"Каждый родитель должен быть достойным примером для своего ребёнка" — эксперт о профилактике суицидов

13 Мая 2022, 15:03
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Артём Чурсинов 13 Мая 2022, 15:03
13 Мая 2022, 15:03
4486
Фото: Артём Чурсинов

Крупнейшие мировые организации, начиная от ЮНИСЕФ, говорят о том, что суицид и кибербуллинг среди подростков — одни из важнейших проблем, требующих решения. Помня об этом, редакция BaigeNews.kz решила выяснить, как в столичных школах проводят профилактику суицида и кибербуллинга среди школьников и их родителей. Мы затронули и кибербуллинг, потому что он нередко становится причиной как конфликтов, так и суицидов. Нашей собеседницей стала руководитель отдела по защите прав несовершеннолетних Ляззат Орынбасарова.

— Оцените, как остро стоит в столичных школах проблема суицидов и кибербуллинга?

— Проблема суицидального поведения несовершеннолетних и буллинга — понятия далеко не новые для нашего общества и существуют достаточно давно. В основном несовершеннолетние совершают суицидальные действия по ряду причин:

  • барьеры в общении детей и родителей;

  • частые конфликты в семье;

  • эмоциональная ранимость и неустойчивость детской психики;

  • недостаток внимания со стороны родителей;

  • неразделенная любовь;

  • авторитарный стиль воспитания ребенка в семье.

Претерпевая притеснения и насилие вне дома, скрывая его от родителей, учителей, оставаясь наедине со своей проблемой, ребёнок переживает тяжёлый психологический кризис и стрессовую ситуацию.

Кроме того, сегодня большую актуальность стала набирать проблема кибербуллинга, которая куда менее контролируема, нежели классический буллинг. Например, если в школе преподаватель может воздействовать на этот процесс, увидеть на первоначальном этапе, провести профилактическую работу среди детей, то в интернете отследить это гораздо сложнее. К тому же, несмотря на существование множества вариантов защиты ребенка от ненужного контента в интернете, родители и учителя не всегда могут проконтролировать, с кем общается ребенок в социальных сетях и мессенджерах.

— Какой отдел занимается в управлении образования профилактикой суицида и кибербуллинга среди столичных школьников? Расскажите о нем подробнее.

— Профилактику суицида и кибербуллинга проводят в организациях образования Нур-Султана психологические службы. Они ведут психолого-педагогическое просвещение среди учащихся по вопросам повышения психологической осведомленности и профилактики кибербуллинга. Также ребятам рассказывают о возможности получения помощи в кризисных ситуациях. При Центре развития одаренности и психологического сопровождения "Астана дарыны" акимата Нур-Султана работает отдел психологического сопровождения, где трудятся методисты-психологи. Они курируют деятельность психологических служб организаций образования и оказывают методическую помощь педагогам-психологам.

— Каким формам профилактики отдается предпочтение — тренингам, лекциям, мастер-классам?

— При профилактике используются разные методы профилактической работы: просветительские лекции, семинары, вебинары, тренинги, диагностика, групповые консультации и так далее. Кроме того, в работе по профилактике аутодеструктивного поведения и других правонарушений среди несовершеннолетних мы используем все инструменты, которые эффективны в решении тех или иных ситуаций. Это тренинги, лекции, выезды, информационные кампании, размещение в социальных сетях и СМИ памяток по безопасности для детей и их родителей, конференции в онлайн- и офлайн режимах, рассмотрение проблемных вопросов в комиссии по защите прав несовершеннолетних, совете по профилактике правонарушений, родительских собраниях и прочих организациях.

— Каких специалистов предпочитаете привлекать к профилактике? Какой квалификацией должны обладать, например, психологи или социальные работники?

— В учреждениях образования профилактику проводят психологические службы, в состав которых входят руководитель организации образования, заместитель директора по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги, менеджеры по профилактике правонарушений. Также профилактическую просветительскую деятельность ведут специалисты методических отделов.

При решении каких-либо конфликтных ситуаций или обстоятельств в первую очередь привлекаем профессиональных специалистов, которые могут разрешить и повлиять на положительный исход той или иной ситуации. Это могут быть психологи, социальные педагоги, менеджеры по профилактике правонарушений, группы быстрого реагирования, специалисты Центра развития одаренности и психологического сопровождения, общественных фондов "Право" и Bilim Foundation, а также других заинтересованных структур.

— Меняется ли в положительную сторону статистика по суицидам и кибербуллингу в Нур-Султане, становится ли их меньше?

— Предупредить суицид и кибербуллинг очень сложно, так как на них влияют различные факторы — конфликты в семье, психологические особенности подросткового поведения, конфликты с иными лицами и другие.

Однако принятие всех превентивных мер по предотвращению суицидов и кибербуллинга, привлечение квалифицированных специалистов дают положительные результаты. Весь диагностический инструментарий и профилактические мероприятия, безусловно, влияют на снижение рисков суицидального поведения и кибербуллинга в подростковом возрасте.

— Кто находится в так называемой группе риска по суицидам и кибербуллингу?

— На формирование суицидального поведения у несовершеннолетних и издевательства подростков над сверстниками может влиять множество факторов. Назовём некоторые из них:

  • физическая и психологическая уязвимость некоторых подростков:

  • слабость и заниженная самооценка жертвы;

  • ребёнок не видит поддержки со стороны самых близких — своей семьи — и никогда не попросит помощи у них, не будет видеть в них опору и защиту;

  • чрезмерная эмоциональная ранимость и неуверенность в себе;

  • материальные трудности семьи, конфликты и раздоры в семье могут порождать у ребенка чувство вины, ощущение незащищенности, своей ненужности, дальше ребёнок уже принимает роль жертвы.

Одна из причин аутодеструктивного поведения несовершеннолетних — неумение преодолевать стрессовые ситуации, недостаточность психологических знаний и компетенций в преодолении трудных ситуаций.

— Проводится ли работа по профилактике суицида и кибербуллинга среди родителей школьников? Если да, то как она проходит?

— В годовом плане по работе с психологами сформированы основные задачи. Это:

  • обучение профессиональным навыкам по компетентному психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;

  • формирование профессиональных компетенций у психологов по оказанию психологической помощи родителям детям и педагогам;

  • освоение продуктивных методов работы по созданию благоприятного психологического климата в образовательной среде.

Работа с родителями осуществляется систематически и регулярно во всех организациях образования согласно утвержденным планам. Дети, совершающие деструктивные поступки, в основном пребывают в семьях с неблагоприятным психологическим климатом: недостаточное внимание к детям со стороны родителей; частые конфликты между родителями; барьеры в общении детей и родителей; завышенные требования к ребенку и так далее. Хочу отметить, что основная роль семьи в помощи ребенку — это понимание и поддержка, компромиссные, бесконфликтные формы общения взрослых с детьми.

— На какие признаки в поведении нужно обращать внимание учителям и родителям, чтобы предупредить трагедию?

— Родителям для повышения своей психологической грамотности необходимо посещать просветительские мероприятия, проводимые в школах психологами. Кроме того, есть определённые признаки в поведении подростков, на которые необходимо обратить внимание родителям: частая смена настроения, замкнутость, ранимость, раздражимость, проблемы со здоровьем, проблемы в общении со сверстниками, потеря аппетита, нарушение сна, плаксивость, эмоциональная нестабильность, вредные привычки, агрессия, барьеры в общении, снижение успеваемости, потеря интереса к любимым занятиям, неопрятность во внешнем виде, безразличие, подавленное настроение, апатия.

Родителям нужно стремиться чаще обращать внимание на эмоциональный фон ребенка, поддерживать доброжелательное, бесконфликтное общение с детьми. Важно разговаривать с ребенком о его интересах, слушать его мнение, прислушиваться к его суждениям об окружающих людях и сверстниках, вести беседы о безопасном поведении в интернете.

Правильная организация досуга ребенка во внеурочное время — это только один из способов оградить ребенка от неприятностей. Каждому родителю важно не просто находить время для достойного воспитания своего ребенка, но и быть ответственным за будущее растущей личности, быть самому положительным примером в поступках, разрешении различных ситуаций, демонстрировать самообладание в экстремальных обстоятельствах, суждениях, комментариях при примерах негативного поведения окружающих.

При исследовании причин суицидального поведения подростков мы провели анализ и выявили основные факторы:

  • нехватка внимания со стороны родителей;

  • отсутствие эмоциональных привязанностей в семье (поддержки и понимания);

  • эмоциональная неустойчивость и импульсивность психоэмоционального состояния подростков;

  • неумение преодолевать стрессовые ситуации;

  • нарушение психического здоровья подростков (тревожность, депрессивность);

  • возрастные особенности (пубертатный кризисный период жизни от 11 до 18 лет).

Анализ также показал, что доминирующим фактором, влияющим на поведение несовершеннолетних, является семья и ближайшее окружение. Учащиеся подросткового возраста напрямую зависят от родителей, их отношения к себе, а также от психологического климата в семье.

На втором плане оказались психологические факторы — то есть психоэмоциональное состояние подростка. Также на суицидальное поведение несовершеннолетних оказывают значимое воздействие социальное окружение и материальное положение.

Много причин и у буллинга и проявления детской агрессии:

  1. Выход агрессии у ребенка может быть способом самоутвердиться в кругу сверстников, проявить свои качества лидера.

  2. Через "недетские игры" и жестокость учащиеся могут преследовать цель показать другим свое физическое преимущество.

  3. Буллинг порой становится способом реабилитации, если учащийся в семье является жертвой родительской агрессии.

  4. Иногда буллинг и агрессия — инстинктивное поведение, самозащита при неумении справляться со своими негативными эмоциями, неудачами, сложностями и прочим.

Как видите, причин множество. Ребёнок не всегда не понимает последствия своего агрессивного поведения.

— Как вы работаете с педагогами по профилактике суицида и кибербуллинга?

— Механизм следующий: педагоги-психологи обучают учителей и персонал школы по распознаванию признаков аутодеструктивного поведения. Если классные руководители, предметники, персонал и вообще все сотрудники школы замечают на уроках, на переменах, в коридорах детей в подавленном настроении или резкие изменения в настроении и поведении учащихся, они должны в обязательном порядке конфиденциально информировать об этом школьного психолога. Далее по алгоритму с ребёнком работает психолог.

В экстренных случаях в школе работает "мобильная группа" — административный состав школы или колледжа, который оперативно реагирует при выявлении детей, склонных к высокому суицидальному риску или экстренно собирается при суицидальных фактах несовершеннолетних. Цель мобильной группы — совместно принять решение по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению суицидального подростка. После в школу или колледж при суицидальных происшествиях или предотвращении попытки суицида выезжает группа быстрого реагирования. Она изучает обстоятельства суицида, исследует причины, оказывает методическую помощь мобильной группе и отслеживает выполнение этих рекомендаций.

Кроме того, в школах работает совет профилактики, куда приглашаются родители или законные представители ребёнка. Там же освещаются проблемы, осуществляется поиск их решения, администрация и социальная служба изучают условия социализации ребенка в семье и его ближайшем окружении, дают рекомендации.

— Назовите самые успешные проекты по профилактике суицида и кибербуллинга, которые проходили в столичных школах.

— В профилактической работе по превенции суицида установлено межведомственное взаимодействие между учреждениями образования и здравоохранения. Для того, чтобы межведомственное взаимодействие было эффективным, разработан совместный поэтапный план-проект. Его учреждения образования и здравоохранения осуществляют совместно в рамках программы превенции.

В сентябре месяце с 2018 по 2021 годы во всех общеобразовательных школах для учащихся восьмых, девятых, 10-х классов и студентов первых курсов колледжей Нур-Султана внедрялась комплексная программа "Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних" фонда Bilim Foundation.

С сентября 2019 года 84 школы и три колледжа столицы оснастили оборудованием компьютерной диагностики НПФ "Амалтея". Это программный комплекс с автоматизированным инструментарием психодиагностики, позволяющий на ранних этапах выявить степень стрессоустойчивости детей, подростков, а также причины и условия взаимоотношений с родителями, сверстниками и педагогами.

В пилотном режиме в четырёх школах функционирует общественная диалоговая площадка "Родительский клуб". Его цель — психолого-педагогическое просвещение родителей в сфере воспитания и укрепления психологического здоровья детей и подростков.

— Какие проекты запланированы на этот год?

— На 2022 год мы запланировали много проектов, назову некоторые из них:

  • общественная диалоговая площадка "Родительский клуб";

  • программа развития школьной медиации "Школа примирения: равный — равному";

  • комплексная программа "Амалтея";

  • проект "Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних" от Bilim Foundation.

— Куда могут обратиться жертвы кибербуллинга и школьники, чувствующие в себе склонности к суициду, а также их родители?

— Во всех школах и колледжах Нур-Султана на информационных досках и официальных сайтах размещены телефоны доверия и экстренной помощи.

Телефоны доверия и психологической помощи: 111; 150; 8 800 2000 112; +7 (7172) 54-76-03 — они работают ежедневно, круглосуточно. Телефон доверия комитета по охране прав детей по Нур-Султану: +7 (717) 274-25-28.

Кроме того, в организациях образования города проводится разъяснительная работа среди педагогов, школьников и их родителей по размещенным информационным табличкам с QR-кодами по проекту веб-сайта BalaQorgau.

На сайт дети и их родители могут перейти, отсканировав QR-код с таблички, и сообщить о необходимой помощи, получить консультацию специалистов по вопросам обеспечения прав детей. В круглосуточном формате принимаются и рассматриваются обращения детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Каждый случай находится на контроле до выяснения всех обстоятельств и полного разрешения ситуации.

Вместе с тем в организациях образования установлены фильтры социальных сетей, такие как как URL, Firewall для блокировки запрещённых сайтов. В телекоммуникационно-информационных системах налажена работа эффективных социальных сетей, блокирующих и запрещающих работу сайтов и порталов, пропагандирующих суицид, побуждающих детей и подростков к суициду. Также проводится работа с родительской общественностью по установке фильтров в домашних условиях.

В режиме эксперимента на бесплатной основе в образовательных организациях города работает автоматизированная система психолого-педагогического мониторинга под названием HR+. Внедрение системы позволяет максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию учащихся. С помощью такого подхода учащиеся к моменту окончания школы/колледжа получают психологическую готовность к самоопределению и самостоятельной взрослой жизни, а также увидят прозрачность работы педагога-психолога и социального педагога.

Комитет по охране прав детей с апреля дал старт республиканской акции "#Балаға LIKE" для повышения комфортности в столовых и санитарных узлах организаций образования. Акция проводится через мессенджеры What’s App и Telegram, а её результаты размещаются на официальных страницах материалов по республиканской акции "#Балаға LIKE".

В рамках этой работы планируется передавать фотографии столовых и санитарных узлов с плохими условиями для исправления со стороны управления образования.

Наверх