Top.Mail.Ru
  • font size Размер текста

Лента новостей



“Это историческое событие”. Юристы об изменениях в Конституцию РК | BaigeNews.kz 23 апреля, 2022, 23:28
2611
Фото: из открытых источников

“Это историческое событие”. Юристы об изменениях в Конституцию РК

22 апреля в резиденции Акорда под председательством президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева состоялось совещание по внесению изменений и дополнений в Конституцию. Эксперты и частники рабочей группы по конституционной реформе рассказали BaigeNews.kz, как изменился главный документ страны и какую роль он должен сыграть в жизни казахстанцев.

Еркин Онгарбаев, доктор юридических наук, профессор и проректор по учебной работе ЕНУ имени Л.Н. Гумилева:

"На мой взгляд, одним из главных серьёзных изменений является то, что глава страны сам отказывался от своих больших полномочий в пользу государства — такое редко когда в истории бывает. В своем послании президент страны осветил вопросы, связанные с новым Казахстаном, где чётко прослеживается формула "сильный президент, влиятельный парламент и подотчётное правительство". Как раз в конституционных нормах мы эти вещи и закрепляем.

В предложенных нормах есть моменты, связанные с тем, что президент сказал о том, чтобы его близкие родственники не занимали политические государственные должности и в квазигоссекторе. Это является большим нравственным примером для всех государственных служащих и населения, потому что мы заявляем о борьбе с непотизмом (предоставление привилегий родственникам или друзьям независимо от их профессиональных качеств. — Авт.).

Также большое внимание уделяется правам человека. Соответственно, чётко закреплен ряд норм, которые повышают уровень защиты прав граждан. К тому же историческим событием является то, что впервые в Конституции мы прописываем, что смертная казнь запрещена. Это наше большое достижение, потому что в этом плане мы приближаемся к большинству стран мира, особенно европейским, где в большинстве стран смертная казнь запрещена. Теперь и мы от неё полностью отказываемся.

Ещё одним важным вопросам стало создание Конституционного суда. Вы знаете, что до этого момента в стране существовал Конституционный совет, который есть только в трёх странах мира — Франции, Алжире и у нас. Конституционный суд — это несколько другое, туда граждане смогут напрямую обращаться в связи с нарушением каких-то конституционных норм, то есть повышается защита прав граждан нашей страны.

Также уполномоченный по правам человека впервые в Конституции прописывается. Специально будет норма о том, что и он может обращаться в Конституционный суд по обращениям граждан, а также генеральный прокурор. Соответственно, состав Конституционного суда будет расширяется с семи до 11 членов. Если вы помните, в Конституции 1993 года был Конституционный суд, в котором тоже было 11 членов, то есть можно сказать, что тем самым мы в какой-то степени возвращаемся к тем нормам.

Есть ряд вопросов, связанных с тем, что у нас будет влиятельный парламент. Теперь принимать законы будет мажилис (нижняя палата), где будут проходить прямые выборы по пропорциональной системе (70 процентов по процессуальной и 30 процентов по мажоритарной. — Авт.). Поскольку депутаты будут избираться населением, то его роль повышается, и поэтому нижняя палата будет принимать законы, а сенат (верхняя палата) одобрять. Также депутаты от Ассамблеи народа Казахстана (10 мест) раньше были представлены в мажилисе, это вызывает определённые споры, то теперь АНК будет в сенате, потому что это более логично, так как верхняя палата представляет регионы, маслихаты которых избирают сенаторов.

Роль парламента возрастает и он имеет право заслушивать отчёты Аудиторской коллегии, созданной вместо Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Коллегия будет анализировать бюджет и два раза в год докладывать свои результаты в парламенте. Кроме того, есть ряд норм, которые повышают роль правительства. При защите конституционного строя, прав граждан и в определённых чрезвычайных ситуациях правительство сможет брать на себя больше ответственности. Это тоже прописывается в конституционных нормах.

Сейчас эти нормы направляются в Конституционный совет для оценки, и если они будут одобрены, то далее их рассмотрение будет инициировано в парламенте – сначала в мажилисе, а потом в сенате. Если предложенные нормы будут приняты, то всё, о чём говорил президент в своем послании, будет реализовано в плане демократизации, усиления соотношения ветвей власти и роли государства, которое будет сбалансировано, то есть больше "суперпрезидентской" республики у нас не будет.

Я как юрист могу сказать, что без конституционных изменений невозможно было говорить о новом Казахстане, поэтому все предлагаемые нормы: появление нового госоргана — Конституционного суда, изменение соотношения между ветвями власти и даже палат парламента — мажилис теперь будет полностью представлять народ и все его депутаты будут избираться населением, одна часть по партийным спискам, другая – напрямую через выборы, более подотчётное правительство и, самое главное, президент, который уступает часть своих полномочий государственным органам — свидетельствуют о том, что мы идём по пути модернизации, демократизации, а все эти нормы позволяют говорить о том, что появляется база для реализации идеи "Второй республики", о которой говорил президент".

Эльмира Калиева, доктор юридических наук, заместитель директора Института парламентаризма:

"Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев анонсировал новую модель системы сдержек и противовесов, с переходом от "суперпрезидентской" к президентской модели с сильным парламентом. Глава государства предложил перейти к смешанной избирательной системе (пропорциональной и мажоритарной), которая позволит учесть интересы всех граждан с одной стороны, а с другой — позволит обеспечить контроль электората за деятельностью депутатов, поскольку граждане будут обладать правом отзыва депутатов в случае, если они не будут выполнять предвыборные обещания. Например, в США, если электорат не доволен работой сенаторов, он может отозвать депутатов сената США, которые забыли о своих предвыборных обещаниях.

Таким образом, мажилис будет состоять из 98 депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам.

Особо хотелось остановиться на новом порядке принятия законов. Глава государства предложил новый алгоритм принятия законов: мажилис принимает, а сенат одобряет.

Поэтому члены рабочей группы в Конституцию предложили заложить модель, которая отражает послание президента. Так, в статье 61 Конституции предложили следующий алгоритм: закон, принятый большинством голосов от общего числа депутатов мажилиса, будет передаваться в сенат для рассмотрения, но не более чем 60 дней.

Если мажилис отклонит проект закона большинством голосов от общего числа депутатов, то законопроект будет считаться не принятым и будет возвращаться инициатору.

Закон, который будет одобрен большинством голосов от общего числа депутатов сената, в течение 10 дней будет представляться президенту на подпись.

Сенат может не одобрить закон, в этом случае закон будет возвращаться в мажилис. При этом сенату предоставляется право предложить мажилису новую редакцию отдельных статей закона.

В случае, если сенат в течение 60 дней не принял соответствующего решения, закон представляется президенту на подпись.

Если мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенной сенатом редакцией отдельных статей закона, закон считается принятым мажилисом в новой редакции и одобренным сенатом, и в течение 10 дней представляется президенту на подпись.

В рамках рабочей группы были рассмотрены и продуманы вопросы преодоления возражений сената, то есть предусмотрена определённая система сдержек и противовесов между палатами парламента.

Если мажилис тем же большинством голосов будет возражать против предложенной сенатом редакции отдельных статей закона, а также в случае, если сенат не одобрит закон в целом, разногласия между палатами будут разрешаться путём согласительных процедур.

Выработанная согласительной комиссией редакция закона будет подлежать рассмотрению мажилисом и сенатом в порядке, установленном Конституцией.

В случаях, когда мажилис большинством голосов от общего числа депутатов палаты не примет закон в редакции, предложенной согласительной комиссией, мажилис будет проводить повторное голосование по закону в ранее принятой редакции.

Также предусмотрены случаи, когда при повторном голосовании мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов палаты подтвердит ранее принятое решение, закон в течение 10 дней представляется президенту на подпись.

Однако если закон не наберёт указанного большинства голосов депутатов мажилиса, закон будет считаться не принятым и будет возвращён инициатору.

Я хочу отметить, что все предлагаемые поправки в Конституцию очень долго и бурно обсуждались в рамках рабочей группы. И решения по ним принимались путём голосования. Они были всесторонне рассмотрены и являются прогрессивными.

Отдельного упоминания заслуживают нормы, связанные с Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан, который наделяется конституционным статусом, что является очень важным и прогрессивным шагом. Он будет иметь право обращаться от лица граждан в Конституционный суд. Всё это с учётом высокого уровня ожиданий среди населения является, я думаю, отражением того, о чём говорил глава государства в своём послании.

Также в рамках обсуждения конституционных поправок мы рассматривали и обсуждали разные ситуации, поэтому была прописана норма об особом порядке принятия законов в кризисных ситуациях. Речь идёт о том, что правительство в исключительных случаях, когда есть угроза жизни и здоровью населения, конституционному строю, экономической безопасности и общественному порядку, сможет принять под свою ответственность акт, который будет в последующем подлежать рассмотрению парламентом немедленно на совместном заседании его палат.

В мире есть примеры такой модели, к примеру, во Франции и других европейских странах, когда определённые правоотношения, которые требуют безотлагательного и срочного правового регулирования. Например, в США это право предоставляется президенту как главе исполнительной власти, но при последующем согласовании с Конгрессом в течение 48 часов.

Ещё одним важным моментом является создание Высшей аудиторской палаты, которая будет отчитываться перед мажилисом. Если брать опять-таки опыт США, где Конгресс считается "кошельком страны", то в Казахстане мажилис будет заслушивать отчёты Высшей аудиторской палаты, поэтому создание палаты будет способствовать эффективному и справедливому распределению бюджета страны в разрезе регионов. Экономическая диспропорция в разрезе регионов является для нас серьёзной проблемой, потому что есть регионы более развитые, а есть совсем депрессивные. Эффективность парламентского контроля через Высшую аудиторскую палату, на мой взгляд, позволит решить региональные проблемы и обеспечить финансирование областей в зависимости от их нужд и степени развития.

В заключение хочу сказать, что основным моментом, о котором нужно рассказать, является предложение президента о земле. В пункт 3 статьи 6 Конституции президент предложил определить, что земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. На мой взгляд, данная поправка имеет принципиально важное значение для страны и её будущего. Эта поправка по значимости является историческим событием, которое скажется на экономическом, политическом, инфраструктурном развитии, на рациональном распределении и использовании территорий, а также повысит благосостояние граждан Казахстана".