Миннацэкономики планирует привлечь общественность к контролю над ценами

12 Декабря 2016, 12:01
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
BNews.kz 12 Декабря 2016, 12:01
12 Декабря 2016, 12:01
4598
Фото: BNews.kz

Предлагается ежемесячно производить расчет «рекомендуемых цен» и  открыто публиковать данные  в СМИ и на интернет-ресурсах государственных органов, что  позволит вовлечь широкие слои населения к мониторингу и выявлению несоответствия фактических розничных цен,  тем самым кардинально повысит эффективность регулирования цен на СЗПТ (социально значимые продовольственные товары). Об этом сообщил министр национальной экономики РК Куандык Бишимбаев  в ходе заседания правительства, передает корреспондент BNews.kz.

По данным официальной статистики, в ноябре инфляция составила 7,5 % к началу года. Цены на продовольственные товары за ноябрь месяц 2016 года увеличились на 2 % (с начала года 7,8%), непродовольственные  - на 0,9% (с начала года 8,6%) и платные услуги - на 0,5% (с начала года 6,0%).
Цены на социально значимые продовольственные товары на ноябрь месяц к началу года увеличились на 11,2%.

Как заверил К.Бишимбаев, в целом к внутренним факторам влияющим на изменения цен в этом году  относятся: сезонность (овощи, яйца, молочная продукция), рост тарифов естественных монополий (январь-ноябрь: отопление - 8,4%, газоснабжение - 10,5%, электроэнергия - 6,1%), рост цен на ГСМ (январь – ноябрь: АИ-92  - 5,1%, ДТ - 39%).

К внешним - рост мировых биржевых цен на сырье, а также на не биржевые товары.

В этой связи для  исполнение  поручений Премьер-министра РК по недопущению необоснованного роста цен на СЗПТ  министерством национальной экономики и местными исполнительными органами за период сентябрь-ноябрь проводилась определенная работа.

«По данным акиматов областей, городов Алматы и Астана за период с 25 августа по 5 декабря 2016 года проведено 1493 ярмарки на сумму 9,1 млрд. тенге. Фактическое наличие запасов в Стабфондах по состоянию на 5 декабря 2016 года составляет 22,9 тыс тонн продовольственных товаров.

В общей структуре товарных запасов на картофель приходится 43,7% от общего объема запасов, на муку 1 сорта - 11,7%, сахар-песок - 11,4%, лук репчатый - 10,7%, морковь  - 4,9%, масло подсолнечное - 4,9%, рис - 4,5 %. На счетах СПК и депозитах банков второго уровня находятся 3,688 млрд тенге, предназначенные на формирование стабфондов», - пояснил министр.

Министерством национальной экономики предлагается ряд мер, направленных на совершенствование регулирования и недопущение необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары.

«Во-первых, предлагаем законодательно закрепить размеры предельных торговых наценок в розничной и оптовой торговле СЗПТ, дифференцированно в зависимости от категории торгового объекта.  

Во-вторых, на основе предельных торговых наценок ежемесячно производить расчет «рекомендуемых цен». Рассчитанные «рекомендуемые цены» открыто публиковать в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах государственных органов, а также обязать субъекты торговли размещать информационные стенды о текущих «рекомендуемых ценах» в торговых объектах.  Данные нововведения позволят обеспечить понятное ценообразование, как для продавцов, так и для потребителей», - заявил министр.

По его словам, доступность информации о «рекомендуемых ценах», позволит вовлечь широкие слои населения к мониторингу и выявлению несоответствия фактических розничных цен «рекомендуемым ценам», тем самым кардинально повысит эффективность регулирования цен на СЗПТ.

«Вовлечение населения в мониторинг ценообразования, обеспечит механизм общественного контроля, а также снижение уровня коррупциогенности в отрасли розничной торговли», - подчеркнул он.

В третьих,  для обеспечения актуальности и точности расчета «рекомендуемых цен» ведомством предлагается на базе статистики создать информационную систему, которая позволяла бы собирать информацию об отпускных ценах без дополнительных затрат для производителей.

В-четвертых, предлагается законодательно наделить местные исполнительные органы полномочиями по мониторингу «рекомендуемых цен» и в случае выявления превышения фактических цен над «рекомендуемыми ценами» или в случае поступления жалобы от населения проводить государственный контроль в виде проверки торговых субъектов на предмет соблюдения предельных торговых наценок.  

При этом в случае отсутствия нарушения со стороны субъекта розничной торговли местный исполнительный орган вправе передать материал в Антимонопольный орган для проведения расследования на предмет нарушения антимонопольного законодательства оптовым поставщиком либо производителем.

Кроме того, министерство полагает   необходимым законодательно исключить возможность взимания торговыми сетями вознаграждения, то есть  ретро бонусов, платы за маркетинговые услуги и др., за оказанные услуги с поставщиков и производителей по всем видам СЗПТ.

«При этом хотелось бы отметить, что внедрение вышеизложенного считаем необходимо осуществлять поэтапно, последовательно и взвешено  с учетом соблюдения баланса интересов субъектов предпринимательства (производителей, розничных и оптовых продавцов) и рядовых потребителей.

Данные изменения в законодательстве положительно отразятся как на социальном самочувствии населения, состоянии рынка продовольственных товаров, так и на достижения основных макроэкономических показателей.  «Рекомендуемые цены» и установление предельных торговых наценок на социально значимые продовольственные товары будут тем правовым механизмом и ориентиром, дающим право гражданам обращаться в уполномоченные органы, осуществляющим проверку по фактам необоснованного повышения цен», - резюмировал К. Бишимбаев.    

Наверх