Top.Mail.Ru
  • font size Размер текста

Лента новостей



Дворцовая мода. Реконструкцию знатной женщины эпохи Золотой Орды презентовали в Нур-Султане | BaigeNews.kz 15 февраля, 2022, 13:32
16448
Фото: Фото Артема Чурсинова

Дворцовая мода. Реконструкцию знатной женщины эпохи Золотой Орды презентовали в Нур-Султане

Впервые в Казахстане на основе антропологического материала из мавзолея Болган Ана сделана гиперреалистичная скульптура - воссозданный до тонких деталей образ знатной женщины.

В Национальном музее РК состоялось открытие выставки Карагандинского областного историко-краеведческого музея. Столичным посетителям представили реконструкцию Болган Ана и находки из мавзолея Болган Ана, которые были найдены в Улытауском регионе Карагандинской области, передает корреспондент BaigeNews.kz.



"Мавзолей Болган ана датируется XIV веком и является памятником республиканского значения. Согласно сохранившимся фольклорным и историческим данным мавзолей сооружен для дочери Жошы хана (по другим сведениям - сноха), или же для представительницы знатного рода. В 2018 году в мавзолее были начаты комплексные исследования. В ходе изучения обнаружены останки 35-40-летней женщины, с богатым сопровождающим инвентарем: в погребальной камере были найдены останки чапана, золотая чаша и серьги, железный нож, зеркало, а также остатки седла", – написано в аннотации к реконструкции Болган Ана.

Руководитель управления культуры, архивов и документации Карагандинской области Еркебулан Жумакенов поприветствовал посетителей выставки и рассказал о том, что послужило основой экспозиции.


"Сегодня мы бы хотели представить вам реконструкцию Болган Ана и выставку с находками из мавзолея Болган Ана, найденных на территории Улытауского региона Карагандинской области. Это история эпохи Золотой Орды, история колыбели казахской государственности. О мавзолее Болган Ана встречаются сведения в трудах путешественников и ученых средневековья. В ходе раскопок были обнаружены ценные археологические находки, свидетельства той эпохи", – рассказал Еркебулан Жумакенов.


В результате казахстанским ученым удалось определить реальное время жизни исторической личности и сделать генетические выводы.

"На основе антропологических данных была подготовлена первая в Казахстане реалистическая скульптура, разработана реконструкция одежды и вспомогательных элементов. Перед вами результаты этой исследовательской работы. Хотелось бы выразить благодарность всем ученым, принимавшим участие в этой работе, руководству Национального музея в организации этой выставки", – сказал Жумакенов.

Археолог, историк и заведующая международной научно-исследовательской лаборатории Margulan Centre Павлодарского педагогического университета Татьяна Крупа поделилась тем, как проходила работа по реконструкции внешности и одеяния Болган Ана.


"Моя работа здесь состояла из двух частей. Это отчасти реставрация таких вещей, как фрагмент головного убора, здесь на витрине лежит оригинал и кусочек халата, это шелковый каскад. Длина чапана по низу четыре метра. Рост женщины – 1 метр 57 см. Это дворцовая мода. Мы здесь и вручную красили. А там за стеклом фрагмент оригинала. Сам чапан в реставрации еще будет три года, там ткань два с половиной на два метра. Но общество должно видеть результаты", – рассказала историк.

Данная реконструкция представляет абсолютную копию, сделанную из современных материалов, близких к оригиналу, который имеется в мавзолее Болган Ана.

"Я, как историк моды, хочу сказать, что на весь Казахстан это единственный халат, который сохранился от Золотой Орды в таком состоянии. Это уникальная вещь, которую можно соотнести с одеяниями французских королей, русских царей, римских императоров. Это та же величина. И для меня очень важно, чтобы это наследие популяризировать. Это наше общее евразийское наследие", – рассказала историк из Украины.


В работе над Болган Ана Татьяна Крупа выполняла всю работу, начиная от изучения кроя до реставрации и пошива.

"Головной убор, халат и сапоги мы сделали примерно за девять месяцев. А сама реставрация вещей три года длится и это еще не предел. Это очень кропотливая работа. Мы хотели сделать такую реконструкцию, где бы все технологические особенности, которые есть в оригинале – крой, швы, высота швов, размеры – все соответствовало оригиналу. Понимаете, эти вещи после реставрации требуют особого хранения. Они могут выставляться до полугода и при этом храниться в специальных условиях. Это очень хрупкие вещи. Я не зря сказала, что эти вещи единственные сегодня в Казахстане. Хотя были находки в 1960-е годы. Но их некому было сохранить. А люди, которые приходят в музей, должны видеть, как выглядели люди той эпохи", – сказала историк и археолог.





Ткань на чапан Татьяна Крупа специально заказывала в Индии на фабрике. Это настоящая шелковая камка. Она отличается по узору, но там такие же свойства ткани, как и у той оригинальной, которая здесь представлена на выставке.

Что-то заказывали на фабриках в Узбекистане, и Татьяна уже сама красила таким же красителем, которым окрашен оригинал.

"Мы хотели как можно больше дать информации в одном объекте. Понимаете, одно дело научная сторона. А музей – это такое место, где нужно презентовать это визуально и близко к оригиналу, к тому, как это выглядело в эпоху Золотой Орды", – заключила историк.


Создатель скульптуры Болган Ана, художник и скульптор-гипперреалист Айдос Исмагамбетов поделился тем, как проходил этот процесс и в чем особенность гипперреалистического жанра.


"Моя задача была сделать гиперреалистичную фигуру. Я являюсь единственным в Казахстане гиперреалистом. Ко мне обратился археолог Айбар Касеналин. Они сначала кость нашли, изучили находки в Улытауском регионе. Потом они раскопали череп, отправили его в Москву, туда, где делают антропологические реконструкции. И уже оконченный вариант мне принесли. Мне от них нужна была только реконструкция. И потом я уже с точностью математического расчета все это измерил. Мне нужно было также знать рост. Дальше уже сам я беру, использую свои навыки и делаю скульптуру", – рассказал скульптор.


В первую очередь, сказал Айдос, ученые сделали реконструкцию – в частности, то, какое у этой женщины было лицо. Скульптор же добавил немного монголоидные черты лица. Но основные черты лица - все это сохранил. Добавил только немного элементы мимики.

"И дальше это уже кропотливая работа, по одной волосинке, по одной детали ее "оживляешь". Сейчас уже есть необходимые технологии для гипперреализма, оживляешь, глаза делаешь, в глазах каждую венку должно быть видно. Работа над этой скульптурой заняла у меня два месяца в ускоренном темпе. А так подобная работа и полгода может длиться", – рассказал скульптор.



У Айдоса есть мастерская в Нур-Султане, где он делает все свои фигуры. А в жанре гиперреализма он работает уже с 2009 года.

"Я делал скульптуры Абая Кунанбаева, Абылай хана, Барака Обамы – в основном мужчины. Так что у меня это один из первых женских образов. Именно в прошлом году летом я сделал две фигуры – это были женские образы. У нас "Казахконцерту" присвоили имя Розы Баглановой. Это первая казахстанская эстрадная певица в Советском Союзе. И я еще сделал ее скульптуру. Параллельно с этим я делал Болган Ана. И все лето я посвятил этому", – вспоминает казахстанский скульптор.



Что же отличает гиперреалистичную скульптуру?

"Если сравнить Музей мадам Тюссо, там восковые фигуры на расстоянии одного-двух метров выглядят реалистичными. Если же приблизиться к ним, то видно, что это всего лишь парафин, они сверху масляными красками их раскрашивают, все видно будет вблизи, понятно, что это просто кукла. Это просто реалистичная фигура. А гиперреализм – это совсем другой уровень достоверности. Можете посмотреть работы Рона Мьюека, например. Это когда каждую щетину, каждую пору видно, если смотреть очень близко. В моей скульптуре Барака Обамы можно даже потрогать щетину и почувствовать, как она колет. Каждую эту мелочь должно быть видно. Это и есть гиперрреализм, максимальное приближение к реальности", – заключил Айдос Исмагамбетов.


Фотографии Артема Чурсинова