"Никогда не было желания поменять работу" – пожарные Нур-Султана о деле жизни

16 Апреля 2021, 17:55
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
"Никогда не было желания поменять работу" – пожарные Нур-Султана о деле жизни 16 Апреля 2021, 17:55
16 Апреля 2021, 17:55
15273

Во время разговора мы попросили пожарных ненадолго снять медицинские маски. Однако вся часть работает, строго соблюдая санитарные нормы.

Можно ли нащупать с детства свою мечту, профессию жизни? Или же ты приходишь к этому гораздо позже?

В последнее время, к сожалению, немало знакомых отчаянно сомневаются в правильности выбора своего пути. Когда-то они послушались настоятельного совета старших или пошли в профессию по велению моды, а кто-то получил корочку "лишь бы была".

Настоящее удовольствие встретить тех, кто влюблен в профессию, кто чувствует, что идет по правильному, самостоятельно выбранному пути.

Такие, как мне кажется, встретились в специализированной пожарной части №5 в Нур-Султане.

Кто-то из них когда-то понял, что любит помогать другим. Еще одни просто пришли в эту профессию попробовать и затянуло их уже на десятилетия. Такое тоже бывает.

Итак, корреспондент BaigeNews.kz вместе с фотографом провели несколько часов в спецпожарной части №5 в Нур-Султане. Она была открыта в 2005 году.

Наверное, вы о ней слышали или проезжали мимо этого здания. А задумывались ли вы когда-либо о том, как проходит типичный день пожарных?




Начнем с того, что их смена начинается с 8.00 и длится ровно сутки, то есть до 08.00 следующего дня. Каждая минута дня расписана, ведь пожарные как никто другой знают ценность времени, пускай даже секунды.

После суточной смены пожарные отправляются на отдых, который длится три дня. Да, их график – сутки через трое.

Первое, что меня поразило в разговоре с пожарными – это то, что многие из них годами работают в одной части.

Например, командир отделения специализированной пожарной части № 5, старшина гражданской защиты Аятолла Галиев (на фото) трудится здесь с 2005 года, уже 16 лет.

Аятолла рассказал о работе гаража, где и находятся машины части: к примеру, пожарные автоцистерны, автолестницы.

Аятолла объяснил, что пожарная автоцистерна предназначена для доставки личного состава и огнетушащих веществ на место вызова. В части несколько таких машин.





Надпись на авто (на фото ниже) означает то, что машина рассчитана на восемь тонн воды.

"А в минуту подача 40 литров воды. Вода для машин заполняется в пожарных гидрантах. Есть карта по городу с указанием мест, где расположены пожарные гидранты", – отмечает Аятолла.




Сколько времени занимает заполнить восьмитонную машину, уточняю я.

"Зависит от давления в системе. Если давление хорошее, то минут десять. А пятитонную - примерно пять-семь минут", – говорит он.





Кто из нас в детстве не мечтал прокатиться на машине пожарных? Мне посчастливилось посидеть в этой машине и разглядеть, что же находится внутри.




В машину, которую Аятолла показывает, вмещаются четыре пожарных, командир отделения, начальник караула и водитель.

Последние трое сидят спереди.




Кстати, видите устройство на фото? Это радиостанция. Она включается автоматически, как только заводят машину, подключено устройство к аккумулятору. Конечно, это радиостанция не для того, чтобы слушать музыку, а для работы.







На фото выше Аятолла показывает, что же находится в этом чехле. Как оказалось, спасательные веревки.

Они предназначены для спасения с высотных зданий. Их длина 30 метров.

В случае необходимости веревки могут быть также использованы для спасения пострадавших, самоспасения.

Например, как поясняет Аятолла, когда пожарный остался наверху, а спуск по лестнице невозможен, то он может спуститься по спасательной веревке.

На фото ниже – аппарат сжатого воздуха. Как поясняет Аятолла, он предназначен для работы в непригодной для дыхания среде. То есть, в густом дыму, в высотных зданиях, в подвалах, тоннелях, паркингах.

"Это баллон с очищенным сжатым воздухом. Весит примерно 11 килограммов", – говорит пожарный.




Манометр показывает давление в баллоне – чтобы знать, сколько у тебя осталось воздуха и когда пора выходить на свежий воздух, говорит Аятолла.

"Максимальное давление в баллоне, которое допускается к работе – 300 бар. Хватает на полчаса. При уровне от 50 до 60 бар срабатывает звуковой сигнал, и пожарный обязан покинуть место работы", – уточняет он.






А еще на фотографиях выше вы уже могли заметить чемоданчик. Вот его содержимое.

"Это чемодан поста безопасности. Там есть жилет постового на посту безопасности, датчики неподвижности. В случае, когда пожарный потерял сознание, попал под обрушение, этот звуковой датчик срабатывает. Когда пожарный работает, датчик – нет. Когда находишься без движения, он начинает подавать сигналы. Он на батарейках", – продолжает Аятолла.

Здесь также можно заметить подпорки для двери.

А еще здесь трос для сцепления.

"Сцепка в звене по три человека. Они скрепляются тросом и работают в сцепке. Пожарные заходят по трое всегда. По одному запрещено", – говорит Аятолла.

Можете подробнее рассмотреть содержимое чемодана.




Сколько машин отправляется на пожар? Все зависит от его сложности.

"Допустим, нам поступает сигнал. Отправляем машины в зависимости от уровня сложности пожара. Если горит частный дом, то обычно отправляют две автоцистерны. Если горит квартира в благоустроенном доме, то отправляют две автоцистерны и автолестницу", – объясняет Аятолла.

В выдвинутом состоянии длина этой автолестницы (на фото ниже) 37 метров. Достает она примерно до одиннадцатого этажа.

"Если пожар на пятнадцатом-двадцатом этажах, то вызывают автолестницу длиной 55 метров из другой пожарной части. Лестница 55 метров может дотянуться примерно до 20-го этажа", – рассказывает работник части.




Аятолла, конечно, выезжает на пожары. И не первое десятилетие.

Почему же он решил стать пожарным, спрашиваю я.

"Давно было… Мне нравилось помогать людям", – говорит он.

Видимо, нравится и сегодня, раз он продолжает работать, сожалений по поводу профессии у него нет.

А еще у Аятоллы Галиева двое детей, старшему чуть больше трех лет, а младшему всего несколько месяцев.

Станут ли и они пожарными, продолжаю задавать вопросы.

"Наверное, детям не стоит навязывать. Они должны сами выбрать. Я сам решил", – говорит он.

Кстати, для тех, кто решил стать пожарным, Аятолла подсказывает, что можно прийти с любым образованием: высшим, средне-специальным.

"При трудоустройстве ребята сдают знание законов (Конституция, закон о госслужбе, правоохранительной службе, кодекс чести, закон о коррупции). Далее приходят с результатами. Потом идут на врачебно-военную комиссию, проходят ее, собирают документы. Сдают зачет по физподготовке. После того, как сдают зачеты, их принимают на службу. А дальше направляют в школу первоначальной подготовки, на три месяца, в Кокшетау. Там они обучаются, сдают экзамены, получают допуск к работе", – говорит Аятолла.

На заметку: Кокшетауский технический институт министерства по ЧС РК, именно здесь учат офицеров.


Старший инструктор по вождению пожарных автомобилей, старшина гражданской защиты Саулет Жабиков работает уже девять лет в этой части.

"Не было такого, что с детства мечтал стать пожарным. Так получилось. Был набор сюда. Пришел. Устроился в 2012 году. Никогда не было желания поменять работу. Вожу специальную технику", – говорит он.

Чтобы ездить на таких автомашинах, нужно сдавать специальные экзамены.

Как рассказали пожарные, бывают дни, когда выездов совсем нет. Но обычно два-три вызова в сутки, бывает и больше.

"На машине есть проблесковые маячки, чтобы другие водители замечали. Пожарным машинам можно проезжать на красный свет светофора, но только убедившись, что другие водители пропускают", – уточняет Жабиков.

Сигналы включаются только тогда, когда пожарные едут на вызов. Когда возвращаются в часть, сигнал отключается.




И такая техника есть в гараже части.



После экскурсии в гараже мы идем в еще одну особенную комнату. Здесь работает радиотелефонист части, старший сержант гражданской защиты Асыл Саркулова.

Именно она в свою смену принимает сообщения о пожаре, выписывает путевку на технику и отправляет пожарных на вызов по сигналу тревоги. На все это у нее есть примерно одна минута.

В путевке она указывает адрес вызова, видимые признаки пожара.

"Принимаем сообщения о пожаре, ЧС, направляем технику. При поступлении сообщения о пожаре мы, не прерывая разговор, включаем сигнал тревоги. Пока пожарные спускаются, заполняю путевку, вручаю каждому водителю техники, которая выезжает. Отправляю технику. Все это занимает примерно одну минуту", – говорит Асыл.

Далее пожарные уезжают на вызов, а она докладывает в центр, что техника по такому-то адресу уже выехала.

Работает девушка тоже сутки через трое.


Как уже отмечалось, работают пожарные строго по распорядку дня, если нет вызовов на пожар.

Кстати, еду себе пожарные готовят, по очереди. Кто-то приносит ланчбоксы с собой.

Говорят, что чаще всего тут подают плов, его научились готовить уже практически все.

А еще в свою смену по распорядку дня ребята повторяют теорию, разбирают различные ситуации.


И, конечно, много тренируются.


Они отрабатывают различные варианты развития событий при пожаре. Например, спасение пострадавших и самоспасение в случае необходимости. Тренируются пожарные в форме – "боевой одежде".






Заместитель начальника специализированной пожарной части № 5, капитан гражданской защиты Данияр Насыров рассказывает, что работает в этом подразделении с 2016 года.






На фото: старший пожарный-спасатель, сержант гражданской защиты Нурдаулет Есдаулетов.

"Стандартный комплект спецодежды выдерживает температуру 300 градусов в течение пяти минут. Боевая одежда со временем изнашивается, появляются трещины, швы расходятся. Бойцы сами зашивают. Срок эксплуатации боевой одежды обычно два года",– уточняет Данияр Насыров.

Каски у пожарных неодинаковые, различаются по цвету и форме. Сделано это для того, чтобы во время пожара было легче определить кто перед тобой.

"Каска стандартная, такая модификация примерно 2016 года. Раньше мы пользовались другими касками. Номер 5 – это цифра подразделения. Просто цифра 5, без каких-либо других индексов, означает пожарный, старший пожарный. Значок треугольника – заместитель начальника части. Каски делятся и по цвету, и по форме. То есть белая – пожарный, желтая – руководитель дежурной смены, черная – командир отделения, темно-синяя - руководящий состав подразделения", – добавляет Насыров.



Как вы помните, по правилам на пожар ребята заходят по трое.

"Это делается для того, что в случае необходимости было удобнее вынести пострадавшего, допустим, с четвертого или пятого этажа", – говорит Насыров.

Конечно, пожарные работают в полной боевой экипировке.

"На пожарном при тушении боевая одежда, ее средне-нормированный вес до 12 килограммов. Плюс, когда форма намокает, она тяжелеет. Далее дыхательной аппарат, его норма до 12 килограммов. Плюс, скорее всего, у пожарного с собой есть два пожарных рукава, каждый примерно около семи килограммов. Пожарный, поднимаясь наверх, несет за собой примерно 50 килограммов", – продолжает он.



А есть ли психологи в подразделении, нуждаются ли пожарные в них, уточняю я.

"Есть психологи. Бывают случаи, когда на пожаре несколько пострадавших или погибшие, психологи выезжают. То есть, создается оперативный штаб, по решению может быть привлечен психолог, он будет оказывать первую психологическую помощь. В основном, психологическая помощь требуется не пожарным, а людям, которые попали в экстренные ситуации. В первую очередь, им нужна помощь, а не нам", – добавляет он.

"По каким причинам уходят со службы?" - задаю я заключительный вопрос Данияру.

"В 2020 году было очередное повышение заработной платы, после этого люди стали меньше уходить. А раньше, в основном, уходили в связи с нехваткой денег. Были такие, которые устраивались, поработав полгода, попробовав, что такое настоящий пожар, уходили. Так как ошиблись с выбором профессии. В среднем, пожарный, устраиваясь на службу, с первого по третий год получает от 101 тысячи до 108 тысяч тенге в месяц", – говорит капитан.

Пожалуй, они действительно влюблены в свою профессию.

P.S. Во время нашего общения с пожарными сигнал тревоги не прозвучал. А значит, пожаров в районе не было. День шел по распорядку, и у ребят было время ответить на мои вопросы.

Завтра, 17 апреля, отмечается День противопожарной службы Казахстана. С праздником!

Наверх