Национальный план развития страны: как изменится жизнь казахстанцев к 2025 году

9 Марта 2021, 16:05
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Национальный план развития страны: как изменится жизнь казахстанцев к 2025 году 9 Марта 2021, 16:05
9 Марта 2021, 16:05
3246

Токаев утвердил семь основных принципов новой модели развития.

В соответствии с Указом Главы государства Касым-Жомарта Токаева утвержден Национальный план развития страны до 2025 года, передает BaigeNews.kz.

Суть Национального плана - перезапуск пакета системных реформ и необходимость их реализации до 2025 года, переосмысление роли государства и перенастройка основных государственных политик.

Принимая во внимание международный и внутренний опыт проведения реформ, необходимо до 2025 года пройти "точку невозврата" в переходе к новой модели развития.

Формирование новой модели развития будет основано на семи основных принципах:

- справедливое распределение благ и обязанностей;

- ведущая роль частного предпринимательства;

- честная конкуренция, открытие рынков для нового поколения предпринимателей;

- рост производительности, повышение сложности и технологичности экономики;

- развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа;

- "озеленение" экономики, охрана окружающей среды;

- принятие государством обоснованных решений и ответственность за них перед обществом.

Цель Национального плана развития страны до 2025 года предполагает совместную реализацию с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе населения.

Участие гражданского общества является важной составляющей процессов реализации, мониторинга и оценки Национального плана развития страны до 2025 года. Информированность населения о том, какие меры принимаются в реализации определенных задач Национального плана развития страны до 2025 года - основа для обеспечения реализации принципа "Слышащего государства".

Общенациональный приоритет 1. Справедливая социальная политика

Суть приоритета: содействие продуктивной занятости населения, исполнение всех обязательств по социальным выплатам и государственным пособиям, направленных на поддержку семей.

Будут развиваться и формализовываться гибкие формы занятости через внедрение прогрессивных форм трудовых отношений.

Расширение практики использования удаленного и дистанционного формата работы значительно упростит процедуру найма работников из других регионов и позволит работодателям направить оптимизированные средства на обучение сотрудников.

Безработные, непродуктивно самозанятые и низкоквалифицированные наемные работники будут получать поддержку по обучению новым профессиональным навыкам и компетенциям.

Продолжится стимулирование территориальной мобильности трудовых ресурсов при добровольном переселении из областей с избыточным предложением рабочей силы в те области, где отмечается нехватка кадров. Подход будет основан на "точках экономического роста" (агломерации, крупные и средние города, дислокации крупных проектов, перспективные приграничные территории), по которым будут устанавливаться региональные квоты с последующей дифференциацией потоков внутренних мигрантов в соответствии со спросом на трудовые ресурсы.

Сфера социального обеспечения будет регулироваться Социальным кодексом страны.

Минимальные социальные стандарты, связанные с ростом экономики и бюджетными возможностями, поэтапно приблизятся к международным аналогам.

Величина и структура прожиточного минимума как основы в расчете всех базовых социальных выплат от государства будут пересматриваться на постоянной основе, отражая реальную стоимость потребительской корзины, гарантируя приемлемый уровень жизни для населения, в том числе получателей базовой пенсии и базовых пособий.

Будет проведена работа по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы, направленной на обеспечение ее большей эффективности и прозрачности.

Гражданам с доходами, недостаточными для самостоятельного решения жилищных вопросов, будет оказываться эффективная социальная поддержка: по программе 2-10-20, 5-10-20, через внедрение механизмов субсидирования арендной платы с переориентацией части средств, предусмотренных на строительство арендного жилья в регионах (с обеспечением охвата не менее 100 тысяч семей) через "Отбасы банк".

В системе социального страхования будет усилена взаимосвязь между стажем участия и размерами выплат: будут увеличены коэффициенты замещения доходов (потеря работы, потеря кормильца, утрата трудоспособности), поэтапно увеличена продолжительность выплат (потеря работы) до уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР).

Организациями частного и гражданского сектора в рамках аутсорсинга будет определяться целевой контингент с формированием социального регистра нуждающихся лиц, на основе которого будет определяться потребность в услугах и объемах финансирования.

Общенациональный приоритет 2. Доступная и эффективная система здравоохранения

Суть приоритета: развитие концепции устойчивой системы здравоохранения, способствующей улучшению, поддержанию и восстановлению здоровья людей, а также благополучию нынешних и будущих поколений.

Повышение грамотности населения по вопросам здоровья и формирование здоровых привычек станут одним из важных условий устойчивого развития государства. Особое внимание будет уделено охране и укреплению репродуктивного здоровья молодежи.

Будет сформирована общенациональная система физкультурно-спортивного воспитания населения, в рамках которой в зависимости от индивидуальных особенностей граждан будут разработаны и внедрены рекомендации по объему двигательной активности, включая производственную гимнастику.

Повысится доступность физкультурно-оздоровительных комплексов, которые будут размещаться с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых видов спорта. Будут активно развиваться различные спортивные секции, массовые соревнования с привлечением граждан всех возрастов.

Широкий охват населения качественными медицинскими услугами будет обеспечен за счет увеличения объема финансирования системы здравоохранения из всех источников до 5 процентов от ВВП.

Будут пересмотрены тарифы на возмещение медицинских услуг, включающие адекватную заработную плату медицинских работников, амортизацию оборудования, отчисления на развитие и пр.

Для отдаленных регионов будет функционировать транспортная медицина. Опорные и спутниковые сельские населенные пункты будут обеспечены фельдшерско-акушерскими пунктами и врачебными амбулаториями. Сельские медицинские организации будут на 100 процентов оснащены современным оборудованием.

В рамках проекта "Ключевые больницы-2025" в областных центрах, городах республиканского значения и столице по схеме ГЧП построят 20 современных медицинских центров и 2 научно-инновационные многопрофильные клиники в городах Нур-Султане и Алматы.

Будут продолжены меры по обеспечению безопасной и эффективной вакцинацией населения с внедрением новых вакцин в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП).

На основе передового международного опыта будут обеспечены высокоэффективная ранняя диагностика и лечение онкологических заболеваний.

С целью снижения младенческой смертности и инвалидизации расширится комплекс диагностических процедур по выявлению генетических патологий как на ранних сроках беременности, так и в неонатальном периоде.

Для планирования и прогнозирования медицинских кадров будет создана национальная система учета кадровых ресурсов здравоохранения в разрезе регионов, организаций и специальностей.

Повышение статуса работников медицинских организаций и организаций медицинского образования будет достигнуто за счет расширения социальных гарантий и усовершенствования механизмов стимулирования, реализации программы восстановления работников здравоохранения в период и после чрезвычайных ситуаций.

В целом будет создана система юридической и финансовой защиты медицинских работников.

За счет увеличения объемов финансирования здравоохранения и развития системы ОСМС заработная плата врачей увеличится в 2,5 раза.

Основную роль в реализации 4П-медицины сыграют генетические лаборатории и биобанки, медицинские информационные системы и искусственный интеллект. Будет создан биобанк для проведения клинических исследований в области персонализированной медицины с базой больших данных.

Медицинские работники и пациенты смогут получить защищенный и безопасный доступ к необходимым данным о здоровье независимо от места оказания медицинской помощи. Будет оказана поддержка проектам по внедрению дистанционных медицинских услуг, роботизированных методов и искусственного интеллекта в здравоохранении, использованию мобильных цифровых приложений. Дистанционные медицинские услуги будут интегрированы в рутинные процессы оказания медицинской помощи, обеспечивая повышение доступности и эффективности системы здравоохранения.

Будут сформированы национальные электронные паспорта здоровья и "электронные паспорта медицинских учреждений", реализованы комплексные меры по переводу рецептов в электронный формат, внедрению дистанционных медицинских услуг, база данных лекарственных препаратов и медицинских изделий. Защита данных населения будет осуществлена через ограничение доступа к персональным медицинским данным.

В целом цифровизация отрасли будет способствовать формированию достоверной медицинской статистики.


Общенациональный приоритет 3. Качественное образование

Суть приоритета: развитие человеческого капитала для реализации нового курса развития страны.

Будут обеспечены доступ к услугам персонального дошкольного воспитания детей из социально уязвимых групп населения, применение опыта института воспитателей на дому ("социальная няня"). Во всех организациях образования будут созданы условия для инклюзивного образования. Традиционная форма обучения будет являться основной формой, при этом будет разрешено дистанционное обучение по отдельному порядку.

Будет обеспечен полный охват всех желающих получить бесплатное профессиональное образование на основе государственного образовательного заказа.

Для поддержки социально уязвимых категорий граждан и молодежи из семей с низкими доходами применят льготное кредитование оплаты за высшее образование.

Будут внедрены альтернативные варианты неформального образования, признание результатов самостоятельного обучения, сертификацию профессиональных навыков.

Широкое развитие получат "серебряные университеты" и "Stackable degree" (наращиваемые степени), которые позволят населению в удобном темпе проходить сертифицированные курсы.

До 2025 года будет построено 800 новых школ. Это позволит решить проблемы аварийных и трехсменных школ, дефицита ученических мест с учетом роста контингента. Строительство, реконструкцию и реновацию школ осуществят с учетом современных санитарных норм, стандартов безопасности, оснащенности и эргономики.

Основным целевым показателем станет переход к односменному обучению к 2030 году.

Все здания школ оборудуют санитарными узлами, компьютерами (из расчета 1:5), подключат к Интернету со скоростью доступа не ниже 50 МГб/сек и нелимитированным трафиком. Во всех школах будут развернуты учебные беспроводные сети с применением оборудования казахстанского производства.

Будет запущен проект - Единая интегрированная образовательная онлайн-платформа.

В целях расширения экспортных возможностей вузов будут созданы условия для открытия зарубежных кампусов в стране. По опыту Назарбаев Университета будет создано 2 передовых вуза.

Будут приняты меры по экологическому воспитанию школьников и студентов, повышению их уровня знаний об охране окружающей среды и привитию экологических ценностей.

На рынке образовательных услуг останутся преимущественно только те вузы, которые предоставляют качественное образование и соответствуют международным стандартам.

Право на звание педагога будет присваиваться по результатам национальных квалификационных тестов, а система аттестации будет ориентирована на конкретные результаты обучения.

Для привлечения соотечественников, работающих в ведущих зарубежных научных центрах и университетах, будет разработана специальная программа. Вырастет процент участия казахстанских ученых в международных программах и проектах, значимых для Казахстана.

Общенациональный приоритет 4. Справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан

Суть приоритета: совершенствование правовых основ государства, направленных на эффективную реализацию гражданином прав и свобод, обеспечивающих верховенство закона во всех сферах жизни, взаимную ответственность личности и государства.

Реализация мер снизит риски для ведения бизнеса, улучшит качество жизни населения, повысит уровень защищенности прав граждан.

Модернизация гражданского судопроизводства будет направлена на дальнейшее упрощение доступа к правосудию и дебюрократизацию судебного процесса, усиление роли апелляционной инстанции и расширение дискреционных полномочий судьи.

Будут созданы стимулы для развития альтернативных способов разрешения споров, в том числе путем расширения института исполнительной надписи нотариуса, внедрения досудебной подготовки, широкого применения процедур медиации и арбитража. Объем гарантированной государственной юридической помощи населению увеличится в 2 раза.

Полиция, представляющая собой преимущественно силовую структуру, трансформируется в основной орган, оказывающий гражданам правоохранительные услуги по обеспечению их личной и коллективной безопасности.

Требования к кандидатам и сотрудникам правоохранительных органов будут пересмотрены.

Местная полицейская служба будет работать по принципу "полиция шаговой доступности", где ключевая роль отводится участковому инспектору.

Предстоит законодательно оградить бизнес от чрезмерного вмешательства силовых структур. Необходимо исключить вмешательство правоохранительных органов в правомерную деятельность государственных органов.

Деятельность Службы экономических расследований будет переориентирована в основном на борьбу с "теневой" экономикой.

В целях предотвращения случаев давления со стороны СМИ и социальных сетей на участников уголовного процесса и суд данные досудебного расследования будут предаваться гласности только в том объеме, в котором это не препятствует объективности досудебного расследования и принятию судом законного и обоснованного решения.

Скрытые государственные услуги будут исключены и переведены в электронный формат.

Одним из дополнительных факторов снижения коррупционных рисков станет развитие биржевого законодательства для осуществления государственных закупок. Будет рассмотрен вопрос о введении контроля за соответствием расходов государственных служащих их доходам.

Важным решением станет переход на безналичные расчеты как фактора искоренения коррупции, в том числе за счет принятия мер, стимулирующих население и бизнес к использованию безналичного расчета.

Общенациональный приоритет 5. Новая модель государственного управления

Суть приоритета:переход на новую модель государственного управления путем улучшения взаимодействия граждан с государством, повышения эффективности государственного планирования, оптимизации государственного аппарата и повышения качества кадрового состава государственной службы, проактивного формата оказания государственных услуг, повышения эффективности квазигосударственного сектора.

В систему государственного планирования внедрят научные методы прогнозирования и разработки сценариев.

Будет реализована инициатива "Data-driven government" ("Правительство на основе данных"), которая предполагает принятие решений на государственном уровне с учетом проверенных фактических данных, аналитики и надежных обоснованных прогнозов. Это позволит проводить политику, основанную на фактах (evidence-based policy making), и четко прогнозировать потенциальный эффект от новых инициатив и принимать соответствующие решения.

Государственным органам будет предоставлена бюджетная самостоятельность, что позволит оперативно решать задачи и значительно повысить эффективность бюджетного планирования.

Автоматизированная платформа планирования и исполнения бюджета обеспечит своевременную публикацию соответствующих документов на каждом этапе бюджетного процесса в удобном для пользователя формате как на портале "Открытые бюджеты", так и на веб-страницах центральных и местных государственных органов.

Важным будет отказ от "ручного" сбора и длительных процедур бюджетного согласования, который поможет государственному аппарату сконцентрироваться на реализации инновационных проектов.

Оценка эффективности деятельности государственных служащих будет привязана к стратегическим целям и задачам, декомпозированным на основе теории перемен.

Новые требования по отчетности, прозрачности, подотчетности и контролю будут способствовать повышению доверия общества к государству.

С полным текстом Стратегического плана развития страны до 2025 года можно ознакомиться здесь.

Наверх