Как невидимый фронт обеспечивал работу всего госаппарата во время ЧП

otyrar.kz 29 Сентября 2020, 17:31
29 Сентября 2020, 17:31
5017
Фото: otyrar.kz

Директор Центра информационных технологий при АО "НИТ" рассказал о буднях в период пандемии.

Пандемия коронавируса заставила наше общество жить в новых, цифровых реалиях: работа на удаленке, дистанционное образование и получение онлайн госуслуг. Можно справедливо отметить, что программисты в период ЧП также оказались на передовой, и вместе с медиками, военными и полицейскими рисковали своим здоровьем, поскольку на их плечи легла ответственность за бесперебойную работу всего госаппарата. Корреспондент BaigeNews.kz побеседовал с директором Центра информационных технологий по Нур-Султану АО "НИТ" Нурланом Каримовым и попытался взглянуть изнутри на работу невидимого фронта.


"Коронавирус очень сильно повлиял на нашу работу. Перед нами стояла ответственная задача - перевести всех госслужащих по Нур-Султану на удаленный режим. Еще до пандемии, все госорганы планировали перевести на облачный документооборот (ОДО) поэтапно до конца 2022 года, но нам удалось сделать это в 13 из 16 министерств и комитетов всего за один месяц. Потому что другого выхода у нас не было", – вспоминает Нурлан Каримов.

Он отметил, что остальные три госоргана – это Министерство цифрового развития и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) и оно уже использовало ОДО, и два силовых ведомства, которые в связи со спецификой работы, на удаленку не переходили.

О том, что чиновники будут работать из дома, стало известно в середине марта. Программистам дали неделю для подготовки систем и уже 21 марта начался поэтапный переход.

"Трудностей возникнуть не должно было, потому что мы давно были готовы к переводу на ОДО в течение ближайших трех лет, но нам сказали: "пора, действуем". Сразу после объявления ЧП несколько министерств изъявили желание перевестись на удаленку. Структура уже была готова, нам нужно было лишь переключить систему из ЕСЭДО (Единая система электронного документооборота государственных органов) на ОДО", – рассказывает представитель АО "НИТ".

Самым сложным оказалось обучение сотрудников госорганов. Сначала работали с так называемыми фокус-группами: руководителями высшего звена и сотрудниками канцелярий. Затем программисты помогали осваивать ОДО остальным.

"Кто-то быстро осваивал, кто-то нет. Приходилось много раз объяснять и готовить специальные инструкции. Чтобы работа госорганов не останавливалась, некоторые наши ребята работали до четырех утра и через пару часов вновь выходили на работу. Документы идут, граждане продолжают отправлять письма. Министерства ведь не прекращали работу в связи с пандемией, и письма также приходили сотнями, а в некоторых министерствах тысячами в день", – вспоминает Нурлан Каримов.

Чтобы госслужащие могли работать удаленно, им нужно было провести конфигурацию, то есть скачать приложение, настроить VPN. Консультации проводились не только по телефону, иногда чиновники привозили свою технику в Центр. Было и так, что работчикам АО"НИТ" приходилось выезжать к чиновникам домой, чтобы помочь настроить персональные компьютеры и ноутбуки. Помимо этого, были специальные дежурные, которые работали непосредственно в зданиях госорганов.


"Над поставленной задачей трудились сотрудники, которые оказались на передовой. Это 60 человек, оперативный штаб им разрешил работать в офисе в период чрезвычайного положения и перемещаться по столице наряду с теми организациями, в чьи функции входит обеспечение жизнедеятельности города. Помню, что в период жесткого карантина нам было очень сложно с логистикой и перемещением, не было общественного транспорта, служебная развозка была лишь в определенное время. Но несмотря на трудности нам удалось координировать всю работу", – вспоминает Нурлан Каримов.

В первый же день ЧП в офис АО "НИТ" нагрянула проверка в лице полицейских, прокуроров и представителей акимата. Убедившись, что программистам разрешено работать Оперативным штабом, проверяющие ушли. Никаких нарушений санитарно-эпидемиологических норм они не выявили.

"В общей сложности на удаленную работу мы перевели более девяти тысяч сотрудников за месяц. Для этого мы работали в три смены, по 30 человек в смену. Компания нас обеспечивала масками, СИЗами, антисептиками, костюмами. Но риск заболеть был у тех, кто работал на передовой. Были у сотрудников подозрения на коронавирус, мы сдавали тесты. Я как руководитель очень переживал за своих коллег", – делится директор Центра информационных технологий по Нур-Султану.

Первые две недели были морально и эмоционально тяжелыми. Госслужащие не могли привыкнуть к новому интерфейсу, боялись просрочек по исполнению и отработкам писем. Звонки с просьбами помочь разобраться не прекращались, но уже к середине апреля работу поставили на рельсы, ключевые министерства адаптировались и процесс начал налаживаться.

МЦРИАП уже несколько лет работает с ОДО, почти два года назад на облачный документооборот начали переводить и Министерство образования и науки, поэтому к удаленке они были готовы одними из первых. Относительно легко в период карантина переходной этап преодолело Министерство иностранных дел.

"Сложнее всего переходило, наверное, Министерство национальной экономики. У них один из самых больших документооборотов и число сотрудников больше, чем в среднем по министерствам", – делятся программисты АО "НИТ".

Они отметили, что некоторые госслужащие привыкли к старой системе документооборота, и испытали стресс, когда все вдруг поменялось, особенно это касается старшего поколения.

"Я считаю, что каждому казахстанцу нужно повышать цифровую грамотность. К примеру, раньше нельзя было получить ЭЦП онлайн, но во время пандемии был доработан механизм получения, что привело к возможности получать ЭЦП, не выходя из дома. Однако некоторые не владеют той цифровой грамотностью, которая сейчас необходима, ее нужно повышать среди населения", – считает Нурлан Каримов.

Сейчас ОДО работает без сбоев и совершенствуется исходя из пожеланий госслужащих. Программисты уверены, что к концу года большая часть трудностей в системе устранится и в ней будет легко работать.

"Будет удобнее, особенно для руководителей госорганов, которые удаленно через свой планшет могут согласовать, отписать, подписать документ. Удобно, что руководство постоянно находится в режиме онлайн через специальное защищенное соединение", – рассказали в АО "НИТ".

Во время перехода на ОДО хакерских атак не было, потому что это технически невозможно, в связи с отсутствием выхода в Интернет.

"Удаленную работу необходимо было организовать с полным соответствием информационной безопасности. Сначала прошло согласование по всем требованиям информационной безопасности и только потом госслужащего подключали к системе. Когда госслужащий работает из дома, создается специальное подключение, которое идентифицирует госслужащего. Вход полностью защищен, поэтому утечки данных на сегодняшний день не было", – рассказал Нурлан Каримов.

Справка: Центр информационных технологий по г.Нур-Султан АО "НИТ" оказывает услуги по системно-техническому обслуживанию, сопровождению, внедрению и обеспечению непрерывной работы информационных систем государственных органов. В столичном филиале "НИТ" отвечают не только за госорганы на территории города, но и охватывают восемь близлежащих районов Акмолинской области.

Наверх