Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -3 ℃
  • Алматы, +2 ℃
  • Шымкент, +6 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

SIM-карты с поддержкой ЭЦП внедрят до конца года

  • Видео

Какие госуслуги переведут в электронный формат, для чего внедрят ЭЦП в SIM-карту и какие госорганы востребованы среди казахстанцев, рассказал председатель правления АО "Национальные информационные технологии" Асет Турысов.  

Это BNews Online, меня зовут Акмарал Олжабаева, в гостях в студии председатель правления АО "Национальные информационные технологии" Асет Турысов. Асет, можете рассказать о вашем профессиональном пути?

А.Турысов: Вообще в IT-сфере я начал простым системным администратором, даже был внештатным сотрудником в "Казахтелеком", тоже занимался тем, что исследовал железки. Потом путь уже приехал в Астану, но здесь я прошел такой путь, когда заходили в подъезды, кабеля протягивали. Такая, в принципе, работа, я ею горжусь, она меня многому научила. Проработал еще на госслужбе простым экспертом, главным экспертом, потом в дальнейшем уже предлагали более высокие позиции, сейчас дошел до этого. Поэтому вкратце могу сказать, что многие ступени прошел как технарь.

А.Олжабаева: Получается, путь от простого сотрудника до руководителя? А сколько сейчас вам лет?

А.Турысов: 31. 

А.Олжабаева: Хороший показатель для вашего возраста. Расскажите о работе электронного правительства. Что сейчас казахстанцы могут там найти, какая работа ведется по улучшению портала?

А.Турысов: Сейчас на портале электронного правительства 253 сервисов и услуг. Самое главное, что, зайдя в egov.kz, имея при себе ЭЦП, в личном кабинете показывается, когда сроки вашего документа истекают, штрафы какие у вас есть. Если у вас есть ЭЦП, вы можете прикрепить свой сотовый номер, зарегистрироваться в мобильной базе граждан и скачать, мы реализовали Telegram-бот. Это такой бот, где можно получить порядка 24 услуг. Например, такие справки, как адресная, психо-, наркосправки и т.д. Это очень просто, удобно. Подтверждение идет через одноразовый пароль. Достаточно его ввести, и вы получите те или иные услуги.

А.Олжабаева: Мы сами недавно воспользовались услугой Telegram-бота и получили две справки, скажите, пожалуйста, в ближайшем будущем планируется увеличить перечень этих услуг, которые можно получить через Telegram-бот?

А.Турысов: Мы планируем расширять линейку, порядка 20 услуг в этом году планируем дополнительно реализовать. Это зависит еще от госорганов, с которыми мы постоянно работаем, спасибо им - они  наши партнеры. Каждую услугу мы рассматриваем, если госорган проявляет инициативу - перенести дополнительно на Telegram-бот, мы, в принципе, идем навстречу.

А.Олжабаева: А в этом году какие услуги планируете?

А.Турысов: Мы еще список составляем. Для себя мы поставили задачу, что как минимум должно быть 20 услуг. Это будет зависеть от госоргана, от подготовки госоргана.

А.Олжабаева: А вы какую-то площадку рассматриваете как вариант? Потому что Telegram не всегда ловит и не всегда работает на все 100%?

А.Турысов: Да, цель такая есть, у нас в мобильном приложении egov, где 89 услуг и сервисов. 12 услуг мы недавно уже запустили, планируем в этом году запустить еще больше. Планируем также поднять интерфейс, проводим работу по созданию mobile-ID - это когда ЭЦП у вас на SIM-карте, ну зачем вам ЭЦП носить на флешке или хранить где-то, если один раз сможете SIM-карту поменять и подключить к смартфону? SIM-карта будет действовать 3 года.

А.Олжабаева: Сейчас же данная услуга недоступна?

А.Турысов: Сейчас она идет в пилотном режиме, раннее такой проект поднимался, но, к сожалению, были такие попытки, но не получилось. Сейчас мы восстановили и заново начинаем это делать для удобства.

А.Олжабаева: А как давно в пилотном проекте запустили? И в каких городах? Только в Астане?

А.Турысов: Сейчас мы только для себя тестируем, в дальнейшем мы с операторами связи проработаем данный вопрос для того, чтобы они больше SIM-карт выпускали. В "Правительстве для граждан" в ЦОНах будем ставить такие возможности, чтобы человек пришел, не покупал флешку, а пришел и купил SIM-карту, перевел туда номер и все.

А.Олжабаева: На действующую SIM-карту можно внедрить ЭЦП?

А.Турысов: Сохранить свой номер сможете, но обновить SIM-карту вам придется.

А.Олжабаева: А есть сроки, когда это будет, потому что сейчас многим нужна электронная цифровая подпись, даже можно с собой принести флешку, не покупая ее в ЦОНе?

А.Турысов: Мы планируем до конца года это сделать, чтобы такая альтернатива появилась, это, в принципе, тоже в наших интересах и в интересах "Правительства для граждан". Чем быстрее это будет, тем легче будет и нам, и гражданам, поскольку сейчас люди приходят в ЦОН и ждут, берут флешку или там куда-то загружают, потом могут потерять, забыть и т.д. То есть он вспоминает только тогда, когда необходимо пойти в ЦОН. До конца года эта задача у нас стоит. Мы это сделаем, реализуем. Как только в ближайшее время во втором-третьем квартале появится - мы анонсируем. Помимо этого, есть такой проект - "Шаговая доступность" - это терминалы "Касса 24", по всей республике установлено 15 тысяч терминалов, все мы заходим в магазин, в ЦОН мы приходим только тогда, когда надо, а в магазин обязательно кто-то да сходит. Если там будет "Касса 24", то вы можете подойти и получить пять услуг: адресная справка и другие виды справок. Мы планируем эту линейку тоже расширять, возможно, и другие терминалы, которые тоже популярны в Казахстане, будем с ними переговаривать, чтобы они вошли в этот проект. Цель такова - чтобы пришел один раз в ЦОН, зарегистрировался, подтвердил, что ты это ты, зарегистрировал все свои данные и потом пользовался всем: Telegram-ботом, "Кассой 24" и т.д.

А.Олжабаева: Сейчас многие казахстанцы заходят на портал электронного правительства для того, чтобы оставить свои обращения. Скажите, сколько обращений было в прошлом году и какие госорганы самые востребованные?

А.Турысов: В целом было 251 тысяч обращений. В 2018 году было порядка 53 тысяч. Топ-3 - это МВД, генеральная прокуратора, АДГСПК, все эти обращения попадают в госорганы и обрабатываются, они предоставляют ответы. Это как раз та площадка, через которую можно напрямую обращаться в государственный орган.

А.Олжабаева: Как вы считаете, это удобно?

А.Турысов: Я считаю, это очень удобно, не выходя из дома обратиться, потом второе, это же фиксируется в системе. То есть одно дело - ты письмом отдал в канцелярию и непонятно дошло или нет. Другое дело, когда ты можешь прийти и посмотреть свой статус, получить ответ.

А.Олжабаева: А вот вы лично до того, как пришли в АО "НИТ", вы отправляли обращения, пользовались данной услугой?

А.Турысов: У меня не было такой ситуации, когда я вынужден был бы обратиться в госорганы по тем или иным вопросам, но самим egov я пользовался.

А.Олжабаева: По личным нуждам, когда вы в последний раз ходили в ЦОН?

А.Турысов: По личным нуждам в ЦОН я, наверное, ходил, если честно, в прошлом году.

А.Олжабаева: Стараетесь брать справки электронно?

А.Турысов: Насколько я помню, вопрос стоял по прописке. Данную процедуру онлайн не пройдешь. Все остальные услуги я получаю через egov (адресная справка). В целом, если честно, я тоже понимаю граждан, которые ходят в ЦОН, потому что иногда думаешь, проще пойти в ЦОН, чем зайти куда-то, но в ЦОНе раньше было очень много услуг, завязанных на ЭЦП. Сейчас 51 услугу мы можем получать при помощи одноразового пароля. То есть достаточно один раз прийти зарегистрироваться в базе мобильных граждан, свой мобильный номер, то есть идет подтверждение и все. Можешь зайти на портал, заказать услугу, тебе придет СМС. Я понимаю, что с этим есть осложнения, но тем не менее это необходимо в связи с информационной безопасностью. Потому что завтра, если кто-то взломает ЭЦП или подменит, кто будет за это отвечать? Важно бережно относиться к персональным данным. Пойти в ЦОН тоже важно, потому что подать заявку может любой, но подтверждение того, что вы это вы, может сделать сотрудник ЦОНа, который запишет в базу, подтвердит, и в дальнейшем, чтобы вы спокойно спали и понимали, что никто не зайдет и не будет пользоваться вашей услугой.

А.Олжабаева: Госуслуги переводите в электронный формат для удобства граждан, а сайты госорганов для чего хотите объединить?

А.Турысов: Сейчас ситуация такая, что есть 206 сайтов госорганов разных министерств, ведомств, подразделений, вплоть до акиматов районов и т.д. Стоимость сопровождения этих сайтов разная. Везде по-разному. При этом порой на сайтах госорганов неактуальная информация и невозможно получить достоверную информацию. Все это в комплексе большая проблема, мониторить, управлять этим очень сложно. Сейчас уже технология позволяет, мы будем делать единую платформу, где все сайты госорганов будем объединять в один, будем проводить работу, где мы сможем провести мониторинг контента, чтобы был правильный диалог. За счет этого будет оптимизация бюджетных средств. Это большой амбициозный проект, и мы думаем, что в будущем он сольется с egov и у гражданина будет принцип одного окна. От начала информации, то есть контентного содержания, заканчивая полностью госуслугой и сервисом на одном сайте - это принцип одного окна, чтобы гражданин знал, что, если зайдешь на этот сайт, всю необходимую информацию найдешь. Проект будет реализован в течение года.

А.Олжабаева: Сейчас данные ведомств разнятся. У всех своя база. У одних одна цифра, у других другая.

А.Турысов: Бывает и такое. Конечно, за все госорганы я отвечать не могу, у каждого по-разному актуализация идет. Но тем не менее мы видим, что сейчас госорганы интегрируются друг с другом. В итоге происходит так, что такая большая паутинка между системами происходит. Теперь у нас есть проект Smart bridge, который призван по опыту Эстонии создать единый реестр. Ну, я так, утрируя, пример привожу. Этот проект очень важен, поскольку у нас сейчас одна интеграция, технически она занимает три месяца. Там тоже есть своя бюрократия, свое согласование. Но с помощью этого проекта мы планируем, чтобы такие вопросы решались хотя бы в течение двух недель. Это очень важно для оперативности, для технического персонала, для того чтобы быстрее реализовывать те или иные сервисы и услуги, и актуализировать те или иные данные.

А.Олжабаева: А виртуальные консультанты? Как с ними ведется работа?  

А.Турысов: Сейчас VR очень популярен, тем более молодое поколение сейчас играет в Sony Playstation, подключают VR-очки. VR-консультант - ноу-хау он у нас есть, присутствует. 

А.Олжабаева: Он на двух языках ведет беседу?

А.Турысов: Да, на двух языках. У нас также есть Kenes-бот, вы звоните на 1414. Он, в принципе, снимает нагрузку. Мы его создали для того, чтобы типовые вопросы, которые есть у многих граждан, они снимались бы сразу, т.к. операторов у нас не так уж и много, а звонков очень много. Не дай бог там, получаются фейковые рассылки, такое тоже имеет место, то все, естественно, звонят нам и приходится гражданам где-то объяснять, давать пояснения. Это все нагрузка, которую тяжело спрогнозировать. Поэтому где-то мы развиваем и в этом отношении, накапливаем базу данных, чтобы на типовые вопросы вам ответил бот. Например, где ближайший ЦОН в таком-то городе.

А.Олжабаева: Как получить ту или иную справку?

А.Турысов: Да. Элементарные консультации. Также мы в Facebook запустили чат-бот. Он проработал в первой пилотной версии, чтобы посмотреть реакцию граждан на него. Граждане очень активно им пользовались и спасибо им. Они показали нам те или иные слабые стороны чат-бота. Мы сейчас его вернули на доработку. Поскольку многие стали не консультироваться, а обращаться именно с проблемами. Поэтому мы поняли, что надо этот чат-бот интегрировать со второй линией поддержки, где будет все-таки сидеть оператор и объяснит, или все-таки возьмет на контроль ту или иную проблему. Но мы это тоже скоро запустим, он будет консультировать по 33 госуслугам.

А.Олжабаева: Асет, спасибо вам за интервью. Желаем вам плодотворной работы, чтобы казахстанцы смогли получать госуслуги в электронном формате. В студии в гостях был председатель правления АО "Национальные информационные технологии" - Асет Турысов.

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
not findimage
Наверх