42500, свобода Жакишева, закон о митингах, дистанционка - чем еще запомнился 2020-й

28 Декабря 2020, 15:18
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
42500, свобода Жакишева, закон о митингах, дистанционка - чем еще запомнился 2020-й 28 Декабря 2020, 15:18
28 Декабря 2020, 15:18
3768

Подходящий к своему завершению 2020 год, как выразился Президент РК Касым-Жомарт Токаев, стал стресс-тестом для всех нас. Неожиданно, мы научились ценить возможность ходить в магазины, парки, работать и учиться в ZOOM, полюбили курьеров, и, конечно, вновь осознали, что в нашем мире есть свои супергерои, и они круче, чем у Marvel, передает корреспондент BaigeNews.kz.

Так или иначе, 2020-й, он не только про маски, санитайзеры, социальную дистанцию и локдауны. В нем было еще множество значимых событий, которые пусть и не так кардинально, как пандемия, наверняка останутся в нашей памяти. Мы решили остановиться на некоторых из них. Итак, начнем.

Реформы Токаева: митинги, партии

2020-й первый полный календарный год Касым-Жомарта Токаева на посту Президента страны. За это время в Казахстане были реализованы сразу несколько инициатив, о которых он заявлял еще на первом заседании Совета Общественного доверия. Подписаны законы о политпартиях, выборах и митингах, немного ранее – о парламентской оппозиции.

Закон "О митингах", на фоне всплеска политической активности в 2019-м, был одним из самых ожидаемых. В отличие от предыдущей редакции закона, согласно которой любое мирное собрание: от пикетирования до демонстрации проводится исключительно по разрешению, теперь организатору собрания достаточно лишь уведомить местные власти о своих планах.


Перестановки года: Дарига Назарбаева, Биртанов, Абдыкалыкова

В числе громких перестановок и назначений, конечно, стоит выделить уход с поста председателя Сената Парламента РК Дариги Назарбаевой, которую в этой должности сменил Маулен Ашимбаев.

Произошли перестановки и в кадровом составе Правительства. Кресло министра финансов занял Ерулан Жамаубаев, а Аиду Балаеву назначили на должность министра информации и общественного развития. В министерствах здравоохранения, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности – работа именно этих ведомств вызвала наиболее количество нареканий во время летнего локдауна - также сменились первые руководители: вместо Елжана Биртанова и Аскара Жумагалиева назначили Алексея Цоя и Багдата Мусина.

Сразу в двух регионах, а точнее в Павлодарской и Кызылординской областях, экс-акимов пришлось менять из-за того, что тех задержали по подозрению в превышении должностных полномочий и уже успели вынести обвинительные приговоры. Сменщиков нашли достаточно быстро. В Павлодар отправился Абылкаир Скаков, который до этого работал председателем Комитета финансового мониторинга Министерства финансов, а в Кызылорду – экс-госсекретарь РК Гульшара Абдыкаликова. Она, к слову, стала первой женщиной акимом в истории Казахстана.

А опытнейшего кризис менеджера Бердибека Сапарбаева назначили акимом Жамбылской области. Назначение произошло после февральских беспорядковв селе Масанчи Кордайского района Жамбылской области.

На свободу вышел Мухтар Джакишев


19-го марта после почти 11 лет заключения на свободу вышел бывший руководитель "Казатомпрома". Согласно решению суда, он вышел на свободу на три года и два месяца раньше срока.

Примечательно, что незадолго до этого о деле Джакишева в интервью Informburo.kz высказался президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, подчеркнув, что данный вопрос находится исключительно в компетенции суда.

"Мне, конечно, известно, что Джакишев неоднократно обращался с просьбой об условно-досрочном освобождении по состоянию здоровья. 3 марта состоится заседание суда первой инстанции. Давайте дождемся его решения, которое, я уверен, будет справедливым", - сказал Токаев 29-го февраля.

Ровно через два дня после этого, 3 марта 2020 года председатель суда №2 Семея Жанат Абенова удовлетворила ходатайство Джакишева.

42500 и очереди в банках


Главной цифрой года, без сомнения стали 42500. Именно эту сумму выплачивало государство гражданам, потерявшим доход из-за пандемии во время ЧП, введенного из-за распространения коронавируса. Впрочем, и тут не обошлось без эксцессов. Оказалось, у тысяч казахстанцев нет 20-значного счета в банке, из-за чего в некоторых регионах республики возникли очереди в банки и отделения "Казпочты", а у многих банков отсутствовала возможность открытия счета в онлайн-режиме.

По данным Президента Касым-Жомарта Токаева, которые Глава государства озвучил в ходе Послания народу, пособие получили более 4,5 миллионов казахстанцев. Всего два пакета оперативных антикризисных мер обошлись государственному бюджету в 450 миллиардов тенге.

"В соседних государствах и даже в некоторых развитых странах такого рода помощь не оказывалась", - сказал Токаев в своем выступлении.

С точки зрения экономической ситуации 2020 год выдался трудным. В конце 2019 года в Правительстве ставили задачу достичь в 2020-м показатель роста в ВВП на уровне не менее 4,7 процента. Однако на фоне резкого спада цен на нефть и негативных последствий пандемии ВВП страны с января по ноябрь снизился на 2,8 процента. Пандемия и резкое падение цен на сырье заметно повлияли на курс национальной валюты. Если в начале года курс доллара составлял 378 тенге, то к марту он взлетел до уровня 470 тенге. Со временем, на фоне успехов человечества в борьбе с пандемией, ситуация на мировых рынках начала стабилизироваться, что позволило нацвалюте к концу 2020 года укрепиться до отметки на уровне 420 тенге за доллар. Вдобавок, по итогам ноября годовая инфляция в Казахстане составила 7,3 процента. По разным данным, за одиннадцать месяцев 2020 года цены на продовольственные товары увеличились на 9,6 процента, непродовольственные товары – на 5,1 процента, платные услуги – на 3,8 процента.

Дистанционка – онлайн-обучение и новая реальность


Как мы уже отмечали, 2020-й год многому научил. Например, праздновать тои в онлайн формате. Да, было и такое. Казахстанцы, видимо, устали праздновать семейные торжества в страхе что вот-вот нагрянут полицейские и оштрафуют на круглую сумму, как это происходило все лето, и стали искать выходы из ситуации.

Как это ни странно, но пандемия стала настоящим триггером для развития в Казахстане цифровизации и выхода ее на новый уровень. Так, буквально за считанные дни, после поручения Президента оказать гражданам, оставшимся без постоянного дохода финансовую помощь, на портале электронного правительства запустили услугу по получению электронной цифровой подписи онлайн. Раньше для открытия ЭЦП приходилось идти непосредственно в ЦОН и провести час, а то и больше в очередях.

Вместе с тем 2020-й открыл многие старые раны в казахстанской системе управления. Так, выяснилось, что казахстанская система образования просто не готова к переходу на дистанционную систему образования. Родители жаловались на то, что основные платформы вроде kundelik.kz дали сбой, не выдержав потока запросов от учеников и их родителей. В добавок, оказалось, что в большем числе, населенных пунктов Казахстана попросту еще не провели интернет. В итоге, люди оказались в замешательстве, а отдельные учителя записывали обращения в адрес Главы государства с жалобами на то, что из-за перехода на дистанционный формат обучения, они вынуждены ездить в соседний аул для того, чтобы провести урок.

О наличие недочетов и ошибок в этой сфере в своем Послании скажет и Касым-Жомарт Токаев, указав на то, что учителя, ученики и родители днем и ночью напролет вынуждены сидеть в WhatsApp.

"Мы хорошо знаем ошибки, допущенные Правительством в организации дистанционного обучения. В частности, до сих пор нет конкретной одной онлайн-платформы для дистанционного обучения. Учителя, ученики и родители днем и ночью напролет вынуждены сидеть в WhatsApp. Необходимо оперативно разработать единую онлайн-образовательную платформу со всеми функциями, необходимыми для полноценного учебного процесса", - сказал Президент.

Казахстанцы стали привыкать к таким новым для себя понятиям как онлайн-консультация врачей и работа из дома. Как оказалось, огромное количество казахстанских компаний и ведомств способны эффективно работать, не тратя деньги на роскошные офисы в бизнес-центрах и бесконечные планерки. А для того, чтобы пригласить иностранного эксперта на очередной форум по актуальным вопросам, теперь не нужно оплачивать ему перелет и гостиницу, а достаточно просто подключить его в Skype.

Год волонтера


Уходящий год в Казахстане был "Годом волонтера". Сложно представить, что казахстанские политтехнологи предполагали, что "волонтеры" станут наравне с врачами и полицейскими одними из главных участников "войны" с коронавирусом. Тысячи казахстанцев доставляли малоимущим семьям, старикам средства защиты, еду, поддерживали врачей и делали еще множество добрых дел. Казахстанцы делились друг с другом лекарствами, собирали деньги на аппараты ИВЛ.

В целом, это был ключевой момент, когда казахстанское общество продемонстрировало собственную консолидацию перед лицом угрозы, основываясь на принципах заботы о ближнем. Всего в течение года свыше 100 тысяч человек участвовали в волонтерской деятельности.

Нурлан Сабуров богатеет, а казахстанские артисты не знают, как дальше жить без тоев


Скрин видео/Нурлан Сабуров/Тур 2020/YouTube

Наверное, в числе сфер, которые наиболее болезненно почувствовали на себе "ковидные последствия", стала сфера искусства. Казахстанские артисты в один миг остались без своего главного источника заработка – тоев, свадеб и корпоративов. Как и кинотеатры, убытки, которых даже сложно себе представить. Впрочем, некоторые артисты стали приспосабливаться к предлагаемым обстоятельствам и проводить онлайн-концерты, собравшие вполне себе хорошие просмотры в интернете. А композитор Марат Омаров на заре ковидного кризиса даже посвятил коварному вирусу песню, с простым припевом – "Коронавирус – кет-кет-кет", которая мгновенно стала хитом и где-то даже вселяла надежду, что все нынешние трудности – лишь временное явление.

Другой казахский парень, тоже очень даже неплохо умеющий писать хиты Иманбек Зейкенов из Павлодара попал в номинацию на премию "Грэмми-2021" за ремикс Roses. Так высоко никто из казахстанских композиторов прежде не забирался.

Свою порцию славы получила и юная казахстанская звездочка Каракат Башанова. 12-летняя девочка заняла второе место в международном конкурсе Junior Eurovision, набрав 152 балла. Она уступила победу участнице Валентине из Франции – 200 баллов.

Точно плюсе завершает уходящий год казахстанский комик Нурлан Сабуров, шоу "Что было дальше" с его участием на протяжении всего года оставалось одним из самых популярных и ожидаемых на YouTube, собирая миллионы просмотров. По оценкам Forbes, Нурлан Сабуров и его партнеры по LABELCOM вместе они заработали за год 3,55 миллиона долларов на рекламе.

Раздражитель года. "Борат-2"


Фото: inbusiness.kz.

Как ни удивительно, это не российский депутат Вячеслав Никонов, сделавший откровенно глупое заявление о том, что северный Казахстан – это подарок России, а Казахстана не существовало. Безусловно, гнев, который был обрушен на Никонова не сравним с той порцией гнева, которая пришлась на американца Сашу Барона Коэна. Комик неожиданно вернулся в жизнь казахстанец, выпустив вторую часть "Бората". В общем-то многие казахстанцы сам фильм не смотрели (сиквел выпустили в сервисе Amazon Prime Video, куда казахстанцы заглядывают нечасто), но собственного возмущения самим фактом выхода подобной картины никто не скрывал.


Отдельные гражданские активисты запускали в социальных сетях хэштег #cancelborat, устраивали пикеты у стен американского консульства и выкладывали видео, на котором сжигали чучело с изображением американского актера.


Впрочем, был в выходе второго "Бората" пусть и небольшой, но плюс. В ответ на выпуск фильм, который порочит честь и достоинства Казахстана, в соцсетях запустили флэшмоб "Я горжусь своим флагом", выкладывая фото нацсимвола на своих страничках. Так, "Борат" невольно стал причиной для всплеска казахстанского патриотизма. Совпадение это или нет, но в последние дни декабря казахстанцам официально разрешили размещать на зданиях и балконах государственный флаг для выражения своих патриотических чувств, а также для поддержки достижений и граждан страны. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Аскар Мамин.

Герои года – врачи


Без каких-либо сомнений, этот год поменял наше отношение ко многим вещам. Представители казахстанской медицины столкнулись с настоящими испытаниями. По сути, это они оказались на передовой во время пандемии и защищали наши с вами жизни. Это они – первыми встречали новую угрозу, ходили летом, несмотря на ужасную жару, в защитных костюмах, шли на осознанный риск. Лечили людей, когда еще никто не знал, как и чем лечится коронавирус. Некоторых из них мы потеряли. Но, однозначно, хотелось бы сказать им большое спасибо за тысячи казахстанских спасенных жизней. Раньше мы говорили, что благодарим наших дедов за мирное небо над головой, а теперь пришло время сказать эти слова и медикам.

Не хочется заканчивать текст на грустной ноте. Новый Год все-таки. Поэтому давайте будем верить в лучшее и ждать новых чудес и побед в новом десятилетии.

Наверх