LIVE LIVE
LIVE

Ряд нарушений в работе пассажирского транспорта в Астане выявил омбудсмен РК

12 Октября 2018, 11:00
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
из открытых источников 12 Октября 2018, 11:00
12 Октября 2018, 11:00
3349
Фото: из открытых источников

Причиной мониторинга стали жалобы пассажиров в Национальный центр по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в РК Аскар Шакиров направил в адрес акима Астаны Бахыта Султанова результаты мониторинга работы общественного транспорта в столице в связи с введением электронной системы оплаты за проезд передаёт BNews.kz со ссылкой на пресс-службу аппарата Уполномоченного по правам человека в РК.

"Глава государства в Послании народу Казахстана 5 октября 2018 года уделил отдельное внимание предоставлению гражданам качественных государственных услуг, в частности, в сфере обеспечения их транспортной и цифровой инфраструктурой в соответствии с международными стандартами.

С июля текущего года в Астане действует дифференцированный тариф на оплату за проезд в общественном транспорте, согласно которому стоимость проезда при безналичном расчете составляет 90 тенге, а при оплате наличными средствами – 180 тенге. Основная цель введенного новшества заключается в стимулировании жителей столицы к пользованию электронной системой оплаты в рамках программы "Цифровой Казахстан" для минимизации теневого оборота средств, повышения качественных транспортных услуг и пассажирских перевозок", - говорится в сообщении.

По сведениям городского акимата, в настоящее время более 93% пассажиров используют транспортные карты для оплаты проезда.

"Вместе с тем, анализ поступающих в Национальный центр по правам человека (НЦПЧ) жалоб, а также сведения в средствах массовой информации и социальных сетях свидетельствуют о наличии сдерживающих факторов в реализации астанчанами права на пользование услугами общественного транспорта в новых условиях. В связи с данным обстоятельством, группа сотрудников НЦПЧ провела его изучение с выездами на конкретные автобусные маршруты, результаты которого в целом подтверждают жалобы граждан", - сообщает пресс-служба аппарата. 

В частности, нарекания пассажиров вызывают нередкие случаи списания валидаторами двойного тарифа с транспортных карт, а также то, что в "часы пик" вследствие "пробок" они не успевают воспользоваться возможностью бесплатной пересадки, предусмотренной в течение 60 минут после начала первой поездки.

"Отдельное внимание обращено на проблемы пополнения транспортных карт, связанных в том числе с недостаточным количеством терминалов. Так, из 30 функционирующих в столице терминалов, на левобережье расположено всего 7 терминалов, 5 из которых сконцентрированы в районе остановочного пункта "Дом
министерств". При этом, в районах улиц Сауран, Акмешит, EXPO, им. Ч. Айтматова и других такие терминалы вовсе отсутствуют. Кроме того, были выявлены случаи, связанные с их неисправной работой, в том числе непоступлением в ряде случаев денежных средств на указанные карты при проведении оплаты через
терминал", - говорится в сообщении. 

Определенное недовольство граждан также вызывает использование альтернативных способов пополнения транспортных карт посредством платежных сервисов Qiwi или Kaspi, поскольку оплата через них поступает только в течение 24-х часов. В виду имеющихся технических недоработок также не в полной мере используются варианты оплаты через SMS и QR-коды.

Вышеизложенные обстоятельства вызывают объяснимое недовольство граждан и не способствуют выработке у них объективной оценки, безусловно, положительных новшеств в сфере оказания государственных услуг, считают в аппарате Уполномоченного по правам человека РК.

"Мониторингом также установлено, что в автобусах нарушаются правила при посадке и высадке пассажиров. Так, водители осуществляют высадку пассажиров не сразу, а только после окончания посадки других пассажиров через переднюю дверь и проведения ими валидации транспортных карт, что вызывает скопление людей у
выхода и их недовольство тем, что они, как правило, не успевают на пересадку на другой автобус. При этом, Правилами перевозки пассажиров автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РК от 08.11.2007, данное новшество не предусмотрено", - сообщает пресс-служба аппарата. 

Определенный интерес вызывает полученная в ходе бесед с водителями автобусов информация об установлении для них негласного ежедневного плана по приему наличных средств оплаты за проезд. При этом, в ряде случаев пассажирам, оплачивающим проезд наличными, билеты не выдавались. Данные обстоятельства не
способствуют достижению предполагаемой минимизации и прозрачности теневого оборота денежных средств в общественном транспорте.

"Также по сообщениям граждан, наблюдается сокращение транспортных средств на отдельных маршрутах, вследствие чего там увеличился интервал времени ожидания автобусов. В данной связи вышеупомянутый очень важный 60-минутный льготный лимит на пересадку пассажиров теряет практический смысл.

Особую тревогу вызывают участившиеся дорожно-транспортные происшествия, связанные с нарушением водителями автобусов правил дорожного движения (превышение скорости движения, совершение опасных маневров, разговоры при движении по мобильному телефону и т.д.). Следует отметить, что в большинстве случаев услугами общественного транспорта пользуются пожилые люди, школьники, студенты, жизнь которых подвергается опасности", - говорится в сообщении.

Также было выявлено отсутствие в автобусах схем маршрутов и расписания движения, неинформирование по громкой связи об остановках, что существенно ограничивает права пассажиров, прежде всего лиц с ограниченными возможностями, и противоречит Правилам перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

В контексте изложенного Омбудсмен призвал администрацию города к усилению контроля над деятельностью уполномоченного органа, осуществляющего рассматриваемые нововведения и организацию работы в сфере общественного транспорта.

Также было отмечено, что за последние годы в столице по поручению главы государства внедрены лучшие мировые практики по совершенствованию городской инфраструктуры и оказанию услуг. Именно поэтому пилотный проект "Smart Сity" в сфере общественного транспорта апробируется в столице с целью дальнейшего
распространения в других регионах страны. В данном контексте вопросы надлежащего функционирования и предоставления данных услуг приобретают особую значимость.

Наверх