Детям мигрантов и беженцев нужно обеспечить равный доступ к образованию - Балиева

31 Октября 2017, 18:56
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
из открытых источников 31 Октября 2017, 18:56
31 Октября 2017, 18:56
3617
Фото: из открытых источников

Комитет ООН по правам ребенка обеспокоен тем, что в казахстанские школы не принимают детей просителей убежища, беженцев или трудящихся мигрантов, которые не имеют действительных регистраций или документов. Об этом сказала депутат Мажилиса Парламента РК, уполномоченный по правам ребенка в РК Загипа Балиева в ходе круглого стола «Актуальные вопросы обеспечения равного доступа детей к среднему и дополнительному образованию в РК», передает корреспондент BNews.kz

Комитет рекомендовал Казахстану обеспечить всем детям, находящимся на его территории, возможность получения образования в обычных школах вне зависимости от правового статуса их родителей или наличия у них регистрации или других документов.

Общественная организация предлагает внести поправки в закон РК от 27 июля 2007 года «Об образовании», а именно разработать и утвердить правила получения общего среднего образования иностранцами и лицами без гражданства, постоянно или временно проживающими в РК. Это позволит охватить доступ к образованию в Казахстане всех детей родителей, которые оформили надлежащим образом свое пребывание в стране, гражданами которой они не являются.

«Конвенция о правах ребенка, которую ратифицировало наше государство говорит о том, что дети пользуются привилегированными правами, то есть ребенок не должен зависеть от родителей. Он где-то прописан или не прописан, является он беженцем, политическим беженцем, мигрантом. Ребенка это не должно волновать, все государства должны обеспечить ребенку наилучшие условия и если в нашем государстве есть такие дети, то наше государство должно стремиться к тому, чтобы соблюдать все их права и обеспечить доступ к образованию, лечению. Любой ребенок, проживающий на территории Казахстана, кем он бы не являлся, либо родители его являются мигрантами или беженцами, такой ребенок должен иметь права гражданина РК. Ребенок должен иметь одинаковые права на образование, лечение и досуг, потому что он ребенок», - сказала Балиева.

Результаты анализа закона указывают на определенную неконкретность их норм и положений в части доступа детей - не граждан Казахстана - к получению образования на территории страны, в том числе на наличие различных признаков коррупциогенности, создающих возможность совершения коррупционных правонарушений в указанной сфере правоотношений.

Как отметил доктор юридических наук Марат Когамов придание большей правовой определенности по вопросам доступа к образованию в Казахстане детей не граждан страны видится, прежде всего, в коррекции Закона РК «Об образовании», в котором отсутствует прямая правосубъектность Министерства образования на разработку и утверждение подзаконного акта по вопросам доступа к образованию не граждан страны, находящихся на территории Казахстана по разным причинам. Его просто нет в перечне 47 полномочий Министерства.

«В частности, в ст. 5 Закона РК «Об образовании» предлагается внести дополнение в виде отдельной нормы о том, что уполномоченный орган в области образования наряду с прочими полномочиями также наделяется выполнением определенных полномочий, которые позволят охватить доступом к образованию в Казахстане всех детей родителей, которые оформили надлежащим образом свое пребывание в стране, гражданами которой они не являются», - пояснил эксперт.

Следует заметить, что нормы правил не регулируют жизненные ситуации, когда речь идет о детях, родители которых не узаконили по разным причинам своего пребывания на территории Казахстана.

«С учетом вышеизложенного, законодателю и правоприменителям Казахстана необходимо безотлагательно принять во внимание рекомендации Комитета по права ребенка ООН», - подчеркнул он.

Наверх