"Будет хуже или лучше?" Как алматинская трагедия повлияет на рост цен и бизнес

17 Января 2022, 20:43
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
"Будет хуже или лучше?" Как алматинская трагедия повлияет на рост цен и бизнес 17 Января 2022, 20:43
17 Января 2022, 20:43
9826

Как будут жить казахстанцы после беспорядков и погромов в Алматы - в материале BaigeNews.kz. Эксперты порассуждали, насколько сильно повлияют на экономику страны январские беспорядки, сможет ли бизнес оправиться и пойти дальше, подорожают ли продукты и недвижимость, и что ждет казахстанцев - кризис или улучшения?

Идет передел собственности

Алматинская трагедия дала толчок к серьезным изменениям в экономике, считает эксперт Эльдар Шамсутдинов. И они в основном позитивны в долгосрочной перспективе для населения.

"Я думаю, будет сильное перераспределение активов в связи с отъездом определенных "членов семей", их отходом от дел. Уже не так дорого нам все будет обходиться. "Сверхмаржа" уходит с рынка, это однозначно. Понемногу будет идти смена владельцев больших активов. И в целом политика будет более социально направленная. Никто не будет, как раньше, драть три шкуры. Хуже не станет. Показатели не снизятся, но внутри самого бизнеса происходят большие изменения. Особенно на больших уровнях. Идет передел рынка и очень большой, именно на крупном уровне. Чем он закончится, сложно прогнозировать, но в любом случае государство будет придерживаться социальной поддержки в первую очередь. В долгосрочной перспективе это все-таки более социальные реформы. Нельзя больше сидеть на трубе и получать деньги просто за то, что по ней бежит нефть. Этап первичного накопления капитала все-таки закончился", - сказал экономист.

Но шаг вперед все же будет сопровождаться краткосрочным кризисом, считает он.

"До конца года, особенно с учетом того, что не понятно, чем закончится пандемия, будет тяжело. Социально уязвимые слои населения нужно будет поддерживать. Плюс обнищание населения идет примерно с 2016 года, оно сейчас катастрофически усилилось. Высокий уровень закредитованности сохраняется. Даже пример, как люди занимались мародерством и что они тащили, это показывает", - сказал Эльдар Шамсутдинов.

Бизнес сможет восстановиться

Колоссальные убытки из-за погромов понес малый и средний бизнес, отмечает финансовый консультант Расул Рысмамбетов.

"Я общался с пострадавшими предпринимателями. Крупные сетевые выстояли, я думаю, они быстро оправятся. А небольшой бизнес, те, у кого есть пару магазинов и их разрушили, полностью вытащив товар, понесли большие потери. Поэтому сейчас надежда на поддержку государства. Что касается экономики в целом, я думаю, она не сильно пострадала. Кризис в экономике у нас итак последние 7-8 лет, и он усугубился двумя годами пандемии. На иностранные инвестиции это вряд ли повлияет, Казахстан никогда не был инвестиционно привлекательным. Было только интересно вкладываться долгие годы в сырье, добычу нефти, металлургии. Нефть и металл остались такими же привлекательными, как и раньше", - сказал Расул Рысмамбетов.

Эльдар Шамсутдинов считает, что пока рано говорить, насколько пострадал бизнес. Окончательно оценки еще нет.

"Все равно будут пересматривать, переоценивать. Потому что возникшей ситуацией могут воспользоваться и завысить оценку ущерба. Некоторые факты нужно будет перепроверять. Я бы еще не стал считать эти цифры окончательными. Во-вторых, пока непонятен порядок помощи государства. Либо это будет фискальная помощь - где-то освобождение по налогам произойдет, либо конкретные денежные вливания будут - еще вопрос, или это субсидирование кредитов будет", - сказал Эльдар Шамсутдинов.

Экономический обозреватель Сергей Домнин считает, что алматинская трагедия принесет два эффекта.

"Первый - непосредственно от беспорядков, которые в основном пришлись на Алматы, где сосредоточен МСБ и финансовый сектор. Безусловно неделя того, что можно было по старому назвать полным локдауном, очень значительно повлияла. Сам по себе простой в неделю и для многих сильно поврежденных (субъектов.- прим.авт.) этот простой будет чуть дольше. Поэтому некоторое краткосрочное замедление экономики вполне возможно. Но это в масштабах всей экономики будет, наверное, незаметно", - считает Сергей Домнин.

Другой эффект - положительный. Сейчас бизнесмены начнут восстанавливать свои объекты, а значит потребление некоторых услуг возрастет.

"Вставлять стекла, ремонтировать, устанавливать по новой системы безопасности. Все это будет инвестициями в основные средства. Мы увидим небольшой прирост основных средств в масштабах экономики. Насколько небольшой, судить сложно, сейчас в Алматы говорят о порядке 100 миллиардов тенге потерь. Половина этой суммы - как раз расходы, которые предстоит понести предприятием на создание основных средств. Тут вклад в экономику позитивный. Чтобы это потребить, нужно это произвести - внутри страны или импортировать. Это загружает транспорт. И вполне возможно, что потери ВВП которые понесли от разрушений, этим могут восполниться. (...) После войн даже самых разрушительных наступают периоды бурного роста", - сказал Сергей Домнин.

Государство будет контролировать цены на продуты и ГСМ

Президент поручил удерживать цены на ГСМ в течение 180 дней. За это время правительство должно решить проблему их постоянного удорожания. Также членам кабмина поручили контролировать цены на социально значимые товары.

"Не смотря на мой оптимизм, я не думаю, что правительство справится за полгода. Только месяц будут готовить планы, бюрократический аппарат остался тот же, поэтому вряд ли за полгода правительство справится. Через полгода можно ожидать некоторый рост цен", - считает Расул Рысмамбетов.

Но удерживать цены нужно, считает Эльдар Шамсутдинов, чтобы уменьшить социальную напряженность. И правительство будет это делать.

"За ГСМ точно будет контроль. Но если посмотреть опять же - бензин подорожал после алматинских событий. Цены все равно растут, за всеми не уследишь. Крайне сложная мера. Лучше, конечно, контролировать ее со стороны закупщиков, снижать количество перекупов. Так называемые, обязательные посредники. Я думаю, число их сейчас сократится порядком, будем надеяться на этот исход. На социально значимые товары по любому будет контроль цен, на продукты питания, особенно на товары первой необходимости. В любом случае будет регулирование, этой меры нужно придерживаться. Понятно, то рынок рынком, но у нас была трагедия и нужно социальное напряжение снимать", - сказал эксперт.

Да, все равно будут те, кто не попытается завышать цены на продукты.

"Будут отлавливаться на уровне базаров, больших сетей (те, кто завысит цены. - прим.авт.). Будут анализировать, является ли завышение искусственным. В 2015 году завалило перевал Кордайский, и там булку хлеба продавали за пять тысяч тенге. Понятно, что это была ситуативная вещь. И сейчас такие же моменты были в Алматы, когда 7 января хлеб продавали по 1000 тенге. Но таких моментов стало меньше, они снизились. И я думаю, что со стороны государства очень жестко будут пресекаться. Понятно, что они все проконтролировать не смогут, но, я думаю, основным участникам и крупным игрокам сигнал дан. Кто-то еще может из мелких нарушать установку, но в целом не будут", - считает Эльдар Шамсутдинов.

Сергей Домнин тоже считает, что пока государство сможет удерживать цены.

"Посмотрим какие механизмы будет выбирать правительство. Пока что речь о том, что будут удерживаться административно, существующим набором мер, когда устанавливают предельные цены. Будут пополняться стабфонды. Наверное, будет расширена оборотная схема. Когда мы говорим об инфляции - это не уровень цен. Это динамика того, как цены меняются. И в этом смысле мы увидим замедляющуюся инфляцию ровно потому что предыдущие несколько лет она была достаточно высокой. И достигнут высокий уровень цен, чисто статистически расти также интенсивно, по видимому, уже не будет. На это указывают цены и на энергоносители - сейчас на пике", - сказал Сергей Домнин.

Цены на недвижимость продолжат расти

Но что будет неизменно расти, так это цены на жилье, считают эксперты. И алматинские события не смогут остановить этот процесс, потому что есть много других факторов.

"Цены на жилье сформированы не сейчас. У нас увеличилось количество денег в экономике. Это все было и без событий, и вряд ли они эти цены изменят", - считает Расул Рысмамбетов.

К тому же темпы рождаемости остаются высокими.

"Мы знаем, что программы льготные заканчиваются все кроме ЖССБ. Он будет работать в том же режиме. Те у кого нет жилья, являются клиентами ЖССБ. Темпы ипотечного кредитования могут быть ниже чем в минувшем году, но все равно достаточно высокими. Что портфель ипотечный будет сокращаться, как мы это видели после кризиса 2008-2009 годов, говорить не приходится. Ипотека благодаря ЖССБ остается достаточно доступной населению. Это со стороны спроса. Со стороны предложения мы не видим динамичных темпов строительства, чтобы вводили больше 15 миллионов квадратов в год. Все равно предложения не поспевали. Весь спрос опрокидывался и на "вторичку". Цены будут расти, алматинские события не могут на это повлиять. Общий тренд на рост цен на жилье сохранится. Он может будет не таким, как в минувшем году, потому что весь этот ресурс, который могла на цены оказать история с ЕНПФ, уже оказала. Больше такого притока денег не будет. Цены будут расти естественным образом", - сказал Сергей Домнин.

Эльдар Шамсутдинов считает, что сейчас прогнозировать поведение людей на рынке жилья сложно.

"Жилье - это все-таки не продукт первой необходимости. Сейчас сложно, конечно, прогнозировать поведение людей и обвинить их в нерациональности, потому что кто-то попытается срочно все продать, кто-то покупать. Но в целом надеяться, что массовый отъезд спровоцирует удешевление недвижимости, не стоит. Потому что у нас, во-первых, коронавирус, и люди далеко уехать не смогут. Только высококлассные специалисты. Остальные будут сидеть, пока все это не закончится. Застройщикам, конечно, объяснили, что сейчас не стоит резко повышать цены. Это будет означать, что они будут строить малогабаритное жилье. Квадратура будет уменьшаться", - сказал Эльдар Шамсутдинов.

Подробную хронологию массовых беспорядков в Казахстане ранее озвучила Генпрокуратура. Как развивались события непосредственно в Алматы, читайте здесь.

Наверх