Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -3 ℃
  • Алматы, +5 ℃
  • Шымкент, +4 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

 
   < 2021
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс


Каждое седьмое ДТП закончилось смертью. Почему в Казахстане небезопасно передвигаться | BaigeNews.kz 1 апреля, 19:23
2037
Фото: Яндекс.Новости

Каждое седьмое ДТП закончилось смертью. Почему в Казахстане небезопасно передвигаться

Ключевой причиной ДТП в Казахстане эксперты называют антигуманные стандарты проектирования улиц.

Ежегодно в Казахстане в ДТП погибает около двух тысяч человек. Показатель смертности в нашей стране опережает страны СНГ и уж тем более Европу. Почему так происходит, к чему приводит и можно ли это изменить, читайте в материале BaigeNews.kz.

Антигуманные стандарты проектирования улиц

Несмотря на "официальные" причины дорожно-транспортных происшествий, такие как плохие погодные условия, невнимательность водителя и вождение в нетрезвом виде, игнорирование ремней безопасности, плохое техническое состояние автомобилей или переход пешеходов в неположенном месте, специалисты по дорожной безопасности Vision Zero Sergek считают, что ключевая причина ДТП в Казахстане - "антигуманные стандарты проектирования городских улиц, которые требуют кардинального изменения".

В Telegram-канале Vision Zero Sergek специалисты утверждают, что сложно создать безопасную инфраструктуру с нуля. Поэтому сегодня происходит лишь точечное изменение отрезков улиц, когда на них происходит концентрация ДТП. Безусловно, это нельзя назвать эффективной работой против аварий. Они приводят пример - согласно одному из СНиПов, пешеходные переходы на магистральных улицах нужно размещать с интервалом не менее 300 метров, вне зависимости от центров притяжения. Это полностью перечеркивает возможность адекватного соединения разных центров притяжения: начиная от остановок до крупных коммерческих объектов. И абсолютно не даёт возможности создавать доступную городскую среду для маломобильных групп населения.

"Как вы поступите, если вам нужно по несколько раз в день делать крюки в сотни метров, чтобы просто перейти на другую сторону улицы? Терпеливо двинетесь к перекрёстку/переходу или перебежите в неположенном месте? По нашему анализу в Нур-Султане, расстояние от мест ДТП до ближайшего наземного пешеходного перехода в среднем составило 157 метров. Если добавить к ним путь до центра притяжения, то дополнительно нужно пройти более 300 метров. Именно отсутствие безопасных пешеходных переходов в нужных местах вынуждает пешеходов перебегать проезжую часть в неположенном месте, нарушая ПДД", - отмечают аналитики Vision Zero.

И проблему эту не решить только расстановкой дисциплинирующих камер на дорогах города.

"Необходимо перераспределение финансирования от развязок и расширения дорог в пользу создания адекватной системы субсидирования общественного транспорта. Кроме того, нужны новые гуманные стандарты проектирования городских улиц для самой многочисленной и уязвимой группы участников дорожного движения - пешеходов и маломобильных групп", - настаивают специалисты.

Казахстан - аутсайдер по безопасности на дорогах

Уровень смертности в дорожных авариях в Казахстане составляет 11 погибших на 100 тысяч населения. Тогда как у стран, достигших наилучших показателей безопасности в мире он составляет три человека на 100 тысяч населения (Швеция, Швейцария, Норвегия). Анализ показывает, что каждое седьмое ДТП в 2020 году было со смертельным исходом.

Улучшилась ситуация на дорогах в Нур-Султане, здесь сохраняется тенденция снижения уровня смертности. Власти города связывают это с установкой системы общественной и дорожной безопасности “Сергек”, запущенной в столице в 2017 году. Так, за полный год работы системы показатели смертности снизились здесь на 43 процента по сравнению с 2017 годом. По итогам 2020 года на столичных дорогах погиб 31 человек. Это позволяет Нур-Султану встать в один ряд с мировыми столицами с низким уровнем смертности в ДТП - три человека на 100 тысяч населения.

Но уменьшение числа ДТП в 2020 году специалисты не могут назвать показательным, ведь случилась пандемия и карантин. Это стало главной причиной улучшения статистики.

"В Алматы, который уверенно держал трагическое лидерство по смертности в ДТП, количество погибших в автоавариях снизилось на 48 процентов, а самих дорожно-транспортных происшествий стало меньше на 28 процентов. Всего число погибших в стране снизилось на 17 процентов", - отмечают специалисты Vision Zero.


Однако это тоже немало - почти две тысячи человек потеряли жизни в ДТП. К тому же ситуация улучшилась не во всех регионах. Число ДТП в Шымкенте осталось на уровне 2019 года, а погибло меньше всего на одного человека.

Согласно данным ВОЗ, смертность от ДТП в Казахстане выше, чем в странах СНГ и Европы.

C:\Users\z.zhadra\Desktop\статистика.jpg

Например, Румыния по численности населения почти схожа с Казахстаном - там проживает более 19 миллионов человек. Там в ДТП в 2019 году погибло 1864 человека. При этом в Европе она считается одной из самых неблагополучных стран по безопасности на дорогах. В 2019 году это был самый высокий уровень смертности в ДТП в ЕС.

В Германии число населения превышает Казахстан почти в пять раз. Но в дорожных авариях там в 2019 году погибло лишь на 654 человека больше чем у нас.

Туркестан - туристический центр с высокой смертностью в ДТП

В печальную тройку лидеров по числу погибших входит Туркестанская область. За 2020 год в ДТП здесь погибло 323 человека, в 2019 - 343, 27 из них в Туркестане. Девять человек из их числа погибли по причине превышения водителями скорости движения, двое - из-за нарушения правил проезда пешеходных переходов, трое - из-за неподчинения сигналам регулирования, несоблюдения требований дорожных знаков или разметки.

При этом 55 ДТП из 107 произошли с участием пешеходов. В них погибло 11 человек.

2019 год - 27 погибших в ДТП в Туркестане

За последние годы в Туркестане развернулись масштабные городское строительство. Однако его высокие темпы, к сожалению, не приводят к улучшению качества, безопасности и доступности улично-дорожной инфраструктуры, а также к существенному снижению смертности в ДТП.

При этом ситуация здесь только ухудшается, например, в 2018 году здесь погибло 20 человек, а в 2017 году - 14. Согласно данным ВОЗ, превышение скорости или неправильный выбор скорости являются ключевыми факторами, влияющими как на количество, так и на тяжесть последствий ДТП.

2018 год - 20 погибших в ДТП в Туркестане

2017 год - 14 погибших в ДТП в Туркестане

Несмотря на большую разницу в численности населения, Туркестан по числу погибших в 2019 году был не так далек от столицы, где в том же году погибло 36 человек. В Туркестане тогда насчитывалось всего 165 тысяч горожан, в то время как столица давно превысила миллион.

В 2020 году в Туркестане в ДТП погибло 11 человек. Но опять же - трудно назвать это показателем из-за пандемии.

Также в тройке лидеров по смертности в дорожно-транспортных происшествиях стабильно держатся Алматинская и Жамбылская области.

От ДТП страдают не только конкретные люди, но и экономики стран

Каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий обрывается жизнь примерно 1,35 миллиона человек. Но помимо погибших есть еще и те, кто остаются инвалидами после аварий. По данным ВОЗ, в мире на каждую смерть от ДТП приходятся десятки выживших, которые остаются с кратковременной или постоянной инвалидностью, что "может привести к продолжающимся ограничениям их физического функционирования, психосоциальным последствиям или снижению качества жизни".

"Медицинские и реабилитационные расходы могут быть непомерно дорогими и часто продолжаться в течение неопределенного времени, особенно в случае серьезных нарушений дорожного движения. Хотя основное внимание обычно уделяется смертельным случаям, случаи с инвалидностью могут неожиданно дорого обходиться", - пишут в ВОЗ.

ДТП обходятся большинству стран в три процента их валового внутреннего продукта. По данным ВОЗ, самые уязвимые группы в ДТП - это пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты. Мужчины попадают в аварии чаще чем женщины. Большинство смертей приходится на мужчин до 25 лет.

"Дорожно-транспортный травматизм наносит значительный экономический ущерб отдельным лицам, их семьям и странам в целом. Эти потери возникают из-за затрат на лечение, а также потери производительности труда для тех, кто погиб или стал инвалидом из-за своих травм, и для членов семьи, которым необходимо взять отпуск на работе или в школе, чтобы ухаживать за ранеными. ДТП обходятся большинству стран в три процента их валового внутреннего продукта", - говорится в исследовании ВОЗ.

Причинами ДТП ВОЗ также называет превышение скорости, вождение авто под воздействием алкоголя или наркотиков, несоблюдение техники безопасности (ремни, шлемы, детские кресла), использование мобильных телефонов. Среди причин также есть и небезопасная дорожная инфраструктура.

"Проектирование дорог может оказать значительное влияние на их безопасность. В идеале дороги должны проектироваться с учетом безопасности всех участников дорожного движения. Это означало бы обеспечить достаточные условия для пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Такие меры, как пешеходные дорожки, велосипедные дорожки, безопасные переходы и другие меры по успокоению дорожного движения, могут иметь решающее значение для снижения риска травматизма среди этих участников дорожного движения", - считают в ВОЗ.

Еще одним важным фактором является оказание медицинской помощи во время и после ДТП. Любая задержка может стать роковой.

"Улучшение послеаварийной помощи требует обеспечения доступа к своевременной догоспитальной помощи и повышения качества как догоспитальной, так и госпитальной помощи, например, с помощью программ профессиональной подготовки специалистов", - считают в ВОЗ.

Есть еще одна любопытная причина, которую также обозначили специалисты ВОЗ. Сводится она к культуре соблюдения законов, которая у нас, к примеру, хромает. Нужно не только сочинять самые прогрессивные законы, создавать лучшую инфраструктуру, но и повышать личную ответственность каждому гражданину.

"Если правила дорожного движения не соблюдаются или воспринимаются как не соблюдаемые, то, скорее всего, они не будут соблюдаться и, следовательно, будут иметь очень мало шансов повлиять на поведение", - пишут в ВОЗ.

Как изменить ситуацию

Менять ситуацию можно и нужно. Специалисты Vision Zero считают, что для кардинального улучшения ситуации в Казахстане нужно действовать в двух направлениях: инфраструктура и цифровизация. Это значит, что необходимо улучшать:

  • уличное освещение (не только для проезжей части, но и для тротуаров и велодорожек);

  • систематически анализировать ДТП и выявлять их очаги;

  • разрабатывать комплексы мер по успокоению трафика на очагах ДТП - оснащать тротуарные мысы, островки безопасности, приводить в порядок парковки;

  • улучшать работу общественного транспорта - субсидировать, вводить оплату за пройденные километры, электронное билетирование, выделенные полосы, коридоры БРТ и ЛРТ, а также ликвидировать предпосылки нарушений ПДД, которые приводят к тяжелым дорожно-транспортным происшествиям.

Последний пункт можно осуществить с помощью контроля скоростного режима, соблюдения разметки и сигналов светофора. А за счет тех же штрафов финансировать из бюджета создание мер по физическому успокоению трафика.

not findimage
Наверх