"Фабрики по печатанию дипломов" – причины закрытия слабых вузов назвали в МОН

21 Февраля 2021, 14:27
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
poisknews.ru 21 Февраля 2021, 14:27
21 Февраля 2021, 14:27
2810
Фото: poisknews.ru
Вице-министр образования Мирас Дауленов высказался о закрытии слабых вузов, назвав основные причины, по которым приходится идти на такие меры, передает BaigeNews.kz.

Этой теме Дауленов посвятил пост в Facebook, подробно остановившись на предпосылках, которые привели к подобной "чистке" казахстанских высших учебных заведений.

"Лишение лицензий и закрытие вузов, пусть даже очень слабых, не может вызывать положительных эмоций у их собственников. Это очевидно. Тем не менее, мы все же закрываем вузы, которые дают некачественное образование, понимая заранее, что это непопулярная работа", − отметил он.

По его словам, закрытие одного только частного вуза лишило его учредителей дохода в более чем четыре миллиарда тенге в год.
"А теперь посчитайте, сколько теряют собственники учебных заведений, которые мы вынуждены закрывать. Выходит очень внушительная сумма. И вполне понятно, что, теряя такие доходы, никто спокойно наблюдать за этим не будет.
Мы не только полностью закрываем вузы, но и лишаем высшие учебные заведения лицензий по отдельным направлениям подготовки, не отзывая генеральную лицензию, что тоже нарушает чьи-то планы и также лишает их серьезных доходов.
Причем речь идет не только о частных вузах, лицензий по отдельным направлениям лишаются и государственные вузы", − пишет вице-министр.
Он напомнил, что в 2020 году республиканская комиссия впервые не допустила 36 вузов к конкурсу на размещение государственных грантов, что "стало настоящим ударом для собственников этих вузов".

В связи с этим, Дауленов решил подробно объяснить причины, по которым сегодня закрывают слабые вузы. Он назвал такие вузы "фабриками по печатанию дипломов" и подчеркнул, что их ликвидация – это вопрос безопасности страны.

Вице-министр сообщил, что для повышения качества высшего образования МОН РК работает в двух направлениях.

"Первое. Рыночные механизмы.

Академическая свобода. Законодательные поправки дали возможность вузам самим разрабатывать образовательные программы, определять содержание образования и принимать другие решения по академическим вопросам.

Кроме того, с 2021 года вузы выдают дипломы не государственного, а собственного образца.

Поступательно внедряются принципы академической честности, увеличивается стоимость грантов, повышаются требования к вузам со стороны работодателей, вводится сертификация выпускников.

Это действительно важные меры, которые дадут в долгосрочной перспективе положительные результаты.

Второе. Закрытие вузов.

Мы не можем ждать, пока рынок самостоятельно отторгнет эти вузы и все отрегулирует. К примеру, в прошлом году мы проверили один вуз, объявили о его закрытии. Судебные заседания по обжалованию решения продолжались полгода. Зная о низком качестве образования и о том, что вуз будет закрыт, за это время практически ни один студент не перевелся в другой вуз.
Есть вузы, в которых студенты обучаются очно, но не посещают занятия, не сдают экзамены (просто нет работ студентов). Многие из них старше 30 лет, и они имеют пенсионные отчисления, начиная с первого курса. Получается, они не учатся, но при этом просто числятся в вузе, чтобы получить диплом. На это в вузе закрывают глаза, требуя от таких студентов только оплаты, а не посещения занятий и сдачи экзаменов. Так не должно быть.
Казалось бы, хорошо, что студенты трудоустраиваются уже во время учебы. Многие так и делают, когда учатся, подрабатывают. Но, при этом они должны учиться, сдавать экзамены и получать диплом по результатам освоения образовательной программы, а не просто по факту оплаты вузу.

Были факты, когда студенты получали "пятерки", а при этом они не ходили на занятия и самое интересное − не сдавали экзамены!

И вполне очевидно, каких специалистов мы получаем в итоге.

А завтра они будут преподавать нашим детям, вершить правосудие, строить и проектировать дома, лечить наших граждан", − пишет вице-министр.

Он сообщил, что раньше юристов готовили всего два вуза, а сейчас их количество выросло до 72. Педагогов теперь готовят в 70 вузах. Причем зачастую подготовкой по этим специальностям занимаются непрофильные вузы. Инженеры, педагоги и юристы учатся в технических вузах, где нет соответствующей материально-технической базы.

"В ряде случаев мы видим попытки показать, вырывая из контекста, необъективность закрытия вузов. Или показать, что эти проверки стали неожиданностью, и чуть ли не внезапно наш Комитет начал проверку. Это абсолютно не так. Уже несколько лет прошло, как Предпринимательский кодекс ограничил процедуры проверки", − отметил Мирас Дауленов и подробно рассказал, как сейчас осуществляется проверочный процесс.

Он также привел случаи, когда некоторые вузы в нарушение законодательства просто не впускали комиссию, которая на руках имела уведомление о проведении проверки. При этом сама проверка была зарегистрирована органами прокуратуры в установленном законодательством порядке.
"Если вуз предоставляет качественное образование, и ему нечего скрывать, зачем тогда он препятствует проверкам?!
Студенты одного из таких вузов жаловались в феврале прошлого года на невыносимые условия обучения, на холодные аудитории, отсутствие отопления, нормальных пунктов питания и элементарных условий для личной гигиены.
Были случаи жалобы граждан на предвзятое отношение при проведении конкурсов на занятие должности преподавателя и необоснованные отказы в продлении контрактов. Эти факты были подтверждены в суде", − пишет представитель МОН РК.
Он отметил, что сильные вузы, имеющие высокие показатели трудоустройства выпускников и признанные работодателями, никто не закрывает. Наоборот, их только поддерживают и создают для них условия. И системная работа по повышению качества высшего образования будет продолжена, резюмировал Дауленов.
Наверх