Казахстан должен отказаться от угля, чтобы войти в 30 передовых стран – немецкие эксперты

5 Марта 2020, 13:14
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Казахстан должен отказаться от угля, чтобы войти в 30 передовых стран – немецкие эксперты 5 Марта 2020, 13:14
5 Марта 2020, 13:14
5697

Казахстан уже сейчас сейчас должен вести планомерный отказ от угля в производстве электроэнергии, чтобы как можно раньше войти в тридцатку самых развитых стран мира - во всяком случае, так считают эксперты немецкой компании, которая помогает Казахстану разработать долгосрочную стратегию низкоуглеродного развития до 2050 года, передает корреспондент BaigeNews.kz.

"Чтобы войти в эту тридцатку, а Казахстан пока очень далек от этого, нужны инвестиции. У вас слишком низкие инвестиции, то есть здесь нет ни одной электростанции, которая была построена за последние 20 лет. Многие из них уже давно вышли из эксплуатации, это старая "грязная" технология, советская, и ее надо менять. И отказ от угля – это отдельный шаг на пути к вхождению в тридцатку развитых стран мира", - считает директор компании DIW ECON Ларс Хандрих.

Разработка стратегии низкоуглеродного развития с участием международных экспертов началась в Казахстане в сентябре 2019 года и должна завершиться в ноябре 2020 года. Сегодня концепцию стратегии обсудили в стенах Международного центра зеленых технологий и инвестиционных проектов в Нур-Султане представители профильного министерства и казахстанские экологи.

В течение нескольких месяцев иностранные эксперты исследовали текущую модель экономики Казахстана.

"Страна имеет самую большую экономику в Центральной Азии, генерируя 60 процентов ВВП региона. Экономическое развитие преимущественно основывается на двух двигателях: огромных запасах углеводородов и минералов и активной позиции страны в международной торговле", - говорит Ларс Хендрих.

Он также отметил, что менее чем за два десятилетия Казахстан перешел из категории стран с доходом ниже среднего - в категорию стран с доходом выше среднего, тогда как ВВП на душу населения утроился за последние 20 лет.

При этом у страны очень низкая доля малого и среднего бизнеса. Это менее 30 процентов в 2019 году (для сравнения: в среднем по Евросоюзу этот показатель превышает 56 процентов).

В 2018 году 38 процентов от общего объема продукции, произведенной в Казахстане, было экспортировано. 82 процента экспорта составляет продукция нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности - топливо и минералы.

"Евросоюз является крупнейшим торговым партнером Казахстана. На долю ЕС приходится более 50 процентов всего казахстанского экспорта и почти 70 процентов экспорта топлива. Экспорт в ЕС составил 18 процентов от ВВП Казахстана в 2018 году. Китай является вторым по значимости экспортным торговым партнером Казахстана, на его долю приходится около 10 процентов всего казахстанского экспорта", - рассказал Ларс Хендрих.

Однако казахстанская экономическая модель, которая опирается на спрос на топливо со стороны Евросоюз и Китая, не будет устойчивой, так как партнеры ведут декарбонизацию своей экономики.

Отдельно немецкие эксперты остановились на прямых иностранных инвестициях (ПИИ). Недавние экономические реформы приблизили инвестиционный климат Казахстана к международным стандартам. Страна стала основным получателем прямых иностранных инвестиций в Центральной Азии (71 процент от общего объема ПИИ).

Главными иностранными инвесторами оказались Евросоюз и США, а основным получателем инвестиций является добывающая промышленность.

В 2019 году уровень общих инвестиции в основной капитал – из внутренних ресурсов и ПИИ - составил 18,2 процента от ВВП. Однако это ниже среднего показателя в мире (23 процента), что значительно удаляет Казахстан от 30 самых богатых стран мира (где инвестиции в среднем составляют 28 процентов от ВВП).

Тем временем Казахстан оказался на 22 месте в мире по интенсивности выбросов парниковых газов по данным "Глобального углеродного атласа". Страна входит в число 20 крупнейших эмитентов по количеству выбросов на душу населения. Поэтому ответственность Казахстана по снижению выбросов достаточно велика и его вклад может существенно повлиять на успешность борьбы мирового сообщества с последствиями изменения климата.

"Связь между объемами производства и выбросами парниковых газов наблюдается во всех секторах экономики. Это подтверждает необходимость реформирования экономики Казахстана. Чрезвычайно важно, чтобы Правительство страны предвидело, как последние изменения в международной климатической политике влияют на экономическую модель Казахстана с тем, чтобы активно управлять как связанными с этим возможностями, так и рисками", - отметил Ларс Хендрих.

Казахстанские же экологи, в свою очередь, намерены исследовать экономический анализ зарубежных коллег, а также посчитать косвенные затраты на угольную промышленность и сравнить ее с предполагаемыми потерями в процессе отказа от угля как источника электроэнергии.

"В Казахстане отрасль ЖКХ потребляет 40 процентов тепловой энергии и более 30 процентов - электрической энергии. Говорят, угольная промышленность дешевая, но она условно дешевая. Во-первых, это выбросы. Необходимо посчитать затраты на борьбу с последствиями от повышения углеродного следа. Во-вторых, вред от выбросов для здоровья населения. К тому же, правительство выделяет немалые субсидии для поддержки "грязной" промышленности. Это дотации. Поэтому необходимо учитывать и эти косвенные расходы", - считает мажилисмен, председатель правления ОЮЛ "Ассоциация экологических организации Казахстана" Айгуль Соловьева.

Промышленный сектор Казахстана сконцентрирован на черной металлургии и на нефтеперерабатывающей промышленности. 75 процентов энергии, потребляемой в черной металлургии, поставляется за счет угля.

Одно из возможных решений для сокращения выбросов парниковых газов данном секторе - это использования водорода - H2. Новая перспективная технология может способствовать декарбонизации всей перерабатывающей промышленности страны.

Напомним, что в 2013 году в Казахстане одобрили Концепцию по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике". Она служит дополнением к "Стратегии 2050". Концепция предусматривает снижение энергоемкости ВВП на 30 процентов до 2030 года и на 50 процентов до 2050 года.

Доля альтернативных источников в производстве электроэнергии до 2025 года должна составить 50 процентов. А выбросы парниковых газов в производстве электроэнергии за десять лет должны сократиться на 15 процентов. К 2030 году будет модернизировано до 40 процентов инфраструктуры электростанций и обновлено до 80 процентов автопарка.

Наверх