Top.Mail.Ru
  • font size Размер текста

Лента новостей

 
   < 2021
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
27
28
29
30


Казахстанских детей хотят оградить от кибербуллинга блокировкой соцсетей. Почему это не выход | BaigeNews.kz 15 сентября, 2021, 18:16
2286
Фото: detitambov.ru

Казахстанских детей хотят оградить от кибербуллинга блокировкой соцсетей. Почему это не выход

Владельцев иностранных соцсетей и мессенджеров хотят обязать открывать в Казахстане свои представительства. В противном случае их работу в нашей стране ограничат.

В стенах Мажилиса Парламента представили законопроект по вопросам защиты прав ребенка. Документ инициирован депутатами. Какие поправки могут вызвать несогласие общества, читайте в материале BaigeNews.kz.

Социальные сети и мессенджеры могут заблокировать в Казахстане

Один из инициаторов законопроекта - депутат Динара Закиева - в прошлом возглавляла столичный детский дом. Она предлагает бороться с травлей и буллингом в школах.

"Нередко бывает, когда дети в школе подвергаются риску или травле. Это не только вредит здоровью ребенка, но и негативно сказывается на школьном климате. Поэтому законопроектом предусматривается регулирование механизмов предупреждения травли в образовательном процессе. Законопроект предлагает такую форму предупреждения травли, чтобы педсостав и работники образовательных учреждений были обеспечены методологией по своевременному оказанию помощи нуждающемуся ребенку. А также программами, разъясняющими детям признаки травли и способствующими уважительному отношению друг к другу. Эта поправка направлена на улучшение состояния жизни более трех миллионов школьников", - сказала Динара Закиева.


Но в тексте законопроекта присутствует еще один пункт - борьба с буллингом и кибербуллингом. Одним из способов борьбы с ним депутаты почему-то считают ограничение работы в Казахстане иностранных мессенджеров и онлайн-платформ, коими являются, к примеру, WhatsApp, Messenger Facebook, Instagram. В тексте законопроекта, который есть на сайте Мажилиса, говорится, что владельцы этих платформ должны открыть свои представительства в Казахстане, чтобы иметь право работать у нас.

"Для осуществления деятельности на территории Казахстана собственники и (или) иные законные представители иностранной онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями проводят обязательную государственную регистрацию юридического лица или учетную регистрацию филиала (представительства) иностранных юридических лиц в порядке, установленном законодательством РК о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств. Руководителями филиалов (представительств) иностранной онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями на территории РК не могут быть иностранцы либо лица без гражданства", - говорится в тексте законопроекта.

И если после шести месяцев действия новой поправки иностранная онлайн-платформа или сервис обмена мгновенными сообщениями не зарегистрируются в Казахстане или не откроют свой филиал, то государство вправе ограничить их работу в нашей стране.

Журналисты, которые наблюдали за пленарным заседанием онлайн, ожидали, что депутаты обсудят эту поправку. Однако прямым текстом никто об этом так и не высказался. Лишь вице-министр информации и общественного развития Кемельбек Ойшыбаев обтекаемо выразил мнение о законопроекте.

"Касательно кибербуллинга - в этом законопроекте имеются изменения, мы поддерживаем со стороны министерства. В законопроекте предложены нормы по социальных сетям и мессенджерам, мы поддерживаем. Анализ мониторинга информационного поля показывает, что идет большое количество кибербуллинга, и в министерство поступает очень большое количество обращений. Если говорить конкретно о фактах, в 2020 году в общей сложности во время мониторинга мы выявили около 70 тысяч фактов кибербуллинга в интернет-среде и в администрацию соцсетей и мессенджеров нами направлено около 1800 обращений с просьбой удалить материалы. И в 2021 году эти цифры уже увеличились - около 140 тысяч фактов нарушений мы выявили и соответственно около 1700 мы в администрации соцсетей и мессенджеров направили", - сказал вице-министр.

Но, по его словам, какую-то реакцию они получают лишь на 20-30 процентов.

"Поэтому в этом направлении мы предлагаем ввести нормы и понятия для социальных сетей и мессенджеров", - сказал Кемельбек Ойшыбаев.

Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин поинтересовался, как до этого уполномоченный орган пытался защитить казахстанцев от кибербуллинга. Вице-министр ответил, что уже создан единый реестр учета интернет-ресурсов, размещающих информацию, ограниченную законами. И в этот реестр уже включили более 45 тысяч ссылок, которые размещают противоправную информацию в интернет-ресурсах и в социальных сетях. И по каждой из ссылок проводится работа – уведомления, предписания и обращения. Министерство, как оказалось, даже создает документальные фильмы и ролики для "профилактики данного вида буллинга".

"Вы еще мультфильмы создайте. Конкретно, что сделано? Вы сейчас оптимистичную цифру еще дали – 20-30 процентов. У вас и 10 процентов возврата нет от социальных сетей, кто реагирует на ваши уведомления. Вам же ставилась задача не увеличить объем уведомлений. Вам конкретно ставилась задача дословно: принять меры, если необходимо и на законодательном уровне, по защите граждан он кибербуллинга. Что есть в мировом опыте, что вы можете сегодня предпринять? Попрошу профильный комитет - поработайте с министром, министерством. Нам нужно, чтобы до второго чтения министерство сделало конкретные предложения в рамках этого законопроекта. То, что сейчас говорит вице-министр об аналитике, – правильно, онлайн-платформу формируете – тоже правильно", - сказал Нурлан Нигматулин.


По его мнению, буллинг и кибербуллинг уже стали общественной опасностью и даже становятся причиной суицида.

"Только в нынешнем году уже 105 суицидов и 193 попытки. Понятно, что, наверное, есть случаи, как мы называем, из-за семейно-бытовых причин, но немалая доля здесь связана и с буллингом. И все это говорит о том, что нужны действенные меры ответственности за совершение противоправного деяния, коим является буллинг. (...) По данным Комитета правовой статистики Генеральной прокуратуры, за последние два года ни одного дела по статьям "Оскорбление" и "Клевета" относительно несовершеннолетних, связанных с буллингом и кибербуллингом, не возбуждено. Не говоря уже о том, что нет судебных решений. Не работают эти нормы, статьи", - считает спикер Мажилиса.

Он подчеркнул, что необязательно сегодня говорить о полной уголовной ответственности, никто не ставит цель криминализировать детское население.

"Речь сегодня можно вести и об административной ответственности. Но, уважаемые коллеги, какие-то шаги в этом вопросе уже делать пора. Поэтому до второго чтения и рабочей группе, и профильному комитету вместе с соответствующими государственными органами нужно отработать эти вопросы и внести конкретные предложения по конкретному механизму ответственности за травлю детей. При этом не забудьте посоветоваться с гражданским обществом. Настало это время", - добавил он, поинтересовавшись мнением заместителя Генпрокуратуры Асета Чиндалиева.

"Конечно, тоже разделяю озабоченность этой проблемой буллинга. У нас самих у всех дети есть. Это не чуждо, поэтому поддерживаем. В рамках рабочей группы отработаем все вопросы по усилению ответственности за буллинг и кибербуллинг. Буллинг – это фактически унижение ребенка, у нас есть (ответственность - прим.авт.) и за оскорбление, и клевету, но мы посмотрим, как можем усилить ответственность в рамках этих статей за буллинг в отношении несовершеннолетних. Также и ответственность родителей и других (лиц)", - ответил он.

В итоге законопроект одобрили в первом чтении. В том числе и поправку по блокировкам соцсетей и мессенджеров. Впереди еще второе чтение и неясно, будет ли обсуждение этой нормы по-настоящему предметным.

"Мы будем выглядеть нелепо"

За комментарием об этой поправке BaigeNews.kz обратился к соучредителю и юристу ОФ "Правовой медиа-центр" Гульмире Биржановой. По ее мнению, поправка эта стране не нужна хотя бы потому, что вряд ли Казахстан представляет такой интерес для крупных компаний, чтобы открывать здесь представительства и содержать их.

"Рынок Казахстана не представляет такого интереса, чтобы Facebook и другие крупные компании здесь регистрировались, тем более представительства содержали. Представительства Facebook даже нет в Центральной Азии, оно находится в Индии. Именно в форме юридического лица. И я думаю, что они еще могут отказаться по причине того, что когда зарегистрируют здесь свои представительства, они попадут под юрисдисдикцию Казахстана. Они должны будут соблюдать законы Казахстана, которые не совсем демократичны", - сказала Гульмира Биржанова.


Более того, по ее словам, эта норма не способна выполнить свою функцию - защитить детей от кибербуллинга.

"Эта норма не защитит права детей. Никоим образом не повлияет. Заблокировали, и что? Прекратится кибербуллинг? Его можно совершать множеством других способов. Нужно думать немного на другом уровне, чтобы защищать права детей. И польза от соцсетей есть, ведь именно благодаря им можно узнавать о случаях нарушения прав детей, благодаря мессенджерам они доходят до нас. Да, есть проблема, что иногда распространяется информация, которая не должна распространяться, ложная и фейки. Но в каждой соцсети есть кнопка "пожаловаться". В Facebook эта опция замечательно работает. Если поступает какое-то количество жалоб, контент можно заблокировать. И наше государство использует этот рычаг. Также есть нормы в Уголовном кодексе, хорошо прописанные и работающие", - сказала эксперт.

Если поправки все же узаконят, то казахстанцы лишатся доступа к источникам информации, возможности выражать свое мнение.

"Эта норма не решит проблему кибербуллинга среди детей. Более того, в глазах международного сообщества мы будем выглядеть нелепо. Поправка неуместна. И очень жаль, что сегодня депутаты проголосовали "за". Надеюсь, что здравый смысл все-таки восторжествует. Зачем сейчас выбирать худший путь, который нигде не работает", - сказал Гульмира Биржанова.

Бороться с кибербуллингом нужно, но для этого необязательно менять законодательство, считает эксперт.

"Здесь нужно подходить с позиции профилактики. У нас очень много денег выделяется на госинформзаказ. Выделяйте их тогда на ролики, разъяснения, профилактику в школах. И, наверное, нужно как-то работать с родителями. Очень многое идет из семьи. В этой части нужно очень много работать", - подытожила Гульмира Биржанова.

Депутаты хотят продлить пребывание сирот в домах малютки

Также депутаты обсудили другие поправки, например, увеличение возраста пребывания детей-сирот в домах малютки с трех до шести лет. Сейчас при достижении трех лет таких детей переводят в детские дома. Депутаты поддерживают эту норму, однако члены Правительства, наоборот, против. Причину объяснила вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова.

"МОН поддерживает только в части тех детей, которые имеют проблемы со здоровьем. Как правило, здоровые дети должны быть переданы в семьи. За последние три года у нас количество таких учреждений сократилось до 29 и за последние три года переданы на усыновление порядка семи тысяч детей. В ходе обсуждения данных норм были разные мнения и от НПО, и общественных организаций. Для глубокого и детального изучения влияния именно в части продление сроков пребывания детей в домах малютки принято решение провести пилотный проект на базе четырех регионов: Нур-Султан, ВКО, Кызылординская область и Актюбинская область. Уже утвержден совместный приказ МОН с Минздравом и акиматами. С сентября он стартует до августа 2026 года", - сказала Бибигуль Асылова

Параллельно предложение о продлении пребывания детей в домах малютки будут анализировать ученые. Нурлан Нигматулин на это ответил, что еще два года назад Правительству давали поручение изучить эту возможность.

"Премьер-министр Мамин, отвечая на соответствующий запрос депутата шестого созыва в декабре 2020 года, поддержал эту инициативу. Более того, по заключению Правительства на предложение депутатов уже седьмого созыва, который рассматривает этот вопрос по продлению возраста нахождения детей-сирот в домах ребенка опять-таки за подписью премьер-министра одобрение, где приводится аргумент: что это благоприятно отразится на их эмоциональном и психологическом состоянии. Вот это главное, уважаемая госпожа вице-министр. Вы в каком Правительстве работаете? Мне непонятно", - сказал Нурлан Нигматулин.

Поправку поддерживает и Минздрав, и Минтруда.

"А МОН не согласно. И что теперь оно делает. Эквилибристический, по другому не назовешь, вице-министр тут преподносит нам отсрочить на пять лет принятие соответствующий законодательной нормы и объясняет это пилотным проектом. Это ваш бюрократический прием - до 26 года отфутболить. Каждый день судьба ребенка решается, три года исполнилось, и переводят его. Взрослому человеку перейти от одного коллектива в другой - стресс, а тут ребенок маленький, без родителей. Почему вы не думаете о них?" - спросил спикер Мажилиса.

Но вице-министр настаивала, что пилотный проект нужен.

"Опыт постсоветских стран показывает, что дети до трех лет находятся в домах ребенка. Это Россия, Беларусь, Узбекистан. Во-вторых, в детских домах, находятся, как правило, дети их многодетных семьей, у них есть братья сестры, им надо воссоединиться в детских домах", - сказала Бибигуль Асылова.

Но этот ответ не удовлетворил Нурлана Нигматулина.

"Вам нужно вернуться к книге Назарбаева "Казахстанский путь", где четко сказано, что зарубежный опыт нам нужен и полезен, но надо не забывать специфику, ментальность. Вы не совсем компетентно сегодня выглядите. Тогда надо приглашать сюда других вице-министров, которые курируют этот вопрос. В 2019 году поручение дал Елбасы, два года протоптались на месте, а теперь еще предлагают отнести на пять лет до 2026 года. Ваш бюрократизм, в конечном счете, отразится на судьбах ни в чем неповинных детей, которые уже остались без родителей. Сегодня содержание и домов ребенка, и детских домов уже финансируется за счет местных бюджетов, поэтому фактически речь идет только о перераспределении финансовых потоков и все. Какие пилотные проекты? Норму принимать нужно. Проблема есть в стране, ее надо решать. Поэтому договоримся так: рабочей группе до второго чтения доработать эту норму, с учетом мнений и позиции в том числе Минздрава, Минтруда и Правительства. Всего Правительства, которое донес нам премьер-министр", - отрезал спикер Мажилиса.

Жилищные права сирот и реабилитационные центры

Для борьбы с детскими суицидами депутаты предлагают урегулировать механизмы координации работы психологических служб в организациях среднего образования.

"В ряде регионов наблюдается рост показателей суицида. Туркестанская, Алматинская, ВКО. Это ужасающие показатели", - сказала Динара Закиева.

Также депутаты предлагают защитить жилищные права детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

"В целях своевременного обеспечения учета детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилище, предлагается сократить срок постановки таких детей на учет с шести до трех месяцев", - сказала Динара Закиева.

Для решения дефицита инфраструктуры для реабилитации детей с особыми потребностями депутаты предлагают расширить компетенцию акиматов. То есть разрешить создание реабилитационных центров на базе действующих объектов здравоохранения.

not findimage