Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -3 ℃
  • Алматы, +2 ℃
  • Шымкент, +3 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

«Реорганизация электроэнергетической отрасли в ходе реализации программы «Нурлы жол»

  • Видео
Уважаемые пользователи!26 ноября в 14:00 в студии BNews.kz состоялась онлайн-конференция с участием вице-министра энергетики Республики Казахстан Бакытжаном Джаксалиевым на тему «Реорганизация электроэнергетической отрасли в ходе реализации программы «Нурлы жол».

Ведущая: Добрый день, уважаемые пользователи информационного портала Bnews.kz. Я рада приветствовать вас в режиме онлайн – конференции. В соответствии с планом нации в стране ведется серьезная реорганизация электроэнергетической отрасли. Необходимость повышения качества и надежности энергоснабжения требует дальнейшего развития энергетической инфраструктуры. У нас в гостях вице – министр энергетики Республики Казахстан Джаксалиев Бакытжан Мухамбеткалиевич. Здравствуйте! Очень рада приветствовать вас сегодня в рамках нашей студии. Спасибо, что выделили свободное время и посетили нас. Ну, и, перейдем непосредственно к вопросам. Известно, что электроэнергетическая отрасль Казахстана полностью покрывает потребности населения и экономики. Однако существует определенный дисбаланс, который выражается тем, что на севере много электроэнергии и вырабатывающих мощностей. А основные потребители находятся все – таки в южных областях. И именно для устранения этого дисбаланса Глава государства поручил заниматься строительством нового электроэнергетического высоковольтного моста «Север - Юг». Скажите, пожалуйста, на каком этапе находится реализация данного проекта?

Джаксалиев Б. Хорошо. Но коротко сначала надо отметить, что дисбаланса по сути как таковых в Казахстане нет по потреблению. И основные потребители, когда вы отмечаете что на юге, они такие же основные являются и на севере. Просто традиционно так сложилось, что генерация электрической энергии у нас в большей части происходит на северных электростанциях, которые используют дешевое топливо, и в связи с этим основная генерация у нас сосредоточена в северной части энергосистемы Казахстана. А в южной части энергосистемы есть своя генерация. Она достаточно хорошая, качественная, эффективная, прямо скажем. Но, однако, объемы потребления южной зоны энергосистемы Республики Казахстана несколько выше, чем потребления в этой зоне. В связи с этим в данную зону, безусловно, нужно поставлять электроэнергию. Это нормальное явление для энергетики. И во всем мире так делается. Где – то генерируется, куда – то поставляется, и от этого мы не говорим, что есть дефицит. Как вы правильно отметили, у нас дефицита электрической энергии нет. В связи с этим мы всегда отмечаем, что мы работаем над качественной подачей электрической энергии с полным удовлетворением всевозрастающего потребления. В частности, на юге страны у нас потребление имеет несколько увеличенные темпы роста. Это больше всего связано, так сказать, с более высокой концентрацией народонаселения, улучшение, чьих социальных аспектов в стране, естественно, обуславливает и рост потребления. И такой рост потребление на юге Казахстана значителен. И, естественно, собственный источник, как я у же говорил, не справляется с таким объемом потребления. Поэтому есть передачи электроэнергии с других регионов, в частности северные регионы. Сегодня это поставляется по существующим электролиниям передачи 500 киловольт. Две цепи по 500кВ это они проходят Экибастуз, Караганда, Балхаш до Алматы. Алматы безусловно связано с источниками Жамбылской , Южно-Казахстанской, Кызылординских областей. И вот, в связи с этим в южной части, это как раз Алматинская, Джамбульская, Южно-Казахстанская и Кзылординская области, на сегодняшний день не имеют дефицита электрической энергии. Но в то время мы всегда смотрим, какие перспективы у нас на рост употребления, и как рост употребления справляется таким спросом. И мы видим, что на юге Казахстана у нас разрыв между генерацией потребления будет увеличиваться больше. И соответственно, чтобы этот разрыв покрывать, необходим дополнительный транзит. Существующие северо-электрические линии на увеличение такого транзита не готовы в силу предельных своих мощностей передачи. В связи с этим настала необходимость реализация еще третьего транзита, и это значительно дешевле, чем сегодня на юге Казахстане реализовывает новые проекты строительства. И более того на севере Казахстана у нас очень дешевая электроэнергия. У нас есть такое терминологическое понятие, как «заперто». Иными словами передать его невозможно на юг, потому что полностью сети не пропускаются. В связи с этим было дано поручение Главы государства по реализации программы передачи дешевой электроэнергии севера на юг. И в рамках программы «Нурлы Жол» сегодня в стране осуществляется проект. Осуществляет этот проект АО «Кегог», строительство высоковольтной линии электрической передачи 500, 220 кВт. Экибастуз, Семей , Усть - Каменогрск - первый этап, и второй этап – это Семей, Актогай, Талдыкорган , Алматы. Таким образом, завершение строительства прогнозируется в 2018 году. Это позволит нам передать дополнительный объем электроэнергии для юга Казахстана. И тем самым, добиться устойчивого электроснабжения этих регионов. Ну, и кроме того, по маршруту прохождения этой линии будет предусмотрено средство новых подстанции. Это пять подстанции, простите, пожалуйста, подстанции Семипалатинск, Актогай , Талдыкурган 500кВт. И модернизация задействованных подстанций. Это подстанции Экибастуза, Усть-Каменогорска, Алматы. То есть, будет модернизация этих станции. То есть, поток электрической энергии на юге Казахстана увеличится. Видимо, надо сказать, на каком этапе мы стоим? Проект начал свою реализацию уже с 2014 года, и уже в 2014 году было построено порядка ста километров воздушных линии 500кВт по маршруту Экибастуз, Семей , Усть- Каменогрск. В 2015 году плановое необходимо 200 километров, когда я говорю, плановое, то есть, на сегодняшний день мы полностью контролируем этапы реализации этого проекта. И предусмотрено именно 200 километров реализации. Но мы уже сейчас четко видим, что это будет перевыполнено порядка двухсот пятидесяти километров. Подрядчики «Кегока» выполнят эту работу. Но здесь нас не успокаивают быстрые темпы строительства. Свои сложности имеют место быть. Поэтому надлежащий мониторинг реализации этого проекта постоянно проходят. Мы, тем более, понимая особую важность поручения Главы государства, стараемся все эти мероприятия выполнить в срок. И поэтому определенное опережение сроков нас не просто успокаивает, мы наоборот больше мобилизуемся.

Ведущая: Спасибо большое. Глава государства подписал закон Республики Казахстана о внесении изменении и дополнении в некоторые законодательные акты по вопросам электроэнергетики. Расскажите, что изменит данный закон, и когда вступит в действие?

Джаксалиев Б. На самом деле закон вступает в действие, как он и приписывает там сколько-то дней со дня опубликования, согласно законодательству. Но в то же время все нормы, которые предусмотрены, тоже имеют свою этапность. И они расписаны в самом законопроекте. А уже в законе, сегодня мы практически с госорганами завершаем надлежащее утверждение подзаконных актов. Надо сказать, все эти нормы лежат в той программе, которая проводит в Правительство по поручению президента «Сто шагов». И поэтому мы с особым вниманием относимся к тому, чтобы все эти поправки своевременно были внесены в законопроект, в закон, и были исполнены в рамках нормативно – правовых актов. И поэтому сейчас завершается эта процедура. Что за собой это влечет? За собой влечет, как мы ранее говорили, законодательство электроэнергии предусматривает введение так называемого рынка мощности. Рынок мощности - это такой инструмент, стимулирующий инвестировать в генерирующее строительство.Генерирующее строительство - это электростанция. Этот процесс собственно постоянен. Потому что, как понятно, строим мы станции. Станция имеет определенные физические и моральные износы. Постоянно нужна модернизация, и собственно, с учетом роста потребления нужно строить еще дополнительно новые электростанции. И мы, как известно, давно объявили себя страной рыночной экономикой. Нам нужны соответствующие инструменты, стимулирующие инвестиции, генерирующее строительство. То есть, инвестиции в развитии электрических станции. Вот таким образом, введенная законом модель рынка мощности - это как раз тот инструментарии, стимулирующий инвестировать энергетику собственно в строительство генераторов. С учетом в рамках обсуждении законопроекта, и с учетом того, что на сегодняшний день объемы потребления, темпы роста потребления несколько снизились в силу известных кризисных явлений в мире, Казахстан, как известно, высоко интегрирован в мировую экономику. Это очень хорошо даже, но тем не менее и негативные проявления складываются, и на нас объем употребления нашей экономики снизили. Темпы роста сохраняются на сегодняшний день. Это порядка одного процента роста потребления, скажем, в 2008 году эти темпы были порядка 7 – 8 процентов, и мы испытывали большие страхи, что энергетика не удовлетворит всевозрастающий объем потребления. И приняли новую программу, когда все электростанции cмогли инвестировать генерирующее строительство путем применения предельных тарифов. Сегодня создан значительный резерв генерирующих мощностей. Но этот процесс всегда должен продолжаться, и поэтому введен механизм рынка мощности. На сегодняшний период он, безусловно, является стимулятором в условиях, когда у нас значительный резерв создан порядка двадцати процентов от максимума нагрузок. Это мы мощностей больше имеем, чем необходимо, даже при максимуме нагрузок двадцать процентов позволят нам с уверенностью сказать, что рынок мощности, если мы его сдвинем на три года, а именно такое решение законопроектом предусмотрено. И ведение его будет с 2019 года. Это ни в коем образом не повлияет на нашу готовность генерировать необходимое количество электроэнергии. И собственно инвестировать в энергетику. Резерв здесь создан, но, тем не менее, это не должно нас расслаблять. И мы понимаем, что в 2019 году также определенные мощности будут, и нужно сделать новые генерирующие объекты рынок. Мощности должен быть. И вот поэтому законом предусматривается ведением рынка мощности с вводом в 2019 год. Кроме того, предусматривает ряд дополнений, которые будем так говорить, в нашей текущей деятельности просто необходимо. То есть, они не предусматриваются определенными нормативными актами. И необходимость была в уточнений их законопроектом, и сейчас законом уточнено. Вместе с этим еще и предусмотрены нормы, определяющие работу нашего комитета атомно - энергетического надзора. То есть, все на полочки расставлено. И полагаем, что собственно закон это серьезный шаг вперед для организации работы электроэнергетического комплекса. Вот, задачи у нас предстоят еще большие. Мы в следующем 2016 году также обратно инсценируем законодательные поправки в законы об электроэнергетики, предусматривающие оптимизировать наши условия на рынке электроэнергии. Но это, прежде всего, касается, что проведенная приватизация еще на рубеже нашей независимости привела к тому, что у нас очень разветвление сети. Ну, тот период имел место быть. Они и сейчас разветвлены. К сожалению, их отдельные участки до потребителя имеют разных собственников, и э то определяет, что у нас по сути реки этих региональных электро передающих кампании по количеству порядка двадцати. А на самом деле электро передающих кампании РЭК у нас более ста, из которых только сорок в Карагандинской области. И получается так, что потребитель, покупая электрическую энергию, платит станции за электро энергию, как за товар. И энерго передающим организациям за ее транспорт. И в энерго передаче принимает участие скажем «Кегог», Карагандинский РЭК. За Карагандинским РЭК- ом еще ряд собственником, которые действительно устраивают сети, и естественно, им придется платить за эту передачу. Установлен свой тариф. Имеются свои издержки. Но, когда мы суммарно смотрим издержки по передаче, они становятся, настолько велики, что на самом деле требует их оптимизации. Оптимизация в части приведения все-таки к одному или к двум, скажем, энергопередающим компаниям. И известно удельно составляющие затраты такой передачи электроэнергии. Они снизятся, тем самым, вот этого механизма уже законодательно закрепив, мы решаем вопрос снижения объективно. Снижение стоимости электроэнергии у потребителя за счет снижения составляющего транзита. Вот такой механизм сегодня в рамках законопроекта отрабатывается. Рабочая группа есть, и со всеми заинтересованными госорганами, неправительственными организациями.

Ведущая: То есть, это очень комплексная работа?

Джаксалиев Б. Да, комплексная работа. Серьезная работа, что можно сказать, на самом деле или у каждой энергопередающей организации есть свой собственник. А у нас в законодательной Конституции предусмотрено право собственности. Это незыблемое. Это, естественно, механизм. В то же время этот собственник порой не выполняет функциональных нагрузок, которую он должен иметь при организации эксплуатации оборудования передачи электрической энергии. И мы в данном концепций законопроекта предусматриваем усиление этих функциональных обязательств пользователя. И соответственно понятно, что маленькая энергопередающая организация, у нас даже есть энергопередающая организация, которая, по сути, имеет километры линии электрической передачи, и один трансформатор. Он имеет моральное право говорить о том, что в конце сидит потребитель. Соответственно электроэнегрии, проходящие по его сетям, фактически осуществляют транзит, и соответственно, он имеет право на этом зарабатывать. И при этом он ничего не делает по усовершенствованию этого транзита, не обслуживает сети. Скажем, он просто сидит, получает свои доходы. Да, конечно, не ко всем можно отнести, но имеет место быть. На достаточном большом количестве так называемых энергопередающих организации, которые в свое время приватизировали, и их надо оптимизировать. И здесь разделение в чем? Просто забрать собственность Конституцией невозможно. И поэтому мы хотим говорить, что в этом случае собственник этой сети должен выполнять свою функцию по энергопередаче с ее содержанием линии и ведение надлежащего контроля эксплуатации. У него должна быть своя инженерная группа, диспетчерская, наконец, режимы соблюдать, в конце просто профессиональная квалификация должна соответствовать им. Если ты не соответствуешь, ты просто не имеешь право заниматься деятельностью по электропередачи. И при том, он собственник. Вот тогда надо принимать решение, как собственность передаст более мощной кампании. То есть, укрепление должно быть. Но вот здесь в рамках кооперативного предложения они должны укрупняться. Здесь быть может, не возникнет мотивация, такого укрепления, тогда он может разобрать сеть, чего тоже не позволительно. Там сидят конкретные потребители, и электроснабжение не должно быть сокращено. В этих условиях мы говорим, что предусмотрен механизм ответственности за прекращение энергопередачи, либо даже и разрушение этих сетей. Может быть и такое, потому что коль он, так сказать, выходит с рынка разобрать свои линии, и как металлолом продать, сегодня мы рассматриваем исключение такой колеи.

Ведущая: Спасибо большое за такой комплексный, обширный ответ! И в завершении хотелось бы задать вопрос о теме атомной электростанции. Сейчас тема почти не обсуждается, однако вопрос есть. И хотелось бы узнать, будет ли у нас собственная АЭС? Если да, то где она будет находиться, и кто будет заниматься ее строительством?

Джаксалиев Б. Что можно здесь сказать? Мы страна, которая хочет быть в тридцатке лучших стран мира. Понятно, что имея такие амбиции, мы должны четко понимать, а кто в эту тридцатку вообще-то входят? И когда мы смотрим, любая страна, имеющая атомную электрическую станцию, она качественно демонстрирует, что есть у нее интеллектуальные, технические , организационные, финансовые, политические, наконец, идеологические возможности реализации столь крупного проекта. Не просто реализации, а проведения безопасной эксплуатации. Это очень очень важно. Думаю, мы не преследуем цель, что именно там построим, чтобы в тридцатку вошли. А именно, имея в виду наши ресурсы. А наши ресурсы по уранодобыче, мы лучшие в мире, самые высокие показатели. А урановым запасом мы вторые в мире, и соответственно, имея дешевые топливные ресурсы в виде урана и не использовать их? Мы энергетики считаем, по меньшей мере, нерачительное использование. Сегодня у нас семьдесят шесть процентов производятся на угольно – электрических станциях. А как известно, это большой загрязнитель окружающей среды. Кроме того приняты международным сообществом обязательства по ограничению углеродного загрязнения, которые имеют место быть. Сейчас это бурно обсуждают в Париже. В ближайшее время будет большой экологический симпозиум. И все направлены на снижение воздействия на загрязнение окружающей среды, которые, по сути, становятся глобальной проблемой жизнедеятельности человека, и обеспечения продуктами питания, наконец. Многие страны у нас из – за общего потепления просто прекратят свое существование, просто затопят другие страны в силу не исполнения вот этих обязательств. Значит, будут иметь экономику, которая неподъемна обратно же для самих же потребителей. Поэтому здесь нужно достаточно эффективно подойти комплексно к этому вопросу. И мы видим, что атомная электростанция это один из инструментариев получением экологически чистой энергии. И кроме того, эксплуатация атомной электростанции дешевле, чем эксплуатация угольной электростанции. И, естественно, себестоимость электрической энергии на атомной электростанции будет ниже. Это даже в значительно обычных условиях. А когда станция будет окуплена, будет еще существовать долгое время и долгие десятилетия, и продавать очень дешевую электрическую энергию. А для этого мы видим, что нам необходимо завершить наши работы по подготовке ядерного топлива законченного цикла, не только добычей заниматься. Поэтому мы сейчас со своими партнерами, это, прежде всего, французами, россиянами, китайцами, ведем технические переговоры на создание таких производств по изготовлению тепловыделяющих сборок. То есть, таблетки твеллы, тепловыделяющие сборки, которые могут не только на нашей станции, но и экспортировать и на станции в другие страны. Таким образом, мы собственно и демонстрируем нашу высокую готовность. Конечно, мы видим, атомная электростанция не будет, сегодня мы сказали, а завтра будет. Это большой этап разработки, безопасной эксплуатации. Это, прежде всего и сам проект, и еще место его размещения или их размещения. Безусловно, они в Казахстане должны быть с учетом той мировой практики безопасности. Я думаю, энергетики, во всяком случае, пережили перемены профессиональных энергетиков. Я имею в виду, какие - то вопросы, споров о необходимости атомной электростанции. Ясно, что она должна быть. Другое дело наше общество надо подтянуть, к этому вопросу, надо подходить открыто к этому.

Ведущая: Чтобы у людей складывалась правильное мнение?

Джаксалиев Б. Да! И только после этого мы уверенны на успех тех программ, которые мы для себя строим. Однозначно могу сказать, что в ближайшие десять лет атомную электростанцию у нас просто невозможно построить. Таким образом, у нас есть время. Но не так много. Если мы не будем это делать, то мы будем отставать от мировых процессов технического развития, в частности, в энергетике, что для Казахстана допустить не можем. И поэтому если мы не сделаем, то будущее поколение обязательно реализует эти, я бы не сказал, амбициозные планы по строительству чистой энергетики.

Ведущая: Спасибо большое, Бахытжан Мухамбеткалиевич, за такой разговор. За открытый диалог. К сожалению, время пришло к концу. Желаю достижения всех поставленных целей и задач.

Джаксалиев Б. Спасибо. Спасибо и вам. Надеюсь, мы будем встречаться в студии.

Ведущая: Обязательно. А вам, дорогие пользователи, напоминаем, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего доброго. До свидания!

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
not findimage
Наверх