Казахская степь глазами польского аристократа — на съемках фильма "Долгое эхо"

19 Ноября 2021, 15:14
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
фото автора 19 Ноября 2021, 15:14
19 Ноября 2021, 15:14
25008
Фото: фото автора

Как польский аристократ оказался в неизведанной стране.

Актера Константина Демидова пригласили на главную роль в историческую картину "Долгое эхо". Символичным проектом, который активизировался в канун 30-летия независимости Казахстана, занимается киностудия "Казахфильм".

Известие стало неожиданным даже для самого 30-летнего северо-казахстанского артиста, его заметили случайно.

А недавно в самый северный город страны приезжала сама съёмочная группа из Алматы. Им приглянулись исторически привлекательные уголки Петропавловска.

Результат поездки: важные эпизоды ленты сняты в купеческом доме купца Халита Янгуразова ( в народе Дом невесты) и его окрестностях, а еще возле казахского музыкально-драматического театра им. Сабита Муканова. В съемках также приняли участие другие актеры русского театра драмы им. Н. Погодина Ирина Пашкина и Виталий Алфимов, сыграв эпизодические роли, а в массовке — родители Константина Демидова — Галина Федоровна и Александр Анатольевич. Для них это был весьма интересный опыт.

Корреспондент BaigeNews.kz побывал на съемочных площадках и побеседовал с Константином Демидовым и главным оператором-постановщиком ленты Искандером Нарымбетовым.

Сюжет

Персонаж, которого играет Константин — Адольф Янушкевич — польский писатель, революционер и собиратель степных этнографических ценностей.

В Казахстан он был сослан. Сначала Янушкевича приговорили к казни через повешение за участие в национально-освободительном восстании в Польше. Но потом решение касаемо судьбы аристократа было изменено, он оказался в неизведанной стране. После этого и появились его "Дневники и письма из путешествия по казахским степям" (XIX в.) В них этнограф описывает, как проникался новой для себя культурой, как учился опять жить…

Об этом и рассказывает картина.

Если сильно хотеть

Сам Костя говорит, что давно хотел попробовать себя в качестве актера телевизионных фильмов и данный опыт для него ценен.

На театральной сцене артист далеко не новичок. За плечами уже сотни сыгранных спектаклей и аншлагов. Все роли ему, за что бы не брался, бесспорно, удаются. Это признает не только публика — премию памяти народного артиста Казахской ССР Ивана Арчибасова Константин получал два раза — оценка труда мэтрами сцены. Оценили его талант и братья Нарымбетовы (они снимают картину), отметив его харизму, интеллигентность, трудоспособность и умение с ходу понимать , что от него нужно в кадре.

Вспоминая, как все начиналось, Костя говорит, что не планировал никаких съемок в кино, был настроен на открытие сезона в театре. Но в начале сентября позвонили с "Казахфильма" и предложили пройти пробы на роль в "Долгом эхо". Оказалось, что поиски актера велись на сайтах провинциальных театров севера и запада страны (Усть-Каменогорск, Семей, Павлодар, Уральск, Кокшетау, Костанай). Нужен был артист с европейской внешностью, желательно поляк.

— Сам я по национальности русский и никаких польских корней не имею, но мои внешние данные оказались подходящими, — рассказывает артист. — Когда мне предложили роль, я просто сказал: "Давайте попробуем", тогда еще не знал, что нужно будет играть главного персонажа картины. Попросили кратко рассказать о себе, отправить видеопробы. Через неделю прислали текст, я должен был начитать его на камеру, потом снова текст — уже на польском языке. Выполнил все, что просили. Через несколько дней на личную встречу позвали уже в Алматы.

Еще тогда мне дали понять, что на эту роль нет претендентов лучше, чем я. Это был шанс, его не упустил.

В мегаполисе встретили тепло и все прошло отлично. Я познакомился с руководством картины, мы обговорили нюансы, детали и дальнейшие планы. В театре, где работаю, взял отпуск без содержания на два месяца. Все это время буду временно проживать в Алматы и сниматься в "Долгом эхо". Контакт в процессе подписания, меня устроили те условия, которые предложили.

Работа новая мне нравится, с коллективом удалось наладить хорошие отношения. Люди отзывчивые, никаких конфликтов, полное понимание. На данный момент я участвовал в двух сценах здесь в Петропавловске, хронометраж две-полторы минуты.

— Константин, расскажите о вашем герое — Янушкевиче?

— Это интересный и грамотный человек с хорошим образованием, дворянин, который успел попутешествовать по Италии, Франции и Германии. По приезду в Польшу состоял в тайных обществах, боролся за свободу страны и был участником восстания, за это его и сослали в Казахстан. А дальше он привыкает к новым условиям и проникается казахской культурой, начинает вести путевой журнал, тоскует о родине, о невесте скучает...

— То есть, в картине есть линия любви?

— Как таковой нет, разве что совсем чуть-чуть…

Постепенно герой начинает привыкать к новым местам, к людям. Он ведет наблюдения и все это записывает… Там он находит близких по духу людей...

— А в чем внутренняя драма героя?

— Представьте, что вы оказываетесь в неизвестной стране на целых 25 лет, не имеете возможность видеть родных и близких, лишены всех благ, что имели. На другой земле — вы чужак. Сила героя в том, что он нашел в себе ресурсы принять данность и суметь с этим жить, не сломаться, сохранить свой стержень, свои идеи и извлечь из этого максимум пользы, принося благо другим. Для казахского народа он сделал много хорошего и люди его запомнили… Даже когда Янушкевич пишет записки о казахах, он говорит о них с такой искренностью и теплом, удивляется всему тому, что узнает об их жизни.

Моя внутренняя работа над образом еще не закончена, она продолжается. Чтобы понять глубину польской души нужно время. Сейчас изучаю польский, потому что впереди сложные сцены. В фильме придется говорить на трех языках: русском, казахском и польском.

— К чему еще не удалось привыкнуть?

— В кино все непредсказуемо и много влияющих факторов. Например, вчера на площадке снимали лошадей, в определенный момент карета должна тронутся, но она не тронулась и стоп, заново…Дублей может быть много, пока у меня их несколько. В общем-то, это выход из зоны комфорта и меня это никак не напрягает, а наоборот заряжает энергией.

Это был последний фильм отца

Работают над "Долгим Эхом" сыновья ушедшего из жизни известного режиссера, актера и сценариста, автора данного проекта Сатыбалды Нарымбетова (каждая из работ этого великолепного мастера получила признание со стороны критиков и зрителей — в мире киноиндустрии Нарымбетова прославили такие картины как "Молитва Лейлы", "Омпа", "Мустафа Шокай", а работа "Жизнеописание юного аккордеониста" вошла в Золотой фонд отечественного кино, но вот последнюю свою картину Нарымбетову не суждено было доснять) — режиссер Аскар-Мухит Нарымбетов и оператор-постановщик Искандер Нарымбетов. Закончить последний фильм отца для них сейчас главная миссия.

— Фильм должен получиться именно таким, как видел его отец, — говорит Искандер Нарымбетов. — В ленте через видение иностранного ссыльного мы хотим рассказать о своем народе, о его жажде свободы и независимости. Символично, что съемки основной части картины начались именно в юбилейный год 30-летия независимости страны. Плотно работать намерены до Нового года. За это время отснимем 70-80 процентов материала. Потом притормозим до весны.

Константин стал для нас находкой. Изначально планировалось привлечь польского актера Петра Полака, пробы были в Варшаве, но после закрытия границ в разгар пандемии пришлось отказаться от кандидатуры.

Потом еще претенденты, но они оказались неподходящими. И тогда мы нашли Костю. С ролью он справляется, быстро включился в работу и адаптировался.

О картине

Стоит отметить, что фильм "Долгое эхо" был запущен в производство еще в начале февраля 2019 года. Общий бюджет картины составил 640 миллионов тенге, из них в 2019 году в подготовительный период съемочной группой освоено более 240 миллионов тенге.

В марте 2020 года между Министерством культуры и спорта РК и киностудией "Казахфильм" заключён договор, в рамках которого на продолжение производства ленты выделено 30 процентов от оставшейся суммы. Однако, пандемия и объявленный в стране режим карантина внесли свои коррективы в процесс. И деньги оставшиеся осваиваются только сейчас.

— Отец нервничал, что не удается уложиться в сроки, что процесс длится медленно и все время мешают какие-то проволочки. Он никогда не показывал своих внутренних переживаний, все держал в себе, — вспоминает младший сын режиссера. — Старался сохранять позитив и верить в лучшее. Даже в карантин мы постоянно были на связи, все время обсуждали разные идеи по поводу картины, строили планы, которые намеревались воплотить в жизнь, но неожиданно для нас всех он ушел. Конечно, это было потрясение…Но "Долгое эхо" решено было доснять. Я очень рад, что с нами остались все те люди, которые стояли у истоков. От лица семьи хочу выразить им признательность за то, что несмотря на финансовые трудности, задержки с проплатой, основной состав пошел с нами до конца.

Искандер Нарымбетов рассказал, что постоянно работал вместе с отцом. А старший брат Аскар-Мухит Нарымбетов подключился после кончины. До этого он занимался личными проектами. После в соавторстве со сценаристом Нурланом Санжаром был доработан и улучшен сценарий, внесены некоторые коррективы.

— Постараемся сделать все возможное, чтобы картина получилась достойной, — подчеркнул Ерлан Нарымбетов.

Атмосферно

О Петропавловске Искандер Нарымбетов говорил только хорошее.

— Есть в нем какая-то прелесть старины. Мы смотрели Павлодар, Уральск, но там, к сожалению, таких красивых исторически культурных зданий не сохранилось. А здесь нам понравилась атмосфера и интересная архитектура именно той эпохи — Царской России. Дом купца Халита Янгуразова подошёл идеально. Здесь почти полностью сохранены детали интерьера — нет пластиковых окон, видеокамер и других атрибутов современности. Всё это было бы сложно убирать и переделывать. Комнаты дома купца Янгуразова превратили в кабинеты генерал-губернатора Перовского в Омске и генерала Вишневского в Семипалатинске. Последний был призван для подавления восстания Кенесары Касымова. Он являлся начальником карательного отряда казаков. Небольшие эпизоды снимали во дворе Дома невесты и возле казахского музыкально-драматического театра им. Сабита Муканова (в фильме резиденция губернатора Перовского). Сюда Адольф Янушкевич приезжал, чтобы передать письмо от Кенесары Касымова генерал-губернатору Василию Перовскому, — делится кухней съемочного процесса сын режиссера.

Однако главный оператор-постановщик картины признается, что всё самое сложное еще только предстоит — батальные съёмки последнего боя Кенесары с царской армией. Основной объём работы пройдёт в Алматинской области.

— В кино иногда так бывает, когда нужно подстраиваться под реалии, — продолжает Искандер Нарымбетов. — Идеально, когда есть бюджет и мы строим специально декорации, а здесь просто воспользовались тем, что имеется. Конкретно для этой ленты на выделенные деньги был построен ансамбль декораций Кояндинской ярмарки еще в 2019 году. Сейчас он уже нуждается в реставрации. Сделаны кареты, телеги, фаэтоны того времени, проведена большая работа по пошиву костюмов. Потом пандемия и снова все встало. Цены взлетели просто до космических высот. В перерасчете расходы выросли, но, к сожалению, бюджет картины остался прежним. Сейчас есть возможность снимать на его остатки. Потом будет опять консервация до весны следующего года. За это время нам нужно предоставить отснятый материал в рабочем монтаже. Определим места в картине, где нужна компьютерная графика. Она вставляется для размножения какого-то бэкграунда.

Например, у нас будет объект сторожки Янушкевича, рядом две-три юрты, а нужен небольшой аул (снимать намерены на окраине Омска). Вдалеке должен виднеться город, его и "нарисуем". Еще необходимо поймать цветение маковых полей на финал: постаревший Янушкевич уезжает к себе на родину. Здесь тоже могут возникнуть сложности. "Дорисовать" компьютерной графикой, конечно, можно, но проще иметь настоящие цветы и потом их размножить, чем создавать каждый в отдельности. Раскадровку вклеивать придется, где сцен не хватает. На это предусмотрены дополнительные денежные вливания.

— Можно ли на скромный бюджет снять достойный фильм?

— Да, конечно, было бы желание. Хороший тому пример "Гибель Отрара" Ардака Амиркулова. При скромном бюджете картина получилась, действительно, качественной. Пусть не так массово, как Голливуд, но изобразить правдиво гибель Отрара Амиркулову удалось. Лента имела много хороших отзывов от критиков, — заметил Искандер.

О свободе и независимости

Говоря об основной задаче картины, Нарымбетов-младший повторил многократно сказанное в ряде интервью, что "Долгое эхо" — это третий фильм в своеобразной трилогии о героях, боровшихся за свободу и независимость для своего народа.

— Отец снял фильм "Мустафа Шокай". Это была первая картина исторического типа, в которой прослеживалась такая сюжетная линия. Мустафа Шокай, как Шиндлер (наверняка, помните знаменитый фильм "Список Шиндлера"). Мустафа также спасал от гибели людей. Вторая лента — "Аманат" повествовала об известном историке Ермухане Бекмаханове. Аманат — это "завет, завещание, послание, месседж". И аманат от деятеля "Алашорды" Халела Досмухамедова был дан Ермухану Бекмаханову, когда он был еще студентом — завещание изучить движение Кенесары. В итоге молодой историк написал диссертацию о борьбе хана Кенесары против царской России. Из-за нее в сталинские времена его отправили в ссылку в Сибирь, где он потерял здоровье. И сейчас получается третья картина в данном направлении — "Долгое эхо". Тематика прежняя, но уже через призму взгляда иностранного ссыльного — Адольфа Янушкевича. Исторически картина достоверна и основана на записках этнографа. Некоторые источники, которые мы использовали в работе, утверждают, что Янушкевич помог вылечить тяжело заболевшего Абая Кунанбаева. Возможно, если бы тогда он этого не сделал, Абай бы не написал своих гениальных произведений. Эту тему мы тоже затронули в картине.

Хочется, чтобы "Долгое эхо" посмотрела молодежь. К сожалению, сейчас подрастающее поколение кроме инстаграма, тик-тока и других социальных сетей мало чем интересуется. И это печально. А фильм как исторический посыл. Ведь если мы не знаем своего прошлого, мы можем не суметь построить светлое будущее. История начинается с корней, — кустистые брови Нарымбетова-младшего приподнялись кверху, показав собеседнику прямой взгляд чуть насмешливых глаз.

На большой экран фильм "Долгое эхо" предположительно выйдет осенью будущего года.

Фото автора

Наверх