Что делать родителям, если ребенок подвергся буллингу

15 Января 2020, 15:08
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Иллюстративное, ©, pixabay.com 15 Января 2020, 15:08
15 Января 2020, 15:08
6760
Фото: Иллюстративное, ©, pixabay.com

Зачастую родители не догадываются, что их ребенок подвергается травле (буллингу) или сам участвует в травле.

Каждый пятый казахстанский подросток 11-15 лет становится жертвой или участником буллинга ежемесячно.

Редакция BaigeNews.kz пообщалась с магистром в области психологии, автором и руководителем проекта профилактики деструктивного и суицидального поведения подростков TEENS Светланой Богатыревой, чтобы узнать, что делать родителям, если их ребенок подвергся буллингу.

Слово буллинг сегодня можно услышать всё чаще. Как известно, с агрессией, психологическим давлением, запугиванием, распространением сплетен, вымогательством и издевательством со стороны окружающих сталкиваются немало современных школьников.

Итак, что делать родителям, если ребенок подвергся буллингу? Как говорит Богатырева, необходимо постараться максимально выключить эмоции и посмотреть на ситуацию аналитически.

"Очень хочется пойти войной на обидчиков, их родителей, педагогов, но это только помешает всей ситуации, осложнит ее", - продолжает она.

Важно поговорить с ребенком, выразить ему максимальную поддержку, понимание и принятие.

"Расспросить о подробностях произошедшего – как это происходило, как долго продолжалось, кто был участником. Воздержаться от комментариев и советов – что в той ситуации надо было делать ребенку", - говорит Светлана.

Вместе с ребенком нужно собрать фактологическую базу - настолько полно, насколько это возможно.

Как рассказывает Светлана Богатырева, восстановить хронологию событий, сделать скриншоты переписок и публикаций, комментариев в социальных сетях, собрать испорченные вещи (если они есть), записи телефонных разговоров, видеосъемку событий. Найти свидетелей, которые готовы подтвердить факт и подробности произошедшего, зафиксировать у медиков физическое и моральное состояние ребенка – всё, что удастся добыть в качестве подтверждения, что событие (события) реально имело место.

"Вне зависимости от полноты собранных фактов (а может и вообще без их наличия) выйти на разговор с взрослым, который компетентен управлять тем детским коллективом, где происходит травля, с его формальным лидером. С классным руководителем, тренером, руководителем кружка и т.д. Спокойно изложить ему сложившуюся ситуацию, выразить желание сотрудничать и уверенность в том, что компетенции этого взрослого хватит для разрешения проблемы. Совместно наметить дальнейшие возможные действия, факторы воздействия на коллектив", - продолжает Богатырева.

Как подчеркивает Богатырева, буллинг проблема коллективная.

"Работать отдельно с агрессором и (или) жертвой не дает большого эффекта. Это может быть и беседа с коллективом с разбором случая, выражение нулевой терпимости к таким происшествием, создание группового договора о нормах общения в классе и т.п. Все это должен проводить тот самый компетентный взрослый, который управляет этим коллективом", - рассказывает Богатырева.

Как продолжает эксперт, в случае, если формальный лидер детского коллектива, с которым был начат диалог не идет на контакт, то нужно с той же фактологической базой выходить на уровень выше – к завучу или директору школы, спортивного или досугового центра, детского сада.

"При этом свой запрос необходимо излагать уже письменно – в доброжелательной форме, без эмоций, с изложением фактов, серьёзности своих намерений разобраться в проблеме и верой в конструктивную позицию руководства учебного или спортивного, досугового заведения", - говорит психолог.

Также, как отмечает Светлана Богатырева, если и на этом этапе понимание не будет найдено или решение вопроса будет затягиваться, то стоит и дальше продолжать действовать.

"Нужно принять решение о целесообразности нахождения ребенка в данном заведении и (или) о подаче документов, включая письменное обращение к руководству и их ответ, по инстанциям выше (управление образования, Министерство образования и науки, детский омбудсмен)", - говорит она.

Как подчеркивает эксперт, на всех этапах важно следить за эмоциональным и физическим состоянием ребенка, возможно принять решение о его временном непосещении заведения, где он испытывал травлю, или же о переводе его в другое учебное или иное заведение.

"Потому что приоритетом всегда является здоровье и душевное благополучие ребенка, а потом уже восстановление справедливости и доказательство правоты. Ребенок должен ощущать защиту и доброжелательное отношение родителей, что позволит ему быстрее прийти в себя", - говорит Светлана.

По мнению Богатыревой, в случае, если ребенок не может самостоятельно справиться с переживаниями от полученного негативного опыта (у него повысилась тревожность, развились страхи или депрессия, а может даже заикание или панические атаки) лучше обратиться к хорошему помогающему специалисту (психологу, психотерапевту), который поможет скорректировать эти последствия.

"Такие визиты лучше не откладывать, так как негативный опыт может еще долго портить человеку жизнь и даже перерасти в серьезный невроз", - отмечает Богатырева.

Как продолжает Богатырева, после разрешения ситуации родителю самостоятельно или при помощи специалиста надо подумать над тем, как усилить у ребенка умение конструктивно отвечать на агрессию и развить его навыки эмоционального интеллекта и эффективной коммуникации.

"Не стоит мучить ребенка и себя анализом "причин произошедшего" и искать в ребенке изъяны и места, где он был "сам виноват", прививая или закрепляя "комплекс жертвы". Отдавать в боевые виды искусства, чтобы "научился давать сдачи и стоять за себя" — не лучшая идея, так как ребенок может либо впоследствии сам стать источником травли и получить для себя весь букет негативных последствий агрессора, либо не рассчитать свои силы и даже совершить серьёзное правонарушение в какой-то момент, либо будучи новичком в секции подвергнуться там дополнительной травле со стороны более опытных спортсменов. Гораздо более дальновидно укрепить коммуникативные навыки ребенка, которые помогут ему быть успешным в различных коллективах в его будущей жизни", — продолжает Богатырева.

Проблема буллинга в казахстанских школах всё ещё актуальна, к примеру, на днях стало известно, что школьники в Алматинской области пожаловались на буллинг со стороны старшеклассников.

Старшеклассники опровергли все обвинения в свой адрес. Аким Ескельдинского района Алматинской области поручил разобраться, действительно ли учащиеся местной школы подвергаются буллингу со стороны старшеклассников.

Наверх