Top.Mail.Ru
  • font size Размер текста

Лента новостей



"Мы увидим совершенно другой, более жёсткий и конкурентный парламент" — эксперт о конституционной реформе | BaigeNews.kz 26 апреля, 20:50
1406
Фото: из личного архива Никиты Шаталова

"Мы увидим совершенно другой, более жёсткий и конкурентный парламент" — эксперт о конституционной реформе

У реформ много врагов, но у государства есть большой ресурс политической воли после январских событий, считает политический аналитик Никита Шаталов.

Изменение Конституции поменяет жизнь каждого казахстанца, но не сразу, утверждает политический аналитик Никита Шаталов. Мнение эксперта о конституционной реформе в материале BaigeNews.kz.

Реформа, по мнению Щаталова, работает в двух плоскостях. Первое и самое главное — это снижение концентрации власти, более продуманная система сдержек и противовесов.

"Президент намеренно усиливает парламент, и эта тенденция у нас с конституционной реформы 2017 года, чтобы представительная/законодательная власть имела больше властных ресурсов для влияния на принимаемые решения. После новых парламентских выборов мы увидим совершенно другой, более жёсткий и конкурентный парламент. Новый мажилис не просто с обновленными полномочиями, а еще и с новыми людьми будет со скрипом утверждать бюджет и согласовывать премьера или его министров. Это совершенно новое качество политсистемы. Ту же картину мы увидим на местном уровне: акимы будут лишены партийной поддержки, некоторые и вовсе будут избираться маслихатами. Теперь управлять территориями станет сложнее — чтобы решения принимались, нужно будет убеждать депутатов", — считает эксперт.

Более важным изменением он считает ещё большую либерализацию законодательства о партиях и возвращение мажоритарных округов.

"Расширение представительства разных групп граждан без этой реформы было бы невозможно, а сейчас всё идёт к тому, что в политику придёт много новых лиц. Причём я делаю ставку прежде всего на мажоритарщиков и на Amanat, которая без административного ресурса будет вынуждена быстро рекрутировать конкурентные кадры, менять программу, договариваться с другими игроками", — сказал Никита Шаталов.

Вторая плоскость, по его словам, символическая. Она нужна для удовлетворения запросов.

"Сюда я бы отнес запрет семье президента на занятие политически значимых должностей, пересмотр закона о первом президенте, поправку о том, что земля и недра принадлежат народу. Это своеобразные "ростки" Нового Казахстана, которые демонстрируют гражданам, что как раньше уже не будет", — сказал эксперт.

Он добавил, что Конституция прежде всего структурирует политическую систему и описывает базовые законы взаимоотношений в обществе. И что значит "народная конституция" в данном случае сказать сложно".

"Если говорить о том, что более чётко будет выстроена система репрезентации интересов граждан на местном и республиканском уровне, то, конечно, она более народная. Потому что бюрократия не будет узурпировать весь процесс принятия решений. Интересный момент, скажем, с тем, что недра и земля принадлежат народу. Я думаю, что здесь можно будет говорить о приоритете общественного интереса: если местные власти, например, будут принимать решение, что социально значимые участки в городах/сёлах нельзя отдавать предпринимателям, даже если они сулят большую прибыль. Это не самая понятная для меня поправка, но общее направление видится именно таким. Я думаю, с учётом появления Конституционного суда и последующими исками в него мы услышим более понятное толкование этой статьи — через непосредственные судебные решения. Изменение Конституции, безусловно, очень сильно меняет жизнь каждого отдельного гражданина. Но не сразу. Новый Казахстан, о котором говорит президент, это более отдаленная перспектива", — отметил Никита Шаталов.

Он считает, что и казахстанцы, в свою очередь, должны научиться пользоваться новыми политическими институтами, быть более активными с точки зрения гражданского участия, не только выбирать депутатов, но и быть с ними на постоянном контакте, чтобы, в свою очередь, контролировать их, а через них – исполнительную власть и пресекать чьи-либо коррупционные интересы.

"Я думаю, что нас ждут два-три увлекательных избирательных цикла, во время которых казахстанцы будут учиться жить в новой политической системе и обрастать новыми привычками. Я думаю, что главные агенты изменений — это новые лица в депутатском корпусе. Но главное, конечно, не быть слишком оптимистичным: сделать бойкие маслихаты на всех уровнях сейчас не получится. Для этого людей просто не хватит. Прогресс наступает неравномерно — безусловно, мы будем видеть, как права граждан более активно защищаются, независимо от региона проживания. Но тут важно отметить, что даже если местные власти не реагируют на несправедливость или являются ее бенефициарами, человек всегда сможет обратиться в более высокие инстанции", — сказал он.

Очень важная вещь, по мнению эксперта, в том, что Новый Казахстан — это "не какая-то чётко описанная страна будущего".

"Это, по большому счёту, платформа, где разные проекты будущего конкурируют друг с другом. Она очень плюралистическая, но у неё есть ограничения: тот, кто не признаёт существующее государство, не считает его легитимным, из этого дискурса будет исключён", — считает он.

Самыми сильными эксперт считает реформы, касающиеся парламента.

"У нашего общества есть потенциал собрать действительно сильный мажилис, который будет работать на улучшение регулирования, соблюдение прав граждан и ориентирован на людей. Но также мне кажется важным введение института выборов акимов. В областях и городах республиканского значения акимы будут назначаться президентом с согласия маслихатов. Он будет предоставлять не менее двух кандидатур для выбора, а, может быть, и больше. Не исключено, что эти должности будут предметом политического торга перед различными силами. До областного уровня все акимы должны избираться гражданами, проживающими в этом населённом пункте. Акимская власть отвечает за экономический рост на местах. Безусловно, центр создаёт для них условия — и регуляторные, и денежно-кредитной политикой, но именно внизу граждане больше всего взаимодействуют с властью. Я надеюсь, что мы увидим рост доверия к местной исполнительной власти", — считает Никита Шаталов.

Ключевыми для реализации реформ факторами он называет политическую волю и наличие людей, которым не всё равно.

"К сожалению, многие не видят за деревьями леса и не могут оценить масштаб происходящих перемен. Да, бюрократия будет по-прежнему пытаться всё контролировать. Но это происходит везде. Система будет постепенно обновляться, становиться более конкурентной и устойчивой. Я уже сейчас вижу, как много врагов у реформ, как их пытаются дискредитировать и свести на нет. Но у государства после января есть большой ресурс политической воли. В конечном счете никто не хочет, чтобы январские события повторились еще раз", — резюмировал Никита Шаталов.