Не делай добра - не получишь зла, или Как реагируют на социальную помощь казахстанцы

31 Марта 2020, 19:24
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Иллюстративное, архивное - "КазИнформ" 31 Марта 2020, 19:24
31 Марта 2020, 19:24
5226
Фото: Иллюстративное, архивное - "КазИнформ"

За две недели действия режима чрезвычайного положения жизнь в стране кардинально изменилась, и, как оказалось, многие были не готовы к подобному стечению обстоятельств, так как временно лишились работы и средств к существованию.

Акиматы в соответствии с поручением Главы государства начали выплачивать социальную помощь в размере 42,5 тысяч тенге, помимо финансовой поддержки совместно с волонтерами местные исполнительные органы развозят предметы первой необходимости: продуктовые корзины, лекарства, предметы личной гигиены. Набор скромный, но от того не менее ценный, особенно в такое нелегкое время. Предприниматели и простые граждане также не остались в стороне и оказывают посильную помощь, передает корреспондент BaigeNews.kz.

Вот только подобную щедрость, как оказалось, оценили не все. В социальных сетях то и дело появляются публикации от жителей, которые недовольны продуктовым набором, как, например, эта женщина.



На этом видео мы видим стол с продуктами, которые привезли волонтеры. Голос за кадром перечисляет все наименования и недовольно добавляет: "Вот и вся помощь от нашего акимата". Далее следует скриншот переписки и становится ясно, что возмущение пользователя вызвано тем, что женщина хотела получить помощь деньгами. О том, подавала ли она заявку на получение финансовой поддержки, автор не говорит.

Подобная критика в социальных сетях порой вынуждает филантропов приносить публичные извинения, как это было в случае с казахстанским бизнесменом Кайратом Кудайбергеном. Несколько дней назад меценат опубликовал видео, где попросил прощения у тех, кто получил социальную помощь и не нашел в ней необходимых товаров.


"Мы не знаем потребности каждого, кому оказываем помощь. Коробки с продуктами мы собираем из того, что необходимо в первую очередь: это крупы, молочные продукты, чай, сладости к столу, перчатки, санитайзеры и маски. Стараемся брать не скоропортящиеся продукты", - сказал в своем видео Кудайберген.
Предприниматель сообщил, что он и его команда приняли решение увеличить как количество, так и объемы продовольственной помощи, в связи с тем, что при сборе продуктовой корзины не учли тот факт, что среди нуждающихся есть кормящие матери и им необходимы продукты для детей. Также бизнесмен напомнил, что необходимые товары он приобретает на свои средства и деньги, которые жертвуют неравнодушные граждане.

Как оказалось, иногда критика не ограничивается видео в социальных сетях, и порой дело доходит до выраженной агрессии. Под удар попадают добровольцы, которые в период эпидемии отважно выходят на улицы и развозят помощь, тем, кто так в ней нуждается. О таких эпизодах на своей странице в Facebook написала известный казахстанский стилист и общественный деятель Жанна Ахметова.
"Единичные случаи, но бывает так, когда волонтеры теряют 40 минут в поисках дома и находят там двухэтажный особняк с геленом во дворе. Нет, адресом не ошиблись. Продукты берут с удовольствием. Есть такие, кто швыряет макароны с тушенкой в лицо волонтерам и говорят, что не такого ждали. Одни тут заставили ребят пойти на базар и купить им апельсинов. Клянусь, есть и такие", - пишет Ахметова.
Мы поговорили с волонтерами из разных уголков Казахстана, чтобы узнать, как часто они сталкиваются с агрессией и неблагодарностью. Как оказалось, хоть и нечасто, но с грубостью и откровенным хамством сталкиваются и в коттеджи с люксовыми авто, припаркованными во дворе, попадают.

Путаницу с роскошными домами объясняют очень просто. Волонтеры не всегда знают, к кому едут, потому что на руках только лист с адресом и ФИО. Списки нуждающихся составляют акимат и местное общество ветеранов, которые ведут учет по многодетным и неблагополучным семьям, ветеранам, и т.п. Вот только имя в списке многодетных не всегда означает, что человек находится в затруднительном финансовом положении. И если волонтер приехал по адресу и видит коттедж с дорогим авто, следует позвонить координатору, объяснить ситуацию и ехать дальше. А пакет, предназначенный для этого семейства, передать тому, кто больше в нем нуждается.

Что касается негативной, а порой агрессивной реакции говорят следующее.
"Я занимаюсь волонтерством уже три года. За это время повидала всякое, но чтобы банки или макароны кидали – такого не было. Пожилые люди сами обращаются, так как нуждаются в помощи. Зачем звать кого-то и в них же что-то кидать? Иногда наоборот бывает, что прихожу с продуктами к бабушке, и она на чай зовет, чтобы отблагодарить, иногда даже последнее печенье ставит на стол", - говорит волонтер из Карагандинской области Софья.
Но девушка добавила, что бывают случаи, когда ветераны или труженики тыла отказываются от помощи, так как считают, что в силу возраста жить им осталось недолго.

Волонтер из Уральска Дулат рассказал о том, с чем ему приходилось сталкиваться. Один из неприятных инцидентов произошел этой зимой, когда добровольцы привезли пакет с продуктами - вместо благодарности от женщины выслушали возмущения и требования получить квартиру у акимата. При этом жилье у властей должны были просить сами волонтеры. После долгих разговоров пакет с продуктами, хоть и неохотно, женщина все же приняла.
"От еды никто не отказывается, она всем нужна. Люди, может, и недовольны тем, что в пакете, но в лицо об этом не говорят, но могут в соцсетях что-то написать, в своем кругу раскритиковать. Если честно, нас эта критика и не волнует. Мы делаем это от всей души и рады, что помогаем", – добавил волонтер.
О том, сталкивались ли волонтеры с хамством во время карантина, все единогласно отвечают, что нет. И большинство людей, которые обращаются в акиматы за помощью, действительно в ней нуждаются.

Напомним, что режим ЧП в Казахстане действует с 8 утра 16 марта до 7 утра 15 апреля 2020 года. С 19 марта в Нур-Султане и Алматы, а затем и в других областях страны ввели дополнительные ограничительные, профилактические и противоэпидемиологические меры. В этот период всем гражданам за исключением отдельных категорий запрещено покидать свои жилые дома без острой необходимости.
Наверх