• Нур-Султан, -1 ℃
  • Алматы, +4 ℃
  • Шымкент, +10 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

«Социальная защита населения Казахстана»

  • Видео
Уважаемые пользователи! 4 марта в 12.00 в студии портала BNews.kz состоялась онлайн-конференция с участием министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Тамары Дуйсеновой на тему: «Социальная защита населения Казахстана»  

Ведущая: Добрый день пользователям информационного портала BNews.kz. В режиме онлайн-конференция. Сегодня у нас в гостях необычный гость, мы очень рады Вам, у нас в гостях министр Здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Тамара Касымовна Дуйсенова. Здравствуйте!

Дуйсенова Т.Б.: Здравствуйте!

Ведущая: Благодарим Вас за оказанное внимание и время. Тамара Касымовна, одна из самых масштабных программ, реализованная в последние годы стала «Дорожная карта занятости». Недавно в ходе расширенного заседания Правительства наш Президент Нурсултан Назарбаев высоко оценил результаты данной Программы и поручил продолжить ее реализацию. Какие теперь будут изменения в данной Программе? На что будут поставлены акценты?

Дуйсенова Т.Б.: Я хотела бы по шире рассказать о «Дорожной карте занятости». Эта программа была принята в 2011 году. Ее основная задача – это вовлечение в продуктивную занятость безработного, самозанятого, малообеспеченного населения, преимущественно проживающего на селе. С 2011 по 2014 гг. я могу назвать результаты данной Программы, мы охватили 461 тыс. человек, из них 60% - это безработные, около 30% - это самозанятые, около 9% - это малообеспеченное население. И 51% от всего этого населения – молодежь из села. То есть та задача, которая была поставлена перед этой Программой она выполняется. И когда мы говорим вовлекать в продуктивную занятость, что это означает. Во-первых, когда мы работаем с работодателями, мы говорим: «дайте нам ваши вакансии». Они предоставляют нам вакансии. И каждый человек, который приходит в Центры занятости в регионах он видит, какие вакансии есть. Центр занятости предлагает им обучиться по данной профессии и пойти на работу в конкретное предприятие. В прошлом году мы обучили 24 тыс.чел. А в целом, за период реализации Программы обучено более 121 тыс.человек. Только в прошлом году из 24 тыс. 85% мы трудоустроили. Опять-таки это заявка непосредственно самого работодателя. И этим сейчас в основном пользуется сельская молодежь. Второе направление в Программе – это «Микрокредитование». Если сегодня в финансовые институты придут самозанятые, малообеспеченные, безработные граждане, у банка возникает проблема выдачи кредита. Почему? Потому что банк рискует и он выберет в первую очередь предпринимателя, который имеет бизнес, имеет свою кредитную историю. А безработный, который никогда не работал, возникает вопрос, сможет ли он завтра вернуть деньги. Задача в нашей Программе, формировать из этих лиц предпринимателя. Чтобы послезавтра они могли пойти в любой финансовый институт и получить кредит. В этой связи мы предоставляем кредит лицам на 5 лет, сумма – 3 млн.тенге, ставка – не более 6% во всех регионах. Ее определяют региональные соответствующие комиссии. Мы в течение месяца обучаем людей открывать расчетные счета в банке, как давать отчеты в статистику, какой налоговый режим лучше выбрать. Все эти основы дается в этом месячном курсе. И оказывается помощь, в том, как можно реализовать бизнес-план. Это максимум пятистраничное его изложение, что он хотел бы открыть и как он хочет реализовывать этот бизнес и дело, которое он открыл. Когда микрокредитная организация говорит: «да, это возможно». Он получает кредит, и сразу же мы заключаем социальный контракт. Далее он должен зарегистрироваться в Налоговом Комитете, как индивидуальный предприниматель, или можете быть юридическим лицом, крестьянским хозяйством, это зависит от того, какой он бизнес выбрал. И плюс обязательные пенсионные отчисления за себя и за своих работников. С этими условиями он начинает работать. За этот период мы выдали кредиты около 28 тыс. гражданам по всей стране. И они открыли около 21 тыс. дополнительных рабочих мест на деньги, которые они получили. Я думаю, что это большая подмога нашим сельчанам открыть дело. С той суммой, которую мы выдали 60% людей открыли свое дело, около 40% расширили свой бизнес. Это с одной стороны подготовка предпринимателей, с другой стороны, формализация той деятельности, которая у них есть. B сейчас многие заявки идут с регионов именно по этому направлению. И третье направление – это возможность добровольного переселения. Если село депрессивное, мы даем возможность гражданам переехать в более благоприятные населенные пункты там, где работодатели имеют вакансии. И второе, если работодатель и местный исполнительный орган могут предоставить им служебное жилье в аренду на 5 лет. А дальше его можно будет приватизировать. 24 декабря прошлого года мы были в Курчатове, в Риддере ВКО, туда переехали 22 семьи из Южно-Казахстанской области, Жамбылской и даже Мангистауской областей. Местный исполнительный орган пригласили их в госучреждения на должности врачей, хореографов, медсестер, педагогов. Люди приехали, им сразу выдали квартиры. Они при нас заключили контракт со своими работодателями. Это одно из реально действующих направлений Программы. Есть еще одно направление – это проекты, реализуемые по инфраструктуре. Мы это направление используем, как антикризисные меры. В случае, если будут высвобождены работники из заводов, фабрик, то можно было бы их направить туда. Потому что они квалифицированные работники. Если они останутся без работы, квалификация быстро теряется. Вы видите как очень быстро меняется рынок, профессии. Это направление в этом году остается с учетом текущей экономической ситуацией, и в целом ситуации в мире. По этим направлениям в текущем году мы предусматриваем около 30 млрд.тенге. Регионы уже начали представлять свои проекты. Так же сюда добавляются проекты «Нурлы Жол». В проекты «Нурлы Жол», мы тоже будем направлять через Центры занятости. Это наши малообеспеченные, безработные, самозанятые граждане. На что мы будем обращать внимание? Это обучение молодежи. Как я говорила, мы обучаем по заявке работодателей. Но они не могут полностью обеспечить все те желания людей, которые хотели обучиться. Поэтому в зависимости от желаний молодежи, которые пришли к нам, по профессиям какую бы они хотели получить, мы приглашаем мастеров, оплачиваем его услуги, и бесплатно обучаем молодежь. Это делается для того, чтобы они смогли получить ту профессию, которая нужна в первую очередь, в сфере услуг, начиная от парикмахеров, заканчивая гидами. Сейчас в Астане мы готовимся к ЭКСПО, и нам нужны рестораторы, гиды, лица, которые будут работать в общественном питании. Это будет реализовываться в пилотном проекте в Астане, Алматы и областных центрах. Сейчас обращаем на это внимание, чтобы вовлечь молодежь.

Ведущая: А кто будет операторами данных проектов?

Дуйсенова Т.Б.: Министерство здравоохранения и социального развития РК – это общий координатор. Средства через нас идут в местные исполнительные органы. Акимы областей на местах являются основными администраторами, операторами, реализующие эти проекты и обеспечивающие вовлечение в данную категорию лиц к этой Программе.

Ведущая: Также хотелось бы у Вас уточнить, в новостях проходила информация, что порядка 3 тыс. граждан Казахстана, проживающих на юге страны, будут переселены на север. Действительно ли это достоверная информация и кто это подсчитал?

Дуйсенова Т.Б.: Значит, по нашей Программе, я уже ответила, что это добровольное переселение. Мы не ставим вопрос 3 тыс. будет или 5 тыс. Если есть желание у людей и самое главное есть ли готовность того региона принять этих людей, то сколько могут переезжать. По Министерству образования в текущем году около 2-3 тыс. человек, именно молодые, которые являются выпускниками школ, они пошли на обучение именно в северные регионы, в ВУЗы, в колледжи, и скорее всего информация об этом.

Ведущая: Есть вопрос следующего характера, Президент дал поручение внедрить обусловленные социальные выплаты вместо адресной помощи. Что это значит?

Дуйсенова Т.Б.: Это тоже как бы связано с «Дорожной картой занятости». Мы с 2002 года внедрили адресную социальную помощь. Это для лиц, имеющих доходы ниже 40% величины ПМ. Я хотела бы обратить внимание на эти цифры, в 2002 году адресную социальную помощь у нас получали около 1 миллиона человек в Казахстане. Сегодня на 1 января 2015 года это количество людей составляет 56 тыс. 60% из этих людей - это многодетные, малообеспеченные семьи. Но нужно отметить, что именно в этих семьях есть еще и трудоспособные члены. Поэтому суть проекта, который мы реализуем по поручению Главы государства, называется «возрождение». Мы говорим малообеспеченным семьям, имеющим трудоспособных членов: «Мы сегодня вам платим на каждого члена семьи, если у вас низкий доход 40% от прожиточного минимума. Теперь мы будем платить 60 % прожиточного минимума. Но в том случае, если вы с нами заключаете контракт и пойдете в Программу занятости для выбора себе профессии или трудоустройства или же получения кредита». И если он соглашается с этим, то тогда он одновременно может получить кредит, открыть свое дело. Но за это период АСП не будет останавливаться, но размер АСП будет повышен. В прошлом году мы в трех регионах провели пилотные проекты, это Акмолинская область, Жамбылская область и Восточно-Казахстанская. Участвовали 20 тыс. человек, 5 тыс. человек из них были трудоспособные, они полностью вовлечены в «Дорожную карту занятости». И этот проект еще и хорош для женщин, сидящих по уходу за ребенком или же, сидящих по уходу за ребенком инвалидом. Мы им не только даем условия учавствовать в «Дорожной карте занятости», но мы еще и оказываем адаптационные условия. Допустим, ребенка нужно устроить в территориальный центр обслуживания или с ограниченными возможностями, и мам тоже можем туда трудоустраивать. Или же, если у мамы нет квалификации, то можно ее направить на обучение, а ребенок будет находиться в доме-интернате с утра до вечера как в садике. Вот сейчас у нас в Казахстане около 47 таких мини-центров работает. Этот проект направлен для малообеспеченных людей, чтобы они быстрее вышли из этой ситуации. Суть проекта заключается в этом.

Ведущая: Но плюс ко всему, наверное, мы таким образом искореняем иждивенческие какие-то настроения да?!

Дуйсенова Т.Б.: Здесь, конечно, больше - мотивация, мотивация к получению профессии.

Ведущая: Вы на различных интервью, заседаниях неоднократно говорили о необходимости создания рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. И в прошлом году, буквально в конце года очень широко освещалась данная тема многими СМИ. Вот Глава государства прямо призвал бизнес принимать на работу инвалидов. Собственно и по Закону мы имеем определенные какие-то условия, чтобы работали в коллективах лица с особыми возможностями. Как на практике дела обстоят?

Дуйсенова Т.Б.: Недавно Парламент поддержал Закон о ратификации, Конвенции о правах инвалидов. Сейчас это уже находится на подписи у Главы государства. И это уже свидетельствует о том, что Казахстан привержен к поддержанию международных стандартов в отношении этих людей. Я думаю, что это неспроста, потому что сегодня в Казахстане проживают чуть выше 600 тыс. лиц с ограниченными возможностями. Это около 3,5-6% общей численности всего населения Казахстана. Если говорить в отношении Закона о социальной поддержке, медицинском обслуживании, социальном обеспечении тех лиц, то в этой части у нас проблем нет. Здесь мы полностью в соответствии с международным стандартом идем. По отношению трудоустройства есть вопросы. Поэтому мы в прошлом году совместно с нашими общественными объединениями инвалидов полностью провели инвентаризацию всего нашего законодательства. Сейчас в Мажилисе Парламента рассматривается закон, который вносит изменения в 4 кодекса и 20 нормативных правовых актов. И это все направлено на то, чтобы обеспечить доступ к зданиям, к транспорту, к любым инфраструктурам лиц с ограниченными возможностями. Обычно когда мы говорим доступ, очень многие наши коллеги понимают, что если обеспечить пандусом, этого достаточно будет, зашел в здание. Но этот человек должен или получать услугу в этом здании или же сам должен оказывать услугу. Поэтому все то, что внутри тоже имеет большое влияние на возможность интеграции этого человека в обществе. Мы уже со всеми регионами работаем, они подготовили карту адаптации. И в прошлом году около 24 тыс. мы паспортизировали, около 7 тыс. как бы адаптировали. Но в текущем году мы недавно определили себе шаги - 70% объектов социального обслуживания и больницы они должны быть доступны для лиц с ограниченными возможностями. Поэтому эту работу мы с нашими Министерствами, с нашими коллегами будем проводить. По отношению трудоустройства из этих 600 тыс. человек 280 тыс. человек трудоспособного возраста. Из них 89 тыс. уже работают. Когда мы говорим о их трудоустройстве нужно всегда обратить внимание на состояние их здоровья. В прошлом году в рамках Дорожной карты мы охватили 5 тыс. человек. И эта работа будет дальше продолжаться. В отношении работодателей, конечно, нужно сказать, у каждой стороны свои интересы. Работодатели понимают, что если мы получим лиц с ограниченными возможностями, во-первых, это льготный режим, во-вторых, требование другое, он, наверное, так мобильно не может работать. Реально, наверное, их тоже нужно понять, но на практике мы видим, сколько предпринимателей из числа лиц с ограниченными возможностями, которые работают наравне с другими предприятиями. Поэтому мы в проекте нового закона прописали, что если работодатель откроет специальное рабочее место, то это будет субсидироваться со стороны государства. Он за это уже может не бояться. Сейчас это поддержано Национальной палатой предпринимателей и непосредственно общественными объединениями. И квоты на трудоустройство, если раньше мы писали 3% на всех, не рассматривая это вредное производство, невредное, сейчас уже определили конкретные отрасли в проекте законов, где можно было бы эти квоты рассмотреть.

Ведущая: И какие это отрасли?

Дуйсенова Т.Б.: Это в основном сфера обслуживания, это социальное обслуживание, медицина, центры обслуживания населения, общественное питание. Есть и легкая промышленность, IT-технологии, то еть где они могли бы быть очень полезными. Сейчас очень много наших коллег, лиц с ограниченными возможностями, работающие и создающие различные программы. Вот мы скоро уже будем презентовать ролики, со снимками, которые прописаны в наших строительных нормативно-правовых актах, они указывают, какой пандус должен быть, какого градуса. Это все работа наших коллег - лиц с ограниченными возможностями. Они очень скоро будут продемонстрированы в наших СМИ, и плюс местным исполнительным органам, что при проектировании, в процессе стройки или просто при реконструкции они знали, на что нужно обратить внимание, и какие нормативы имеются.

Ведущая: А как быть теперь со всеми теми сооружениями, которые уже воздвигнуты? Они должны будут какие-то переработки провести, тобиш чтобы пандусы те же установить или лифты дополнительные? Что делать?

Дуйсенова Т.Б.: Мы сейчас говорим в основном о тех зданиях, где население получает услуги. Там они должны быть обеспечены. Например, я в прошлом году была в Алматы. Торговый центр они полностью оборудовали, он еще раньше существовал, они уже сделали вход, сделали соответствующие лестницы, сделали дополнительно соответствующие лифты, они реконструировали. И сегодня они полностью отвечают требованиям, которые мы уже ставим. А те, которые строят, в СНиП-ах всё есть, нужно просто придерживаться этого.

Ведущая: У меня есть более уточняющий вопрос по примеру Кореи. Там сфера обслуживания, именно оказания массажных услуг она только для лиц, не имеющих зрения. Могут ли быть у нас какие-то варианты, что какая-то конкретная среда в Казахстане в сфере обслуживания должна, в общем-то, принадлежать лицам с особыми возможностями.

Дуйсенова Т.Б.: Мы не будем ограничивать их в выборе профессии. Каждый человек имеет право выбирать себе профессию. Поэтому в рамках Программ в прошлом году все регионы выделили около 8 млрд. тенге на общественные работы, профессиональное обучение. Поэтому выборы остаются за ними. Какую тенденцию мы сейчас видим? Наша тенденция в Казахстане такая, что они больше становятся социальными работниками, оказывающими помощь самим лицам с ограниченными возможностями. Например, есть общественное объединение в Караганде. Его возглавляет Александр Михайлович Ивкин. Они представляют санитарно-гигиенические средства лицам с ограниченными возможностями: кто сидит на коляске или лежащие. Они не только их представляют, но и оказывают социальные услуги. Или же есть такое общественное объединение, которое возглавляет в Павлодаре Четвериков. Они сделали специальные сооружения, а точнее такси, чтобы можно было людей поднять на машину, это как газель. То есть, каждый, кто сейчас готов что-то делать во благо – поддерживается. И мы ежегодно проводим выставку «Лучшие социальные проекты в Казахстане». Это именно те общественные объединения, которые сами эти проекты реализуют и, которые не финансировались до сих пор не местными исполнительными органами, не со стороны республиканского бюджета, и не размещали в соцзаказ. В этом году самые лучшие 3 проекта получили грант от 1,5 млн. до 3 млн. тенге. И в этом нас поддержал бизнес. Я думаю, что, если мы будем поддерживать их инициативу, то это будет огромная сила, которая сможет сама финансировать много моделей по подготовке их к тем или иным отраслям.

Ведущая: Буквально на прошлой неделе на этом кресле сидел Министр финансов Республики Казахстан. Мы с ним обсуждали корректировки бюджета. Как к счастью выяснилось, социальная сфера не будет затронута, всё останется на своих местах. Это значит, что все идеи, поставленные на ближайший год, будут воплощены. А что касается будущих планов? Будут ли там какие-то нюансы ограничения? Может быть, какие-то идеи придется отложить до более стабильных времен?

Дуйсенова Т.Б.: Во-первых, когда Глава государства сказал об оптимизации, он сразу же отметил, что все социальные программы, которые взяло на себя государство, обязательно должны быть выполнены. Поэтому, то что в текущем году была проведена оптимизация бюджета, это не коснулось нашей сферы. Мы предусмотрели суммы для выплаты пенсии, пособии, оказания медицинских услуг. Они полностью оставлены в том же размере, который мы имеем. Кроме того, Вы знаете, что с начала текущего года пенсию мы повысили на 9%, все остальные виды и базовые выплаты на 7%. В последующем у нас идет модернизация пенсионной системы. К январю 2017 года мы должны пересмотреть методологию расчета прожиточного минимума, это требует дополнительных затрат. Должны пересчитать базу, что потребует дополнительных затрат. Но сейчас в отношении реализации социальных инициатив изменений нет. Эти вопросы будут реализовываться в тех сроках, которые мы предусмотрели в документах.

Ведущая: Мне подсказывают, что время подходит к концу, но я никак не могу у Вас не спросить. В этом году завершается реализация программы «Саламатты Қазақстан». С какими результатами она завершается? Что будет дальше? Это действительно очень полезный, интересный проект, который волнует граждан.

Дуйсенова Т.Б.: Да, в этом году завершается реализация этой Программы. Я бы хотела отметить 3 главных подытоживающих фактов. Первое – мы сняли дифференциацию по условиям, на различные финансирования первичного звена медицинской помощи. Раньше каждый регион не в зависимости от своего бюджета могли по-разному финансировать первичное звено. То есть одна услуга на одного человека в одной области могла составлять 500 тенге, у кого-то – 700 тенге, у кого-то – 600. Сейчас мы установили одну цену в Казахстане. И в прошлом году оно было 884 тенге. И сейчас эта цена финансируется по всей стране одинаково. Второе – дали возможность выбора стационара, где он хотел бы лечиться. По данным местного исполнительного органа 34 тыс. сельских жителей воспользовались именно республиканскими стационарами. И получили лечение. И третье - я думаю, что все казахстанцы видят, что очень много новых технологий внедрены в Казахстане. Особенно, в кардиохирургии, в нейрохирургии. Это всё результат этой Программы. На что она повлияла? Конечно, на ожидаемую продолжительность жизни, на снижение общей смертности, в том числе материнской и младенческой. Я бы назвала это самыми главными результатами этой Программы. Сказать, что проблем нет, нельзя. Проблемы есть. Они остаются. Их нужно решать. Сейчас мы готовим второй этап Программы – это первое кадровое обеспечение: подготовка, переподготовка кадров, которые должны соответствовать к тем потребностям, услугам, которые мы должны оказать населению. Какое качество от нас ожидают, мы должны его обеспечивать. Второе – это система управления заболеваниями. То есть, весь процесс, начиная от выявления заболевания, лечения, реабилитации – это всё должно быть одним процессом. Сейчас бывает, что полечили, а реабилитация не соответствует. Это должно быть как один процесс. И, поэтому обеспечение и преемственность – это будет вторая проблема. Третье – это внедрение системы медицинского страхования. Это, когда за охрану здоровья отвечает не только государство, но и работодатель, который принял нас на работу, и сам работник, который тоже должен заботиться о своем здоровье. С этими направлениями мы двигаемся на второй этап Программы.

Ведущая: Спасибо большое. И напоследок, Тамара Касымовна, Вы сейчас возглавляете такую животрепещущую сферу жизнедеятельности, социальная среда, здравохранение. Здесь всегда нужно держать на пульсе все моменты и, наверно, то самое направление, где если будет какая то ошибка население не прощает. Где вы черпаете силу и энергию, чтобы работать в этой сфере? И что бы вы хотели изменить в здравоохранении или в социальной сфере нашей страны в ближайшие годы?

Дуйсенова Т.Б.: Решение повседневных задач, трудных жизненных ситуаций, необходимость социальной поддержки, или же необходимость защитить их права - это всё приоритеты, которые мы должны ежедневно решать. В этом у меня появляется сила и уверенность. Я знаю, что нужно помогать этим людям. А что мы сейчас собираемся делать? Недавно Парламент поддержал закон «Об автоматизации государственных услуг». 36 всех услуг, которые были в сфере государственных, мы автоматизировали. И мы теперь имеем возможность соединиться со всеми информационными системами. Сейчас мы определили 10 практических шагов. Первое – лица, которые живут в отдаленных селах от районного центра, приходят в ГЦВП, сдают документы. Мы хотим совместно с Казпочтой, мобильные ЦОНы, чтобы туда с 1 апреля выезжали наши работники и на месте принимали документы. На месте дать консультацию и назначать соответствующие пенсии и пособия. Точно так же по лицам, имеющим ограниченные возможности, чтобы можно было там установить инвалидность. И, третье – как я сказала, лица, представители общественного объединения, они могут теперь доставить его до дома. Это тоже могут сделать мобильные ЦОНы. Сейчас 10 шагов мы определили, чтобы обеспечить доступ к нашим услугам гражданам, которым трудно подойти и сделать это.

Ведущая: Ну а касательно Вас, немного личный вопрос. Это огромная сфера, за которую Вы отвечаете. Это столько сил и энергии нужно. Как Вы себя держите в форме?

Дуйсенова Т.Б.: Я по-моему ответила на это тем, что когда ты видишь, что человек пришел к тебе с проблемой, нужно ее решить. А как может человек, который сам сидит уставший решить эти вопросы. Он должен быть всегда сильным. Когда ты знаешь, что ты можешь помочь этому человеку, ты встаешь и осиливаешь усталость, набираешь силы. В этом, наверное, и заключается вся сила социальной сферы.

Ведущая: Ну что же, Вам бесконечных сил, чтобы поменьше были такие проблемные моменты. Всегда полезную и проверенную информацию вы можете найти у нас на сайте BNews.kz. Спасибо за внимание и до свидания!

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
Наверх