Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, +9 ℃
  • Алматы, +13 ℃
  • Шымкент, +22 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

 
   < 2021
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс


Мир без пластика: астанчане могут сдать на переработку бутылки за вознаграждение | BaigeNews.kz 4 июня, 19:10
2654
Фото: Бауыржана Жуасбаева

Мир без пластика: астанчане могут сдать на переработку бутылки за вознаграждение

В Нур-Султане в одном из столичных торговых центров установили первые фандоматы ECOPLATFORM. Теперь астанчане смогут обменять использованные пластиковые бутылки и алюминиевые банки на экобонусы, а также получить скидки на определенные товары в супермаркетах. Подробнее - в фоторепортаже корреспондента BaigeNews.kz.

Что такое фандомат?

Фандомат – это автомат, выменивающий возвратную тару у населения в обмен на небольшое денежное вознаграждение, либо на баллы или чеки, которые можно использовать в магазинах или для проезда на транспорте. В Казахстане такие автоматы есть только в Нур-Султане и Алматы. В дальнейшем их планируют установить и в Шымкенте. После того, как систему автоматизируют, фандоматы планируют установить во всех городах Казахстана. По словам министра экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзума Мирзагалиева, общее количество таких автоматов к концу года 2021 будет составлять порядка 1 500 фандоматов.

"Первый фандомат был установлен в Алматы. Он принимает порядка 1000 пластиковых бутылок и алюминиевых банок в месяц. Там в качестве вознаграждения алматинцам дарят кепки, футболки и сумки с экоатрибутикой. До конца года планируется установить порядка 1500 фандоматов по Казахстану. Конечно же, все зависит и от второй стороны, которые хотят установить такие автоматы у себя в торговых центрах либо в бизнес-центрах. Со стороны нашего министерства на данный проект бюджет не был выделен. Фандоматы устанавливает компания Ecoplatform совместно с компанией-переработчиком GTI и заготовителем "Taza Qala", - поделился Мирзагалиев.



Как работает фандомат?

Для того, чтобы сдать использованные пластиковые бутылки и алюминиевые банки в фандомат нужно их поместить одна за другой в приемное окно. При этом сдаваемый материл должен быть от 0,3 до трех литров. Важно, чтобы они были без жидкости и имели этикетку, на которой изображен штрихкод. Это нужно для того, чтобы фандомат распознал тип материала и количество сданных емкостей. После распознания пользователь получает вознаграждение в виде скидки, бонусов на карту или подарка. Затем фандомат прессуют сданные тары и хранит до его заполнения. Затем собранный материал отправляют на завод GTI в Шымкент. Здесь их сортируют, очищают и перерабатывают для производства новых товаров: бутылок, одежды и обуви, мебели, запчастей и другое.


Какие подарки могут получить пользователи?

В целом фандомат вмещает в себя порядка 500 пластиковых бутылок и алюминиевых банок. Поэтому пользователь сможет получить вознаграждение за свою экоосознанность. Для этого необходимо скачать специальное мобильное приложение супермаркета либо торгового центра, где он установлен. В программе будет прописана карта лояльности для пользователей фандомата. Это скидочные купоны на определенные товары, экобонусы в виде кепок, футболок и сумок. При этом программу лояльности для астанчан все еще разрабатывают. Однако директор компании Ecoplatform Адилет Нурсерлинов рассказал, что сейчас компания ведет переговоры с Kaspi Bank. Поэтому лояльных предложений возможно для казахстанцев станет больше. Таким образом, люди будут мотивированы и помогут сохранить экологию.

"Экология - одна из важных составляющих здоровья планеты. В особенности переработка и утилизация является одной из важных планет нашей планеты. Поэтому мы решили установить такие фандоматы в нескольких торговых центрах. В Нур-Султане пока что есть только один фандомат в торговом центре "Керуен". Но в дальнейшем мы планируем их установить и в других ТРЦ. Везде будет рассмотрена карта лояльности для наших пользователей. Сейчас мы ведем переговоры с Kaspi банком. У них большая клиентура. Поэтому, если мы договоримся, то нам удастся приучить большое количество казахстанцев перерабатывать мусор, бутылки. Так как за это они будут получать поощрения", - пояснил Адилет Нурсерлинов.


Опыт зарубежных стран

В Европейском союзе система залоговой наценки в продаже напитков включена в программу комплексной политики по борьбе с загрязнением окружающей среды. При этом систему, предполагающую обязательную установку фандоматов в определенном количестве приняли на государственном уровне только несколько стран. Это Германия, Нидерланды, Дания, Швеция, Финляндия, Эстония, Литва и Хорватия, а также другие.

В других странах-членах ЕС фандоматы встречаются реже. В каждой стране размер депозита, возвращаемого фандоматом, устанавливается независимо. К примеру, в Германии за стеклянную бутылку объемом 0,33 литра он составляет восемь центов, а в Нидерландах - 10 центов. В Финляндии, в зависимости от объема, депозит за стеклянные бутылки составляет от восьми до 22 центов, за пластиковые бутылки — от 20 до 40 центов.

В Эстонии - 10 центов за пластиковую бутылку объемом 0,5 литра. Наибольшее распространение фандоматы получили в Норвегии, благодаря чему процент переработки пластиковой тары в стране достигает 98 процентов. В Италии вознаграждение за сдачу тары в фандоматы может выражаться в начислении на виртуальный кошелек баллов, используемых затем для проезда на общественном транспорте.

По словам директора компании Ecoplatform Адилета Нурсерлинова, они закупают фандоматы у российской компании. Таким образом, стоимость одного фандомата составляет от двух до 2,5 миллиона тенге.



При этом в Казахстане пока не предусмотрена система денежного вознаграждения. Нурсерлинов это объясняет тем, что в таком случае, необходимо будет увеличивать стоимость напитков.

"Мы пока не можем внедрять такие модели, как в Германии. Допустим, у них есть система залоговой наценки в продаже напитков включена в программу комплексной политики по борьбе с загрязнением окружающей среды. При этом систему, предполагающую обязательную установку фандоматов в определенном количестве приняли на государственном уровне только несколько стран. Поэтому если мы будем внедрять эту систему у нас, то цена 0,5 литра газированного напитка за 150 тенге может резко вырасти до 300 тенге", - пояснил спикер.


not findimage
Наверх