"Над нами смеялись, крутили пальцем у виска". История волонтера из Щучинска, ставшего депутатом

31 Марта 2021, 21:51
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
фото автора 31 Марта 2021, 21:51
31 Марта 2021, 21:51
14980
Фото: фото автора

Сегодня Олесю Баимову в Акмолинской области знает, пожалуй, почти каждый. Она возглавляет то самое нашумевшее волонтерское движение "Lider.kz" (по региону), которое нашло толпы пропавших людей, собрало десятки миллионов тенге на лечение земляков, развезло сотни тысяч продуктовых пакетов. Как региональный координатор группы общественного контроля Олеся с начала пандемии следит за соблюдением карантина, обеспечением лекарствами, качеством обслуживания в больницах, распределением гуманитарной помощи и так далее. Невероятная отзывчивость, порядочность и трудолюбие волонтера "из народа" превратили ее в депутата маслихата. В интервью корреспонденту BaigeNews.kz Баимова размышляет о том, как Год волонтера изменил отношение общества в благотворительности, о жадности и умении быть благодарным.


фото автора

"Девочка из народа"

Олесе, оказывается, уже 42 года. Но земляки ласково называют ее "наша девочка". Может, из-за романтической длинной косы. Или из-за напористого, энергичного голоса. А может, из-за широкой, по-детски щедрой улыбки.

Ее много показывают по местному каналу, еще больше пишут в соцсетях и газетах. Судя по инстаграму, Олеся не отдыхает. То с мониторинговой группой по местным кафешкам, то как региональный куратор общественного контроля по больницам. То пакеты с одеждой и продуктами попавшим в беду семьям развозит. То с ребятами "Lider.kz" ищут очередного "потеряшку".

Олеся по образованию – проектировщик. Говорит, семья живет на заплату мужа и ее гонорары. Она ведет сайт московского интернет-магазина. Следит за наполнением товаров и обновлением цен.

А вся остальная ее - добровольная гигантская – нагрузка никак не монетизируется. Но дает что-то более важное.

Например, медаль "Халық алғысы".

"Все началось с Эллины"

Оказывается, "Lider.kz" в Акмолинской области начался с поисков малышки Эллины. Пять лет назад, в 2016-м, СМИ облетела новость о том, что 10 мая во время семейного отдыха у реки Нура за пристоличным поселком Кабанбай батыра пропала двухлетняя девочка. Эллину Кульдину спасатели, полицейские и волонтеры искали - на земле и воде - больше недели. Тело ребенка случайно обнаружил местный рыболов. Забросив спиннинг в одном из затопленных карьеров, он зацепил крючком останки малышки.

"Тогда мы, десятки добровольцев, создали группу. Расклеивали ориентировку, прочесывали местность. Семь дней и ночей поисков - мы мечтали, как найдем Эллину живой. А потом решили сохранить поисковую группу. Ведь люди теряются каждый день", - вспоминает Олеся Баимова.

"Нас называли чудиками"

"Lider.kz" – республиканская общественная организация. У нее нет главнокомандующего. Скорее, это альянс, содружество добровольцев из разных городов. Они очень дружны между собой и всегда стараются помочь друг другу. Поисками или информацией. Бывало и такое, что, к примеру, пропавшую девушку из Щучинска нашли в южной столице алматинские волонтеры.

Олеся признается: вначале было тяжело. Считаться с волонтерами никто не считал нужным.


фото автора

"Бывало, мы выезжаем на поиски. Где-то, естественно, пересекаемся с полицией. Понятное дело, хотим взаимодействовать. А они не воспринимают нас. Смеются. Крутят, условно говоря, у виска. Придурки, дескать. Их можно понять: приезжает толпа людей, непрофессионалов. Начинают копошиться, кого-то искать. Нам так и говорили: вы кто здесь вообще? Кого вы можете найти? ", - с улыбкой говорит координатор "Lider.kz".

Сегодня она понимает не желающих сотрудничать с добровольцами и полицейских, и спасателей.

"Тогда было обидно. Мы искренне хотим помочь, оставили все свои дела. А над нами еще прикалываются", - разводит руками.

"Сегодня мы на равных с полицией и спасателями"

Первая удача в поисках волонтерам "Lider.kz" улыбнулась в 2018-м.

"В Щучинске пропала девушка, - вспоминает Олеся. - Оперативники передали нам информацию, но без особой надежды. Мы быстро распространили ориентировку, вскоре звонок: мол, видели в Кокшетау там-то. Мы в течение дня определили, где она находится, и передали информацию полиции. Те просмотрели камеры – действительно была. Мы связались с "Lider.kz" в Кокшетау, ребята отработали и нашли. Тогда мне позвонил оперативники и сказал, что "честное слово, я никогда не думал, что волонтеры могут помогать нам в поисках людей. Что вы можете быть эффективными".

Я эти слова никогда не забуду. Знаете, ведь обычные люди больше доверяют волонтерам, чем сотрудникам. Ни для кого не секрет: бытует мнение, дескать, обратись в полицию как пострадавший, окажешься в подозреваемых. С нами нет барьера".

Сегодня у "Lider.kz" почти во всех городах подписаны меморандумы с органами правоохранительными и ЧС.

Каждый найденный человек для волонтеров – как родственник. И неважно, по какой причине он пропал. Даже если пил и бомжевал.

"Я очень благодарна своим ребятам. За то, что выходят на поиски в любое время суток, в любую погоду. Выходят в надежде найти. Даже когда мы понимаем, что вероятнее всего человек погиб, мы верим и мечтаем найти его живым. Замерзающим, простуженным, но живым. И что его можно спасти", - призналась волонтер.

Она подчеркнула: очень важно, чтобы родственники обращались к волонтерам и в полиции сразу, в первые часы после исчезновения. Это увеличивает шансы на хорошие новости.

"Например, на днях буквально найдена Бибигуль Уаисова. Неживой. Она пропала в феврале, но родные почему-то написали заявление через месяц после ее исчезновения. До этого искали своими силами. Или еще помню историю. Мама 17 лет не обращалась за помощью в поисках сына. А пропал он аж в 2002 году. Сделала это только в 2019-м. А шесть дней назад она обратилась снова: исчез ее второй сын. Но, как оказалось, только лишь для того, чтобы поскорее признать его умершим. Нужно было переоформить дом, где, видимо, была его доля. Мы отказались: мертвым сына не нашли. Порой экспертиза ДНК подтверждает, что человек погиб, а материнское сердце отказывается верить. Порой родные люди ведут себя, как враги", - говорит Баимова.

"Участились случаи рабства"

По словам волонтера, в последние годы участились случаи, когда оказывается, что пропавшие люди попали в рабство.

"В прошлом году жителя Степногорска насильно увезли с вокзала в Тайыншу. Полгода он провел, ухаживая за скотом. Сбежал и пришел домой пешком. Дома ждала и не верила в его смерть супруга. Я до сих пор на связи с мужчиной, который также сбежал из рабства. Его насильно удерживали на зимовке под Карагандой. Кстати, его многочисленные заявления против "хозяина" почему-то отклоняются", – отметила координатор движения "Lider.kz".

"Ген волонтерства"

Олеся смеется, волонтерство в ее семье, похоже, передается по наследству.

"Я все время искала "жертв" для своей опеки, - смеется. - Нам с подружкой было по 14 лет, когда мы бессознательно "взяли шефство" над одной неблагополучной семьей. Мама там пила, старшая дочь, ей было всего 15, тоже. Младшие дети, понятное дело, сидели голодные. Мы носили продукты, печенья-конфеты. Младший сын, кстати, в этой семье однажды пропал. Как в воду канул. Мы даже пытались разобраться в этой темной истории. Искали мальчика. Ходили слухи, что мать продала, убила…"

А теперь видит "страсть к спасению" и в своих двух дочерях – им 10 лет и 4 года. Девочки к постоянной занятости своей сердобольной мамы относятся с пониманием.

"У нас недавно пропал котенок. Младшая разрисовала стену черным маркером. Мол, пропал котенок, приметы такие-то. Я так понимаю, это была ориентировка", - в голосе Олеси слышится гордость.

Она и супруга заставила понимать и поддерживать свое призвание. Которое, понятное дело, не приносит в семью ни копейки, зато отнимает уйму времени.

"Иногда одежду и продукты подопечным семьям, а их у нас много, я отвожу с мужем. Поначалу он ворчал: мол, устал с работы, вечно ты со своей благотворительностью. А потом мы оказались в доме, где живет женщина, которую парализовало. А у нее сын-подросток. Он увидел ее слезы. И с тех пор ни слова мне не говорит. Наоборот, старается помочь", - констатирует Олеся.


фото автора

Потери и прорыв 2020 года

С начала пандемии Олеся приспособилась спать по 3-5 часов в сутки. Во-первых, общественный контроль. Во-вторых, мониторинговая группа. Сегодня не счесть, сколько "Lider.kz" развез продуктовых пакетов. На 9 миллионов тенге за период строжайшего карантина. 600 семей, которым приходилось особенно трудно, одинокие старики получили продовольствие первой необходимости. Сколько лекарств удалось достать для больных проклятым ковидом земляков, благодаря помощи волонтеров из других областей.

"Тогда был жесткий локдаун, выезжать за пределы города было нельзя, - вспоминает волонтер. - А у нас было разрешение. Вот мы и помогали – то с продуктами, то с медикаментами. Еще несколько раз перевозили и передавали на блокпосту в Нур-Султане больных на лечение. Июль меня шокировал. Да, количеством зараженных, смертей. Но и сплоченностью земляков. Мир спасут человеческие сердца".

фото автора

Иногда удивляешься, насколько мудрым и прозорливым было решение Президента страны объявить 2020-й годом волонтера. Как будто было предчувствие испытания. И что без добровольцев не справиться.

"2020-й задал в том числе волонтерам беспрецедентный объем работы. Но и наделил нас какой-то исключительностью, престижем. Дал кредит доверия. И мы старались. Я считаю, благотворительность – это примета цивилизованного общества. Делать добрые дела за просто так, бескорыстно должно стать в обществе трендом. Так жить, безусловно, станет легче и лучше", - уверена Олеся.

Доверие к депутату

Сегодня Олеся Баимова – региональный тренер по подготовке волонтеров, член консилиума при Щучинском доме малютки и председатель его попечительского совета. А также депутат Бурабайского районного маслихата.

"Люди очень много обращаются. Вопросы касаются стабилизации цен на продукты, обеспечения лекарствами, качества медицинского обслуживания, вывоза мусора. Очень много жилищно-коммунальных проблем. К каждому обращению стараюсь подходить очень ответственно. Чтобы человек получил результат. Не все в моих и еще чьих-то руках. Но я стараюсь. Очень хочется оправдать доверие. Ведь моя история откликается в земляках потому, может быть, что видят во мне себя", - призналась депутат.

О благодарности и наоборот

Телефон у Олеси разрывается каждую минуту.

"Сейчас о неудобном, - предупреждает волонтер. – Некоторые люди помощь требуют. Дескать, я – мать-одиночка, вы обязаны. Я объясняю: никому ничего мы не обязаны. Это добрая воля. А мне в ответ: я на Вас сейчас пожалуюсь. Всякое бывает. Мы сейчас стараемся сами развозить пакеты с помощью. Чтобы убедиться, что она действительно по адресу. Бывает, приезжаешь, а там коттедж. И ворота кованые. И джип. Поэтому бывает, берешься отвезти сегодня, допустим, 10 пакетов, а по факту получается – допустим, пять. Надо видеть в такие моменты ребят-волонтеров. У них руки в такие моменты опускаются. Я больше за них в такие моменты расстраиваюсь".

"Lider.kz" организовал склад помощи. Все, кто пожелает, может привезти ненужные вещи, технику, посуду, домашнюю утварь.


фото автора

"Обратилась женщина. Говорит, одинокая мама, непросто сводить концы с концами. Стали проверять - живут с ее родителями, свой дом, хозяйство. Но она эти вещи брала со склада практически каждый день. Приезжала из деревни и потом продавала через группы. Когда я узнала все доподлинно, я попросила больше на складе не появляться. Пыталась оправдываться, но я даже не стала слушать. Обналичила помощь и лишила ее того, кому действительно нужна. С другой стороны, упала тень на волонтеров. Будет ли доверие к волонтерам?" - расстраивается Баимова.

Но благодарных, щедрых, великодушных, милосердных, признается, больше.

"Если бы это не было так, разве смогли мы собрать 10 миллионов тенге за пять дней, чтобы спасти молодого мужчину? – спрашивает. - Ему еще жить и жить. И это чудовищная несправедливость, когда жизнь человека зависит от денег. Когда мы привезли их, родные парня не знали, куда нас посадить. Чаем напоили, брат подарил мне букет цветов. И потом еще конверт с помощью протянули. Представляете, мы им деньги, а они нам! Наотрез отказались брать назад. Сказали, это в помощь кому тоже трудно. Это проявление высшего в человеке. Это то, что обязательно спасет, когда совсем безнадежно…"


фото автора

Наверх