Меньше двух процентов казахстанских детей ходят в музыкальные школы

15 Сентября 2021, 12:19
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
vyborok.com 15 Сентября 2021, 12:19
15 Сентября 2021, 12:19
4396
Фото: vyborok.com

Депутат Ерлан Смайлов возмутился нехваткой музыкальных и школ искусств в Казахстане.

В Казахстане катастрофически не хватает детских музыкальных и школ искусств, передает BaigeNews.kz. Об этом заявила депутат Мажилиса Ерлан Смайлов на пленераном заседании.

"Только лишь 1,3 процента из казахстанских детей школьного возраста охвачены детскими музыкальными школами и 1,9 процентов ходят в школы искусств! Ситуация такова, что вопросы развития дополнительного специального школьного образования оказались на периферии внимания как Министерства образования и науки, так и местных исполнительных органов. Существующие школы переполнены, расположены в устаревших и неприспособленных зданиях или не имеют таковых, нуждаются в современных инструментах и оборудовании", - сказал он.

По данным Бюро национальной статистики и МОН РК, на 6 295 590 казахстанских детей, из которых 3 909 000 школьного возраста, в стране функционирует всего 159 детских музыкальных школ (из них восемь частных) и 127 школ искусств (из них семь частных). В детских музыкальных школах сегодня занимаются 51 486 детей, в школах искусств 74 704 человек.

По информации управлений образования городов Нур-Султан и Алматы, существует большая потребность в музыкальных школах.

"В столице такие школы нужны на левом берегу, в Алматы есть такая потребность в Алатауском, Наурызбайском, Жетысуском районах, где музыкальных школ не просто не хватает, их вообще нет. Также нуждается в собственном здании детская музыкальная школа №3 им. Прокофьева, расположенная в густонаселенном Алмалинском районе Алматы. В целом, из восьми государственных детских музыкальных учреждений только три имеют собственные здания. Расположение на базе общеобразовательных школ на сегодня не отвечает интересам обучающихся детей, учителей и родителей. Школы переполнены, некоторые учатся в три смены. В период обучения в условиях карантинных ограничений, разделения классов на группы, из-за нехватки помещений музыкальные школы обеспечиваются ими по остаточному принципу", - добавил Ерлан Смайлов.

Всего же в Алматы на два миллиона официально зарегистрированных жителей функционирует 17 государственных организаций дополнительного образования, среди которых: один Дворец школьников, семь районных Домов школьников, одна Школа искусств, 12 музыкальных школ, из них четыре частные. Это на 287 385 детей школьного возраста.

В Нур-Султане на 1,2 миллиона официально зарегистрированных жителей количество учреждений дополнительного образования всего 11. Это два Дворца школьников, две школы искусств, три музыкальные школы, одна художественная школа, один центр технического творчества, один центр детского и юношеского туризма, один детско-юношеский центр "Шығыс". Детей школьного возраста в столице – 193 152 ребенка.

"Очевидно, что в этих городах действующих государственных учреждений дополнительного детского образования недостаточно. Аналогичная ситуация складывается в областях и районах страны. Так, по информации МОН РК, в густонаселенной Туркестанской области функционирует всего 21 государственная музыкальная школа и школа искусств (с охватом всего 6 000 детей). А в Восточно-Казахстанской действует 33 аналогичные школы с охватом в 17 500 детей. При этом детей школьного возраста в Туркестанской области – 562 000, а в ВКО – 239 000. Помимо явного дефицита мест, это свидетельствует о диспропорциях в доступности и развитии дополнительного образования", - сказал Ерлан Смайлов.

Частные кружки и секции полноценным решением - в них значительно выше стоимость обучения и, в отличие от специализированных школ, зачастую отсутствует необходимая методологическая, инструментальная база и квалифицированный преподавательский состав.

"В большинстве областей страны частных детских музыкальных и художественных школ просто нет. Для сравнения, по информации отечественных экспертов в образовании, в Российской Федерации, в Санкт-Петербурге на 5,3 миллиона жителей приходится 640 учреждений дополнительного образования, а именно: 452 – дворцы школьников и центры творческого развития, академии творчества, 45 – музыкальные школы, 113 – школы искусств, 30 – художественные школы! В Казани на 1,2 миллиона жителей действует 94 школы, из них 61 – музыкальные школы, 21 – школы искусств, 12 – художественные школы! Сложно переоценить роль музыки и изобразительного искусства для человеческой цивилизации, для полноценного развития культурной сферы и всей страны. Гордостью Казахстана стали свои сложившиеся музыкальные традиции, художественная школа, деятели культуры и искусства, творческие коллективы, а их основой являются детские музыкальные и художественные школы", - считает депутат.

Кроме того, детские музыкальные и художественные щколы, школы искусств, по словам Ерлана Смайлова, являются базисом и фундаментом построения креативной экономики.

"Сегодня Правительство и акиматы готовы тратить сотни миллионов и миллиарды тенге на развитие креативной экономики, пишутся концепции и красивые презентации, но без большого количества детей, которые сегодня обучаются музыке, рисованию, дизайну, развивают творческое и креативное мышление, завтра не получится достичь масштабного развития в этой сфере. Ситуация будет аналогичной сложившейся в отечественном спорте, где без массового детского спорта нет отечественных чемпионов, стабильно занимающих призовые места на международных соревнованиях и олимпиадах, а для быстрых результатов за большие деньги привлекаются легионеры-иностранцы. Где здесь национальные интересы?" - сказал он.

Депутат попросил вернуть утраченный детским и художественным школам статус. До 2015 года педагоги дополнительного образования получали заработную плату наравне с педагогами общеобразовательных школ. Но в 2016 году вышел приказ МОН, и всех педагогов дополнительного образования отделили от реестра общеобразовательных школ, которые относятся к категории В2, и понижены на категорию В3, в которую входят вожатые, воспитатели, инструкторы по плаванию и тд.

"Этот факт негативно отразился на заработных платах и моральном самочувствии педагогов преимущественно с консерваторским и художественным образованием, которое не уступало ни одному вузу и до последнего времени считалось престижным. Недопустимо регулярное изменение статуса вышеперечисленных организаций и приравнивание их к секциям и кружкам дворцов или частных студий, где нет комплексного, полноценного обучения. Актуальны также вопросы сохранения имеющихся базовых дисциплин, традиций, статус выдаваемых аттестационных документов и их признание образовательными учреждениями следующей ступени, в том числе и зарубежными", - сказал Ерлан Смайлов.

Государственная программа развития образования и науки РК на 2020-2025 годы и реализуемые в регионах Дорожные карты развития сети внешкольных организаций широкого профиля абсолютно не решают вышеуказанных проблем, отмечает депутат. МОН РК ситуацией в этой сфере "не владеет и не смогло предоставить информацию по объемам финансирования, дефициту мест и потребности по регионам и в целом, планы по развитию действующих и строительству новых детских музыкальных и художественных школ и школ искусств".

Наверх