Как живут самые малочисленные народы Казахстана

17 Декабря 2019, 12:00
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Как живут самые малочисленные народы Казахстана 17 Декабря 2019, 12:00
17 Декабря 2019, 12:00
20083

Историей своей семьи поделились представители балкарского, чувашского и румынского народов.

От Каспийского моря до Алтайских гор живут вместе в мире и согласии 130 народов. Страна, вобравшая в себя различные культуры, языки и традиции, отмечает свой 28-й год независимости и остается домом для тех, кто-то когда-то покинул свою историческую родину. BaigeNews.kz расскажет о трех разных судьбах представителей самых малочисленных народностей, проживающих в Казахстане.

Стефан Череску: "Остаться в Казахстане попросили дети"

Стефан Череску приехал из Молдавии в Казахстан 17-летним юношей с комсомольской путевкой на руках по призыву правительства Советского Союза.

"Мы ехали в Казахстан не вагонами, а эшелонами. В 1961 году в один день из Молдавии прибыл целый эшелон. Половина остановилась в Осакаровском районе Карагандинской области, половина уехала дальше, в Жанаарку. Приехали, чтобы получить сельскохозяйственное образование, а потом три года отработать, отдать долг государству за наше обучение", – вспоминает Стефан Череску.


Студентом, Стефан трудился на целинных землях, и очень скучал по дому. Благодаря упорной работе, ему позволили повидаться с родителями. Эта поездка стала судьбоносной в жизни юноши.

"Я хорошо отработал на практике, а деньги нам не давали, деньги шли в училище. Меня хотели чем-то наградить, но я сказал: "Не надо мне награды, дайте мне возможность съездить на родину". Полгода не виделся с родителями, и я так соскучился по ним. И мне дали на две недели такую возможность. Съездил, а когда ехал назад, познакомился с девушкой из Челябинска. Я русского языка почти не знал. Пять месяцев всего здесь жил. Но кое-как с ней объяснился, потом она меня пять лет ждала с Целины и из армии. И мы поженились", – рассказал он.

Три года он отслужил в Казахстане, но ехать домой в солдатской одежде не хотелось. Тогда Стефан решил устроиться на шахту и немного подзаработать.

"Поработал год-второй. "На одном месте и камешек обрастает", говорят, и я оброс. Женитьба, дети. Я был твердо убежден, что вернусь на родину – работая в шахте, я строил дом в Молдавии, и построил. Но когда собрался назад, дети попросили остаться: "Папа, мы же здесь выросли, наши друзья здесь, мы языка не знаем. Куда мы поедем? Зачем? И как мы будем там жить? Кто знает. А здесь мы определены". Ну я и согласился с их доводами", – говорит он.


На фото Стефан Череску справа

Сейчас дедушке Стефану 76 лет. У детей и внуков по два высших образования и хорошая работа. О чем он с гордостью рассказывает.

"Я до сих пор езжу на родину, все родственники там, и дом, который я построил в Молдавии в пяти километрах от Кишинева. Но я его не продал, а подарил брату, потому что у него денег не было. Я благодарен судьбе, что я не поехал туда. Потому что там нищета, там ничего нет. И мне пришлось бы начинать все сначала. А этого я уже не хотел. Была семья, дети, нужно было думать о них, а не только о себе", – делится дедушка Стефан.

Сегодня он ведет активную общественную жизнь, являясь ярким представителем румынского культурного общества "Дакия" в Карагандинской области.

"Я старожил не только в Казахстане, но, думаю, что и во всей нашей диаспоре. Я практически родился в Румынии. И все мы, кто здесь живет – румыноговорящие. Мы сохранили свою культуру и хотим передать ее нашим детям. Хотелось бы почаще проводить совместные встречи. Было приятно, когда мы на праздники ходили, когда собиралось и встречалось много диаспор. Я очень скучаю по этому, и думаю, что я не один", – говорит он.

Дедушка Стефан мечтает, чтобы в гости к нему приехал посол Румынии, и обещает к его приезду устроить застолье и собрать земляков со всей области.

Тарасов Валерий: "Я ни разу не думал о том, чтобы уехать из Казахстана"

Детство заслуженного деятеля искусств Казахстана Валерия Тарасова прошло в Чебоксарах. После армии получил театральное образование, став актером музыкальной комедии, позже окончил ГИТИС. Мечта детства исполнилась, все шло по плану: семья, дети, работа.

1989 год. Парад суверенитетов. Молодой артист Валерий Тарасов вернулся в Москву с женой и двумя детьми, оставив работу и квартиру в Ашхабаде, где начались народные волнения. Однако в родном министерстве культуры заявили: "В Советском Союзе беженцев нет" и дали в руки список 11 адресов городов и областей для переезда.


"Я начал с Москвы, был в пяти городах, мне нужно было жилье, у меня семья. Но квартиру нам нигде не давали. Затем я позвонил в Целиноград, в областное управление. Сказали, что им очень нужны кадры и попросили срочно приехать. Принял меня секретарь обкома Андрей Георгиевич Браун, сказал, что у них большая проблема в русском театре, он попросил составить список и расписать все, что мне нужно. Меня это очень поразило. И я остался, стал руководить Акмолинским областным русским театром имени Максима Горького", – рассказал Валерий Тарасов.

Так семья Тарасовых обрела новый дом. Однако жизнь после развала была не из легких: становление молодой страны, дефицит и безработица.

"Сложности были не только в политике или экономике. Сложности были в менталитете людей. В августе 1991 года в один день уволилось 27 человек и театр остался без актеров. Все молодые уехали в Россию. Пришлось создавать новый репертуар, взращивать новые кадры. Девять месяцев у нас не было финансирования. Но со временем все выровнялось. Я считаю, это благодаря нашему Первому Президенту Нурсултану Абишевичу. Казахстан выбрал правильный путь и пошел по нему. Сейчас мы живем лучше других бывших советских республик", – сказал он.

Третий сын Валерия Васильевича родился уже в независимом Казахстане. Мыслей уехать не было ни разу, признается наш собеседник.


"Меня несколько раз приглашали. Очень хорошие места, деньги хорошие предлагали. Но я здесь создал репертуар, прекрасную труппу, я никуда не собираюсь. В Казахстане я прожил почти 40 лет. Я считаю, что нам живется неплохо в этой стране. Нужно отметить черту казахов – доброе отношение не только к гостям, а к людям, которые живут рядом. Хочется сказать огромное спасибо Казахстану, в котором мы живем как в родном доме", – сказал Валерий Тарасов.


Сегодня 70-летний Валерий Васильевич Тарасов является почетным представителем Чувашского этнокультурного центра в Акмолинской области.

"В Казахстане проживало более сотни разных народностей, и, я думаю, что эта цифра не изменилась. Кто-то уезжает, кто-то возвращается обратно. Это нормально. Создание Ассамблеи, а затем и развитие малых Ассамблей по областям, строительство институтов национальных этнокультурных центров, я считаю, еще большой плюс для всей нашей многонациональной семьи, для страны, где царит мир и согласие. Сегодня страна отмечает 28-й год независимости, и я от всей души поздравляю всех казахстанцев. Желаю всем добра, счастья и мирного неба", – пожелал заслуженный деятель искусств РК Валерий Тарасов.

Музафар Геккеев: "Благодаря Казахстану мы остались живы"

В 1944 году началось принудительное выселение балкарского народа из Кабардино-Балкарии. Массовая депортация коренного населения шла по двум направлениям: в Казахстан и Кыргызстан. Среди репрессированных оказалась и семья Музафара Геккеева.

"Депортировали более 36 700 балкарцев. Я приехал с Кавказа ребенком. С родителями и старшим братом нас отправили в Акмолинскую область. Сейчас брат живет здесь же, в селе Нурлытау. Прошло 73 года как я ступил на казахскую землю, и как широка земля казахов, так же широка и их душа. Только благодаря приезду сюда мы остались живы", – говорит Музафар Хазретович.

Школьные годы прошли в Гвардейском районе тогда еще Талды-Курганской области. Родной совхоз Сарыбулак, где разводили ценную породу овец, был одним из передовых в советское время, вспоминает Музафар-ата. Впоследствии он и возглавил этот совхоз, начиная свой трудовой путь с зоотехника.


На фото Музафар Геккеев второй слева

"Я отучился в казахской школе в Алматинской области. В 1966 году окончил зооветеринарный институт в Семипалатинске. Работал на племенном заводе имени Ленина в Гвардейском районе. Дослужился до директора совхоза. Но в начале 90-х колхозы начали расформировываться. Мы продержали наш совхоз до 97-го года, работали вместе, но потом и его приватизировали", – рассказал Музафар Хазретович.

Полжизни он проработал на руководящих должностях, а на пенсию вышел с должности руководителя фабрики "Рахат". На протяжении полувека его поддерживает верная спутница – Фатима Магомедовна.


"Познакомились мы в Алматы, когда я окончил институт, а она была еще студенткой. Во время депортации ее семью также, как и нашу, отправили в Казахстан. В Алматинской области тогда проживало около 2000 балкарцев, и мы знали друг друга, общались между собой. В 1969 году поженились, а в этом году отметили 50-летний юбилей совместной жизни. Когда я возглавлял совхоз, Фатима Магомедовна в том же районе работала главным врачом сельской больницы на 25 мест. Ее больница заняла второе место, как одна из лучших среди других сельских медучреждений республики", – делится Музафар Геккеев.

Вместе они воспитали двоих детей, сейчас радостью и смыслом жизни стали пятеро внуков. Несмотря на то, что балкарцы находятся вдали от исторической родины, они продолжают соблюдать традиции, чтят родной язык и бережно хранят свою культуру, поддерживая между собой тесную связь.


"Несколько раз ездил на историческую родину, к родственникам. Внуки тоже были на Кавказе, но решили остаться и жить рядом с нами. У нас есть областной этнокультурных центр "Балкария", где мы встречаемся, по возможности помогаем, даем напутствие молодежи. Несмотря на то, что я родился на Кавказе, своей родиной считаю Казахстан, я рос среди казахов, учился в казахской школе, здесь я стал человеком. Сколько Бог отведет мне лет, я проведу их здесь. Нас здесь не притесняли, не обижали, не позволяли садиться у дверей, усаживая на почетное место. И все балкары, которые живут в Казахстане, очень благодарны этой земле и народу", – сказал Музафар Хазретович.

Найти героев для интервью нам удалось благодаря этнокультурным центрам. Всего на территории страны действуют 702 объединения крупных и малочисленных народностей, в том числе венгров, болгар, бурятов, удмуртов и марийцев. Эти объединения были созданы спустя четыре года после обретения независимости, чтобы сохранить культуру этносов, живущих в Казахстане, их идентичность и самобытность.


Наверх