Top.Mail.Ru
  • font size Размер текста

Лента новостей

 
   < 2022
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6


Тюркский эпос как фэнтези: фоторепортаж с репетиции "Алпамыс" в "Астана Опере" | BaigeNews.kz 8 декабря, 2021, 15:07
20988
Фото: Фото Бауыржана Жуасбаева

Тюркский эпос как фэнтези: фоторепортаж с репетиции "Алпамыс" в "Астана Опере"

Впервые это музыкальное произведение было поставлено на большой сцене в далеком 1974 году, но так случилось, что за последние 30 лет оно ни разу не было показано казахстанским зрителям.

В "Астана Опере" состоялась премьера новой постановки национальной оперы "Алпамыс", приуроченной к 30-летию независимости Республики Казахстан. В преддверии этого события корреспондент BaigeNews.kz побывала на пресс-конференции и генеральной репетиции оперы.

Премьера обновленной версии героической оперы "Алпамыс" состоялась 3 и 4 декабря в театре "Астана Опера" при поддержке Министерства культуры и спорта РК. Эта национальная опера, основой которой послужил известный тюркский эпос о батыре Алпамысе, была создана композитором Еркегали Рахмадиевым на либретто Каукена Кенжетаева.

Для режиссера-постановщика, народного артиста РФ Юрия Александрова постановка оперы "Алпамыс" не первая работа с произведениями композитора Еркегали Рахмадиева, с которым он был лично знаком.

"Я имел честь ставить в Алматы его оперу "Абылай хан" и сейчас рад был вернуться к его творчеству, работая над оперой "Алпамыс". Это удивительное сочинение. Мне кажется, что оно должно быть востребовано публикой, потому что история Алпамыса и Гульбаршин, их верность и преданность — это то, что в большом дефиците сейчас. Этот спектакль в основном об этом. Подвиги Алпамыса — это его работа, он батыр, он обязан совершать подвиги. Но подвиг нравственный для меня намного важнее, чем подвиг физический. И поэтому, когда мы с артистами занимались этой оперой, мне хотелось, чтобы мы прежде всего занимались музыкой. Постановка спектакля — это постановка музыки. Либретто — это основа, на которую пишет композитор, а вот музыка и есть, собственно говоря, сама духовная жизнь спектакля. И это очень трудоемкий процесс", — сказал режиссер-постановщик.

Постановщик оперы рассказал, что создатели и исполнители "Алпамыса" провели почти 40 дней постоянных ежедневных двухразовых репетиций в стенах театра. И, в первую очередь, они занимались интонацией, поиском точного отображения духовной жизни персонажей.

Юрий Александров также отметил работу с дирижером Абзалом Мухитдиновым.

"Дирижеров театральных по пальцам можно пересчитать. Я ответственно это говорю, поскольку в этой сфере работаю уже полвека. Симфонические и театральные дирижеры — это две разные профессии, две разные психологии, два разных существования. Симфонический дирижер — это солист и окружающий его хор. А в театре дирижер — член команды, который все цементирует. И в театре никто не может в одиночку одержать победу — ни залетная звезда, ни великолепные декорации, ни режиссер, ни дирижер. Это очевидно. Я в опере ценю больше всего командную работу, ансамбль. Солисты, голоса — это замечательно, это обязательное условие. А вот из понимания, что наш работа — это коллективный труд, может родиться что-то настоящее", — объяснил Александров.

Режиссер-постановщик также выделил роль дочери композитора Наили Рахмадиевой, которая присутствовала на репетициях оперы.

"Нам сильно помогла Наиля Рахмадиева. Она консультировала нас. И чувствовалось, что она несет память отца, его музыки и идей. Мы были очень близки с Еркегали Рахмадиевым, я жалею, что его с нами сейчас нет, потому что мне бы хотелось проверить те вещи, с которыми мы придем к зрителю. Он был очень эмоциональный, взрывной композитор. И мне, прежде всего, было интересно заниматься его музыкой. Потому что концепции, смыслы — это все надстройка. И я для себя нашел много замечательный музыкальных моментов. Если зрители это тоже услышат, я буду доволен", — сказал о своих ощущениях во время работы с оперой своего друга Юрий Александров.

Постановщик новой версии оперы "Алпамыс" объяснил почему жанр музыкального произведения определен как фэнтези.

"В основе любой мифологии лежит фантастическое начало. Здесь герой встречается не только с добром, любовью, преданностью, но и злом. Есть такой персонаж, как колдунья Мыстан. Колдовство, уродство присутствуют и в жизни, и в сочетании с реальными событиями создаются необычные эффекты. И нам хотелось изобразить эти два мира. В декорациях вы увидите мир, который живет своей фантастической жизнью и конкретную, как бы реалистичную жизнь персонажей, связанных с содержанием оперы. Мне кажется, что фэнтези сегодня может привлечь не только взрослого зрителя, но и детей. Хотя это, конечно, спектакль для взрослых. Но я рассчитывал и на детскую аудиторию, мне хотелось эффектов, фокусов, превращений — то, что сегодня любят и понимают наши дети", — рассказал подробнее о своей задумке Юрий Александров.

Упомянул режиссер-постановщик и одну из необычных воплощений полумифического персонажа в опере "Алпамыс" — Ана или мать-земля, исполненную Салтанат Муратбековой.

"В опере есть персонаж Мать-земля. Можно было ее персонифицировать как человека, но, мне показалось, что масштаб музыки и драмы позволяет сделать из нее символ. Она — Казахстан, она символизирует ту территорию, которая незыблема. Сейчас в мире идут войны за территории, а эта земля, которую надо оберегать. Я понимаю, что у нее сложная задача, она статична, величественна и она должна всю драму изобразить голосом, музыкой. Эта необычная задача для артистки", — российский постановщик казахской оперы.

Дирижер-постановщик спектакля Абзал Мухитдин поблагодарил участников оперы и рассказал о той роли, которую сыграл Юрий Александров в театре "Астана Опера".

"Я хочу поблагодарить дирекцию театра, моих дорогих коллег, которые сейчас сидят за этим столом, а также ту большую часть, которая находится уже за сценой, в гримерках, в оркестровой яме и готовятся к прогону оперы. Особую благодарность хочу выразить Юрию Исааковичу Александрову. Если от всего отвлечься, вот мы сейчас сидим в так называемом Мраморном зале. Если бы в 2000 году Юрий Исаакович не появился в нашем городе, то этого зала просто бы не было. Это была бы совершенно другая реальность. И тот огромный коллектив, который у нас сейчас имеется, был взращен Юрием Исааковичем — а это около 20 опер за 20 лет. И мы как большой космический корабль отправились в огромное путешествие под названием "большая опера", — сказал дирижер "Астана Оперы".

Дирижер рассказал и о роли дочери Еркегали Рахмадиева в подготовке новой постановки.

"Я также рад, что с нами сегодня находится дочь композитора Наиля Рахмадиева. Мы вместе сделали огромную работу по цифровизации оперы. Материал, который у нас имелся — это были ноты, написанные вручную, они уже рассыпались. И сегодня наш спектакль стал более компактным. У нас всего лишь один антракт. При этом практически весь материал у нас сохранился. Спектакль интересный во всех планах — костюмы, декорации, мощные сценические решения. Но, конечно, музыка здесь стоит на первом плане", — заключил Абзал Мухитдин.

Фотографии Бауыржана Жуасбаева