"Мирная отставка президента не входила в планы штурмовавших Белый дом" - эксперт о ситуации в Кыргызстане

15 Октября 2020, 19:52
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
24.kg 15 Октября 2020, 19:52
15 Октября 2020, 19:52
6667
Фото: 24.kg

Что будет после ухода Сооронбая Жээнбекова?

Сегодня стало известно о том, что президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков подал в отставку, передает корреспондент BaigeNews.kz. Такому повороту событий теперь уже бывший глава государства активно сопротивлялся. Но в четверг, 15 октября, он выступил с заявлением, что он не хочет быть президентом, стреляющим в свой народ.

Жээнбеков никуда не сбежал и сломал планы противников

Мирный уход Жээнбекова сломал планы его противников, считает директор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов. Организаторы и участники протестов, по словам эксперта, ожидали жестко захватить власть.
"По всем признакам это неудавшийся государственный переворот. Главная цель не была достигнута – господин Сооронбай Жээнбеков не сбежал, как это происходило раньше. Он даже к себе туда на юг, откуда он родом, на малую родину не сбежал. Он оставался все это время в Бишкеке. Это явно не входило в планы тех, кто собирался штурмовать дом правительства. Второй признак: из 11 партий, которые вышли протестовать днем 5 октября, как минимум 10 не хотели того, чтобы на свободу вышел Алмазбек Атамбаев. Кроме социал-демократов. Также 10 из 11 партий не хотели, чтобы из тюрьмы вышел Садыр Жапаров. Однако и Атамбаев, и Жапаров вышли на свободу", - говорит Орлов.
По словам эксперта, все предыдущие дни в Кыргызстане можно было назвать "войной нервов" - различные политические группы пытались друг друга переиграть и перехитрить.
"Сооронбай Жээнбеков ушел в отставку, и наверное, в этой ситуации ему это казалось правильным решением. Потому что он вполне мог дать команду на открытие огня. Власть, если захочет, может подавить любой протест. Любой, какой захочет. Только потом каждый его следующий шаг был бы хуже предыдущего... У Жээнбекова есть одна особенность – он не умеет хитрить так, как делали его предшественники. Я смотрел его выступление, он говорил вполне искренне. Хотя нельзя исключать, что были какие-то договоренности о каких-то гарантиях, потому что без гарантий у нас ни один человек не уходит", - считает Дмитрий Орлов.

Из СИЗО - в кресло премьер-министра

Накануне в Кыргызстане Садыра Жапарова официально избрали премьер-министром. Это из ряда вон выходящее событие - вчерашний политический заключенный - сегодня в одном шаге от того, чтобы взять всю власть в стране в свои руки. Однако, по мнению Дмитрия Орлова, путь Жапарова из изолятора к креслу главы кабинета министров был не только скоропалительным, но и не совсем честным.
"Были элементы запугивания, возможно, были элементы подкупа, но вышло то, что вышло... После отставки президента его обязанности переходят к спикеру парламента, но поскольку сторонники Садыра Жапарова требуют отставки и спикера парламента, обязанности главы государства должны перейти к премьер-министру... Жапаров – человек, который значительно поднялся во времена Бакиева, второго президента (Курманбек Бакиев - президент Кыргызстана с 2005 по 2010 год, пришедший к власти на волне "Революции тюльпанов"). Он (Жапаров) был одним из его сторонников и потом после 2010 года был не у дел. Затем в конце концов угодил в тюрьму", - рассказывает руководитель аналитического центра "Стратегия Восток-Запад".
Два года назад Садыр Жапаров был осужден на 11 лет за организацию митинга в Караколе в 2013 году, а также захват в заложники губернатора региона. Жапаров был освобожден протестующими после беспорядков в Бишкеке в ночь с 5 по 6 октября 2020 года. По словам адвоката нынешнего премьер-министра, Верховный суд оправдал его. После избрания Жапарова на пост главы кабинета министров он заявил, что не захватывал власть.

Борьба за место под солнцем

Старший аналитик Elchi Group, политолог Денис Бердаков говорит, что после отставки президента в Кыргызстане между политическими группами ужесточилась борьба за место под солнцем.
"Ситуация в стране сложная и турбулентная, несмотря на внешнюю мягкость. Сейчас уникальная ситуация – стране предстоят в третьей декаде декабря парламентские выборы, а после них, скорей всего, и президентские. По сути, меняется все. Потому что избрание парламента – это автоматически новое правительство, потому что именно те победившие партии назначают правительство. Соответственно, власть можно брать много, мешками, в самых различных отраслях, начиная от местных органов самоуправления, губернаторов до, собственно, целых министерств, ведомств, направлений, госагентств. Но обычно всегда в стране есть некая власть, которая через выборы, во-первых, сохраняет стабильность, а во-вторых, через административный огромный ресурс (финансы, налаженные элитные договоренности) помогает новому формальному или неформальному ставленнику широкого элитного консенсуса прийти к власти. Сейчас проблема и одновременно надежда, и особенность Кыргызстана в том, что таких групп как минимум четыре-пять, довольно крупных. Часть из них контролирует правительство", - говорит Бердаков.
По словам политолога, значительное влияние осталось за двумя большими политгруппами – это "Биримдик" и "Мекеним Кыргызстан", куда входят региональные лидеры-тяжеловесы. И они, считает эксперт, будут активно бороться за власть. К тому же нельзя убирать со счетов пул более старых партий "Атамекен", "Бир бол", "Республика", которым места в Парламенте не достались.

"Сейчас открывается историческая возможность объединиться и сгруппироваться, собрать людей из элитных групп и идти на выборы заново. Поэтому нас ожидает необычайно жесткая турбулентность с точки зрения экономики, митинги, выступления, потери инвестиций, рабочих мест в ближайшие полгода. Все хотят резких перемен, повышения уровня жизни, возможности гордиться за свою страну, улучшения здравоохранения, чтобы государство их не бросало, как это произошло этим летом в Кыргызстане во время пандемии. Все это толкает эти четыре-пять элитных групп на жесточайшую борьбу, которую мы увидим в декабре. Парламентские выборы будут гораздо жестче и интереснее", - считает Денис Бердаков.

"На Жээнбекова нет компромата"

По мнению эксперта, те коалиции, которые договариваются, в ближайшие недели сгруппируются и заново пойдут на выборы, чтобы потом сформировать новое правительство. Имея в активе должность премьера и большинство мест в Парламенте, одной из этих политгрупп будет легче протащить или поддержать административно, финансово, организационно, с помощью силовых структур, своего кандидата в президенты. Денис Бердаков, как и его коллеги, считает, что Сооронбай Жээнбеков поступил мудро, не ввязываясь в войну со своим народом. Пролитая кровь обернулась бы для президента в лучшем случае изгнанием, говорит политолог. По его словам, такого кыргызский народ не прощает.

В свою очередь, директор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов говорит, что Жээнбеков за время президентства сумел не влипнуть в скандалы и не засветиться в темных историях, за которые его можно было бы преследовать после его отставки. По словам Орлова, сейчас в Кыргызстане нет явных лидеров. Но есть очень много людей, говорит эксперт, которые себя таковыми считают, не имея на это никаких оснований.
Наверх