• Алматы, +15 ℃
  • Нур-Султан, +9 ℃
  • Шымкент, +15 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

 
   < 2019
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Как внедрение ОСМС сказывается на качестве медицинских услуг в Актобе 4 Июля, 2019, 22:12
693

Как внедрение ОСМС сказывается на качестве медицинских услуг в Актобе

На сегодняшний день 25 частных клиник заключили договор с филиалом ФОМС области.

В Актюбинской области с 2017 года продолжается поэтапное внедрение обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). О том, что изменилось за это время, в интервью с руководителем отдела филиала фонда социального медицинского страхования Салтанат Онгар, выясняла корреспондент BNews.kz.

- Расскажите, как осуществляется переход на социальное медицинское страхование в Актюбинской области?

- С 2017 года поэтапно внедряется социальное медицинское страхование. Отчисления работодателей в фонд социального медицинского страхования (ФСМС) остаются без изменений. 1,5% в 2018-2019 годах, 2% - с 2020 года. Это касается также владельцев ИП и КХ, имеющих наёмных работников. Однако эти средства пока только копятся. Лишь начиная с 2020 года, эти деньги пойдут на оплату по факту уже оказанных медицинских услуг или выданных лекарств. Если пациенты не обращаются в медучреждения, то деньги эти клиники получать не будут.

- Скажите, что даёт внедрение обязательного медицинского страхования и какие изменения произошли уже?

- Это понемногу сказывается на улучшении качества медицинских услуг, потому что между их поставщиками, то есть медицинскими организациями, появилась конкуренция. Объёмы финансирования зависят от количества населения, подушевого финансирования. А сегодня у пациентов есть возможность выбрать поликлинику и стационар. Поэтому сейчас среди медицинских организаций идёт большая конкуренция. Если клиника хорошо обслуживает человека, то естественно, человек остаётся у них.

Кроме того, мы следим за качеством медицинских услуг. У нас есть отдел рассмотрения жалоб и обращений от населения. В последние годы в список поставщиков медицинских услуг, помимо государственных, вошли и частные медицинские организации. На сегодняшний день 25 частных клиник заключили с нами договор. Из них 7 клиник предоставляют поликлиническую помощь. То есть также, как и государственные клиники, они прикрепляют население и оказывают им бесплатные услуги. То же самое касается стационара. Любой пациент в плановом порядке может лечь в частную больницу бесплатно. Плюс этой модели в том, что люди не будут ждать очереди на портале. Так как сейчас поставщиков больше, то портал немного быстрее идёт, чем раньше. Однако многие люди по-прежнему хотят попасть в государственную больницу-стационар: например Актюбинский медицинский центр или больницу скорой медицинской помощи и создают очередь. Но они не понимают, что в частных клиниках принимают те же высококвалифицированные специалисты, что и в государственных. Разницы, где оперироваться, нет.

- Насколько охотно частные клиники соглашаются на участие в ОСМС? Удовлетворяют ли их расценки на медицинские услуги?

- Частные клиники оказывают не все услуги населению в рамках ОСМС. Однако с 1 июня текущего года государство повысило тарифы. Добавили ещё 2,8 млрд тенге. Итого в этом году всего выделено государством 41,9 млрд тенге на финансирование медицинских услуг в Актюбинской области. Поэтому у многих владельцев частных клиник появилось желание заключить договор с нами. И число поставщиков увеличилось. Среди них такие учреждения как Дару, Евразия, Куаныш, ЖД больница, Медикус центр, Көзқарас, Интертич и другие. Кроме того, увеличилась заработная плата у среднего и младшего медперсонала на 30%.

- Вы упомянули, что проверяете качество оказания медицинских услуг населению. Каким образом вы это делаете?

- Мы проводим мониторинг по протоколу и приказу. Есть по протоколу лекарства, которые поликлиники обязательно должны выдавать. Есть анализы, на которые они должны направить и т.д. Мы всё это наблюдаем по информационной системе.

- С какими вопросами и жалобами обращаются к вам пациенты?

- На номер 972-322 фонда социального медстрахования могут звонить и обращаться актюбинцы. Сейчас чаще всего звонят из районов. Люди интересуются, в какую клинику можно прикрепиться, в какой больнице пролечиться, какие клиники предоставляют услуги, сколько платить за ОСМС и т.д. Жалуются в основном на качество оказания услуг, на то, что их «футболят», тянут с выдачей инвалидности, неправильно смотрят или ставят не тот диагноз, что не хватает врачей. Мы все вопросы стараемся решить, кроме кадровой проблемы. Я надеюсь, что со временем и эта проблема решится. Если у медиков зарплата повысится, то люди будут держаться за работу. Но бывает, что люди жалуются необоснованно. Однако, когда жалоба в результате проверки подтверждается, то медицинская организация будет оштрафована.

- Какие на сегодня имеются проблемы?

- К сожалению, сколько бы не ходили и не информировали население многие люди не знают порой, что можно по направлению участкового врача лечь в частную клинику и пролечиться. Пролеченных случаев в частных клиниках за 2 месяца было около 30.   Но когда ведёшь опрос населения, многие говорят, что не знают и не владеют информацией. Хотя мы еженедельно ездим на встречи в каждое ТОО. Ежеквартально выезжаем к поставщикам. Говорим им, что они должны информировать население. Но, наверное, кто-то боится, что человек уйдёт обслуживаться в другую больницу. А районные центры, конечно, не хотят отпускать своих больных, чтобы деньги не достались другим.

Есть другая проблема. В медицине сейчас цифровизация идёт полным ходом. Для удобства пациентов созданы все условия. Но люди не пользуются этим. Есть, например, приложение «народный контроль». Его можно скачать и смотреть, какие клиники предоставляют медицинские услуги. Здесь же можно участвовать в оценке деятельности лечебных организаций. Пациенты кликают конкретную организацию, в которой обслуживались, и могут оставить обращение, отзывы, оценку или слова благодарности. Есть приложение «Даму мед», через которое можно напрямую, минуя терапевта, записаться к хирургу.

Главная проблема – наши люди недобросовестно относятся к своему здоровью. Если заболеют, то до последнего тянут с визитом к врачу, не идут в поликлинику, игнорируют скрининговые обследования, профилактику. И только в экстренном случае попадают в больницу. А на стационар государство тратит очень большие деньги. Например, чтобы пролечить маленького ребёнка от бронхита или пневмонии неделю в больнице, требуется около 800 тысяч тенге. Почему бы заранее не обратиться? Если бы люди ответственно относились бы к себе, то средства на профилактику увеличились бы, а на экстренные операции уменьшились. Но мы идём к этому. С 2020 года будут 2 пакета. В пакет гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи войдут скорая помощь и санитарная авиация, экстренная помощь, паллиативная, плановый стационар - при хронических заболеваниях, медицинская реабилитация - при туберкулёзе. Дальше, если нужно анализы сдавать и лечиться, то эта помощь будет предоставляться только для застрахованных граждан. То есть в пакет ОСМС войдут консультативно-диагностическая помощь, профилактический осмотр детей и взрослых по перечню и периодичности, специализированные осмотры у детей, дорогостоящие лабораторные услуги: гормоны, онкомаркеры, антигены, дорогостоящие диагностические услуги и т.д. Если кто-то не оплатил страховой взнос, который составляет всего 1% от дохода, то будь добр оплачивать со своего кармана.

Бесплатно эту медицинскую помощь смогут получить только отдельные льготные категории граждан, за которых взносы оплачивает государство. Это дети, безработные, беременные женщины, пенсионеры, инвалиды, заключённые, многодетные матери, награждённые подвесками, получатели адресной социальной помощи, неработающие оралманы и другие.

Нужно отметить, что сегодня нет ни одного государства, где пациенты не оплачивают за социальное медицинское страхование. Эта система внедрена практически везде.

- Многие жалуются на то, что не могут получить лекарство?

- СК «Фармация» делает рассылки хроническим больным, которые стоят на учёте. По их данным, было отправлено более одного миллиона смс по Казахстану. 4 180 пациентов ответили, что не получили лекарство, 4 133 – не получили препарат, 19 – выдано частично. Кроме того, сам пациент может позвонить на номер 1414 и обратиться с заявлением или вопросом. Этот кол-центр работает уже полгода. Некоторые пациенты просят те лекарства, которых нет в перечне ГОБМП. Стоит отметить, что этот перечень бесплатно выдаваемых лекарств с 2020 года станет намного шире. Отсутствие лекарств зачастую связано с задержкой их доставки.

Hype news

ОПРОС
  1. Как Вам новый дизайн сайта?*
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
Наверх