Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -14 ℃
  • Алматы, 0 ℃
  • Шымкент, +5 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

 
   < 2020
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс


Музыкальная палитра Абая: Фоторепортаж из Астана Оперы | BaigeNews.kz 13 ноября, 18:02
3053
Фото: коллаж BaigeNews.kz

Музыкальная палитра Абая: Фоторепортаж из Астана Оперы

В начале ноября Астана Опера предложила своим зрителям возможность лучше узнать Абая, показав творчество через музыкальное воплощение.

В рамках серии материалов, посвященных 30-летию независимости Казахстана, наше агентство продолжает публиковать фоторепортажи из государственных учреждений, театров, музеев и исследовательских центров, которые занимают важное место в новейшей истории страны. На этот раз корреспондент BaigeNews.kz побывал в одном из главных культурных символов Казахстана — Астана Опере.


10 августа 2020 года исполнилось 175 лет со дня рождения казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбаева. Весь нынешний год в Казахстане это дата отмечалась различными мероприятиями, так или иначе показывающие творчество национального писателя. Астана Опера провела три мероприятия, которые также связаны с его именем.

4 ноября театр открыл выставку "Образы оперы "Абай", где были представлены костюмы и фотографии из главной национальной оперы Казахстана. Также в этот день прошел концерт из цикла "Абай әлемі": "Бір жерде бірге жүрсең басың қосып...", состоящий из песен, написанных на стихи поэта. Через три дня, 7 ноября, мы вернулись в театр, чтобы посмотреть генеральную репетицию оперы "Абай" в знаменитой казахстанско-итальянской постановке Астаны Оперы 2015 года за день до ее представления перед столичными зрителями.


День первый: выставка об опере и концерт песен Абая

Выставка расположилась в фойе Астана Оперы и включала фотографии сцен из "Абая" с участием солистов театра, главных создателей постановки, а также гастролей с этой оперой за границей. Были продемонстрированы и костюмы главных героев.


Организаторы выставки особенно отмечали казахстанско-итальянский состав постановщиков этой оперы, представленной в столичном театре. Много говорилось и о процессе создания костюмов для оперы, о внимании к деталям и соответствии одежде второй половины XIX века — эпохи, в которой жил Абай.

"Идея выставки заключается в том, чтобы рассказать про визитную карточку нашего театра — оперу "Абай". Мы хотим показать нашим зрителям процесс постановки оперы, чтобы они смогли посмотреть на эскизы и костюмы главных героев — Абая, Айдара, Жеритше и других. Художником по костюмам в опере "Абай" была обладательница премии "Оскар" Франка Скуарчапино. Глубоко изучив казахскую культуру, ей удалось передать атмосферу и колорит нашего народа. Многие ткани подбирались в Италии. Это очень важный аспект, потому что солистам в первую очередь должно быть в этом удобно, ведь они все время в действии на сцене. Ткани все натуральные, используется и натуральный шелк", — расставляет акценты об открывшейся выставке один из создателей оперы "Абай" в Астана Опере, ассистент режиссера-постановщика Еренбак Тойкенов.


Небольшой исторический экскурс для контекста. Опера "Абай" — одно из самых известных и старейших казахских опер. Ее премьера состоялась 24 декабря 1944 года в Государственном академическом театре оперы и балета (ГАТОБ) имени Абая в Алматы. Первым режиссером тогда стал Курманбек Жандарбеков. Спустя 14 лет в 1958 году была представлена новая редакция этой оперы, поставленная на тот момент режиссером ГАТОБ им. Абая Байгали Досымжановым. После этого только в 2014 году вышла обновленная версия "Абая", тоже в алматинском театре оперы и балета. На тот раз опера была поставлена итальянскими режиссерами, хореографами и художниками.

Столичный Государственный театр оперы и балета "Астана Опера", который был открыт в 2013 году, впервые представил зрителям свою постановку оперы "Абай" 25 и 26 сентября 2015 года. Так что в этом году и у этой постановки небольшой пятилетний юбилей.


"Созданная триумвиратом авторов, классиков национального искусства, композиторами Ахметом Жубановым и Латифом Хамиди на либретто Мухтара Ауэзова, это опера занимает особое место в нашем репертуаре. Мощная фигура главная героя Абая Кунанбаева, а также трагическая, но, в то же время, светлая история любви Айдара и Ажар не оставляет равнодушным никого из зрителей. Подтверждением тому стали успешные гастроли в театре имени Абая в Алматы, в Большом театре имени Алишера Навои в Ташкенте, а также в Генуэзском театре Карла Феличе, где на родине жанра оперы, то есть в Италии, с большим успехом была представлена национальная казахская опера", — рассказывает администратор департамента обслуживания зрителей Астана Оперы Сания Нургали.


От оперных мотивов недавнего прошлого оперы "Абай" переводим наше внимание на концерт, который начинается часом позже после открытия выставки. Постепенно в фойе театра начинают собираться зрители, а также музыканты, вокалисты и композиторы, которые принимают участие в концерте.

Заслуженный артист РК и оперный певец Шахимардан Абилов, которого Астана Опера пригласила выступить на вечере поэзии и музыки Абая, делится тем, что ожидает зрителей на предстоящем концерте.


"На открытии сегодняшнего концерта состоится премьера — пять кобызистов исполнят произведение, посвященное Абаю. Для меня также важно, что в этом концерте участвуют мои ученики – Дина Хамзина, Жупар Габдуллина, Жан Тапин. Когда-то они окончили у меня аспирантуру, сейчас это уже заслуженные деятели Казахстана, солисты Астана Оперы. Будут исполняться редкие песни. Я сам исполняю несколько произведений Абая, в том числе цикл из четырех песен, из которой мы сделали монооперу", — рассказывает о программе концерта Шахимардан Кайдарович.

На концерте зрители также услышат песни на стихотворения Абая, сочиненные композитором Толегеном Мухамеджановым.

"Я использовал в музыке буквы имени Абая — А это "ля", Б это "си бемоль", Й это "ми" чистая, их совместное звучание символизирует само имя Абая. С этого я и начинаю этот цикл, иначе невозможно было подступиться к нему. Я выбрал четыре стихотворения Абая и написал на них цикл, который состоит из четырех романсов. Первое стихотворение называется "Сап-сап көңілім" ("Успокойся, сердце мое"). Это произведение передает уникальное состояние души Абая, когда он достиг средних лет, и думал о своем месте в этой жизни. Второе стихотворение — "Көңілім қайтты достан да, дұшпаннан да" ("Я разочарован во врагах и друзьях"). Здесь главная тема — одиночество Абая. Это стихотворение повествует о великом одиночестве, несмотря на то, что Абай всегда был окружен друзьями и семьей. Надо понимать, что если человек не может найти свое место в этом обществе, это может стать причиной такого одиночества. Третье стихотворение — "Сабырсыз, арсыз, еріншек" ("Нетерпеливый, бессовестный и ленивый"). Это стихотворение про критичное отношение Абая к своему обществу. Это также созвучно с некоторыми его словами назидания. И, наконец, четвертое стихотворение, "Қалың елім, қазағым, қайран жұртым" ("Бедный мой народ"), передает сочувствие по отношению к своему народу. Здесь Абай задается вопросом: сколько еще мы будем прозябать во тьме, когда же мы выйдем к свету?", — рассказывает, как и на какие тексты Абая Толеген Мухамеджанович сочинял музыку и объединял их в нечто единое и цельное.

День второй: генеральная репетиция "Абая"

За кулисами

7 ноября субботним вечером в Астана Опере проходила генеральная репетиция оперы "Абай" перед предстоящим выступлением в воскресенье. Все билеты на выступление почти сразу были проданы, как только они появились в продаже. В это необычное время пандемии короновируса, количество зрителей в театре было ограничено до 50 человек: места в первой, близкой к сцене, части партера и на балконах не продаются вовсе, только вторая дальняя половина партера доступна зрителям, но и там необходимо сидеть по одному через два места. И тем не менее, зритель приходит – чего не сделаешь ради искусства.


В этот день наш репортаж начался за кулисами оперной сцены, где мы увидели, как происходила подготовка артистов к репетиции. Мы зашли в гримерки исполнителей главных ролей в опере, где уже в самом разгаре проходила подготовка внешнего вида артистов, чтобы они выглядели как их прототипы вековой давности из эпохи Абая.


Поговорили с "Абаем". Посмотрели и послушали историю создания костюмов для постановки. Побывали мы и на самой репетиции, где увидели, как труппа дотошно дорабатывает последние штрихи перед выступлением: обговаривает кто, где стоит, с какой стороны сцены выходит и насколько громко и быстро (или, наоборот, медленно и тихо) поет. Мое немузыкальное ухо разницы бы и не заметило, а профессионалы замечают любое несоответствие партитуре оперы.


"Абай — великий человек, поэт, философ. Конечно, Абая играть тяжело, непросто, но мы стараемся играть его так, чтобы донести до зрителя его талант, масштаб. Музыку написали Ахмет Жубанов и Латиф Хамиди. Гениально написано. Сколько играем уже Абая, а вчера, когда мы репетировали, снова почувствовал, насколько сильно это музыка на меня воздействует", — делится своими ощущениями от оперы ведущий солист "Астана Опера", исполнитель роли Абая Жанат Шыбыкбаев.

Также заходим в костюмерные, где уже подготовлены костюмы для репетиции "Абая". Костюмер Астана Оперы Забира Маралбаева показывает нам костюмы и рассказывает про историю их создания. Эти костюмы Франка Скуарчапино шила по моделям, эскизам из музеев, в которых имеются одежда людей, жившие в Семипалатинске во времена Абая. В основном, это была ручная работа. Ткани такие же, которые были в то время, во второй половине девятнадцатого века.


"Например, используется велюр. Это всегда считалось богатым материалом. Все вышивки на костюмах — ручная работа. Есть также украшения, которые надевались на пояса, на головные уборы. Все это похоже на то, что художники по костюмам для оперы видели в Музее Абая в селе Карааул Восточно-Казахстанской области, в котором жили несколько дней. Головные уборы женские и обувь тоже у героев "Абая" представлены с национальными узорами", — говорит костюмер.


Хранятся костюмы на специальном складе, на минус втором этаже Астана Оперы. Там есть специальные вентиляционные помещения, в которых постоянно прохладно, чтобы костюмы не сырели, не пропахли, чтобы не появилось какой-нибудь плесени и сырости. После спектакля все эти костюмы обстирывают, их гладят, сушат, и они весят в шкафах на складе, ждут своего спектакля.


На сцене

В седьмом часу начинается генеральная репетиция оперы. Нюансов много, нервозность чувствуется, режиссер ходит по сцене в то время, как артисты поют и играют свои роли, переставляет их, что-то им объясняет. Сосредоточенность сменяется расслабленным смехом и разговорами, драматичные арии погружают в сюжет истории, но крик дирижера о том, что Абай стоит в тени, а не на свете, как должно, возвращает всех в технические вопросы. Опера — это махина, и все уровни (музыкальные, визуальные, временные) необходимо синхронизировать, чтобы единый организм оперы работал исправно.



"Опера "Абай" — это визитная карточка нашего театра, вообще Казахстана, можно сказать. Это особенный спектакль в истории постановки "Абая". У нас до этого ставили и в алматинском театре и в других театрах, и в драматических театрах. Но наш спектакль очень особенный, потому что здесь работали художники с большой буквы из Италии. Это Эцио Фриджерио, который сделал потрясающую сценографию. Режиссер-постановщик — Джанкарло дель Монако. Я был ассистентом режиссера-постановщика", — рассказывает Еренбак Тойкенов.


Создатели постановки во многом отталкивались от истории. Была проведена целая исследовательская работа, посвященная историческому контексту, в котором жил Абай, в том числе и в семипалатинских музеях и библиотеках. Изучались даже экономические аспекты того времени, так как Семипалатинск был передовым городом в этом плане. Там жили люди разных национальностей и культур, жило много зажиточных людей. И за основу художники-постановщики использовали то, как одевались богатые люди в то время, ведь и Абая зачастую окружали состоятельные люди.


"И мы в прямом смысле показывали дом Абая каким он был в его время, показывали быт, вплоть до мелочей, как, например, стульчики. Эцио Фриджерио предложил сделать мир Абая, то есть он образно предложил показать сцену, которая называется "Дом Абая". И это наверное, то, что выделяет нашу постановку — мы пытаемся натуралистично показать ту эпоху, основываясь на том, что у нас сохранилось о ней в музеях, в библиотеках. Вы увидите, что во второй картине нашего представления, декорациями будет как бы позолоченная библиотека, которая воплощает мир Абая — мир знаний, мир мудрости. Технически, это довольно сложная конструкция и то, как она открывается перед зрителями, всегда производит впечатление на зрителей — открывается замок, темный снаружи, и вдруг становится видно позолоченную библиотеку, в которой сидит Абай в раздумьях", — описывает декорации и их символизм Тойкенов.


Фото Бауыржана Жуасбаева, BaigeNews.kz

not findimage
Наверх