"Ансаган саби": о первой в этом году беременности методом ЭКО сообщили в Акмолинской области

8 Марта 2021, 11:06
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
иллюстративное 8 Марта 2021, 11:06
8 Марта 2021, 11:06
10870
Фото: иллюстративное

С 2021 года в стране заработала специальная программа "Ансаган саби". Она призвана решить проблему казахстанских пар, отчаявшихся иметь детей. Количество выделяемых на процедуру экстракорпорального оплодотворения квот увеличили до 7 000. То есть в семь раз. В Акмолинской области свою часть квот уже начали осваивать. Более того, есть первый положительный тест на беременность. Что известно о будущих родителях и как будет работать самая трогательная госпрограмма, узнавала корреспондент BaigeNews.kz.

В семь раз больше квот

Напомним, инициатива усилить поддержку бездетных казахстанских семей исходит от Президента страны. В своем Послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил выделить в семь раз больше квот на проведение ЭКО. Это семь тысяч. Глава государства выразил обеспокоенность семейно-демографической ситуацией в стране. А также тем, что невозможность иметь детей неизбежно приводит к разводам.

Итак, в Казахстане заработала программа "Ансаган саби". Квоты выделили уже в конце 2020 года. Акмолинской области досталось 283. Цифра беспрецедентная. Для сравнения: в 2019 году на регион выделялось 37 квот, в прошлом – 45.

Есть вторая попытка

Напомним, квоты на проведение ЭКО в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в Казахстане выделяются с 2010 года.

Но их количество всегда было очень ограничено. А позволить себе платную процедуру, к сожалению, может далеко не каждая бездетная пара.

Вопросы планирования семьи и репродуктивного здоровья, а, значит, и распределения ЭКО-квот в пристоличном регионе уже два года координирует Жулдыз Алпилам – заместитель главного врача Кокшетауской поликлиники по акушерству и гинекологии.

"В 2019-м из 37 женщин, которым мы провели по квотам ЭКО, родили 27. Это очень хороший результат. А вот в 2020-м – совсем неважный. Я из-за этого до сих пор расстраиваюсь. Выделялось 45 квот. Удалось провести процедуру лишь 37 женщинам. Конечный результат еще ниже: на учете по беременности состоят всего семь-восемь мамочек. Из-за начавшейся пандемии коронавируса процедуры экстракорпорального оплодотворения начали проводить только в июне-июле. Срывались консультации с врачами-репродуктологами из ЭКО-центров, они не могли к нам выехать", − рассказывает Жулдыз Алпилам.

К слову, пары, у кого не получилось с первой попытки, могут повторить. Снова по квоте. Но только на следующий год.

"Процедуру ЭКО можно проводить раз в год", − подчеркнул врач.

Есть положительный тест!

Из 283 квот в Акмолинской области на сегодня уже распределили 47.

"Мы начали активно работать. Первое заседание провели 10 января – отобрали 12 женщин, готовых к ЭКО с прошлого года. Второе было в начале февраля − еще 20 человек. Третье заседание состоялось в 20-х числах февраля. В итоге 47 женщин с момента открытия портала, пошли по ЭКО-центрам", − уточнила врач.

Более того, уже есть один положительный тест.

"Восьми парам на начало марта сделали подсадку. 23 февраля мне позвонили из ЭКО-центра. Поздравили. Наступила первая беременность в результате экстракорпорального оплодотворения в рамках системы ОСМС", − поделилась Жулдыз Алпилам.

Оказалось, семья живет в Кокшетау. Будущей маме 33 года, на учете состояла лет восемь-десять. Кстати, делала платно процедуру экстракорпорального оплодотворения – безуспешно.

"Она умница, не отчаивалась. Верила в то, что все получится. Позитивный настрой тоже очень важен", − подчеркнула доктор.

ЭКО положено не всем бездетным парам

Всего на учете по бесплодию состоят 730 акмолинских пар. Цифра, впрочем, постоянно растет.

"Многие прежде наблюдались в частных клиниках. Но теперь, услышав о программе "Ансаган саби", возвращаются к нам. Активно встают на учет по месту жительства", − пояснила собеседник агентства.

370 из 730 пар нуждаются в экстракорпоральном оплодотворении. Почему?

"ЭКО показано не всем. Это крайний вариант, когда ничто другое уже не поможет. По факту же у женщин бывают гормональные изменения, спаечные, воспалительные процессы и так далее. У мужчин – низкое качество спермы и прочее. Пролечившись, супруги могут забеременеть самостоятельно. Процедура-то непростая, вводятся большие дозы гормональных препаратов. Поэтому проводится четко по показаниям", − пояснила акушер-гинеколог.

Как это делается?

В среднем от начала обследования до завершения процедуры ЭКО проходит от одного до двух месяцев. Сроки зависят от активности самой женщины, если нет внешних препятствий, тем более во время пандемии.

"Сначала консультация репродуктолога. Именно этот специалист выдает заключение о показании к ЭКО. Далее полное обследование пары у участкового акушера-гинеколога. Это занимает от семи до 10 дней. Акушер-гинеколог готовит документы к нам на комиссию. Здесь их утверждают – женщина становится участником программы по квоте в рамках ОСМС", − уточнила собеседник агентства.

Далее сама процедура ЭКО. Она начинается со стимуляции − женщине вводят гормональные препараты.

"Готовую к оплодотворению яйцеклетку помещают в пробирку. В специальный раствор к "отборным" сперматозоидам. Как только происходит оплодотворение, эмбрион переносят в специальный инкубатор на три-пять дней. Далее самый лучший, жизнеспособный, эмбрион переносят в матку к будущей маме. Если он приживется, наступает беременность", − рассказала Жулдыз Алпилам.

Все это время пациентке совсем не обязательно оставаться в клинике.

"Единственное, на три дня выписывается больничный лист, когда эмбрион переносят из пробирки к будущей маме", − отметила доктор.

Клинику можно выбрать

Клинику, где проводить ЭКО, пара может выбрать сама. В целом в Казахстане на сегодня работают 26 центров экстракорпорального оплодотворения, в том числе 21 частный.

"Можно выбрать удобный город. В столице ЭКО по квоте в рамках ОСМС проводят четыре клиники: Национальный центр материнства и детства, "Астана Эколайф", "Мединновация-Астана" и "Экомед плюс", − отметила Жулдыз Алпилам.

Последняя, к примеру, в 2021 году отрабатывает порядка 300 квот. Почти половину уже выполнили. Напомним, ЭКО по квоте в текущем году проводится в филиалах клиники в Алматы, Нур-Султане, Шымкенте и Атырау.

"Вчера было совещание, оказалось, мы на сегодня лидируем по числу "завершенных" квот. На 1 марта мы выполнили 95 процедур экстракорпорального оплодотворения. Еще около 60 человек находятся в программе. То есть практически половину завершили", − поделилась директор по стратегии клиники Жанерке Ажетова.

Какие расходы покрывает квота?

По словам Жанерке Ажетовой, квота оплачивает гормональную стимуляцию и непосредственно процедуру ЭКО – до результатов теста на беременность. В среднем это сумма от 850 до 950 тысяч тенге.

На странице клиники в Instagram размещен пошаговый алгоритм действий для пациентов.

В первую очередь нужно отправить на WhatsApp или электронную почту анкету со следующей информацией: ФИО, возраст, телефон, а также анамнез (продолжительность бесплодия, беременности, выкидыши, внематочные беременности, роды, гинекологические операции). Обязательно понадобятся результаты обследований, пройденных ранее (АМГ, УЗИ, снимок маточных труб женщины; спермограмма мужчины и другие) и выписки после лечения/операций.

Далее − онлайн-консультация.

"Если показания соответствуют требованиям для выдачи квоты, пациентам отправляется заключение репродуктолога для постановки в очередь на ЭКО. Для этого им нужно обратиться в поликлинику по месту жительства или женскую консультацию", − говорится в сообщении.

Далее поликлиники или женские консультации по месту жительства формируют документы пациентов на квоту в комиссию при управлении здравоохранения. Именно она принимает решение о направлении пациентов с бесплодием на проведение экстракорпорального оплодотворения.

Обследование стало дешевле

До получения заветной квоты пара проходит обследование по установленному перечню. Теперь сделать это стало гораздо проще и дешевле.

"В 2020 году поменялся протокол по женскому бесплодию. Теперь основную часть анализов и видов исследований пары могут пройти бесплатно на своем участке. За исключением некоторых сложных, которые проводятся в столичных центрах. Но для этого они обязательно должны участвовать в системе ОСМС, а также состоять на диспансерном учете у акушера-гинеколога по бесплодию. Раньше тоже были бесплатные позиции, но гораздо меньше. К примеру, не входили исследования на гормоны, инфекции… А это, сами понимаете, очень дорого", − отметила координатор по вопросам планирования семьи и репродуктивного здоровья Жулдыз Алпилам.

Противопоказания для ЭКО

Квоту на проведение ЭКО в Казахстане выделяют пациенткам в возрасте от 18 до 42 лет.

"Хотя детородный возраст – до 49 лет", − отметила врач. Она выразила надежду, что со временем возрастные рамки расширят.

Есть противопоказания для процедуры.

"Их относительно немного, но они есть. К примеру, патологии полости матки, которые исключают шанс выносить ребенка. Также экстрагенитальные заболевания. Такие как тяжелая форма артериальной гипертензии, инсульт, инфаркт в анамнезе, онкологические заболевания, сахарный диабет. Активные формы туберкулеза, психические болезни, когда беременность противопоказана", − уточнила Жулдыз Алпилам.

Квоты выделяются парам, состоящим не только в официальном, но и гражданском браке. Ее могут получить семьи, независимо от того, со стороны женщины или мужчины имеется проблема с зачатием.

"На моей практике бесплодие чаще диагностируется у женщин. У мужчин примерно в 20-30 процентах случаев. Также встречается смешанное, когда есть проблемы и у мужчины, и у женщины. В этом году такие ситуации встречаются довольно часто", − констатировала собеседник агентства.

Пары с вторичным бесплодием, у которых уже есть ребенок, тоже, как выяснилось, могут претендовать на квоту.

"Я задавала этот вопрос онлайн нашим коллегам. Ответ: конечно, они тоже могут участвовать в программе "Ансаган саби". Но, разумеется, в первую очередь, рассматриваются пары, у которых нет детей вообще. Когда бесплодие более пяти лет", − пояснила доктор.

Список показаний могут расширить

Жулдыз Алпилам показывает толстую папку.

"Мы завели ее в начале года. Здесь документы всех женщин, претендующих на процедуру экстракорпорального оплодотворения. Каждую неделю мы проводим в управлении здравоохранения акушерский час. На селекторных совещаниях просим районы обследовать свои бесплодные пары и направлять к нам. То есть перед нами стоит задача максимально помочь им. С 2022 года или во втором полугодии 2021-го ожидается расширение показаний. Например, когда женщина нуждается в донорской яйцеклетке, мужчина – в сперме. Также есть надежда, что в программу включат суррогатное материнство. Напомним, это самое радикальное решение проблемы. К услугам суррогатной матери женщина прибегает в случае, если по объективным медицинским показаниям у нее нет шансов зачать, выносить и родить ребенка самостоятельно. Думаю, что такая политика очень порадует бесплодные пары", − говорит врач.

Случаи суррогатного материнства в Акмолинской области редки, но есть.

"Как правило, это истории между родственниками. Женщина не может сама зачать и выносить малыша, поэтому обращается, к примеру, к близкому человеку. У нас была пациентка, ей выносила ребенка сестра. Генетически это ребенок пары, делали подсадку семени методом ЭКО. В другой истории малыша для нашей пациентки выносила за энную сумму подруга. Таким семьям, безусловно, нужна поддержка государства", − уверена акушер-гинеколог.

Шанс стать мамой

Сегодня сложно сказать даже примерно, сколько пар в Акмолинской области стали счастливыми родителями благодаря экстракорпоральному оплодотворению. Кому-то повезло с квотой, но большая часть провела процедуру на собственные деньги. Одним помогли родственники, другие накопили. Третьи оформили кредит. Есть супруги, которые даже ездили на заработки за границу, чтобы собрать нужную сумму.

И такое понимание со стороны государства – важнейший шаг навстречу своим гражданам.

…Прежде чем рассказать свою историю, героиня попросила оставить ее данные в тайне.

"Три года мы с супругом ждали детей. Оказалось, здоровье не позволит. На участке поставили диагноз. Обратились в облздрав. Прошли нужные обследования, встали в очередь на квоту. Дождались примерно спустя год", − женщина старательно подбирает слова.

Опасается разоткровенничаться.

Сегодня они с мужем – родители троих замечательных детишек. Две девочки и мальчик. Им по шесть лет, первоклашки.

"Тяжело они нам достались. Квота стала бесценным подарком судьбы. Дети – это счастье, без них ничего не имеет смысла. Я очень рада тому, что теперь есть специальная программа, которая делает возможным, казалось бы, невозможное. Пусть в каждом доме звучит детский смех", − пожелала мама.

"Ансаган саби" и меня саму сделала счастливой"

После положительного теста на беременность, ЭКО-пациентку берут на учет, причем в особую группу – риска. Все девять месяцев ее консультируют и акушер-гинеколог, и репродуктолог. При малейшей угрозе ее госпитализируют. Каждый четверг в облздраве ведется разбор по каждой женщине из группы риска.

"У нас есть поговорка: "зеленый свет" женщинам после ЭКО. Получив долгожданный, выстраданный положительный тест, важно выносить здорового малыша. Мы переживаем за каждую. Если честно, программа "Ансаган саби" и меня саму сделала счастливой. Я знаю каждую пару, их проблемы. После долгого бесплодного ожидания в семье начинаются ссоры. Упреки со стороны родственников – таков наш менталитет. И нередко – развод. Если раньше мы бились за каждую квоту, то теперь им нужно просто прийти на участок. Каждая женщина должна стать матерью", − заключила Жулдыз Алпилам.

Напомним, в Казахстане первую процедуру экстракорпорального оплодотворения провели в 1995 году. 31 июля 1996-го родилась здоровая девочка. Этим летом ей исполнится 25 лет.

Метод ЭКО в республике внедрила первый эмбриолог страны Салтанат Байкошкарова.

"Удивительным был даже не столько сам факт, а то, что это произошло в непростое для страны время. Когда акушеры-гинекологи в роддомах принимали роды со свечой и спичками в кармане: свет в любой момент мог погаснуть", − вспоминает Алпилам.

Всего на сегодня, благодаря ЭКО, родилось более 22 000 казахстанских детей.

Фото: Асель Турар

Наверх