспортный договор на поставку силового трансформатора в адрес национального оператора Таджикистана ОАХК "Барки Точик". Это доверие и начало экспортного прорыва.

Свое слово для решения данной задачи, должно сказать Министерство торговли и интеграции РК. Кому как не им проще открыть зарубежные рынки для казахстанских товаров и поддержать производителей, готовых к экспорту.

По информации министра индустрии и инфраструктурного развития РК Романа Скляра, к 2022 году планируется довести объем несырьевого экспорта товаров и услуг до 31,8 миллиардов долларов США

"В планах увеличить страховую емкость экспорта до 215 миллиардов тенге, возместить транспортные расходы как минимум 150 компаниям, которые экспортируют готовые товары с наибольшей долей добавленной стоимостью", – отметил министр.


Наверх