Как шарик стал главным новогодним украшением? (ФОТО)

31 Декабря 2016, 15:21
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
BNews.kz 31 Декабря 2016, 15:21
31 Декабря 2016, 15:21
2033
Фото: BNews.kz

Старейшая и самая «настоящая» елочная игрушка — это обычный шарик, символизирующий яблоко. Как рассказали ТАСС в Музее новогодней и рождественской игрушки в Великом Устюге, стеклянные шарики напоминают о тех временах, когда елки наряжали съестными припасами — конфетами, яблоками и сладостями. Елки стали нарядными почти на 300 лет позже европейских и, хотя обычай украшать рождественские деревья впервые ввел Петр I, прошло почти полтора века, прежде чем елка, увешанная лакомствами и игрушками, вошла в массовый обиход и стала традицией.

Елочный шарик как предмет роскоши

Считается, что обычай украшать елки на Рождество пошел от немцев, и ведет начало от Мартина Лютера. Петр I, вводя в России европейский обычай встречать Новый год с 1 января, не забыл и об этом нововведении. По его приказу ветки хвойных деревьев — ели, сосны и можжевельника становятся непременным атрибутом новогоднего украшения жилищ и улиц, однако со смертью царя-реформатора традиция была забыта и по-настоящему возвратилась лишь в XIX веке.

«Елки появились в домах россиян примерно в 1840-х годах, сначала в Санкт-Петербурге, а затем и по всей стране, — рассказала научный сотрудник музея Елена Архипова. — Их украшали церковными свечками, яблоками и сладостями, а также бонбоньерками — маленькими коробочками для конфет, которые иногда были настоящим произведением искусства. Но эта традиция не дожила до наших дней, и увидеть на современной елке бонбоньерку можно только в музейной экспозиции».

С развитием стеклодувного мастерства на елках стали появляться стеклянные шарики, повторявшие по форме яблоки. С этим фруктом в мифологии разных народов мира связано множество легенд, а в христианской традиции яблоко, с одной стороны, напоминает о грехопадении Адама и Евы, но изображенное рядом с Христом или Богоматерью яблоко является символом спасения.

«Шарики напоминают нам о яблоках и о легендах, связанных с ними, в том числе о райских яблоках и о молодильных», - отметила Архипова.

Первые шарики в Россию привозили из-за границы, и это елочное украшение было доступно только богатым.

«В XIX веке за десяток стеклянных елочных шариков платили 200 рублей, это было эквивалентно стоимости небольшого дома», — рассказали в музее.

Пионером изготовления отечественных елочных шариков стал основанный князем Меншиковым в 1848 году завод для изготовления ламп, бутылок и изделий из цветного стекла в Клину. Это предприятие существует и в наши дни – вместе с музеем, посвященным истории отечественной елочной игрушки.

Благодаря этому заводу шарики стали доступнее, и к концу XIX  века их можно было увидеть уже не только на елках высшей аристократии. Здесь же впервые изготовили елочные бусы, которые стали российской инновацией в украшении елок — именно из России обычай наряжать новогоднюю елку бусами распространился в другие страны. Массовое производство шариков для елок в России началось в годы Первой мировой войны.

В конце XIX века в России вслед за Европой появились первые искусственные елки — их делали из ткани, поэтому такое украшение тоже было доступно только состоятельным семьям. Натуральную или искусственную елку, с шариками, лакомствами и бонбоньерками в домах россиян эпохи Серебряного века держали всего три дня, после чего новогоднее дерево разбирали, а лакомства с него съедали дети. Так было и в императорской семье. Как правило, царскую елку наряжали в Гатчине - семейной резиденции Романовых.

Через три дня, в течение которых нарядное дерево со сладостями и игрушками из стекла, папье-маше, ткани и дерева украшало дворец, елку разбирали, а ее убранство раздавали слугам, придворным и офицерам. Слуги приходили в банкетный зал вместе с семьями. Подарки раздавали по спискам, которые составляли перед праздником. К каждому подарку была прикреплена карточка с подписями Александра III и Марии Федоровны.

Антисоветские елки в шкафах

С началом Первой мировой войны елка стала жертвой патриотизма: россияне вспомнили о немецком происхождении этого обычая, и в Российской империи стали звучать предложения отказываться от него, как и от других немецких черт в российской жизни и быту.

Революция изменила календарь, но елки поначалу не затронула: их ставили на Новый год в детских учреждениях, и одну из таких елок даже посетил Ленин. Эту историю, сохранившуюся в воспоминаниях Владимира Бонч-Бруевича, затем пересказал писатель Александр Кононов в своем рассказе «Елка в Сокольниках», знакомом многим поколениям советских детей.

Однако с середины 1920-х годов, когда в стране началась массовая антирелигиозная кампания, от елок решили отказаться, как и от всего празднования Рождества. Были попытки проводить так называемые «комсомольские елки» или «комсомольские святки», непременным ритуалом которых становилось сожжение икон.

В детских книгах, газетах и журналах празднование Рождества и украшение елок осуждали и высмеивали, и ставить лесных красавиц в своих домах отваживались немногие.

«Елки прятали, например, тайно ставили их в шкафу и открывали его, только предприняв все меры предосторожности, — рассказала Елена Архипова. — Это было рискованно: елки были признаны антисоветским обычаем, поэтому в конце декабря по домам ходили особые комиссии уполномоченных, проверявшие жильцов на наличие скрытых елок».

Елки вернулись только в 1935 году, когда большевики задумались о пропаганде советского образа жизни. В тот год Сталин объявил знаменитое: «Жить стало лучше, жить стало веселей», отменили продовольственные карточки, и 28 декабря в «Правде» была опубликована статья с предложением вернуть елки.

Первые новогодние деревья появились уже через несколько дней — вместе с постановлением правительства о праздновании Нового года в СССР. 1937 год страна встречала с елками, и главная елка страны впервые была наряжена в Большом Кремлевском дворце. На этой елке впервые появились Дед Мороз и Снегурочка. В эти же годы возродилось и производство елочных игрушек — рынок почти полностью обеспечивался отечественными фабриками, и лишь небольшая часть импортировалась из Германии.

«Политические» украшения

«Елки тридцатых отражали не только ситуацию в стране, но и вкусы «вождя народов», — рассказывают в Музее новогодней игрушки. — Сталин, как известно, любил цирк, и очень популярно было украшать елки фигурками циркачей, сделанными из разных материалов, например, из ваты, проволоки и папье-маше. Первые советские елочные игрушки также пропагандировали советский спорт и освоение Арктики, и на елках можно было увидеть даже маленькие полярные станции. Елки украшали также игрушками, воспроизводившими национальные костюмы народов СССР. Единственным неполитическим мотивом сталинских елок, пожалуй, были фигурки животных». 

В годы Великой Отечественной войны традиция наряжать елки не прервалась: елки устраивали для детей даже в блокадном Ленинграде страшной зимой 1941/42 годов и к этим праздникам в город по льду Ладожского озера доставили свежие мандарины из Абхазии.

Игрушки тоже были «военизированными», и на еловых ветках той поры можно было увидеть пистолеты, самолеты, пятиконечные звезды, фигурки солдат, богатырей и собак-санитаров с медицинской сумкой на боку. Послевоенные дети наряжали свои елки не только советскими, но и так называемыми «трофейными» игрушками — так вернулись елочные шарики.

В 1949 году советские елки украсила юбилейная «пушкинская» серия, изображавшая персонажей сказок Пушкина. Довоенного уровня производства елочных игрушек в СССР достигли к началу 1950-х.

«Но и самодельных игрушек на домашних елках было немало, поскольку промышленные, сделанные из горячего стекла и украшенные ручной росписью, были достаточно дороги, и обычная семья могла приобрести не более двух игрушек в год», — пояснила Архипова.

В это время елочные игрушки символизируют восстановление народного хозяйства: на елках появляются автомобили «Победа», макеты станций метро, игрушки в виде продуктов питания — как символ возрождения сельского хозяйства, а также шарики «Пекин», напоминавшие о дружбе с Китаем.

Сказывается и влияние кинематографа — после выхода на экраны фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» появилась игрушка в виде часиков, показывающих без пяти двенадцать.

Елки 60-х в наши дни назвали бы презентацией технологий — их украшали фигурки ракет и космонавтов, а также мини-макеты искусственных спутников Земли. Присутствовала на елках тех лет и «царица полей» — кукуруза. Под елками впервые появляются пластмассовые фигурки Деда Мороза и Снегурочки — они менее красивы по сравнению с куклами из ваты и папье-маше предыдущих десятилетий, но зато более доступны для широких масс.

«Малогабаритные квартиры-«хрущевки» не позволяли ставить в домах большие елки, и в этот период в жилищах советских людей появились искусственные елочки-малютки с мини-игрушками», — сказали в музее.

В 1970-х производство елочных игрушек окончательно выходит на массовый уровень — теперь они штампованные, при выдувании стеклянных фигурок вместо керосина используется газ, мелкие детали исчезают.

«Игрушки становятся менее художественными, но более дешевыми, и приобрести их может любая семья, — пояснили в музее. — В производстве елочных украшений появляются новые материалы, например, пенополистирол и лавсановая пленка, которые еще больше удешевили производство».

Индивидуальность к елочным игрушкам, по мнению музейщиков, вернулась только в наши дни, когда в производстве новогодних украшений снова широко бытует ручная работа, а старинные мотивы сочетаются с современными материалами.

«Игрушки снова стали интересными, — отметила Елена Архипова. — Важно также то, что в елочные украшения вернулась тема Рождества, стали выпускать фигурки ангелов, вертепы и др».

Проследить полную эволюцию российских новогодних елок за последние 100 лет можно в музейной экспозиции Великого Устюга, где выставлена целая коллекция елок. Представленные на них почти 3 тысячи игрушек отражают разные эпохи празднования Рождества и Нового года. Этот музей был первым в России, вслед за ним открылись и другие. Его коллекцию помогали собирать устюжане, поэтому музей считается народным. Также его называют «коллекцией доброты».

Наверх