Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -13 ℃
  • Алматы, +2 ℃
  • Шымкент, +4 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

 
   < 2021
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс


Г.Карагусова выставила напоказ слабые стороны налоговых органов | BaigeNews.kz 16 января, 2017, 11:53
1680
Фото: BNews.kz

Г.Карагусова выставила напоказ слабые стороны налоговых органов

Депутат Мажилиса РК Гульжана Карагусова озвучила основные слабые стороны проводимой работы по совершенствованию налогового и таможенного администрирования. Так, по мнению мажилисвумен, пагубная практика наложения штрафов является одним из источников пополнения доходов, передает корреспондент BNews.kz.

Отметим, что Мажилисе РК проходит правительственный час по теме «Совершенствование налогового и таможенного администрирования».

«Во-первых, расширение налогооблагаемой базы. Этот вопрос всегда ставится депутатами при отчете правительства, при обсуждении бюджета. По логике, несмотря на нестабильность цен на энергоносители, учитывая грандиозные программы по индустриально-инновационному развитию нашей экономики, жилищного строительства, поддержке бизнеса, программы занятости – все они в качестве результата должны иметь пополнение доходной части бюджета, это же, согласно принципам ОЭСР, является главным критерием эффективности любой программы. Увы, у нас такого не происходит. В чем причины?

Думается, что и в качестве администрирования также. Налоговые органы работают зачастую жестко с теми, кто платит налоги. А где работа по выявлению тех, кто их не платит? Для этого есть информационные ресурсы, базы министерства юстиции, министерства здравоохранения и социального развития, местных исполнительных органов. Должна быть широкая эффективная работа по разъяснению и помощи гражданам по уплате налогов», - озвучила Г.Карагусова, выступая перед депутатами нижней палаты.

Другой причиной, по ее словам, является некорректный учет имущества, в частности жилья.

«Да, внесена норма о возможности уплаты налога на имущество, даже если объект не прошел регистрацию. Но, наверное, проще совместно с акиматами сделать этот процесс, во-первых, ограниченным во времени, во-вторых, более транспарентным», - добавила депутат.

Под вторым пунктом Карагусова отметила практику наложения штрафов, назвав это «пагубной практикой».  

«Не секрет, что одним из источников пополнения доходов является пагубная практика наложения штрафов, которые являются деструктивным механизмом во взаимоотношениях государства с налогоплательщиками. По итогам 2015 года суммы поступлений в доходную часть республиканского бюджета в виде штрафов, налагаемых Комитетом государственных доходов, по сравнению с 2014 годом превысили 45 процентов (в 2014 г - 2,6 млрд тенге, в 2015 – 4,8 млрд тенге по данным отчета правительства).

К сожалению, практика показывает, что от штрафов часто страдают добросовестные налогоплательщики, допустившие незначительные ошибки в исчислении налогов или несвоевременную сдачу налоговой отчетности», - сообщила Г.Карагусова.

По ее словам нередки случаи, когда предъявляемые штрафы противоречат самому Налоговому кодексу и международным договорам, конвенциям в этой сфере. Но доказательств «они принимать во внимание не хотят и отправляют дело в суд».

«А почему добросовестный налогоплательщик должен доказывать безграмотность налогового инспектора? А это время, в течение которого они отчитаются, что план выполнен. А какими методами – никого не интересует. 

Порой налагаемые на налогоплательщиков суммы штрафов не соизмеримы с их доходами.  Нашим налогоплательщикам приходится пройти «семь кругов ада», чтобы доказать свою правоту! А ведь во всех развитых странах, в число которых мы стремимся, придерживаются принципа презумпции невиновности.

Применение штрафных санкций должно быть крайней мерой, когда от действия или бездействия отдельно взятых налогоплательщиков причинен ущерб», - озвучила мажилисвумен.

Следующим пунктом Г.Карагусова затронула проверки, отметив, что «зачастую сами проверки осуществляются сотрудниками налоговой службы с нарушениями законодательства, в связи с чем предпринимателям приходится обращаться в суд».

«Одним из наболевших вопросов является проблема проверок, проводимых при процедуре добровольной ликвидации предприятий.  Порой доходит до абсурда, когда индивидуальный предприниматель после пары лет безуспешного занятия бизнесом и отсутствия какой-либо деятельности, годами не может ликвидировать свое предприятие. Полагаем, что процедура ликвидации субъектов малого бизнеса должна проходить в максимально сжатые сроки, например, не более десяти рабочих дней, за которые органы государственных доходов смогут выяснить: нет ли неисполненного обязательства за субъектом.

У нас должно быть понимание того, что любое стремление к занятию бизнесом должно быть поддержано, даже если речь идет об одном индивидуальном предпринимателе, так как это занятость, это налоги, это вовлечение в активную экономическую среду», - сообщила она.

«Мной были озвучены основные слабые стороны проводимой работы по совершенствованию налогового и таможенного администрирования, о которых мы все слышим при встречах и читаем в письмах наших граждан.

Для решения задач и проблем этой важной сферы оказывается постоянная поддержка, выделяются необходимые средства, принимаются меры законодательного характера.

Ведь прозрачное и справедливое администрирование - это основа устойчивого развития бизнеса и повышения доверия простых граждан к государству. И об этом наш Президент говорит постоянно. Нам нужно двигаться по пути создания действительно благоприятного режима для всех участников процесса, заменяя «карательные» меры, превентивными мерами, способствующими своевременному исполнению налоговых обязательств.

Только грамотно выстроенная и понятная система взаимоотношений в налоговых и таможенных вопросах позволит направить в казну каждый положенный тенге в виде платежей, свести к минимуму возможность сокрытия доходов или осуществлять противоправные действия», - подытожила Г.Карагусова.

Напомним, что по данным министра финансов Бахыта Султанова, озвученным в ходе правительственного часа, в 2016 году проведено 10 тыс налоговых проверок, которые потенциально приводят к доначислению налогов. При этом охвачено контролем около 0,5 процентов всех действующих налогоплательщиков.

not findimage
Наверх