Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -2 ℃
  • Алматы, +4 ℃
  • Шымкент, +9 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

Зачем детям изучать азы бизнеса и основы предпринимательства?

  • Видео

 Казахстанских школьников начали обучать основам предпринимательства. Как знание азов бизнеса пригодится детям будущем, почему учиться никогда не поздно, успевает ли система образования за изменениями рынка труда? На эти и другие вопросы в проекте Bnews Online отвечает эксперт в области бизнес-образования, предприниматель Айнагуль Ахметова.

Это «Bnews Online» меня зовут Дамир Айдаров, здравствуйте.

В новом учебном году в казахстанских школах появился предмет «Основы предпринимательства». Зачем детям изучать азы бизнеса, что это им даст в будущем и почему учиться никогда не поздно? Об этом мы будем сегодня беседовать с нашим гостем – экспертом в области бизнес-образования Айнагуль Ахметовой. Айнагуль, добрый день.

А.Ахметова: Здравствуйте.

Д.Айдаров: Спасибо, что Вы пришли к нам в студию и согласились дать интервью. Прежде чем мы перейдем к основной части нашей беседы, расскажите вначале немного о себе. Почему Вы решили заниматься бизнес-образованием?

А.Ахметова: Это было очень давно, в 2003 году. Иногда ты идешь по велению судьбы и не предполагаешь, что это дело твоей жизни. У меня примерно получилось так. Закончив Нархоз, поработав немного, я поняла, что нужно развивать свои компетенции, пошла в аспирантуру, но увидела какой-то такой олдскул, мне не понравилось, и случайно проходила мимо Международной Академии Бизнеса. В общем, в результате я поступила на программу МВА, тогда еще неизвестную, и отсюда вывод – все-таки иногда надо идти в новое, неизведанное – на «Маркетинг и PR» – и поэтому, конечно, влюбилась в формат МВА вообще. Потому что это МАБ, начало, все это было яркое, звонкое, передовое и не влюбиться в это было невозможно. И, окончив, я переехала в Астану, прошла по конкуру, реализовывала себя профессионально. И мне сделали предложение – Международная Академия Бизнеса – создать представительство МАБа в Астане. Так как я люблю новенькое, я, конечно, согласилась, пошла на этот эксперимент – и вот с тех пор, с 2003 года я в бизнес образовании, и за моими плечами Международная Академия Бизнеса в Астане, 10 лет я развивала это направление. Следующий проект – это корпоративный университет BI Group, становление, развитие первые 2 года. В 2014 году я уже открыла Metropolitan Business School№ Во всех трех проектах ключевое, основное направление – это МВА, управленческие программы.

Д.Айдаров: Вы, как эксперт в бизнес-образовании, как оцениваете новшество, что в школах сегодня детей начали учить основам бизнеса?

А.Ахметова: О, это прекрасная новость! Мне кажется, это самое яркое пятно за прошлый год, когда я узнала о том, что этот проект стартовал, что он достаточно быстро был реализован. Это замечательная новость, потому что с 2010 года я активно занимаюсь детским предпринимательством, образованием в области предпринимательства, но это же точечные такие действия, всегда здорово, когда возникает система. И вот этот вход в школу предпринимательства – это замечательно. Другой вопрос, он такой, эволюционный вопрос: понятно, что сейчас непонятно, кто будет вести этот предмет, как он будет реализован. Но те ребята, которые делали этот проект, писали учебники, со многими я знакома, я знаю, что они вложили душу, они внесли туда все передовое, и хотели это сделать – и сделали. Сейчас новый этап – самого внедрения. Посмотрим, я думаю, в общем – это важное, актуальное нововведение, система образования давно ждала этого.

Д.Айдаров: Сложно детей вообще учить бизнесу, если сравнивать со взрослыми?

А.Ахметова: Нет, смотрите, бизнес, предпринимательство – это же такое, знаете, детство для взрослых. Это такие большие игры для взрослых – предпринимательство, там много вот этой детской энергии, поэтому, когда ты даешь предметы в области предпринимательства детям, как правило, дети воспринимают это очень активно, им это очень нравится, они увлечены. Во-первых, это что-то взрослое, а мы знаем, что одна из стихий ребенка, естественная стихия, куда он так или иначе стремится – это взросление. Когда ты его посвящаешь в темы взрослости, когда ты проходишь с ним основы маркетинга, продаж, тайм-менеджмента, личной эффективности, когда ты помогаешь ему выстроить бизнес-канву – это такие взрослые вещи для него, это его очень сильно вдохновляет, появляется вот этот неподдельный интерес подростковый. А мы знаем, что подростки очень часто, в средней школе уже даже, теряют интерес к учебе в школе, поэтому это некий такой шанс.

Другой вопрос, все-таки получится ли у педагогов наших школьных донести суть предпринимательства в должном формате?

Д.Айдаров: Почему сегодня детей нужно учить тайм-менеджменту?

А.Ахметова: Тайм-менеджмент – это такое понятие, узкая часть большой темы «личная эффективность». Когда мы говорим про личную эффективность, мы говорим вообще про осознанность, это позиция взрослого человека, когда ребенок как можно раньше начинает понимать, отвечать на вопросы «Кто я? Чего я хочу? Какие у меня цели?» - и тогда он уже начинает ставить следующий вопрос: «Что я могу сделать для того, чтобы достичь своих целей?». Вот тут уже мы переходим к управлению, и тайм-менеджмент – это как раз-таки один из блоков, направлений личной эффективности, то есть, управление собственным временем, когда ты вообще оцениваешь – это тебе выгодно, не выгодно, как скоро это тебе нужно, что я должен в первую очередь сделать, а что потом? Это уже позиция взрослого, мы к этому должны, конечно, стремиться.

Д.Айдаров: А каким еще навыкам нужно учить детей, которых не научат в школе, но будут им полезны в будущем, из вашей практики?

А.Ахметова: Ну, с точки зрения предпринимательства – это всегда открытость. Открытость новому, не бояться ошибок, потому что предпринимательство – это сплошные ошибки и потом одна удача. Важно, чтобы ребенок любил эти ошибки, потому что это опыт, это познание мира, это твой собственный багаж, это то, что делает тебя вот таким эксклюзивным. И поэтому вот эта открытость, не бояться ошибок, управление, понимание конечной своей цели – вот это все очень важно и очень важно научить детей выбирать. Это некое критическое мышление, о котором говорят.

Мы же все знаем, что будущее – это сейчас мы называем «будущее 4 К» - это коммуникация, креативное мышление, критическое мышление и команда. И отсюда делаем выводы, что мы всегда должны делать акцент на общение, на коммуникации, это в первую очередь, что важно в профессионале – не столько важны его тяжелые навыки в конкретных отраслях, сколько его коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, креативное мышление. Это то, что остается за человеком, потому что все, что может быть оцифровано – оно будет оцифровано, а за человеком остается креатив, творчество, бесконечное творчество, команда – это опять про коммуникации, потому что один ты мало что можешь сделать, ты ограничен очень сильно. И критическое мышление – это возможность выбора, я должен понимать, что мне точно надо, а что не надо.

Д.Айдаров: На Ваш взгляд, система образования сегодня поспевает за изменениями на рынке труда?

А.Ахметова: Мне кажется, она – ну, может быть, это так, чуть-чуть пессимистично, но, на мой взгляд, она отстала навсегда. Мы понимаем, что есть объективные причины, почему – потому что это огромная система, которая имеет право и у нее есть причины не поспевать. Она должна делать все попытки, она все правильно делает, старается в силу своих возможностей, но разрыв слишком большой, и поэтому все больше выходит на первый план дополнительное образование – первое, и роль родителей в становлении, и воспитании, и в образовании детей.

Если раньше мы с вами отдавали детей в школу и были спокойны абсолютно, что мы получим определенный продукт, мы даже понимаем, какой он должен быть – со школы поступает дальше – то сейчас вариаций развития человека, его профессиональной ориентации, личностной – огромное множество, и поэтому одна школа не справится уже, поэтому все больше мы должны включаться как родители и плюс дополнительное образование, что мы, в принципе, сейчас и наблюдаем.

Д.Айдаров: А Вы сами своих детей обучаете предпринимательству?

А.Ахметова: Хороший вопрос, мы пошли через что – мы знаем, что старший сыночек у нас любит кулинарию, поэтому мы целенаправленно обучаем его профессии. Вот с 10 лет мы обучаем его быть хорошим кулинаром, он участвует в конкурсах, в этом году мы начинаем уже реализацию его продукции. Вот важно что – важно их обучить чему-либо, что они могут представить миру. Я, как мама, не просто занимаюсь частным бизнесом, потому что мне важно, чтобы дети были вовлечены в этот процесс. Они с детства наблюдают, понимание того, что есть собственный бизнес. Они уже с детства участвуют в каких-то мероприятиях наших общих, и так, потихоньку их мировоззрение чуть-чуть отличается от тех детей, которые далеки от бизнеса. И моя задача – чтобы они как можно раньше – для себя ставлю цель – в 14 лет уже точно могли зарабатывать деньги.

Д.Айдаров: Если брать мировой опыт, в каких странах сегодня в школах тоже обучают детей азам бизнеса?

А.Ахметова: Азам бизнеса во многих странах, на самом деле, обучают, но та платформа благодатная, которая должна дать как раз-таки то, что мы хотим видеть от наших детей – то есть, таких открытых людей для предпринимательства – это то, о чем я говорила: образование должно, особенно в начальной школе и в средней школе, там должно быть много творчества, вот этой вот гуманной среды, когда с тобой всегда все окей, когда мало порицаний, когда не делают бесконечных замечаний – вот это и есть такая хорошая платформа для развития открытой личности, не боящейся идти в неизвестность, потому что бизнес – это всегда неизвестность.

Д.Айдаров: Учиться чему-то новому поздно, допустим, если стал человек взрослым, или никогда не поздно учиться?

А.Ахметова: Ну, мы с Вами уже точно, Дамир, знаем, что высокая продолжительность жизни – это тренд, что тренд – это 3-4 профессии за жизнь, что одна профессия – это уже сейчас неактуально, поэтому да, обучение длиною в жизнь. И мы это тоже уже наблюдаем, что мы раз, освоили что-то, фотоаппарат, нам хочется еще какую-то новую профессию. Сейчас я лично осваиваю карьерное консультирование, ну и так дальше, тут нет предела. Конечно, онлайн-образование в помощь, и мы, мне кажется, тоже это хорошо освоили и применяем активно. Поэтому нет, все только начинается – вот это обучение длиною в жизнь.

Д.Айдаров: В Вашей практике самые возрастные слушатели какие были?

А.Ахметова: 60, если говорить про длинные программы МВА, 55-60. А если говорить вообще, кто приходил на мастер-классы, на какие-то небольшие программы, то я помню, вот на мастер-класс пришла такая апашка, лет 80 ей.

Д.Айдаров: И она чему-то новому хотела, открыта для изучения?

А.Ахметова: Да, и я потом ее не раз видела в каких-то соцсетях, на других мероприятиях. Я понимаю, что эта апашка наша, она осознанно, самостоятельно ищет новых знаний.

Д.Айдаров: Молодец. Согласны ли Вы с утверждением, что сегодня экономике не хватает хороших управленцев? Почему сегодня становятся популярными программы МВА?

А.Ахметова: Вот программы МВА – я не могу сказать, что становятся прямо именно в этом формате популярными, но я точно вижу тенденцию, что сейчас предприниматели, бизнесмены, которые раньше не очень лояльны были к обучению, сейчас ищут новых, сильных, передовых знаний, таких крепких, настоящих. Я это связываю с тем, что рынок очень сильно изменился, мы видим, что конкуренция выросла, покупательская способность снизилась, и государственных заказов тоже не так много. Сейчас мы сталкиваемся с такой реальностью, где бизнес должен себя проявить как бизнес, а бизнес всегда держится на профессиональном управлении. Если мы хотим вырасти, из предпринимательства зайти на уровень бизнеса, то это всегда речь идет о профессиональном управлении. И ребята сейчас, мне кажется, очень многие собственники, управленцы понимают, что чего-то не хватает, что надо сейчас шевелиться и серьезно работать по законам рынка, изучать – а что нового там, что я еще не делал, надо сделать. На мой взгляд, это хорошая тенденция. Сейчас мы видим реализацию вот этой потребности на рынке через различные бизнес-акселлераторы, много и в Казахстане, и в России, и за рубежом, такие стартапы, программы. МВА – мне кажется, это такой немного консервативный формат, но в МВА, что хорошо, они все-таки рассчитаны на взрослый бизнес. Если стартап-программа, там самое главное, чтобы человек раскачался, решился, стартанул, у него самое страшное, на самом деле, начинается потом, то МВА направлен на профессиональное управление. Мне кажется, в связи с этим, сейчас мы на самом деле наблюдаем такую заинтересованность серьезную у управленцев собственников.

Д.Айдаров: А чем программы бизнес-администрирования отличаются от обычной магистратуры? Там какой-то набор инструментов дается?

А.Ахметова: МВА, конечно, должна носить в себе очень сильную практическую составляющую, то есть, с вами должны работать эксперты, которые имеют большой опыт работы в серьезных компаниях, транснациональных компаниях, национальных, ну, имеется ввиду национальных, не как квазигосударственных, а в таких серьезных страновых проектах. Потому что важно понимать, что на МВА человек приходит за передовыми управленческими технологиями, а передовые управленческие технологии могут себе позволить серьезные компании. То есть, маленькое ТОО, ИП – ее выбор будет очень ограничен, а вы приходите за управленческими передовыми технологиями в области финансов, HR, менеджмента и так далее, инноваций. На магистратуре мы получаем больше теорию и это нормально, академическая такая подача, понимание концепта основного вот этих направлений, а МВА все-таки направлена на практику, потому что там будет сидеть слушатель-собственник, с ним надо быть готовым общаться, отвечать на его очень наболевшие сейчас вопросы. Просто человек без практики работы в серьезных компаниях, без исследовательской практики, не сможет.

Д.Айдаров: Вы ранее говорили об эмоциональном интеллекте, сегодня это для нас что-то новое. Можете поподробнее рассказать?

А.Ахметова: Ну, это не совсем что-то новое, уже 10 лет этой теме, просто она для нашего региона, мне кажется, особенно актуальна, постсоветского, потому что эмоциональный интеллект – это речь про осознанность, про понимание эмоций, причин изменения эмоционального состояния себя и других людей. Это опять такая очень взрослая позиция, когда ты вообще осознаешь, что с тобой происходит, почему ты так реагируешь, и, конечно же, для эмоционального интеллекта характерны всегда – это понимание другой стороны, когда ты прислушиваешься к ней, когда ты эмпатично вообще общаешься, тебе не все равно, как реагирует та сторона. И мы говорим, самое главное – понимание того, что эмоции играют огромную роль, влияют прямым образом на наши действия. Поэтому, если мы хотим, чтобы – и это мы говорим про управление как раз эмоциональным состоянием – если мы хотим достичь какой-то определенной цели, мы должны, как взрослая личность, понимать – та эмоция или те действия, которые я сейчас воспроизвожу, они работают на мою цель или они мешают моей цели? И также, то же самое по отношению к команде – я сейчас повышаю энтузиазм моей команды, это мне выгодно или мне все-таки важнее сейчас сдержаться и как-то понять, как лучше себя повести для того, чтобы повысить эффективность работы своей команды?

Д.Айдаров: То есть, это инструмент какой-то некий?

А.Ахметова: Да, инструмент, которому можно научиться, это главный инструмент, так как даже можем обучиться, да. Повысить уровень эмоционального интеллекта способен любой человек, есть программы даже индивидуальные, траектории развития эмоционального интеллекта. Но когда эмоциональный интеллект направлен на раскрытие коммуникационного потенциала людей, мы понимаем, что все, что мы имеем в жизни, мы имеем от других людей. И, если мы хотим получить какую-то заветную цель, мы тоже одни не справимся, мы опять зависим от людей. Если ты хочешь, чтобы эти люди тебе помогали, пожалуйста, прислушивайся, и к ним, и к себе, используй вот этот вот потенциал, ресурс людской наилучшим образом.

Д.Айдаров: То есть, этот инструмент, им могут пользоваться, это полезно будет и для госслужащих, для предпринимателей, для журналистов…

А.Ахметова: Ну конечно, жизнь наша – это же люди, прежде всего. Есть такое выражение, что бизнес – это, прежде всего, люди. Поэтому, если ты ставишь перед собой вопрос эффективности твоего бизнеса, то ты должен поставить вопрос эффективности коммуникаций, это первая составляющая, потому что прежде всего мы люди, а потом мы профессионалы, мамы, папы и так далее, наши социальные роли. А как для людей, как для такого биологического существа, для нас свойственно переживание каких-то эмоций. И, если мы, извините, в горести какой-то на работе ходим и для нас важно, чтобы к нам уважительно относились, то я всегда буду реагировать, как человек: на меня кричат, я, конечно, буду закрываться, я не буду отдаваться работе – это с точки зрения «руководитель-подчиненный». По отношению к себе, если применить тему эмоционального интеллекта, то я, как взрослый, опять же, человек, должен понимать: те эмоции, которые я сейчас испытываю, они мне сейчас выгодны или не выгодны, они работают на мою цель или не работают, или наоборот, мешают? То есть, сейчас должна я вспылить, гневно что-то там крикнуть, прорычать, или мне все-таки надо как-то проявить терпение и проявить какую-то другую эмоцию – и это будет выгодно для всех?

Д.Айдаров: Долго ли обучаться?

А.Ахметова: Это, знаете, вечная тема саморегуляции, но это достойная цель для каждого человека. Долго ли? Ну, есть разные психотипы – кто-то, допустим, эмпатичен сам по себе, по природе, и, конечно, его чуть-чуть подкорректировать, чтобы он все-таки осознал, что он делает правильно и дальше уже более осознанно управлял своими эмоциями. А есть ребята, которые очень закрытые – вот часто айтишники такие, ну не любят они особо с людьми общаться, конечно, для этой категории эти программы развития эмоционального интеллекта более длительные. Я знаю годичные программы, когда тебе дают прямо задания, ты их выполняешь. Эмоциональные грани интеллекта легко изменяются, ими можно управлять.

Д.Айдаров: Если вернуться к теме обучения детей предпринимательству – понятно, что не 100% они, когда закончат школу и вообще, будут заниматься предпринимательством. Может быть, и не нужно этого делать, или все-таки нужно обучать?

А.Ахметова: Ну, такой хороший вопрос, потому что вот эти сейчас давай-давай, вот эти стартап-программы, все вы предприниматели потенциальные – ну, я в это не верю, потому что сейчас, будучи 5 лет в бизнесе, наверное, только сейчас раскрываются для меня, скажем, не самые светлые аспекты или стороны. И, мне кажется, предпринимательство не для каждого, тем более, управление большим серьезным бизнесом. Не управление, а быть собственником. Я считаю, что не для всех, все-таки все не могут туда пойти, но у нас такой мизерный процент предпринимательства, поэтому нам есть, куда расти – это первое. Второе – предпринимательский подход возможен везде – и на госслужбе, и в квазигосударственном секторе, и в детском саду, я не знаю, ну, везде, абсолютно во всех сферах деятельности человека. Вот, наверное, самое главное – учить вот этому предпринимательскому подходу, когда ты идешь в новое, когда ты не боишься ошибок, когда ты ищешь, готов к инновациям, глазки горят, хочется что-то сделать еще большее, искать лучшие варианты, когда ты не успокаиваешься – вот этот предпринимательский подход актуален для всех сфер. А предприниматель – понятно, что это не для всех, но, мне кажется, пробовать надо, просто иногда бывают такие случаи, когда ребята попробовали, столкнулись с серьезными последствиями, потому что последствия, они-то по-взрослому, это всегда отражение в деньгах, поэтому не все могут это легко пережить. Это тоже какой-то срок, это какое-то понижение самооценки, но, с другой стороны, я считаю, что честно перед собой – пробовать.

Д.Айдаров:

Айнагуль, спасибо Вам за интересное, подробное интервью. Я на этом с вами прощаюсь, всего доброго и до свидания. Читайте новости на портале Bnews.kz.

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
not findimage
Наверх