С ружьём Татишева специально "поработали", чтобы подогнать убийство под несчастный случай

27 Февраля 2018, 18:30
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
открытые источники 27 Февраля 2018, 18:30
27 Февраля 2018, 18:30
7889
Фото: открытые источники

Первоначальная экспертиза о том, что оружие в момент убийства было в исправном состоянии, и раньше упрямо не учитывались судом.

В суде по делу об убийствеа Ержана Татишева выступил специалист Института судебных экспертиз Алматы Анатолий Васильев. В 2004 году его подключили к расследованию в качестве медэксперта, участие в котором принимали трасолог, баллист и медик, передаёт корреспондент BNews.kz.

"Каждый из экспертов выполнял свою работу. Я участвовал как медик по исследованию одежды потерпевшего и участка кожи, изъятого из огнестрельной раны. В  процессе исследования, в области и вокруг по краю входного огнестрельного оружия, была обнаружена копоть выстрела, но она была очень интенсивной. Кроме этого, был исследован свитер и куртка. На них также была обнаружена копоть выстрела. В итоге я пришёл к выводам, что выстрел произведён с близкой дистанции. Копоть выстрела была не только на коже, волосистой части головы, но и на свитере с обратной стороны и даже на куртке (…) Выстрел был произведён с задней стороны справа", - рассказал в суде эксперт.

В результате комплексной экспертизы специалист определил, что дистанция выстрела составляет около 10-15 сантиметров. Отметим, ранее эксперты из США, которые были допрошены в первой половине дня, указали расстояние в 6-12 сантиметров. На вопрос судьи о разных показаниях, эксперт отметил, что погрешность в данном случае допустима.

"Я согласен, потому что я руководствовался литературой. Впоследствии каждый год все меняется: снаряжение,  патроны и оружие само по себе. В 2000-х годах мы столкнулись с тем, что гильзы стали пластмассовые, туда стали внедрять или контейнеры или концентраторы, которые изменяют все баллистические свойства, поэтому здесь могут быть небольшие отклонения", - пояснил Васильев.

Он рассказал, что экспертизу оружия, из которого застрелили банкира Татишева, проводил его коллега Киселёв, который пришёл к выводу, что оружие было исправным, рассказал Васильев.

"Все специалисты присутствовали при различных исследованиях, в том числе и при исследовании оружия. Я помню, что для решения вопроса о возможности самопроизвольного выстрела Киселёв использовал методы, обычно применяемые при таких исследованиях. Он взводил курок и дальше бил со всей силы резиновым молотком по цевью, по прикладу, по стволу, бросал на землю, прикладом бил об пол - никакого срыва курка не происходило, поэтому он нас пригласил, показал. На этом фоне он дал заключение, что  самопроизвольный выстрел здесь категорически невозможен. Кроме того, ружьё было новым", - сказал судмедэксперт.

После проведенной экспертизы всех привлечённых специалистов вызвали в Кордайский суд, где они были допрошены. Васильев вспоминает, что авокат допрашивал их с пристрастием и старался усомниться в каждом слове. 

"Помнится, что адвокат допрашивал нас с пристрастием и во всем старался усомниться. Потом он попросил судью, чтобы вышли во двор и в машине показали как и с какой стороны был выстрел. Киселёв подготовил специальный манекен, замерил как всё было по нашим данным и показал адвокату. Адвокат всё равно усомнился и сказал, что будет писать ходатайство о назначении повторной экспертизы", - отметил в суде специалист.

Уже спустя год, со слов Васильева, в Алматы состоялся выездной суд, где сообщалось о проведенной повторной экспертизы. Однако второе исследование уже указывало на то, что оружие на момент убийства было изношенным. Председателем комиссий, проведённой в тот год, был Букембай Бишманов.

"Он находился в зале заседания суда, и суд начал его допрашивать. Он сказал, что это оружие изношенное, оно может произвести самопроизвольный выстрел и тут рядом сидел Киселёв. Он сразу соскочил, сказал: слушайте, вы что тут говорите? Это оружие новое, мы доказали что это не самопроизвольный выстрел. Бишманов в этот момент покраснел: да, что Вы?!... Судья прекратил допрос (…) Киселёв говорил, что здесь  что-то не так, что они что-то сделали с ружьём, потому что оно не может самопроизвольно стрелять", - заключил  Анатолий Васильев.

Вместе с тем, в суде в качестве специалиста выступил Михаил Ломакин, проводивший четвертую по счету экспертизу оружия в 2017 году. Он определял исправность оружия.

"Первый вывод, к которому я пришёл, что ружьё подвергалось внешнему вмешательству и в результате чего возможен самопроизвольный выстрел при ударе, при толчке. Это первое, что было мной установлено (…) Второе, удалось установить угол и направление выстрела. В каком положении мог находиться Татишев и стрелявший на тот момент", - рассказал Михаил Ломакин.

По мнению Ломакина, как и предыдущего эксперта, оружие на момент выстрела полностью было исправным. Однако после повторной экспертизы зацеп на оружии был ослаблен, что при небольших толчках ружье срабатывало, таким образом, специалист уверен, что производилась полная разборка оружия, чтобы достичь такого эффекта.

"Оружие было новое. Грубо говоря, это нонсенс. Оружие очень высокоточное, дорогая модель. Сроки эксплуатации, наверное, лет 25, может и больше (…)Такое оружие обычно штучное, в его создании участвуют мастера высокого класса (…) Любой уважающий себя охотник никогда не позволит себе выехать с неисправным ружьём, он заранее обращается к оружейнику. Если бы была неисправность, она бы сразу была выявлена. На момент выстрела оно было полностью исправным", -  добавил специалист.

Напомним, сегодня в суде по ходатайству адвоката семьи Татишевых - Евгения Яворского выступили три эксперта-криминалиста из США.  Майкл Патрик Мерфи рассказал о проведенных экспертизах в ходе расследования дела. Специалист исключил возможность самопроизвольного выстрела оружия, из которого убили Татишева. По мнению эксперта, Муратхан Токмади намерено нацелил оружие на жертву.

Также реконструкцию момента убийства воссоздали другие эксперты - Ирис Дейлли и Скот Майкл Перкинск, которые исключили вариант самопроизвольного выстрела оружия, а также подчеркнули, что совершить выстрел не мог никто, кроме сидящего на заднем сидении Муратхана Токмади.

Главное судебное разбирательство по делу Муратхана Томади, которого обвиняют в убийстве банкира Татишева, началось в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Жамбылской области 16 февраля. Подсудимый полностью признал свою вину.Муратхан Токмади обвиняется в убийстве известного банкира Ержана Татишева по статье 96 части 2 пунктам "ж" и "з" (Убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору и из корыстных побуждений, а равно по найму либо сопряжённое с разбоем, вымогательством или бандитизмом) УК РК редакции 1997 года.

Наверх