Банки не хотят кредитовать МСБ, казахстанцы не доверяют здравоохранению. На что еще обратил внимание Всемирный банк

29 Июня 2021, 15:33
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
inform.kz 29 Июня 2021, 15:33
29 Июня 2021, 15:33
4734
Фото: inform.kz

Очередной доклад Всемирного банка (ВБ) об экономике Казахстана обсудили эксперты в ходе круглого стола, передает BaigeNews.kz. Материал с заголовком "Переломный момент кризиса COVID-19" опубликован на официальном сайте банка.

Сообщается, что после сильнейшего за последние 20 лет спада рост реального ВВП Казахстана восстановился в третьем квартале 2020 года и продолжился в первом квартале 2021 года. Но несмотря на улучшение экономической активности, реальный ВВП в первом квартале 2021 года был на 1,5 процента ниже, чем в первом квартале прошлого года.

Малоимущие казахстанцы не могут найти работу

Восстановление экономики напрямую зависит от занятости населения. В ходе исследования международные аналитики обратили внимание на статистику по безработице и сравнили темпы занятости населения с начала пандемии между работниками с высокими и низкими доходами.

"Мы спрашивали респондентов, получили ли они работу или возвращаются ли они на работу в этом месяце. Интересно отметить, что почти все лица со средними и высокими доходами вернулись на рынок труда. Но, к сожалению, ситуация отличается для малоимущих слоев населения. Мы видим рост с недавнего времени, но все равно примерно 20-25 процентов людей из 40 процентов людей из категории с нижними доходов отмечают, что им все еще нужно сводить концы с концами. Около 40 процентов отмечают, что не могут купить еду, 25 процентов заявляют, что не могут оплатить счета за комуслуги. Примерно 35 процентов отмечают, что им пришлось взять деньги в долг, чтобы обеспечить себя средствами к существованию. Это, собственно, процессы восстановления. Для нас они не только интересны, их очень важно отслеживать - они влияют на траекторию восстановления экономики", - выступил постоянный представитель ВБ в Казахстане Жан-Франсуа Марто.

И еще одна интересная фраза от экспертов Всемирного банка: "Цены на продукты поднимаются во всем мире и это может сказаться на Казахстане".

Аналитики отмечают, что Казахстан может воспользоваться ростом мирового спроса на продовольствие, но ему необходимо нарастить производственный потенциал для экспорта продукции сельского хозяйства и животноводства, в том числе путем привлечения прямых иностранных инвестиций, повышения качества и стандартов экологической устойчивости и улучшения систем снабжения.

Большая часть населения не доверяет системе здравоохранения

Программа вакцинации от COVID-19 в Казахстане набирает темп, но для достижения цели по вакцинации Правительству РК необходимо приложить дополнительные усилия. Правительство развернуло общенациональную кампанию по вакцинации в феврале 2021 года, планируя охватить вакцинацией около 10 миллионов человек, отнесенных к целевой группе, к сентябрю этого года.

"Из результатов опроса, которые мы провели в апреле, 64-68 процентов респондентов отмечают, что не заинтересованы в вакцинации. Основными причинами являются отсутствие доверия к вакцинам и системе здравоохранения. И мы подумали, что это срочный вопрос, который необходимо решить. Нужно рассмотреть пути по разработке более эффективной информационной кампании", - отметил Жан-Франсуа Марто.

В ходе круглого стола также стало известно, что прогнозы ВБ отличаются от прогнозов Правительства РК.

"В этом году рост экономики составит 3,2 процента, что ненамного отличается от прогнозов Правительства. Их прогноз составил 3,4-4 процента, в следующем году - 3,7 процента. Ненефтяная экономика будет восстанавливаться хорошими темпами, в этом году особенно в свете восстановления экономической деятельности, увеличения производства в промышленности. Улучшается сектор услуг. Нефтяной сектор последует за этими секторами и будет наращивать темпы производства", - прогнозируют эксперты Всемирного банка.

Казахстану стоит аккуратно относиться к переходу на декарбонизацию

Детально участники обсуждения остановились на курсе декарбонизации страны. Однозначно, что глобальные темпы перехода на низкоуглеродную экономику могут повлиять на поставщиков в нефтяном секторе Казахстана. Однако назвать примерную сумму расходов и ответить, кто будет их нести, никто пока не может.

"У нас нет всех ответов на этот вопрос. Однозначно, что переход на газ будет иметь положительное воздействие в плане возможности экспорта в ЕАЭС, повышения конкурентоспособности. Но учитывая текущую ситуацию Казахстана, переход на газ повлечет за собой расходы для Казахстана и расходы будут нести и сами предприятия - энергопроизводители. Правительство совместно с другими международными финансовыми институтами разрабатывает подробный план того, как выполнить эти обязательства по зеленому переходу и обязательство по изменению климата. Также важно сохранение конкурентоспособности Казахстана на рынке ЕАЭС. Мы пока не знаем, кто будет за это платить, но скорее всего это будет комбинация - все будут в этом участвовать. Нам стоит аккуратно относиться к такому переходу, чтобы не было негативного воздействия на население", - говорит Жан-Франсуа Марто.

Вице-министр национальной экономики РК Алибек Куантыров, участвовавший в обсуждении, также согласился, что переход на декарбонизацию не должен стать бременем для населения и бизнеса.

"У нас очень амбициозные цели по декарбонизации и повышению доли альтернативных источников энергии в структуре генерирующих мощностей. Мы взяли на себя обязательство добровольно достичь этих целевых показателей до 2060 года. Но такой переход не должен быть обременением для населения и бизнеса. Сложно ответить, как это сделать, даже для европейских стран, которые в достаточной степени декарбонизированы. Нам нужно найти оптимальную комбинацию мер того, как это реализовать. Потому что есть щепетильный вопрос и очень тонкая грань, которую нам не стоит пересекать. Нужно найти баланс между энергоэффективностью и покупательской способностью предприятий и населения. Металлургический комплекс - это наше конкурентное преимущество и нам не стоит полностью отходить от них", - отметил Алибек Куантыров.

Банки не хотят кредитовать малый и средний бизнес

Старший экономист Всемирного банка Мариана Иути де Паива Диас сделала интересное наблюдение. Она отметила, что коммерческие банки продолжают держать добровольные ликвидные активы в Национальном банке РК. Несмотря на избыток ликвидности, банки все еще не расположены к увеличению кредитования бизнеса отчасти из-за слабого роста и, возможно, высокого риска неплатежеспособности.

"Несмотря на тот факт, что государство задействует огромные ресурсы для того, чтобы дать толчок и помочь МСБ, Что мы наблюдаем в реальности? Динамика МСБ в Казахстане пока что очень низкая, и они в основном сконцентрированы на секторах с низкой производительностью, с низкой добавленной стоимостью. Хотя есть возможность повышения производительности в других секторах", - считает Мариана Иути де Паива Диас.

В свою очередь советник председателя Национального банка Казахстана Олжас Тулеуов заявил, что сейчас порядка 50 процентов всего объема средств поддержки экономики со стороны государства приходится на Нацбанк. Но с 2023 года Нацбанк начнет поэтапный выход из антикризисных программ.

"Если говорить об объемах финансовой поддержки, которая была оказана со стороны Нацбанка экономике, то в рамках программы экономики простых вещей, было выделено порядка 600 миллиардов тенге, после этого данные объемы были повышены до одного триллиона тенге. Помимо этого Нацбанк также выделил 600 миллиардов тенге изначально для того, чтобы была возможность кредитовать оборотный капитал субъектов малого и среднего бизнеса. На данный момент объем поддержки также был повышен до 800 миллиардов тенге", - рассказал Тулеуов.

Факторы риска для Казахстана

Краткосрочные риски для перспектив роста по-прежнему смещены в сторону понижения.

Три главных понижательных фактора риска для базового прогноза роста включают следующее: во-первых, пандемия еще не закончилась. Последняя волна заражений вместе с медленным проведением вакцинации может привести к необходимости введения более продолжительных ограничений передвижения.

Во-вторых, рост инфляции в крупных передовых экономиках может заставить центральные банки начать сокращать поддержку ликвидности для рынков, что может привести к ужесточению мирового финансового положения. Эта динамика может замедлить восстановление передовых экономик и ограничить спрос и цены на сырьевые товары, так как уровень производства на основных рынках казахстанского экспорта все еще намного ниже допандемийного максимума.

В-третьих, по мере выхода компаний из кризиса неплатежеспособность компаний и массовые увольнения, которые были приостановлены благодаря мерам поддержки во время пандемии, могут резко усилиться после свертывания мер поддержки. В пессимистичном сценарии это может вызвать банкротства, ударить по доходам, привести к росту бедности.

Кроме того, резкий рост операций с недвижимостью и цен на жилье, вызванный ипотечным кредитованием в 2021 году, может привести к перегреву рынка недвижимости, потенциально ухудшить баланс банковского сектора и еще больше ограничить рост кредитования.

Что необходимо предпринять?

Повестка политики Казахстана в кратко- и среднесрочной перспективе должна быть сосредоточена на улучшении среды, в которой работают предприятия, и стимулировании модернизации предприятий.

Срочные меры политики по повышению производительности на уровне предприятий должны включать:

1. Усиление конкуренции на товарных рынках путем устранения барьеров для конкуренции, чтобы более продуктивные предприятия могли расти быстрее.

- продвижение принципов конкурентной нейтральности на рынках;

- снижение использования неконкурентных методов присуждения контрактов, обеспечивая при этом справедливость и прозрачность.

2. Укрепление системы стимулирования иностранных инвестиций.

- пересмотр полномочий агентства по стимулированию инвестиций Kazakh Invest, чтобы оно было сосредоточено, главным образом, на стимулировании инвестиций, а также поддержке политики и налаживании связей между ПИИ и местными частными компаниями;

- совершенствование механизмов управления Kazakh Invest, улучшение его договора об оказании услуг с Комитетом по инвестициям, обеспечение большей согласованности в повседневном операционном управлении агентства.

3. Укрепление инновационного потенциала предприятий.

- устранение разрозненности в структуре реализации политики в области науки, технологии и инноваций;

- расширение управленческого потенциала путем улучшения услуг консультирования по вопросам менеджмента для МСБ;

- распространение внедрения производственных технологий путем расширения существующих пилотных проектов по программам развития поставщиков;

- стимулирование инноваций путем развития сотрудничества науки и бизнеса и потенциала служб коммерциализации технологий;

- устранение пробелов финансирования для технологических стартапов и объединение финансирования ранней стадии с нефинансовой поддержкой;

- облегчение доступа к нематериальной инфраструктуре, например, к услугам поддержки.

4. Пересмотр существующих программ поддержки бизнеса, чтобы обеспечить более благоприятные условия для устойчивого восстановления экономики.

- проведение обзора государственных расходов по существующим программам поддержки субъектов предпринимательства;

- пересмотр критериев адресности, применяемых существующими программами поддержки бизнеса, чтобы первоочередное внимание уделялось росту предприятий, а не выживанию предприятий;

- обеспечение связи программ поддержки бизнеса с общей политикой (в частности, с политикой поддержки зеленого роста и цифровизации);

- введение эффективной системы мониторинга и оценки, которая будет служить основанием для принятия основанных на доказательствах мер политики;

- укрепление институциональной основы для реализации политики поддержки субъектов предпринимательства.

Реализация такого комплексного пакета реформ по производительности потребует тесной межведомственной координации и поддержки в сфере политической экономии, считают эксперты ВБ.

Наверх