"Это веяние перемен". Члены молодёжного кадрового резерва о госслубже и новых возможностях

31 Марта 2022, 10:00
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
24.kz 31 Марта 2022, 10:00
31 Марта 2022, 10:00
5342
Фото: 24.kz
Идея о создании президентского молодежного кадрового резерва была одним из важных пунктов предвыборной программы Касым-Жомарта Токаева. Тогда же в 2019 году прошел первый отбор резервистов в количестве 300 человек.

В 2021 году президент дал поручение провести второй отбор, сократив при этом количество принятых специалистов до 50 человек. Инициатива стала возможна благодаря пониманию руководством страны необходимости создания прозрачного и эффективного лифта для молодёжи, желающей проявить себя на ответственных постах на госслужбе.

Кто же входит в этот кадровый резерв сегодня? На каких должностях они работают? И кому в принципе прямая дорога в резерв? Об этом корреспонденту BaigeNews.kz рассказали два члена молодёжного кадрового резерва – заместитель директора Института общественной политики партии Amanat Динара Садвакасова и заместитель председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК Куаныш Еликбаев.

— Как и почему вы решили пройти отбор в молодёжный кадровый резерв?

Динара Садвакасова: "Предыдущий конкурс был в 2019 году. Тогда я тоже подавала документы, но не успела пройти тестирование — есть определённые сроки, в которые претендент должен проходить каждый из этапов. И я "слетела" с конкурса. Но, наверное, тогда я была не готова сменить сферу деятельности, серьёзно задуматься о государственной службе.

В прошлом году, когда был объявлен ещё один конкурс в кадровый резерв, я уже была полна решимости принять участие в отборе. Подала документы, успешно прошла все этапы. На государственную службу я пока не перешла. Я рассматривала её как один из вариантов трудоустройства, но недавно мне предложили поработать в партии Amanat. Я являюсь сотрудником центрального аппарата, где работаю заместителем директора Института общественной политики партии Amanat.


Думаю, толчком к моему трудоустройству стало то, что я — член президентского молодёжного кадрового резерва. В руководстве партии понимают, что нужно "омолаживать", обновлять кадры, поэтому наряду со мной у нас работают и другие резервисты".

Куаныш Еликбаев: "Для меня было два мотивирующих фактора. В первую очередь, это веяние перемен. Президент обозначил в своей предвыборной программе курс на обновление, омоложение аппарата. Соответственно он взял на себя определённые обязательства перед народом. И появилась вера, что эти изменения будут. Поэтому я подал заявку.

И я сам несколько раз сталкивался с тем, что была некая дискриминация по возрасту и по опыту. Был стереотип, что человек должен достичь определённого статуса, чтобы занять ту или иную должность.


Вторым поводом стал месседж, что это будет качественный отбор с применением современных методов, включая тестирование, вербальные, логические задания. Мне было интересно себя проверить".

— Как проходил отбор в резерв? Что для вас оказалось самым сложным и неожиданным?

Динара Садвакасова: "Отбор проходил в шесть этапов. После подачи документов обязательно нужно сдать тест на знание казахского языка. Есть определённый минимальный уровень, которым должен владеть каждый резервист. Далее нужно было пройти вербальное, числовое тестирование. Затем подготовить эссе. После этого был ассессмент-центр, который проходил оффлайн, он тоже состоял из двух этапов. А завершающим этапом стало собеседование с членами комиссии.

Мне понравилось, как выстроена структура отбора, потому что она позволяет с разных сторон оценить компетенции претендента, их ценностные ориентиры и жизненные установки. Например, на одном из последних этапов в ассессмент-центре оценивают скорее не ваши знания и опыт, а именно нацеленность на служение обществу, неприятие коррупции и т. д.

Мне кажется, это было глубоко продумано организаторами. Такая логика отбора мне показалась правильной. Из всех этапов самым запоминающимся для меня стал оффлайн этап в ассессмент-центре, когда мы пришли в Академию госуправления. Нас разделили по группам, мы тогда впервые увидели других претендентов, с некоторыми мы даже подружились.

В рамках ассессмент-центра нам давали определённую задачу и немного времени, в течение которого мы должны были её решить — как в команде, так и индивидуально. Тогда сразу же тестировали наши навыки работы в коллективе, управления командой и самостоятельного принятия решений".

Куаныш Еликбаев: Особых сложностей не было. Единственное, в определённое время нам давали до минуты на решение математических логических задач. Это могло вызвать проблемы у многих, ведь скорость мышления у всех разная. Но в принципе я справился с этим, просто некоторые баллы потерял.

Другой не то что бы сложностью, но интересным вызовом была презентация претендента и своих индивидуальных проектов".

— Кому бы вы посоветовали принять участие в отборе в молодёжный кадровый резерв?

Динара Садвакасова: "Я бы посоветовала всем, у кого есть желание, кто подходит по первичным критериям. К примеру, есть критерий по возрасту, кандидат должен быть не старше 35 лет. Также есть требование по опыту работы — не менее пяти лет.

Я бы порекомендовала поучаствовать даже не обязательно с расчётом на дальнейшее трудоустройство или повышение по службе. Прохождение этапов отбора помогает понять себя, свои сильные и слабые стороны, по окончании тестирования нам выдали аналитическую справку, в которой содержался анализ наших сильных и слабых качеств, что следует развивать и над чем стоит поработать.

Я думаю, это хороший фидбэк, который позволяет посмотреть на себя со стороны. К тому же это новый опыт, так как подобный механизм отбора у нас в стране ещё не так распространён. Кроме того, это общение, новые знакомства.

В МКР, как правило, проходят люди из самых разных сфер, но все они очень интересные, разносторонние — и есть возможность найти здесь новых друзей, коллег из разных сфер, с которыми у тебя совпадают ценностные установки. Поэтому даже если у претендентов не получится дойти до конца, они всё равно больше получат, нежели потеряют".

Куаныш Еликбаев: "Я часто прихожу в университеты, общаюсь со студентами. Стараюсь перед своими гостевыми лекциями побольше о них узнать. Хотя они ещё студенты, но уже зарабатывают неплохие деньги, у некоторых даже есть свой бизнес, они построили хорошую карьеру в частном секторе, но их интересует судьба нашей страны. Они хотят участвовать в её развитии, готовы отдать свой бизнес в доверительное управление, потерять в зарплате, переехать в столицу.

Мне, например, иногда звонят ребята из газового сектора, которые уже состоялись в этой сфере, и они хотят, работая в государственной структуре, изменить что-то в стране. Таким людям, которые действительно хотят применить свои знания, а не получить какие-то негласные преимущества, я бы посоветовал попробовать свои силы в отборе".

— Каких успехов вам удалось добиться за время пребывания в кадровом резерве? Расскажите подробнее о вашей должности: чем в настоящий момент занимаетесь и какие у вас планы?

Динара Садвакасова: "Институт общественной политики — это частное учреждение, но при этом оно является одним из структурных подразделений партии Amanat. Институт занимается проведением социологических исследований, разработкой аналитических документов, мониторингом общественного мнения, подготовкой карты рисков социальных проблем. То есть это научная работа. Но у нас также реализуются партийные проекты.

Например, вчера на базе нашего института стартовала новая диалоговая площадка Talqylau, инициированная в ходе последнего съезда партии. Её отличие от подобных площадок, которых у нас в стране немало, в том, что заседание полностью транслировалось в соцсетях, все желающие могли посмотреть трансляцию, написать комментарий, задать вопрос. Мы разработали регламент, разделили заседание на блоки, каждому спикеру выделялось определённое время.Это придало обсуждению динамики. Мы приглашаем на площадку топовых спикеров. Вчера, к примеру, участвовали представители высшего руководства партии, три депутата, представители экспертного и гражданского сообщества из Гражданского альянса Казахстана, КИСИ, КИОР.

Мы создаем площадку не просто для обсуждения, а нацелены на то, чтобы каждое заседание на нашей площадке было посвящено определённой тематике, разрабатывались конкретные предложения и рекомендации. Это один из проектов, который ведёт наш институт. Кроме этого, в скором времени мы будем реализовывать и другие партийные проекты, которые, надеемся, громко заявят о себе".

Куаныш Еликбаев: "Точкой отсчёта я бы поставил 28 января 2022 года, поскольку именно в этот день вышел приказ о моём назначении в рамках президентского кадрового резерва на должность заместителя председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК. Я могу рассказать, что за два месяца нами удалось сделать.

Во-первых, достижения в сфере техрегулирования. Как вы знаете, товары должны быть безопасными, на них должны быть соответствующие подтверждающие документы — сертификаты, декларации. В нашей сфере есть определённые проблемы с так называемыми "серыми сертификатами", которые выдаются недобросовестными органами по сертификации, лабораториями, которые могут даже не иметь своей лабораторной базы. Мы с этим активно боремся. В частности, мы отменили больше десятка таких документов.

Мы также подписали план двустороннего взаимодействия с Кыргызстаном и в рабочем режиме в течении двух суток принимаем решение. Например, если мы выявили, что их орган даёт нашим заявителям такие сертификаты, мы в течение дня их обменяем друг у друга. То есть мы пресекаем ввоз в страну непроверенных товаров. Например, недавно мы отменили сертификаты на китайские товары — игрушки для детей, которые не проверялись на токсичность.

Следующее наше направление — это борьба с последствиями, поскольку есть необходимость менять законодательство. На площадке Евразийской комиссии мы инициировали ряд изменений, чтобы эти "серые дыры" залатать и пресечь возможность в принципе получать такие документы.

Лично я курирую непосредственно государственный контроль, надзор в сфере технического регулирования за продукцией, реализацией ювелирных изделий, выдачей сертификатов о происхождении товаров. Это касается и государственных символов — герба, флага. Важно, чтобы наши лицензиаты соответствовали определённым требованиям, по которым они изготавливаются.

Так что это широкий спектр государственного контроля. Мы видим, что нужно исключать человеческий фактор, который до сих пор присутствует. Не секрет, что в департаментах сотрудники порой самостоятельно принимают решение о том, кого и когда контролировать. Всё это ведёт к непрозрачности, коррупционным рискам.

Сейчас мы унифицируем информационную систему, чтобы невозможно было какие-то данные из нее удалять самостоятельно, чтобы ни один субъект контроля оттуда не выпадал. И, с другой стороны, чтобы на местах чиновники не могли оказывать на бизнес давление, не предусмотренное законодательством. Так что первое — это цифровизация.

Есть предложения по ювелирной отрасли. По новому закону у всех казахстанских изделий должна быть казахстанская проба, но большинство субъектов, к сожалению, пока выпадают из зоны контроля, и мы не можем в достаточной мере проверить, что конкретно реализовывается. Поэтому в этой сфере мы также хотим внести изменения в законодательство. Кроме того, во всех департаментах предлагается установить единый порядок организации такого контроля, чтобы ни один субъект не выпадал, и наши территориальные подразделения не превышали свои полномочия".

Наверх