Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, +6 ℃
  • Алматы, +9 ℃
  • Шымкент, +14 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

 
   < 2020
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс


Бахытжан Ертаев: как создавалась сильная армия страны-миротворца | BaigeNews.kz 15 июня, 2020, 17:33
7842

Бахытжан Ертаев: как создавалась сильная армия страны-миротворца

В те годы каждого из военных Казахстана волновал вопрос дальнейшей судьбы армии.

После распада СССР и обретения независимости Казахстану пришлось создавать собственную армию. О том, какие трудности стояли в процессе создания боеспособной армии нового суверенного государства и как их преодолевали в интервью корреспонденту BaigeNews.kz рассказал человек, который стоял у истоков образования Вооруженных сил Казахстана – депутат Мажилиса РК V и VI созывов, член Комитета палаты по международным делам, обороне и безопасности, генерал-лейтенант, Народный герой Казахстана Бахытжан Ертаев.

У меня есть Родина

— Бахытжан Ертаевич! Независимости нашей страны уже почти тридцать лет. Вы являетесь ветераном Афганистана, кадровым военным, генерал-лейтенантом. Можете рассказать, что вам больше всего запомнилось из того времени?

— Безусловно, в первую очередь, каждого из военных Казахстана волновал вопрос дальнейшей судьбы армии. Практически каждый день тех первых дней независимости запоминался в памяти. Будучи командиром полка в немецком городе Потсдаме, я первым из Западной группы войск (ЗГВ) начал вывод своей части из этой страны. И врезалось в память тот момент, когда мне сказали: "Ну что, по приказу вышестоящего штаба ваш полк выходит первым!". И помню, как будучи командиром 64-го мотострелкового Слуцко-Померанского Краснознаменного орденов Суворова и Кутузова полка одним из первых в 35-й Красноградской Краснознаменной мотострелковой дивизии вывел в 1991 году свою часть из Германии. Так, с развала Советского Союза запомнились мне те дни.

Все мы, конечно, стремились домой. Я прибыл в Казахстан, а что дальше? Также запомнилось, когда наш Первый Президент, Верховный главнокомандующий Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал так: "Мужчина принимает присягу один раз!". И вот тогда я, принявший присягу на верность новому государству, запомнил это на всю жизнь. Этой присяге буду верен до конца, в ней много священных слов. Мы, казахстанцы, на тот момент стали лидерами для всех стран СНГ в важнейшем деле сохранения имеющихся военных кадров, приняв все необходимые меры для создания собственных Вооруженных Сил.

В памяти каждого военного остаются его первые звания, первые команды… Я рад, что первым, кто возглавил наши Вооруженные Силы, стал наш кахарман №1, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант (в последующем он стал первым казахом — генералом армии) Сагадат Кожахметович Нурмагамбетов, который сначала в октябре 1991 года стал председателем Государственного комитета обороны, а в мае 1992 года — первым министром обороны Республики Казахстан.

Для военного человека это по-особому незабываемые моменты, когда 16 декабря 1991 года ты с огромным облегчением выдыхаешь слова: "У меня есть родина, мой независимый Казахстан!". Другой момент, это когда ты принимаешь присягу и начинаешь служить своей Родине, наконец обретшей государственную независимость!

На острие исторической задачи

— Какие задачи нужно было решать для обеспечения обороноспособности страны, и что было сделано в первые годы независимости?

— Задач было очень много. И это меня окрыляло, ведь это означало, что ты стоишь на острие выполнения задачи, фактически боевой задачи! Означало, что ты являешься солдатом этой Родины и тебе доверяют командовать. С другой стороны, тебе оказывают большую честь остаться в истории создания Вооруженных Сил!

Руководство государства решило вопрос о создании армии последним из стран СНГ, до последнего момента отстаивая принцип коллективной безопасности. Только 7 мая 1992 года президентским указом были созданы Вооруженные Силы суверенного Казахстана.

Когда встали вопросы защиты территориальной целостности страны, и кто возглавит оборонное ведомство страны, у Главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева было только одно решение: "Министром обороны назначить умудренного опытом Сагадата Кожахметовича Нурмагамбетова".

У нашей страны не было опыта строительства своей армии, надо было по крупицам собирать его. Талант, опыт, глубокие знания, цельность, широта мышления, прагматичный рациональный подход к решению любой задачи и другие качества военачальника генерала армии Сагадата Нурмагамбетова оказались как нельзя кстати в строительстве наших Вооруженных Сил.

Офицеры и генералы советской закалки

— Стоит отметить, что мы не с пустого места начали создание армии.

Большинство из перешедших в Вооруженные Силы Казахстана соединений и частей было боеспособным, с богатыми боевыми традициями, с вооружением и боевой техникой, в большинстве своем новейших образцов. Офицеры и генералы получили подготовку и прошли необходимую практику в Советской Армии. Именно они составили основной костяк и внесли заметный вклад в строительство армии суверенного Казахстана.

Поэтому в первую очередь, нужно было сохранить офицерский и командный состав частей, дислоцированных в Казахстане и суметь защитить конституционные права нашего государства, его территориальную целостность. Чтобы наш народ смог спокойно заниматься строительством новой страны. И это налагало на нас, молодых офицеров, большую ответственность. Например, в 1992 году нынешнему генерал-лейтенанту Абаю Тасбулатову доверили тогда создание военной системы образования, он возглавил Алма-Атинское Алма-Атинского высшее общевойсковое командное училище (АВОКУ), а затем стал руководителем и Военной академии Вооруженных Сил РК, созданной на основе АВОКУ.

Для решения острых текущих кадровых вопросов Сагадат Кожахметович сразу назначил главным "кадровиком" – начальником управления кадров Государственного комитета обороны опытнейшего военного идеолога и педагога, подполковника Тауланова Сабита Сауменовича. Он стал генералом уже в 1994 году и продолжал успешно курировать кадровое направление в Минобороны до 1999 года, а сейчас воспитывает достойных юных казахстанцев со всей республики в специализированном лицее военного типа "Арыстан" под Алматы.

Остро стал вопрос сохранения той боевой техники, которая у нас осталась, а также боеготовности армейских соединений. И мне, тогда подполковнику, доверили руководить 68-й мотострелковой Новгородской Краснознамённой дивизии в тогдашней Талдыкорганской области. Это одна из самых больших дивизий в Казахстане, соединения которой дислоцировались также и в Алматы, Жаркенте, Сарыозеке и других местах. Я гордился этой выпавшей на мою долю ответственностью и делал все, чтобы оправдать доверие руководства.

Благодаря такой мудрой политике нашего Первого Президента, который доверил нам формирование армии независимого государства, армия Казахстана стала лидером по боеготовности, технической и кадровой оснащенности в Центрально-Азиатском регионе. Несмотря на тяжелые экономические условия, дивизия, которой я тогда командовал, провела полномасштабные военные учения с полным выводом всего состава армейских соединений, такие учения даже в советское время в Казахстане не проводились. Иными словами, мы старались даже в первые годы независимости поддерживать на высоком уровне боеспособность казахстанских войск.

Военная доктрина и крылатые слова о присяге

— Для политического руководства республики, и для казахстанских военных специалистов совершенно очевидным был тот факт, что армия является обязательным атрибутом государства. Поэтому подготовительные работы по сбору и обобщению материалов, связанных с разработкой законодательной и нормативно-правовой базы для создания и строительства казахстанской армии, проводились заблаговременно.

Первоочередной работой была также определена подготовка Военной доктрины Республики Казахстан. В ее разработке принимали участие генералы Сейлбек Алтынбеков, Мухтар Алтынбаев, полковники Владимир Данник, Петр Черкашин, Сабит Тауланов, Ким Серикбаев и ряд других военных экспертов. Общее руководство подготовкой доктрины осуществлял министр обороны.

Первая военная доктрина была одобрена Верховным Советом и 11 февраля 1993 года Президент РК уже подписал постановление №1094 "Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан".

До этого 19 января 1993 года был принят Закон РК "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", где дается не только определение всеобщей воинской обязанности, но и раскрываются принципы комплектования Вооруженных Сил, устанавливаются воинские звания и воинские должности, а также права должностных лиц в отношении порядка назначения на должности всех категорий военнослужащих.

Во всем этом, конечно, проявилась и особенная военно-политическая грамотность нашего первого министра обороны Сагадата Кожахметовича Нурмагамбетова. Страны СНГ брали с нас пример в деле поддержания боевой готовности войск! Мы с коллегами вместе, как говорится, в одном строю решали эти насущные вопросы.

Еще раз повторю, что в военном строительстве наше государство опиралось, прежде всего, на плечи тех опытных офицеров и командиров, которые имели опыт руководства большими войсковыми соединениями в советское время, многие из них имели боевой опыт службы в Афганистане.

Тут особо нужно отметить тот момент, что ряд стран СНГ в 90-е годы сразу поспешили принять собственный текст присяги, вследствие чего для службы в их Вооруженных силах советским офицерам нужно было присягать еще раз. В то время как в Казахстане утвердили положение, по которому сохранялась в силе прежняя присяга Советскому Союзу.

По этому поводу Первый Президент Казахстана жестко сказал, что "мужчина принимает присягу один раз!". Это высказывание сразу разлетелось среди наших земляков-офицеров, большинство из которых вернулись в Казахстан, услышав эти ставшие крылатыми слова нашего Елбасы. Именно эти слова и принятый 25 августа 1992 года соответствующий Указ Президента РК №870 "О военной пpисяге" стали катализатором возвращения и переезда многих советских офицеров из стран СНГ в Казахстан.

В этом указе как раз и есть такая оговорка: "…Привести к присяге граждан, призванных на военную службу в ряды Вооруженных Сил Республики Казахстан, и курсантов военно-учебных заведений, ранее не принимавших военную присягу. …Освободить от принятия военной присяги военнослужащих, проходящих военную службу на территории Республики Казахстан и ранее принявших ее, если не пожелают принять военную присягу повторно…".

Вот так мудрая политика Нурсултана Назарбаева способствовала укреплению обороноспособности нашей армии. Именно благодаря этой выверенной и духовно точной политике в Казахстан с разных уголков бывшего Советского Союза приехали не только уроженцы Казахстана, но и многие другие опытные советские кадровые военные, когда услышали, что в Казахстане создается своя боеспособная, всячески поддерживаемая государством армия, где присяга Советскому Союзу признается действующей.

Про рыцаря безъядерного Казахстана

— Почему Казахстан отказался от ядерного оружия и как на это отреагировали военные Казахстана?

— Надо сказать, что будучи председателем казахстанского общественного объединения "Ветераны вооруженных сил" и вице-президентом Международного консультативного Комитета организаций офицеров запаса и резерва (МКК), я совместно с казахстанской делегацией поехал в Австрию на международную конференцию МКК, которая проходила 23-25 мая 2012 года в Вене в рамках международной акции "Миссия мира и дружбы". Там встал вопрос о присвоении учрежденного первого международного ордена "За рыцарство". Представители 25 государств из стран Западной, Центральной и Восточной Европы, Азии и Ближнего Востока предлагали, естественно, своих лидеров и президентов.

В свою очередь, я нажал свою кнопку под счастливым номером семь и сказал: "Безусловно, все вы являетесь патриотами своей Родины, все вы любите своих президентов. Каждый из вас хочет, чтобы эту награду получил ваш президент. Я никак не оспариваю предложенные кандидатуры, но хочу сказать о нашем Президенте. Скажите, кто из ваших президентов отказался от самого страшного, ядерного оружия на Земле? Кто закрыл ядерный испытательный полигон?". В зале стояла тишина. Я продолжил: "Наш президент объявил о закрытии Семипалатинского ядерного полигона и о том, что Казахстан обрел статус безъядерной державы". Здесь зал дружно зааплодировал нам, решение было принято единогласно.

Вот таким образом наш Президент стал первым обладателем почетного международного ордена "За рыцарство" и звания "Рыцарь мира №1". Мы привезли этот орден в Казахстан, и 16 июля 2013 года во Дворце Мира и Согласия в присутствии представителей 28 стран этот орден был вручен Нурсултану Назарбаеву через министра обороны Казахстана Адильбека Джаксыбекова. Большую помощь в проведении в Астане этого памятного заседания оказал Умирзак Естаевич Шукеев, тогда он был председателем правления АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына".


Подчеркну, что орденом "За рыцарство" награждаются руководители государств, проявивших наибольшее внимание к ветеранским организациям, вносящих большой вклад в ветеранские движения, помогающих вооруженным силам, ветеранам и детям семей военнослужащих, а также лидеры ветеранских организаций. И не буду скрывать, МКК наградило и меня через несколько лет этим орденом, седьмым по счету.

Тут стоит отметить, что всему миру известны антиядерные инициативы Казахстана, результатом которых в 2015 году стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации построения мира, свободного от ядерного оружия. Казахстан, как одна из стран, пострадавших от ядерных испытаний, твердо стоит на позиции полного неприятия и отказа от испытаний и применения ядерного оружия. Эту позицию еще до обретения независимости, 29 августа 1991 года решительно обозначил Первый президент нашей страны — Елбасы Нурсултан Назарбаев, своим Указом закрывший крупнейший в мире полигон для испытаний ядерного оружия в Семипалатинской области. Именно благодаря этой инициативе Организация Объединенных Наций поддержала предложение Казахстана объявить 29 августа — день, когда Нурсултан Назарбаев подписал Указ о закрытии Семипалатинского ядерного испытательного полигона — Днем международных действий против ядерных испытаний.

Ведь, если вспомнить, после провозглашения независимости в декабре 1991 года Казахстан оказался государством, располагающим четвертым по мощности ядерным арсеналом в мире. Нурсултан Назарбаев в этой ситуации проявил государственную мудрость, отказавшись от искушения быть руководителем ядерной державы.

"Я считаю, Казахстан, который закрыл полигон и отказался от ядерного оружия, помог вздохнуть свободно всему человечеству. Такое оружие могло попасть в руки террористов. Поэтому, мы приняли взвешенное решение убрать эти ракеты, а дальние бомбардировщики поменять на военные самолеты, которые нам нужны были и на военную технику, а также продать топливо, находящееся в боеголовках ядерных ракет, получить деньги за это и получить инвестиции", — так сказал Нурсултан Назарбаев в интервью японскому информационному агентству "Киодо Цусин" в ноябре 2016 года.

В итоге, с помощью США и России последний ядерный заряд был уничтожен на бывшем Семипалатинском полигоне 7 мая 1995 года, а 29 июля 2000 года на том же полигоне была взорвана последняя штольня для проведения ядерных испытаний.

Отказавшись от ядерного оружия, Казахстан получил моральное право выступать на международной арене с мирными инициативами, гарантии безопасности от ядерных держав, помощь от этих государств в ликвидации последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, большое доверие мирового бизнес-сообщества.

Посмотрите на наш флаг — чистое, мирное, голубое небо и золотом солнце горит на нем! И орел под солнцем летит, сохраняя благополучие народа. Мы мирная и безъядерная держава, сумевшая первой в мире отказаться от чудовищного оружия, и в этом наша сила!

Миротворцы ООН. История "Казбата"

— Создание "Казбата". Как и почему он был создан? В каких миссиях ООН участвовали бойцы "Казбата", существует ли Казбат на сегодня?

— "Казахстанский миротворческий батальон" или сокращенно "Казбат" был сформирован на базе третьего десантно-штурмового батальона 35-й отдельной десантно-штурмовой бригады, который был дислоцирован в городе Капчагай (ныне Капшагай). "Казбат" был создан на основании директивы министра обороны распоряжением от 31 января 2000 года № 116 "О создании Казахстанского миротворческого батальона".

Мы не можем стоять в стороне от мировых событий. Мы состоявшееся государство и с нами считаются. Мы уже вошли в 50 лидирующих государств мира, поэтому негоже стоять в стороне и мы должны участвовать в миротворческих делах. Тогдашний министр обороны Даниал Кенжетаевич Ахметов в то время подчеркивал при создании "Казбата", что это большая ответственность. И я, будучи главным генерал-инспектором Вооруженных Сил РК, лично беседовал и принимал в Капшагае каждого бойца "Казбата", понимал, что поскольку казахстанские миротворческие силы будут действовать в дальнем зарубежье, нужно каждый подготовительный аспект миротворческой деятельности отработать с особой тщательностью. Некоторые бойцы "Казбата" знали даже по несколько языков, таков был высочайший уровень требований, это помимо боевой подготовки.

Миротворчество имеет большое значение для продвижения позиций и авторитета Казахстана на международной арене, и участие в миротворческой деятельности на практике доказывает приверженность нашей страны сохранению международного мира и стабильности.

Выполнение задач в операциях по поддержанию и восстановлению мира возлагается на специально подготовленные по международным стандартам подразделения Вооруженных Сил РК. Их участие в миротворческих операциях осуществляется на основании решения Парламента Республики Казахстан, принимаемого в соответствии с Конституцией, законодательством Республики Казахстан и ратифицированными международными договорами.

"Казбат" являлся миротворческим формированием, предназначенным для выполнения обязательств Республики Казахстан по поддержанию международного мира и безопасности.

За период своего существования, в реализацию международных обязательств Казахстана с августа 2003 года по октябрь 2008 года инженерно-саперный отряд "Казбата" выполнял миссию в Ираке в составе Стабилизационных сил коалиции. На него были возложены задачи по поиску и обозначению на местности неразорвавшихся боеприпасов, их уничтожение, оборудование пунктов водоснабжения.

С начала своей миссии, отрядом было обезврежено свыше четырех миллионов взрывоопасных предметов, очищено для питьевых нужд около семи тысяч кубометров воды. Для сил безопасности Ирака подготовлены более 500 специалистов по уничтожению взрывоопасных предметов, в том числе 70 специалистов полевого водоснабжения. Врачами отряда оказана медицинская помощь более пяти тысячам человек местного населения, в основном женщинам и детям, пострадавшим от терактов. Всего за время миссии проведено девять ротаций, участие в ней приняло около 300 военнослужащих ВС РК.

В 2018 году Казахстанский миротворческий батальон "Казбат" был преобразован в Казахстанский миротворческий полк — "Казполк". Сформированная на базе Казахстанского миротворческого полка первая казахстанская миротворческая рота была развернута в секторе "Восток" миссии "Временные силы ООН в Ливане" в Ливанской Республике в составе индийского батальона 31 октября 2018 года (период ротации — шесть месяцев).

В состав роты входит 120 военнослужащих, включая двух штабных офицеров в штабе индийского батальона (офицер оперативного планирования и офицер по логистике). В рамках мандата ООН рота выполняет следующие задачи в своей зоне ответственности: пешее и мобильное патрулирование, организация работы блокпостов, охрана баз и ежедневная боевая подготовка личного состава, незадействованного для проведения операций. Ежедневно индийскими и казахстанскими миротворцами совместно выполняются не менее 50 задач.

В настоящее время идет подготовка к очередной ротации — уже 4-я сводная Казахстанская миротворческая рота готовится к направлению в миссию ООН в Ливане. За время прохождения службы в миротворческой миссии профессионализм наших миротворцев был отмечен как нашими индийскими коллегами, так и руководством ООН.

Койки и обмундирование для соседей

— Казахстан неоднократно помогал соседям, предупреждая вооруженные конфликты. В частности, можно вспомнить Баткенские события 1999 года на западе Кыргызстана, когда боевики пытались через Таджикистан прорваться в Узбекистан. Ваш комментарий этих событий?

— В то время я исполнял обязанности министра обороны Казахстана. На одном из выездных совещаний в Бишкеке, в котором принимали участие главы государств и представители военных ведомств, вместе с Нурсултаном Абишевичем принимал участие и я. Тогда президентом Кыргызстана был Аскар Акаев. И когда у уже после совещания мы все стояли в аэропорту, он провожал нашу делегацию и в разговоре с Нурсултаном Назарбаевым попросил в связи с Баткенскими событиями о помощи своим военным у нашего Верховного Главнокомандующего. А Елбасы показал ему в мою сторону, промолвив, "вон стоит же Бахытжан Ертаев, исполняющий обязанности министра обороны, все вопросы по военному сотрудничеству — к нему!". Договорились, что начальник Генштаба Вооруженных сил Кыргызстана, генерал-майор Эсен Топоев (затем он стал министром обороны Кыргызстана) вышлет соответствующую телеграмму.

Проходит месяц и приходит телеграмма по каналам секретной связи. Согласовав необходимые объемы, мы отправили запрошенную помощь военнослужащим Кыргызстана, задействованным в операциях против боевиков Исламского движения Узбекистана. Это была, в основном, материально-техническая помощь, касающаяся снабжения кыргызских воинов, в основном койки, постельные принадлежности, шинели, другое обмундирование и тому подобное, поскольку в те годы тяжело было с военным снабжением у наших соседей. Хотя мы, со своей стороны, были готовы оказать Кыргызстану помощь как казахстанскими военными подразделениями, так и боевой техникой с оружием.

Между тем, мы очень тесно сотрудничали и по другим вопросам, проводили консультации по системе ПВО, например. На сегодня также продолжается самое тесное сотрудничество, немало кыргызских военнослужащих обучаются в наших высших военных учебных заведениях, а также в Беларуси и России.

Также отмечу, что в Кыргызстане имеются ветераны-офицеры, имеющие большой боевой опыт, в том числе и в Афганистане, с молодым поколением они также держат хорошую связь, как и мы. Мы сильны, когда держимся вместе и помогаем друг другу!

Образцовая внешняя политика

— Казахстан неоднократно выступал в функции миротворца во внешней политике. Как прокомментируете эти направления деятельности Казахстана?

— Скажу, что успешно проводимая внешняя политика Казахстана полностью подтверждает миролюбивый курс нашего государства.

Президент страны Касым-Жомарт Токаев недавно отметил, что отношения Казахстана с Российской Федерацией являются эталоном межгосударственных связей.

Также, успешно функционирует Евразийский экономический союз, развивается всестороннее стратегическое партнерство с Китайской Народной Республикой, динамично развивается сотрудничество с ЕС, СНГ, Турцией, Ираном, странами Арабского Востока и Азии.

Казахстан достойно завершает свою миссию в Совете Безопасности ООН.

Астанинский процесс по Сирии стал практически единственным эффективно работающим форматом переговоров по мирному урегулированию и выходу этой страны из кризиса.

Тем самым, проводимая внешняя политика Республики Казахстан продвигает национальные, миротворческие интересы нашего государства на мировой арене.

ОДКБ и НАТО. Противоречия отсутствуют

— Как вы расцениваете сотрудничество военных Казахстана как с НАТО, так и с ОДКБ, насколько это эффективно, ведь эти структуры во многом противостоят друг другу?

— Развитие системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ является одним из основных направлений деятельности Республики Казахстан в военно-политической сфере.

В рамках ОДКБ осуществляется активное взаимодействие в сферах оборонного сотрудничества, борьбы с такими новыми вызовами и угрозами как терроризм, незаконный оборот наркотиков и незаконную миграцию. Также взаимодействуем в сфере обеспечения информационной безопасности и взаимодействия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Между тем, основные направления оборонного взаимодействия в рамках ОДКБ, конечно, включают в себя оперативную и боевую подготовку, подготовку военных кадров и образование, военно-техническое и военно-экономическое сотрудничество.

В целом, развитие сотрудничества в формате ОДКБ носит поступательный характер. ОДКБ является одним из наиболее успешных форматов военно-политического сотрудничества в регионе. С учетом развития ситуации в мире, трансграничного характера вызовов и угроз, активизации терроризма, потребность в ОДКБ будет возрастать.

Я сам лично неоднократно принимал участие в учениях ОДКБ, являясь представителем руководства с казахстанской стороны, выступал на различных совещаниях. Очень тесное сотрудничество продолжается.

Касательно взаимодействия Казахстана с НАТО хочу отметить, что оно направлено на дальнейшее развитие и укрепление миротворческого потенциала и готовности сил для участия в операциях под эгидой ООН, углубление сотрудничества в целях изучения опыта в этой сфере. Мы много сотрудничаем в сфере образования, оружия, есть много направлений работы.

Приоритетность в сотрудничестве делается на учебно-боевой подготовке и проведении учений в современных условиях, главным образом, миротворческой тематики. Добавлю, что на ежегодной основе военнослужащие Казахстана проходят обучение на курсах, и участвуют в многонациональных учениях как в рамках сотрудничества с НАТО, так и в рамках ОДКБ, и других организаций.

Одно другому не мешает и не противоречит. Кстати, эксперты НАТО с очень большим уважением относятся к военным Казахстана и даже в некоторых вопросах сами учатся у наших солдат и офицеров.

Оружие не должно быть разношерстным

— Что вы можете рассказать о современном состоянии нашей армии, какие сохраняются проблемы, на что надо бы обратить внимание для дальнейшего укрепления обороноспособности Казахстана?

— Наполеон говорил, что его врагом всегда была погода, имея в виду дождь или другое ненастье. Знаете, с самых первых дней, когда было неимоверно тяжело экономически, когда не было ни света, ни воды, ни тепла, были мизерные зарплаты, Казахстан, благодаря Елбасы, всячески поддерживал армию. Нурсултан Назарбаев огромное внимание уделял становлению Вооруженных Сил. Мы оснащались самым современным оружием, мы владели и владеем самой современной боевой авиацией, системой противовоздушной обороны. Несмотря на экономические трудности, мы не отставали от стран региона.

Однако тут есть еще один момент. Мало иметь современнейшую боевую технику. Надо мастерски ею владеть, в совершенстве. Любой военный не только в форме красоваться, но, прежде всего, он должен отличаться своим профессионализмом. Если современное оружие оказывается в руках непрофессионала, оно становится никчемным. В этом контексте скажу, что казахстанские военнослужащие регулярно показывают высокий уровень владения своим оружием и боевой техникой. И тут самым главным, пожалуй, является обеспечение чистого, мирного неба в стране. Иными словами, приоритетное место занимает поддержание в наилучшем боевом состоянии системы ПВО. Для этого поддерживается необходимая интеграция систем ПВО с аналогичными системами в России, Беларуси, странах Центральной Азии и СНГ.

Военные люди должны постоянно совершенствовать свое мастерство. Командир подразделения отвечает за боевую и мобилизационную готовность. И не надо спрашивать зачем. Потому что нужно, потому что надо иметь и владеть самым современным комплексом вооружений. Тут экономить никак нельзя. И еще надо понимать такую вещь: если мы входим в состав ОДКБ, то мы должны поддерживать единую линейку вооружений. Техника должна интегрироваться между собой. Тут речь и о сопряжении частот, а также о ряде других направлений военно-инженерных, военно-информационных коммуникаций. Если оружие будет разношерстным, то невозможно будет и координацию усилий проводить, а значит и правильно дать отпор возникающим угрозам безопасности. Это один из важнейших вопросов, на который всегда нужно обращать особенное внимание. И эти моменты всегда нужно отрабатывать до мелочей на общевойсковых и командных учениях, а также учениях в формате ОДКБ, чтобы полное взаимопонимание и согласованность, слаженность действий между участниками учений.

Про браконьеров, аксакалов и будущее

— Хочу сказать, что я был инициатором создания нескольких округов на территории страны вместо одного тогда существующего. После создания Генштаба ВС РК я сел за оперативно-стратегическую карту Казахстана. Стратегически было видно, что основные войска страны сосредоточились на территории от Зайсана до Семипалатинска (ныне Семей) и от Хоргоса до. На западе республики пусто, хотя там Каспий и нефть.

Верховный Главнокомандующий нас поддержал, и мы создали несколько округов, рассредоточив войска на территории республики. Тем самым, мы имеем возможность быстрого маневрирования и обеспечиваем безопасность на территории всей страны.

Мы также вышли с предложением создания береговой охраны акватории Каспия. Начали от создания береговой обороны, затем пришли и к созданию собственного военно-морского флота, в состав которого и вошли подразделения береговой обороны. Нам не нужны подводные лодки, нам нужны береговая оборона с артиллерией и быстроходные сторожевые катера для пограничников, чтобы над ними не смеялись браконьеры.

Поэтому главное пожелание: чтобы как можно чаще и качественнее проводили учения — тактические, и оперативно-стратегические. В рамках этих учений нужно совершать комбинированные мощные марш-броски, территория-то у нас ого-какая! Нужно совершенствовать транспортную авиацию для возможности быстрой переброски войск в любую часть нашей территории ТВД (театра военных действий), десантные войска должны быть идеально подготовленными.

Очень бы хотел, чтобы руководство Минобороны не забывало ветеранов Вооруженных сил и продолжали постоянно с нами контактировать!

Как говорится, если есть аксакалы, то тогда есть с кем посоветоваться. А если есть молодежь, то значит, есть и будущее. У нас есть как аксакалы, так и молодежь! Нам нужно просто вместе в одном строю делать все, чтобы обеспечивать безопасность нашего независимого Казахстана.

— Спасибо за интервью!

not findimage
Наверх